Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме:
    Урок русского языка в 5 классе "Диалог, или Будьте вежливы"

    Лепаева Марина Владимировна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dialog_ili_budte_vezhlivy.docx31.7 КБ
    Файл dialog_ili_budte_vezhlivy.pptx812.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий урока русского языка в 5 классе «Диалог, или Будьте вежливы!»

    Учитель: Лепаева Марина Владимировна

                    Урок русского языка в 5 классе: « ДИАЛОГ, ИЛИ БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ!»

    ЦЕЛИ: 1. Продолжить знакомство учащихся с прямой речью.

    1. Учить правильно расставлять знаки препинания при диалоге.
    2. Учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог. 4.Обогащать словарный запас учащихся.
    1. Развивать навыки работы в парах.
    2. Развивать умение формулировать мысль, выбирать главное.
    3. Воспитывать культуру общения: привести учащихся к убеждению, что нужно быть воспитанным, обходительным и вежливым собеседником.

    ОТРАБОТАТЬ УМЕНИЯ: правильно определять границы реплик в диалоге, ставить знаки препинания, составлять диалог на заданную тему.

    ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа-проектор, презентация, DVD - диск с мультфильмом, рабочие тетради, учебник, тетради-справочники, карточки-схемы, карточки с индивидуальным заданием.

    ХОД УРОКА:

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Минутка приятных воспоминаний.

    - Предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.

    - Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.

    1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПРОШЛЫХ УРОКАХ
    1. Индивидуальная работа на карточках. (Приложение 1)
    2.  В это время для остальных учащихся устный фронтальный опрос по теме «Прямая речь и косвенная речь». Вспоминаем материал предыдущих уроков:

    Слайд 2

    - Что такое «прямая речь»?

    (Прямая речь - это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.)

    - Как на письме обозначается, выделяется «прямая речь»?

    (Прямая речь выделяется кавычками, первое слово ее пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.)

    1. Сравнение прямой и косвенной речи.

    Слайд 3 - записана фраза И.С.Тургенева двумя способами:

    1. «Русский язык - великий дар великому народу», - сказал И.С. Тургенев.
    2. И.С.Тургенев сказал, что русский язык - великий дар великому народу.

    Учащиеся читают, анализируют и делают вывод о том, что 1 фраза наиболее точная и выразительная, потому что в ней использована прямая речь.

    1. Работа с карточками-схемами (карточки изготовлены учащимися к предыдущим урокам и сейчас активно используются для оперативного контроля).

    (Учащиеся поднимают схему, которая строго соответствует предложению, озвучивают их, т.е. «читают» схему прямой речи.)

    Рабочий материал:

    1. Зайчик смотрит на меня и будто просит: «Не выдавай меня собакам!» А: «П!»
    2. «Пускай живет, зайчат уму-разуму учит,» - подумал я. «П,»-а.
    3. Я успел крикнуть ему вслед: «Только не беги!» А: «П!»
    4. «Почему вы выбрали это место?» - поинтересовался Иван. «П?» - а.
    5. Живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Порядочный человек». А: «П».
    6. «Среди вас не должно быть белоручек,» - сказал Витин дедушка. «П,» - а.
    7. Народная мудрость гласит: «Доброе слово лучше всякой ласки». «П,»-а.

    Дополнительным к этому является такое задание:

    - Придумать предложения именно на морально-этическую тему по примеру последнего предложения.

    1.  РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

    1. Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик. Фильм - «Подарок»

     -Мы посмотрели и прослушали небольшой разговор.

    -Сколько лиц участвовало в разговоре?

     (Двое: Лунтик и Кузя)

     - Какова была тема этого разговора?

     (Подарок для близкого человека)

    Основные понятия сегодняшнего урока:

    Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

     Реплика – слова каждого лица в диалоге.

    2. Постановка проблемы.

    - Как вы уже догадались, тема нашего сегодняшнего урока «Диалог». Но я вам предлагаю к концу нашего урока определить дополнительную тему, исходя из тематики упражнений и тем диалогов, рассматриваемых на уроке.

    3. Словарная работа. Запись в словарики

    Слайд 4 - Диалог - диа - два логос - слово (греч.)

    4. Работа с теоретическим материалом учебника п. 49 с. 103

    5. Знаки препинания при диалоге.

    1. Диалог на письме выделяется почти так же, как и прямая речь, но есть и отличия:
    2. отсутствуют кавычки;
    3. каждая реплика пишется с начала строки и перед ней ставится тире.

    Слайд 5

    1. ФИЗМИНУТКА.

    1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

    1. Работа с дидактическим материалом. (Приложение 2)

    Слайд 6

    - Прочитайте стихотворение, определите его главную мысль, рассмотрите особенности диалога.

    1. В каких репликах диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?
    2. Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?
    3. Как это отразилось в пунктуации диалога?
    4. Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.
    1. Работа с учебником. Упр. 245 (письменно) - самостоятельно, с последующей

    взаимопроверкой.

    1. Развитие речи. Ролевая игра. Составление устных диалогов.
    1. 1 группа  Упр. 248
    2. 2 группа  Упр. 246
    3. 3 группа  Упр. 249

     

    Рассуждение о необходимости использования в диалоге «слов вежливости».

