практико-значимый проект
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Практико-значимый проект на тему "Эти удивительные имена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл практико-значимый проект26.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ  ВПО «Московский государственный областнойсоциально – гуманитарный институт»

Факультет повышения квалификации и переподготовки

Практико-значимый проект

Рабочая программа факультативногокурса по русскому языку (34 часа)

Выполнил:  учитель русского языка и литературы

Коломенского района

МОУ Индустринской ООШОШ

Беглецова Евгения Владимировна

Проверил:

к.филол.н., доц. Метликина Л.С.

к.филол.н., доц. Капырина Т.А.

        

г.Коломна

2013 год

 Пояснительная записка.

Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для  6 класса.

Цель данной программы:

  - развивать у учащихся интерес к своему имени, его происхождению, к истории названий городов, рек, сел и т.п.

  - познакомиться  с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён;

  - рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией,      литературой);

Задачи:

- приобщение к поисковой деятельности, упражнение собственных познавательных сил;

     - анализ неразрывной связи народа с его языком, отражённым в собственных                     именах, воспитание патриотических чувств;

                          Программа рассчитана на 34  часа, в том числе на практическую работу в количестве 3 ч, на контрольные работы 4 ч.

                           Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов :  литература, компьютерное оборудование, дидактич.матер. и т.д.)

                            Характерные для факультативного курса формы организации учебная деятельность( парная, групповая, экскурсии).

                            Специфические для данного курса формы контроля:  текущий контроль, с.р )

  Требования к результатам освоения учебного курса обучающимися с описанием планируемых предметных, личностных и межпредметных результатов. Учащиеся должны знать историю своего имени, его происхождение,  историю названий городов, рек, сел и т.п, которые находятся в Коломенском районе, в Московской области;

 - знать, что такое ономастика как наука; связь ономастики  с другими науками (географией, историей, астрономией,      литературой);

- понимать неразрывную связь  народа с его языком, отражённым в собственных именах, быть патриотами своей страны;

Календарно-тематический план

Месяц

(неделя)

Тема

Кол-во часов

Организационные формы

Формирование универсальных учебных действий

Сентябрь

2, 3, 4 неделя

Ономастика как наука

Ономастическая наука.

Ономастика как наука и как совокупность собственных имён.

Разряды имён собственных.

Антропонимы, топонимы, космонимы, этнонимы

, теонимы, зоонимы, ктематонимы.

Ономастика и другие науки.

Межредметные связи: имена собств. и литература,

 география, история, астрономия.

3

Лекция учителя, беседа.

Познавательные

Коммуникативные

Октябрь 1, 2, 3 , 4 неделя; ноябрь 1, 2, 3, 4 неделя, декабрь 1 неделя

Имя человека

Понятие об антропониме.

Антропоним – собственное имя человека,

антропонимия – совокупность антропонимов.

Сходство и различие в системах именования человека у разных

народов.

Русская трёхчленная модель именования (фамилия, имя,

отчество и её происхождение).

История русских имён, отчеств, фамилий, прозвищ,

псевдонимов.

Имена византийско-греческого происхождения.

Состав имен византийско-греческого происхождения по

 языкам-источникам.

Состав современных мужских и женских русских имён.

 Имена традиционные (церковные, календарные), имена новые,

 имена заимствованные.

Мотивы выбора имён для новорождённых.

Календарные и церковные праздники, семейные традиции, кумиры,

 исторические деятели и события.

Формы личных имён, их стилистическая окраска.

Имена полные (официальные, паспортные), сокращённые,

ласкательные, пренебрежительные.

Склонение русских и иноязычных фамилий, имён, отчеств.

 Правописание, произношение (орфоэпия) антропонимов. 

Использование антропонимов в речи.

Уместность использования конкретных моделей и форм

 антропонимов при именовании       человека и культура речи.

9

Групповая работа, беседа, лекция учителя, работа в парах, проектная деятельность.

Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные

Декабрь 2, 3, 4 неделя; январь 1, 2, 3, 4 неделя; февраль 1  неделя

Географические названия

Понятие  о топониме.

Топоним, топонимика, топонимия.

Виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта.

Названия рек, озёр морей и др. (гидронимы), названия гор ,долин,

низменностей и др. форм рельефа (оронимы), названия городов,

 сёл, деревень (ойконимы). Микротопонимы.

Разновидность возникновения дошедших до нас топонимов.

Разная языковая принадлежность топонимии современной

 России.

Изучение топонимии.

Изучение топонимии – путь к познанию своего Отечества,

его «народно-поэтического оформления» (К.Г.Паустовский.)

Исторические названия.

Исторические названия – памятники нашей культуры.

Региональные микротопонимы.

Названия небольших, обычно мало известных географических

 объектов: оврагов, колодцев, земельных угодий и т.п.

