ГИА - 2013.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Гнездилова Ольга Николаевна

 

В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Пример­ные темы-цитаты (Темы-цитаты взяты в том числе и из книги «ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменаци­онные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько.М.: Национальное образование, 2012) можно  сгруппировали по следующим разделам:

•     Лексика и фразеология.

•     Лексика и грамматика.

•     Морфология.

•     Синтаксис и пунктуация.

•     Человек и его язык (речь).

•     Язык и речь.

•     Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Примерные темы-цитаты (Темы-цитаты взяты в том числе и из книги «ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько.М.: Национальное образование, 2012) можно  сгруппировали по следующим разделам:

  1. Лексика и фразеология.
  2. Лексика и грамматика.
  3. Морфология.
  4. Синтаксис и пунктуация.
  5. Человек и его язык (речь).
  6. Язык и речь.
  7. Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности.

Лексика и фразеология

«Слово — великое оружие жизни» (В.О. Ключевский).

«Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти» (Л.Н. Толстой).

«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К. А. Федин).

«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов).

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К.Г. Паустовский).

«Фразеологизмы — неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русского языка).

«Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия» (Л.Н. Толстой).

«Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта» (М.А. Шолохов).

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям» (В. Г. Короленко).

                                                              Лексика и грамматика

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают» (Г.В. Степанов).

«В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это — те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» (Л.В. Успенский).

 «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В. Успенский).

«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение» (И.И. Постникова).

 «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни» (Н. Г. Чернышевский).

«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский).

Морфология

«Имя существительное — хлеб языка» (Л.В. Успенский).

 «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они... выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А. А. Потебня).

«Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено"» (А. А. Реформатский).

«Русский язык... богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» (Л.Н. Толстой).

«Движение и его выражение — глагол — является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе» (А. Н. Толстой).

Синтаксис и пунктуация

«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М.Е. Салтыков-Щедрин).

«Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи» (А.С. Пушкин).

«Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» (Л.В. Успенский).

«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании» (И. И. Постникова).

«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль — функцию общения? Это синтаксис» (А. А. Реформатский).

«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса» (Б.В. Шергин).

 «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер"» (СИ. Львова).

«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Н.С. Валгина).

«Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл» (Г.Г. Граник, СМ. Бондаренко).

«Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства» (Г.Г. Граник, СМ. Бондаренко).

«Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» (К.Г. Паустовский).

«С какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя» (К.Г. Паустовский).

Человек и его язык (речь)

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» (И. А. Гончаров).

«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (Георг фон Габельенц).

«Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С. Лихачёв).

«Язык — это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи » (Поль Рикёр).

«Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык... он также как бы пронизывается этим способом выражения» (А.Н. Толстой).

Язык и речь

 «Язык, по самой природе своей, есть орудие общения» (В.Г. Короленко).

«Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой речи, что передаётся интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой» (Г.Г. Граник, СМ. Бондаренко).

«Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному» (А. С. Пушкин).

«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Б.Н. Головин).

«Язык — это то, что человек знает. Речь — это то, что человек умеет» (А. А. Мирошниченко).

«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение... И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» (М.В. Панов).

«Русский язык... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» (В.Г. Короленко).

«Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка — устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» (А. А. Мирошниченко).

«Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно» (А.Н. Толстой).

Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» (М.Н. Кожина).

 «Автор идёт от мысли к словам, а читатель — от слов, к мысли » (Н. Шамфор).

 «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано » (Е. В. Джанджакова).

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» (Г.Я. Солганик).

«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» (А. А. Зеленецкий).

«Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» (А. И. Горшков).



Предварительный просмотр:

Комментарии к цитатам

(По сборнику ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты.

Под ред. Цыбулько И. П )

Цитата

Комментарий

Примеры


1


В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения. Л. В. Успенский


Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью.


Лексическое и грамматическое явления.


2


Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.

Л. В. Успенский


Слово называет предметы и явления действительности, обозначает признаки и действия. Грамматика  изучает строй языка и его законы.  Наши мысли оформляются в предложение при помощи слов и по законам грамматики.


Лексическое и грамматическое явления.


3


Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла. К. А. Федин


Точность – такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм.


Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.


4


Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего. А. А. Потебня


Один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения.

Глагол в изъявительном наклонении обозначает действие, которое происходило, происходит или будут происходить.

Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось.

Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы, совета.

Таким образом, условное и повелительное  наклонения глаголов обозначают действия, предполагаемые в реальности.


Употребление глаголов в условном и повелительном наклонениях.


