Урок русского языка в 10 классе по теме: "Синтаксическая синонимия"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Клокова Елена Федоровна

Урок содкржит алгоритм преобразования придаточного определительного в причастный оборот и знакомит учащихся с заданием А 6 итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синонимия

Репортаж с места событий

        6 апреля а 10 А класс совершил решительный забег из области «Лексика» в область «Синтаксис». Там спортсмены встретились с придаточными определительными предложениями, которые запросто преобразовывались в причастные обороты. Пришлось с ними побороться, но десятиклассники вышли из схвати победителями. В перспективе – матч с придаточными  обстоятельственными.

В финале соревнований произошла небольшая потасовка: расхватывали домашние задания!

Спортивный комментатор

Артур Галимов



Предварительный просмотр:

А 6 В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?

Вариант 1 (2012).

  1. Каждый год летом открывалась знаменитая Нижегородская ярмарка, которая принимала людей со всей России.
  2. Ученые ежегодно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
  3. Из пчелиного яда вырабатывают препараты, которые применяют в медицине для нормализации работы суставов, мышц, кровеносных сосудов, периферической нервной системы.
  4. Ведущий программы представил зрителям игроков, которые пожелали принять участие  в нелегкой борьбе за звание знатоков отечественной истории.

Вариант 2 (2012).

  1. Московское Училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933 году, называли иногда второй академией художеств.
  2. Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого когда-то видел.
  3. А.И.Куинджи был из тех мастеров, которые умели запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
  4. В.И.Даль – человек удивительной судьбы, который много сделал для прогресса российской науки и культуры.

Вариант 3 (2012).

  1. Поэт должен уметь передать настроение, которое пробудило в его душе созерцание природы.
  2. А.Х.Востокова, который вписал немало ярких страниц в историю русского лингвистической науки, уважительно называют отцом славянской филологии.
  3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
  4. Репетиции спектакля юные актеры проводили в квартире Дмитрия Сергеевича, который жил тогда в Плотниковом переулке.

Вариант 4 (2012).

  1. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.
  2. В собранных П.М.Третьяковым портретах выдающихся деятелей науки и искусства, которые вызывают всеобщее уважение своими трудами и открытиями, живет духовная история России.
  3. Самые простые вещи, которые он использует, становятся в его рассказах поэтическими образами.
  4. Пока трудно рассмотреть лицо человека, который показался вдалеке на аллее сада.

Вариант 5 (2012).

  1. Художник показал красоту земли, которая дает людям бессчётные богатства.
  2. У Артемьева было серьезное лицо человека, который бережет свое внутреннее достоинство.
  3. Иногда на уроках учитель читал вслух свежие номера журналов, в которых он находил сведения о новых научных открытиях.
  4. Событие, который писатель положил в основу повести, произошло в действительности.

Вариант 6 (2012).

  1. Существуют три основных проблемы, которые определяют значимость проекта.
  2. Первым чувством, которое испытал Нехлюдов после пробуждения, было сознание каких-то грядущих перемен.
  3. На всех четырех островах, которые одинаково плотно заросли тропическими пальмами, царило уютное благополучие.
  4. Российские ученые предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.

Вариант 7 (2012).

  1. С 1923 года В.В.Алёхин руководил в МГУ кафедрой геоботаники, которая была создана по его личной инициативе.
  2. Всё творчество писателя Евгения Носова и есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.
  3. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке ученые, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
  4. В семейном архиве есть письмо актёра Щепкина, который с душевной болью сообщает о закрытии театра в Тифлисе.

Вариант 8 (2012).

  1. В качестве аргументов в споре могут быть использованы факты, которые убедительно подтверждают нашу позицию.
  2. Совестливый человек – это порядочный, честный человек, который имеет чувство достоинства и справедливости.
  3. На протяжении всей своей жизни И.И.Шишкин постоянно приезжал в отчий край, в котором словно черпал новые творческие силы.
  4. Солнце и все тела, которые вращаются вокруг него, образуют Солнечную систему.

Вариант 9 (2012).

  1. В глубоком пространстве между небом и морем носились волны, которые одна за другой взбегали на песчаный берег.
  2. В иллюминаторе самолета видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.
  3. Широкое применение находят сплавы на основе титана, которые характеризуются высокой химической стойкостью.
  4. Технологические свойства металлов выявляются путём испытаний, которые называют технологическими пробами.

Вариант 10 (2012).

  1. Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.
  2. В 1856 году творческие интересы Шишкина, который выделялся среди товарищей несомненным талантом, определились окончательно.
  3. Дорога, которую указал Пугачев, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других.
  4. Девятая симфония Бетховена служила образцом для художников эпохи романтизма, которые были увлечены утопией синтетического искусства.

Вариант 11 (2012).