Слово на карте родного края (исследовательская работа).

Имя нашего дома (название посёлка, улицы).

Орфография и орфоэпия топонимов.

9

Фронтовая работа, работа в статичных группах, лекция учителя, индивидуальный опрос, экскурсия.

Познавательные Коммуникативные Познавательные Регулятивные

Февраль 2, 3, 4 неделя Март 1, 2 неделя

Имена литературных героев

Своеобразие имени собственного в художественном 

 произведении.

Зависимость литературной ономастики (антропонимии,

 топонимии и т.д.) от реальной ономастики.

Имя персонажа.

 Имя персонажа как его особая образно-художественная

характеристика.

Имена основных персонажей произведений русских писателей.

Своеобразие имени собственного в художественном

произведении: эстетическая функция, использование в

 выразительно-изобразительных и стилистических целях.

Имя персонажа и жанр произведения.

Зависимость имени персонажа от жанра произведения,

 времени его создания, художественного направления

 изображаемого образа-персонажа.

Имена в произведениях для детей. Имена героев русских

былин и сказок.

 Своеобразие имени собственного в художественном

 произведении для детей: эстетическая функция,

использование в выразительно-изобразительных и стилистических целях.

5

Работа в статичных группах, обсуждение, индивидуальная работа.

Познавательные Коммуникативные Познавательные Регулятивные

Март 3, 4 неделя Апрель 3, 4, май 1 неделя

Названия звездного неба

Понятие о космониме.

Космоним, космонимия, космонимика.

Имена-космонимы.

Предметы околоземного и космического пространства,

обозначаемые собственными именами- космонимами: звёзды,

созвездия, планеты, кометы, астероиды и др. объекты звёздного

 неба.

Номинация  космических объектов.

Признаки называния (номинации)  космических объектов.

Мифы и легенды о происхождении космонимов.

Русские (славянские) и заимствованные названия. Небесная

 топонимия: названия на поверхности Луны, Марса, других

планет. Имена русских и зарубежных деятелей науки и культуры

на картах планет и в названиях других объектов звёздного неба.

Научная и народная косминимия.  

Связь научной космонимии с астрономией. Отражение

в народной космонимии истории народа, его языка и культуры.

5

Индивидуальная работа, обсуждение, работа в парах.

Познавательные Коммуникативные Познавательные Регулятивные

Май 2, 3 неделя

Другие разряды имен собственных

Другие разряды имён собственных.

Этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы.

Орфография и орфоэпия ктематонимов.

2

Лекция учителя, беседа, работа в статичных группах.

Личностные, коммуникативные

Май 4 неделя

Заключение        Крупнейшие представители русской ономастической науки.

А.М.Селищев, В.К.Чичагов, В.А.Никонов, О.Н.Трубачев, Э.М Мурзаев и др.

1

Проектная деятельность.

Познавательные, личностные

              Система контрольно-измерительных материалов освоения факультативного    курса, система оценки достижения обучающихся.

         Программа факультативного курса предусматривает развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль,  развитие у учащихся интереса к своему имени, его происхождению, к истории названий городов, рек, сел и т.п. Понимать, что такое  ономастика  как наука и как совокупность собственных имён. Заниматься

  поисковой деятельностью, уметь анализировать связи народа с его языком, отражённым в собственных  именах, воспитание патриотических чувств.

Критериями выполнения программы служит

  1. Развитие воображения
  2. Создание проекта
  3. Развитие самостоятельного творчества детей

Обучающиеся должны знать:

Основные понятия, необходимые для усвоения создания проекта и его анализа

Определения понятия ономастика и его особенностей

Определение терминов

Обучающие должны уметь:

Создавать  проекты, анализировать прочитанный текст

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов, создание проектов.

Формы итогового контроля и критерии их оценки:

Контроль уровня освоения ЗУН осуществляется на трех уровнях

  1. Текущий
  2. Промежуточный
  3. Итоговый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"

Данная работа поможет тем, кто занимается на курсах повышения квалификации, так как в ней представленны различные технологии образовательного процесса и практическое применение их, на примере Проекта-...

практико-значимый проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

В работе рассматривается понятие профессионального имиджа педагога, приводятся данные проведенного автором небольшого исследования о представлениях участников УВП о педагогическом имидже....

Практико-значимый проект"Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

Цель проекта: создание алгоритма формирования конфликтологической компетенции педагога как составляющей его профессиональной культуры...

Практико-значимый проект "Формирование правовой культуры подростков"

В настоящее время возросло число преступлений и правонарушений совершаемыми подростками. Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по числу таких преступлений.  Большое внимание в ...

Практико-значимый проект «Условия формирования благоприятного психологического климата в группе студентов»

Работа содержит рекомендации по определению и формированию благоприятного психологического климата в группе студентов, а также практические показатели его оценки с использованием ряда психологических ...