5


Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.
М. Е. Салтыков-Щедрин


Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.


Лексическое и синтаксическое  явления, обоснование пунктограммы.


6


Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев. Литературная энциклопедия


Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).

При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого действующего лица слов и выражений, ясность или запутанность построения фраз, характер произнесения (вопросы, восклицания, спокойное повествование и т.д.) – всё это также является средством характеристики персонажей.  


Содержание и структура реплик участников диалога.


7


Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Г. Паустовский


Предметы, образы, чувства и мысли передаются с помощью слова. Для точного выражения используются экспрессивная и оценочная лексика, слова различных лексических групп (синонимы, антонимы, архаизмы и др.), стилистически окрашенная лексика, фразеологизмы, тропы и фигуры речи.


Лексические явления, изобразительно-выразительные средства языка.


8


К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы? Б. Н. Головин


Языковые единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.

Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства.


Использование языковых единиц.


9


Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете. Л. В. Успенский


В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и  интонационную законченность.


Лексическое и грамматическое явления.


10


Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных. И. А. Гончаров


В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения  помогают понять характер говорящего / пишущего.


Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.


11


Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов.  А. А. Зеленецкий


Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут  усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов,  уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество),  передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.


Использование эпитетов.


12


Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. М. Н. Кожина


Труд читателя заключается в общении с писателем, при котором художественный текст становится понятным во всей своей многогранности. Речевая ткань (слова и грамматический строй) произведения помогает читающему понять сложный лабиринт мыслей, переживаний, оценок автора, проникнуть в мир образов его героев.


Лексические явления,  изобразительно-выразительные средства языка.


13


Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение.

И. И. Постникова


Каждое самостоятельное слово обладает лексическим и грамматическим значениями. Благодаря им слова объединяются в словосочетания и включаются в предложения, с помощью которых оформляется мысль говорящего (пишущего).


Лексическое и грамматическое явления.


14


Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». А. А. Реформатский


Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями).  Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания.  Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов.


Использование местоимений в тексте.


15


Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис. А. А. Реформатский


Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами.


Содержание и структура предложений (члены предложения,  обращения, вводные слова и  конструкции, виды придаточных предложений, предложения с чужой речью и др.).


16


Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». С. И. Львова


Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.  В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.


Функции знаков препинания.


17


Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли. Н. Шамфор


Всякая мысль связана с ее языковым выражением, делающим возможным существование мысли. Писатель при помощи точно подобранных слов, связанных грамматически, передаёт свои мысли, чувства и эмоции, представления о жизни. Воспринимая написанное, читатель понимает коммуникативный и эстетический замысел автора.


Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.


18


Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление. А. И. Горшков


Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией  предложений.


Изобразительно-выразительные средства языка.


19


Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса. Б. В. Шергин


Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания. Средства письменной речи:

- звучание слов передаётся с помощью букв,

- интонация автора передаётся с помощью знаков препинания,

- абзацный отступ, который помогает регулировать читательское восприятие,

- различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста.


Функции знаков препинания (многоточия, вопросительного и восклицательного знаков).


 20


Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании. И. И. Постникова


Соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, называется словосочетанием. Связь между словами выражается окончаниями зависимых слов, предлогами, союзами, интонацией.

Способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.


Способы связи слов и их выражение в словосочетаниях.


21


Языком  человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя. Георг фон Габеленц


Мысль выражается средствами языка в речи во всем ее составе, в том числе и в ее структуре. Благодаря языку человек может передать, что он думает, о чем он думает, как относится к тому, о чем думает. Путем передачи речи человек характеризует себя с разных сторон.


Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.


22


Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Д. С. Лихачёв


Язык является орудием выражения мыслей и чувств и служит важнейшим средством общения людей. Он  образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать об умственном развитии, моральном облике и характере человека.


Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.


23


Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано. Е. В. Джанджакова


При работе над текстом писатель пользуется  большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано).


Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.


24


Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы.

Г. Я. Солганик


Притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь (словесное выражение). Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном.  Художественный образ создаётся автором с помощью  лексических явлений и изобразительно-выразительных средств.


Лексические явления, изобразительно-выразительные средства


25


Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни. Н.Г. Чернышевский


Жизнь общества отражается в словах. Они живые свидетели исторических событий, развития науки, техники, культуры, изменений в быту. Но для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо установление логической связи между словами при построении предложений.


Лексическое и грамматическое явления.


26


Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах. И. Н. Горелов


Язык заключает в себе возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова, связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств.  


Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.