  1. Нередко художник-витражист наносит на поверхность стекла черные линии, которые дополняют его рисунок.
  2. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
  3. В Каракумах нет мельчайшей пыли, которая в предгорьях Средней Азии образует туман.
  4. Степные реки состоят из цепи омутов или небольших глубоких и прозрачных озер, которые соединяются между собой перекатами.

Вариант 12 (2012).

  1. С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.
  2. Солнечная энергия, которая падает на фотосинтезирующие органы растений, аккумулируется во вновь образующихся органических соединениях.
  3. Ученые предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
  4. Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, которые возводились во славу Рима.

Вариант 13 (2012).

  1. Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.
  2. Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
  3. В конце XIX века имение приобрел купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.
  4. Мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовала московского земство в 1891 году, во многом обязано своим существованием С.Т.Морозову.

Вариант 14 (2012).

  1. Нужно научиться быть благодарными природе за ту красоту, которую она нам дарит.
  2. С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.
  3. Степные реки состоят из цепи омутов или небольших глубоких и прозрачных озер, которые соединяются между собой перекатами.
  4. Девятая симфония Бетховена служила образцом для художников эпохи романтизма, которые были увлечены утопией синтетического искусства.

Вариант 15 (2012).

  1. В древнерусском языке слово дом, которое обозначало и хозяйство, и семью, и домочадцев, было очень важным.
  2. В 1882 году Виктор Михайлович Васнецов встречался с художниками из славной плеяды передвижников: Репиным, Поленовым, Суриковым, которые оказали большое влияние на творчество художника.
  3. Гравёр Пожалостин – один из лучших русских гравёров, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции, в Англии.
  4. Предложения, которые в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств, образуют самостоятельное, целостное и законченное сообщение.

Вариант 16 (2012).

  1. В последние десятилетия ХХ века в отечественной литературе о подростках появилось много замечательных произведений, которые и сегодня не оставляют читателей равнодушными.
  2. Известно два перевода баллады Бёрнса «Джон Ячменное Зерно», в основу которой положена старинная народная песня.
  3. Э.По создал семьдесят рассказов и повестей, которые оказали огромное влияние на развитие всей мировой литературы, на творчество многих писателей.
  4. Толчком для создания романа «Робинзон Крузо» послужил очерк, который рассказывал о судьбе одного английского моряка – Александра Селькирка.

Вариант 17 (2012).

  1. Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.
  2. В 1856 году творческие интересы Шишкина, который выделялся среди товарищей несомненным талантом, определились окончательно.
  3. Дорога, которую указал Пугачев, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других.
  4. Девятая симфония Бетховена служила образцом для художников эпохи романтизма, которые были увлечены утопией синтетического искусства.

Вариант 18 (2012).

  1. Даниэль Дефо (1660 – 1731) – английский писатель, роман которого знает весь мир.
  2. На краю Мещёрских лесов, недалеко от Рязани, лежит село Солотча, которое прославилось своими реками и сосновыми борами.
  3. Сад был заглохший, весь в сирени, в одичалом шиповнике, в яблонях и кленах, которые покрыл мох.
  4. И сейчас метеорологи в своих предсказаниях погоды опираются на некоторые народные приметы, которые дают довольно точный прогноз.

Вариант 19 (2012).

  1. Лет сто тому назад на улице Московской в Курске располагалось двухэтажное здание, на фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская Н.П.Левашкевича».
  2. Борис Шергин – «писатель души, сердца», который раскрыл идеи братства, красоты, взаимовыручки.
  3. Интересно оригинальное расположение легких ажурных балконов башни, которые создают воздушный переход из одной части дома в другую.
  4. В открытии выставки участвовал внук известного кондитера О.В.Левицкий, который стал архитектором.

Вариант 20 (2012).

  1. С 1923 года В.В.Алёхин руководил в МГУ кафедрой геоботаники, которая была создана по его личной инициативе.
  2. Всё творчество писателя Евгения Носова и есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.
  3. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке ученые, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
  4. В семейном архиве есть письмо актёра Щепкина, который с душевной болью сообщает о закрытии театра в Тифлисе.

Вариант 21 (2012).

  1. Социолингвистика – раздел общего языкознания, который изучает общественную обусловленность функционального развития языка.
  2. Голос природы слышался мне в пении дрозда, который тысячу лет тому назад приветствовал то же самое солнце.
  3. По библейской легенде жители древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была достигнуть неба.
  4. Басни Крылова явились совершенно новым явлением в русской литературе по отношению к басням Сумарокова, которые были написаны в традициях классицизма.

Вариант 22 (2012).