     (См. учебник с. 105, Упр. 249)

    ( Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, вспомни слова пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. По окончании разговора не забудь попрощаться.)

    1. Решение речевых задач в игровой форме.

    Ученики выбирают карточки, на которых с обратной стороны написаны проблемные речевые ситуации. (Приложение 3)

    1. Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.
    2. Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.
    3. Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.
    4. Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?
    5. Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.

    Учащиеся обыгрывают эти ситуации, показав самое главное - как вежливо вести диалог.

    1. Работа с учебником ( Упр.274) – письменно.

    Разбираем диалог коллективно. Запись на доске первых двух реплик. Остальные предложения самостоятельно.

    1. ИТОГИ УРОКА.

    Слайд 7

    - Продолжите фразу: «Сегодня я узнал(а), что…

    - Чем отличается прямая речь от диалога? (см. на доске схемы знаков препинания при прямой речи и при диалоге )

     - Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?

    - Какие правила важно соблюдать при диалоге особенно с незнакомыми людьми, людьми старшего возраста?

    Слайд 8

    - Какие «волшебные» слова необходимо использовать в устном диалоге?

    - В начале урока я просила вас определить дополнительную тему урока. Какая это тема?

    («Нужно быть вежливыми», «Будьте вежливы» и т.п.)

    Слайд 9

    1. КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК.

    1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

     Слайд 7

    1. группа - Выписать отрывки из сказок, где встречается диалог.
    2. группа - Упр. 245 (вторая часть задания)

    Приложение 1

    _______________________________________________________________________

    Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.

    Незнакомец спросил с .рдито Который час. Мальчик испуг..нно прош..птал Не знаю.

    __________________________________________________________________

    Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.

    Смотрите, в неб . журавли закричал кто-то. Возвращайтесь к нам в..сной кр .чали вслед журавлям р..бята.

    ___________________________________________________________________

    Приложение 3



    1. Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.

    _________________________________________________________________

    1. Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.

    _________________________________________________________________

    1. Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.

    _________________________________________________________________

    1. Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?

    _________________________________________________________________

    1. Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.

    _________________________________________________________________

    Приложение 2

    АНАЛИЗ ТЕКСТА

    1. Прочитайте стихотворение.
    2. Определите его главную мысль.
    3. Рассмотрите особенности диалога.

    Ёж фонарик не включил

    Из лесной гнилушки

    И на ёлку наскочил

    Ночью на опушке.

    1. Как твои иголки? –

          Ёж спросил у елки.

    1. Все целы. А как твой нос?
    2. Целый! - Ёжик произнес.
    3. Извини! - промолвил Ёж,

     Еле сдерживая дрожь.

    - Извини и ты, сосед, -

    Ёлка скрипнула в ответ.

    Ёж и ёлка при ночной Встрече на опушке

     Не сказали ни одной Колкости друг дружке.

    1. В каких реплика диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?
    2. Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?
    3. Как это отразилось в пунктуации диалога?
    4. Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    5 класс

    Слайд 2

    Вопросы для повторения: Что такое прямая речь? Из каких частей состоит предложение с прямой речью? Какое место в предложении могут занимать слова автора и прямая речь? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит ПЕРЕД словами автора? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит ПОСЛЕ слов автора?

    Слайд 3

    « Русский язык – великий дар великому народу,» – сказал Иван Сергеевич Тургенев. И.С. Тургенев сказал, что русский язык – великий дар великому народу .

    Слайд 4

    Словарная работа ЗАПИШЕМ В СЛОВАРЬ: Диалог – « диа » - два, логос – «слово» (разговор двух или более лиц) Реплика

    Слайд 5

    Знаки препинания при диалоге 1 . А: «П.» А: - П. 2. «П,» – а. - П,- а.

    Слайд 6

    Вежливость… Ёж фонарик не включил Из лесной гнилушки И на ёлку наскочил Ночью на опушке. - Как твои иголки? Ёж спросил у ёлки. - Все целы. А как твой нос? - Целый! – ёжик произнёс. - Извини! – промолвил ёж, Еле сдерживая дрожь. - Извини и ты, сосед,- Ёлка скрипнула в ответ. Ёж и ёлка при ночной Встрече на опушке Не сказали ни одной Колкости друг дружке.

    Слайд 7

    Чему я научился сегодня на уроке? Как можно определить вторую тему сегодняшнего занятия?

    Слайд 8

    СЛОВАРЬ «ВОЛШЕБНЫХ» слов Пожалуйста Извините Будьте добры Спасибо До свидания Здравствуйте

    Слайд 9

    БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Заключительный урок русского языка в 5 классе "Путешествие в страну русского языка"

    Тема урока:     Повторение основных разделов русского языка за курс 5 класса.    Цели:    -проверить знания детей по основным разде...

    Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

    Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

    Урок русского языка в 5 классе "Как образуются слова в русском языке"

    Место урока в теме: изучение нового материала Тип урока: комбинированный урок Используемые учебники и учебные пособия:  Русский язык. 5 класс. под редакцией М.М.Ра...

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

    Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

    Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

    Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе, 170 ч. ("Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)

    Календарно-тематический план по русскому языку, 5 класс, 170 часов (Учебник "Русский язык", 5 класс. Авторы: . Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)...