27


Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика. М.Исаковский


Словарный запас человека свидетельствует, насколько богата его речь. Грамотность включает в себя знание грамматических правил и применение их на практике – в устной и письменной речи.

Разделами грамматики являются морфология, изучающая формы слов и их грамматические функции, и синтаксис, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения. На основе грамматики разработаны орфография и пунктуация.


Лексическое и грамматическое явления,  обоснование орфограммы.


28


Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.

М. В. Панов


Язык – это не нагромождение звуков, слов, правил, а упорядоченная система языковых единиц. Каждая из них имеет разное назначение, строение, сочетаемость и место в системе языка. Язык дает нам возможность понять друг друга, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.


Употребление языковых единиц


29


Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей.

Л. Н. Толстой


Человека окружают предметы, для называния которых в языке есть специальные слова – существительные. Сообщения о действиях характеризуют предметы с помощью глаголов. Употреблённые в нужной форме, эти части речи способны связываться в словосочетания  и участвовать в создании предложений для передачи мыслей и чувств пишущего / говорящего.


Употребление форм имени существительного и глагола.


30


Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают.

Г. В. Степанов


Лексическое значение слова помогает понять смысл высказывания, а грамматика позволяет  связать между собою слова в предложении, чтобы выразить мысль.


Лексическое и грамматическое явления.


31


Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи. Поль Рикёр


Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира. Для этого употребляются слова, обозначающие различные предметы, признаки, действия, а также применяются правила, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли.


Лексическое и грамматическое явления.


32


Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства. Из учебника русского языка


В словарном составе современного русского языка существуют обороты речи, которые воспроизводятся в качестве готовых, сложившихся единиц. Это фразеологизмы. Образный, метафорический характер фразеологических единиц позволяет широко использовать их в неизменном виде как одно из важнейших средств для создания экспрессивности, выразительности текста.


Употребление фразеологизмов в тексте.


33


Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет. А. А. Мирошниченко


Язык – это система правил, законов. Изучая эти законы, усваивая правила, мы овладеваем теми нормами, которые существуют в языке. Речь – применение этих правил на практике, когда человек говорит, пишет, читает на данном языке или слушает и понимает носителя языка. То есть язык – это теория, а речь – применение теории на практике.


Лексическое и грамматическое явления.


34


Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью. А. А. Мирошниченко


Устная речь – звучащая, произносимая, неподготовленная.  Для неё характерны повтор мысли и слов, прерывистость и непоследовательность изложения, простые и неполные предложения, разговорные и просторечные слова и выражения. При восприятии устной речи для адресата важны интонация, темп и тембр голоса, жесты, мимика говорящего.

 Письменная речь – написанная, отредактированная. Для неё характерны нормированность (т. е. соблюдение грамматических правил и речевых норм), книжные слова, сложные развернутые предложения, часто с осложнёнными оборотами (обособленными членами, вводными словами и др.).


Лексическое и грамматическое явления.


35


Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. В. Г. Короленко


Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту – использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя


Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.


36


Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. Н. С. Валгина


Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста.


Функции абзаца.

Удачи на ГИА!

Использованные источники

ГИА 2013 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012. – 224с.

Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. –  464с.

Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012. – 319с.

http://www.gramota.ru 

http://www.slovarus.ru/ 

http://www.slovopedia.com 



Предварительный просмотр:

Лексические явления для аргументации

  1. многозначность;
  2. лексика с точки зрения стилистической окраски;
  3. слова одной тематической группы;
  4. лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
  5. лексика с точки зрения происхождения;
  6. лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
  7. синонимы,- антонимы;
  8. фразеологизмы;
  9. тропы (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола и др.).

Грамматические явления для аргументации

  1. слова указанных в цитате частей речи;
  2. словосочетания с разными видами связи;
  3. предложения по цели высказывания;
  4. предложения по эмоциональной окраске;
  5. однородные члены предложения;
  6. обособленные члены предложения;
  7. вводные слова и предложения;
  8. обращения;
  9. разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные);
  10. разные типы придаточных в сложноподчинённых предложениях;
  11. прямая речь;
  12. косвенная речь;
  13. диалог;
  14. синтаксические средства выразительности: -/ риторические вопросы;

риторические восклицания;

синтаксический параллелизм; анафора;

инверсия; •/ парцелляция;

многосоюзие /бессоюзие, градация;

•        знаки препинания, абзац.

Что такое язык и речь (чем они отличаются)

Язык

Речь

1. Орудие (средство) общения.

1. Само общение, язык в действии, процесс общения.

2. Отвлечён от конкретных жизненных ситуаций.

2. Конкретное применение языка в определённых жизненных ситуациях.