  1. Конспектирование – вторичный жанр научного стиля, который представляет собой письменную фиксацию основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста.
  2. Орден Святого Андрея Первозванного, который выдавался только в редких, исключительных случаях, был учреждён Петром I в 1698 году.
  3. Монголия – самое большое государство мира, которое не имеет выхода к морю.
  4. Скептик – это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.

Вариант 23 (2012).

  1. На протяжении всей своей жизни И.И.Шишкин постоянно приезжал в отчий край, в котором словно черпал новые творческие силы.
  2. В 1885 году художник В.Д.Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, которые были привезены им из поездки на Восток.
  3. Бетховен продолжал общую линию развития жанров симфонии, сонаты, квартета, которая была намечена его предшественниками.
  4. Язык – это самая живая и прочная связь, которая соединяет все поколения в одно великое историческое целое – народ.

Вариант 24 (2012).

  1. Ф.И.Тютчев, который стал крупнейшим представителем русской философской лирики, написал свое первое стихотворение в одиннадцать лет.
  2. Комната, в которой лежал Илья Ильич Обломов, с первого взгляда казалась прекрасно убранной.
  3. Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.
  4. Пьеса Горького «На дне», которая была написана в 1902 году, изображала жизнь «бывших» людей.

Вариант 25 (2012).

  1. Из заграничной поездки Тургеневы вернулись в материнское имени Спасское-Лутовиново, которое находилось недалеко от Мценска.
  2. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, – это легкость ухода за ним.
  3. Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия Солнца.
  4. Крыша, которую покрыли гибкой черепицей, будет десятилетиями защищать дом от воды.

Вариант 26 (2012).

  1. Уникальным явлением в жанре эссе стал роман Герцена «Былое и думы». Который назван «эссеическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма».
  2. В наше время непрерывно растет объем информации, которая передается по глобальным линиям магистральной связи.
  3. Цель  реферата – передать основную, существенную, новую информацию, которая содержится в реферируемом документе.
  4. Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь равномерно, излучает электромагнитные волны.

Вариант 27 (2012).

  1. Математическая теория передачи информации многим обязана существованию простого выражения, которое является мерой свободы выбора в сообщениях.
  2. В наше время непрерывно растет объем информации, которая передается по глобальным линиям магистральной связи.
  3. В обширном арсенале средств современной медицины железо остается неизменным компонентом при лечении малокровия как средство, которое улучшает состав крови.
  4. Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь равномерно, излучает электромагнитные волны.

Вариант 28 (2012).

  1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистической традиции.
  2. Художественная роспись тканей – своеобразный вид оформления текстильных изделий, который уходит своими корнями в глубокую древность.
  3. Спор – это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.
  4. Художественный мир Мастера характеризуется рядом предметных деталей, которые приобретают символическое значение.

Вариант 29 (2012).

  1. Есть множество приемов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
  2. Есть люди, которые с самого раннего детства несут на себе какой-то отпечаток избранности.
  3. Железо входит в состав гемоглобина, который содержится в эритроцитах.
  4. По слухам, которые иногда доходят до нас, Ольга стала успешной предпринимательницей.

Вариант 30 (2012).

  1. Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы.
  2. Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит солнечная энергия.
  3. И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
  4. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой.

Ответы

Вариант 1 (2012).

2

Вариант 2 (2012).

3

Вариант 3 (2012).

3

Вариант 4 (2012).

1

Вариант 5 (2012).

3

Вариант 6 (2012).

4

Вариант 7 (2012).

3

Вариант 8 (2012).

3

Вариант 9 (2012).

2

Вариант 10 (2012).

1

Вариант 11 (2012).

3

Вариант 12 (2012).

3

Вариант 13 (2012).

2

Вариант 14 (2012).

4

Вариант 15 (2012).

3

Вариант 16 (2012).

2

Вариант 17 (2012).

1

Вариант 18 (2012).

1

Вариант 19 (2012).

1

Вариант 20 (2012).

3

Вариант 21 (2012).

3

Вариант 22 (2012).

4

Вариант 23 (2012).

1

Вариант 24 (2012).

2

Вариант 25 (2012).

2

Вариант 26 (2012).

4

Вариант 27 (2012).

4

Вариант 28 (2012).

3

Вариант 29 (2012).

1

Вариант 30 (2012).

4



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ________________________________________  Дата _____  

Тема: __________________________________________________________

Проблема: ______________________________________________________

_______________________________________________________________  

Группа: _________________________________________________________

Моя роль (должность):  ___________________________________________

Алгоритм преобразования придаточного определительного в причастный оборот:

  1. __________________________________________________________
  2. __________________________________________________________
  3. __________________________________________________________

Я справился с упражнением из учебника («3», «4» или «5») ____________

Тренажер ЕГЭ:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10

Я справился с упражнением тренажера («3», «4» или «5») ____________

Допишите определение. Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но сходные по значению. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Самооценка

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.

Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.

Почти все сделали без меня.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Методический сценарий  

Синтаксическая синонимия

(трансформация придаточного определительного в причастный оборот)

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет

 Русский язык

Ступень обучения и класс

 Старшая школа, 10 класс

Тема занятия/урока


Синтаксическая синонимия

Цель занятия/урока

Познакомить с явлением синтаксической синонимии. Научить трансформировать придаточное определительное в причастный оборот.

Подготовить учащихся к решению задания А6 ЕГЭ.

Ожидаемый учебный результат

– Мотивированное использование синонимов в устной и письменной речи;

– формирование навыков проведения лексического анализа синтаксических конструкций с учетом явления синонимии;

– умение ответить на вопрос А6 в формате ЕГЭ;

– обогащение словарного запаса.

Длительность занятия/урока

 Урок

Место проведения занятия/урока

 В классе на уроке

Ход занятия/урока

Работа по соотнесению синонимических единиц с понятиями «лексика» и «синтаксис».

Учащиеся убеждаются, что синонимия – понятие не только лексическое, но и синтаксическое.

Учитель помогает учащимся разграничить знание/незнание и сформулировать мотивацию/целеполагание.

Учащиеся выводят алгоритм преобразования придаточного определительного в причастный оборот.

Выполняя упражнение из учебника, учащиеся закрепляют приобретённое умение.

У них возникает необходимость дополнить определение синонимов.

На экран выводится вариант 1 тренинга ЕГЭ (А6). Учащиеся подбирают к каждому предложению синонимический вариант. Там, где это не получается, находится ответ на вопрос задания: «В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?»

 Используя этот наглядный пример, учитель рассказывает о градационных рядах синонимов.

Учащиеся отрабатывают новый материал, выполняя  задание тренажера ЕГЭ (А6).

В заключительной части урока учитель обсуждает с классом результаты выполнения задания, обращая внимание на умение распознавать

На дом учащимся дается несколько вариантов заданий по выбору.

Заканчивается урок рефлексией, учитывающей полученный результат и перспективу дальнейшего изучения этой обширной темы.

Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, «включения» учащихся в учебную деятельность

Задание 1.

На доске закрепляются карточки-синонимы к глаголу УЧИТЬ. Учащимся предлагается соотнести синонимические единицы с понятиями «лексика» и «синтаксис». Они убеждаются, что синонимия – понятие не только лексическое, но и синтаксическое.

Примечание:

А) запоминать, развиваться, изучать – лексические единицы;

Б) приобретать знания (словосочетание) – единица синтаксиса;

В) который изучает синонимию (придаточное определительное) = изучающий синонимию (придаточный оборот) – синтаксические конструкции.

Материалы, служащие для первичного закрепления и/или применения изучаемого материала с четкой формулировкой учебной задачи

Задание 2.

Придаточные определительные предложения замените обособленными определениями (упражнение № 388 из учебника Гольцова Н.Г.).

Задание 3.

В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом? (Тренажер ЕГЭ – А6).

Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся, в т.ч. оценочные листы и листы продвижения по заданию, для самооценки и рефлексии

Учебный модуль, включающий в себя целеполагание, алгоритм преобразования придаточного определительного в причастный оборот, результат тренировочного тестирования, работу с определением синонимии, текущий и итоговый самоконтроль.

Классы учебно-познавательных
и учебно-практических задач, решаемых
на уроке (занятии)

 Приобретение знаний

 Освоение знаний: первичное и повторное

Организационная модель использования ИКТ

 одно компьютеризованное рабочее место (учителя)

 мобильный класс или компьютеризованные рабочие места учащихся (обеспечивающие возможность индивидуальной работы или работы в парах)

 компьютеризованные рабочие места в школе или дома

Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ

Инструменты и средства ПК и общепользовательские универсальные инструменты (стандартное программное обеспечение):

 текстовый редактор

 поисковые сервисы Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка 5 класс "Синонимы"

В технологической карте урока прослеживается деятельность учителя и обучающихся на всем протяжении урока. Обучающиеся с опорой на ранее полученные знания изучают тему  " Синонимы", а затем закреп...

Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"

На  уроке  отрабатывается  алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка"  урока - дидактический  материал  подобран из  книги В.Губарева...

Урок русского языка по теме"Лексические и стилистические синонимы.Их роль в тексте."

В уроке даётся понятие о лексических и стилистических синонимах,оттенках их значений.Вводится понятие контекстных синонимов и объясняется их роль в тексте....

Урок русского языка 5 класс "Синонимы"

    Презентация к уроку даёт детям чёткое определение синонимов; знать о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; о роли синонимов в с...

Урок русского языка 5 класс "Синонимы"

Данный урок будет незаменимым при изучении раздела "Лексика",5 класс....