3. К языку неприменимы нравственные категории правдивости и ложности.

3. То, что высказано в речи, всегда бывает либо правдиво, либо ложно.

4. Язык нецеленаправлен.

4. Речь всегда направлена на достижение цели.

5. Язык абстрактен.

5. Речь материальна, конкретна.

6. Язык имеет уровневую организацию.

6. Речь линейна.

7. Язык потенциален, статичен.

7. Речь актуальна, динамична.

8. Язык ограничен определённым набором единиц, инвариантен.

8. Речь вариативна, её возможности широки, но не беспредельны.

9. Язык — результат коллективного опыта людей, он объективен.

9. Речь индивидуальна, субъективна.

10. Язык упорядочен.

10. Речь допускает элементы случайного.



Предварительный просмотр:

                                              Роль лексических явлений в языке.

АНТОНИМЫ:

  1. позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, 
  2. помогают высказать мысль с большей точностью, 
  3. делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:

  1. помогают избежать однообразия изложения, 
  2. разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
  3. позволяют всесторонне охарактеризовать образ, 
  4. помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, 
  5. позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
  6. позволяют тонко и красочно описывать явления,
  7. способствуют точности и ясности высказывания,
  8. дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

  1. служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
  2. делают речь яркой и убедительной,
  3. служат для передачи торжественности момента,
  4. служат для воссоздания исторической обстановки,
  5. служат средством речевой характеристики персонажа,
  6. используются для создания комического эффекта, иронии;
  7. помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
  8. подчёркивают достоверность сказанного,
  9. служат названиями реалий прошлых лет.

 ДИАЛЕКТИЗМЫ:

  1. помогают передать местный колорит, особенности речи героев.


СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ
:

  1. служат для обозначения предметов, признаков, действий.


СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  1. выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

  1. используется писателями как языковая основа произведения,
  2. употребляется в любых условиях общения,
  3. служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

  1. создаёт стилистическую окраску слова,
  2.  одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
  3. используется для словесной характеристики героя.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

  1. помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
  2. служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
  3. служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
  4. служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА:

  1. позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
  2. помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, 
  3. служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
  4. служат речевой характеристикой персонажей.

ЭПИТЕТЫ:

  1. усиливают выразительность, образность языка произведения;
  2. придают художественную, поэтическую яркость речи;
  3. обогащают содержание высказывания;
  4. выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
  5. создают живое представление о предмете;
  6. оценивают предмет или явление;
  7. вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  8. помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

  

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

  1. придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
  2. характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

  1. помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
  2. средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
  3. средство передачи монотонности и однообразия действий,
  4. повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
  5. средство выражения многократности или длительности действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 6 класс на 2013 - 2013 учебный год

расчитанный на 6 часов в неделю, 204 в год, п оучебнику И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Математика 6 класс, Учебник для образовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2007 г....

Рабочая программа по предмету «Алгебра и начала математического анализа» в 10-11 классах на 2012/2013, 2013-2014 учебные годы

Данная программа рассчитана на 272 учебных часа (136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе). В учебном плане для изучения алгебры и начал анализа на базовом уровне отводится 3 часа в неделю, 1 час...

Демо-версии ЕГЭ 2013! ... Демо-версии ЕГЭ 2013 на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/

Демо-версии ЕГЭ 2013! ... Демо-версии ЕГЭ 2013 на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/ ...

Анализ МО за 2012-2013 уч.гг и План работы на 2013-2014гг

Анализ работы МО учителей-предметников гуманитарного цикла...

Выступление на педагогическом совете школы 29 августа 2013 года Тема: «Анализ работы учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год»

1.Перспективы развития системы образования в современных условиях, внедрение педагогических и информационных технологий в образовательный процесс для повышения качества знаний учащихся.2. Работа...

Планы и анализ работы проблемно-методической группы (2012-2013, 2013-2014 гг)

Планы и анализ работы проблемно – методической группы  «Повышение мотивации учения и познавательного интереса учащихся в малочисленной школе»Предлагаю познакомиться с анализом работы проблем...

Справка о проведённых школьных олимпиадах по предметам естественно – математического цикла 2013 – 2014 учебного года. Олимпиады проведены с 10 октября по 23 октября 2013 года среди учащихся 5 – 11 классов.

Справкао  проведённых школьных олимпиадах  по предметаместественно – математического цикла2013 – 2014 учебного года.Олимпиады проведеныс 10 октября по 23 октября 2013 годасреди учащихся 5 – ...