Урок русского языка в 5 классе по теме "Ударение"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Пилипчук Марина Алексеевна

Данный урок относится к типу УНЗ . В его проведении сочетаются различные цели и виды учебной рботы, в частности: работа над пройденным материалом, усвоение, осмысление новой темы, выработка практических умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме

«Ударение»

Цель: Формирование у обучающихся представления о словесном ударении.

Данный урок относится к типу УНЗ

Задачи: 1.Образовательные:

а) Выявить особенности ударения в русском языке

б) Трудные случаи ударения в словах и формах слов.

в) Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

г) Смыслоразличительная роль ударения.

д) Развитие логического мышления, умение работать со словом и учебником

2.Задачи развития:

а) Развивать у учащихся познавательный интерес, речь через связаные ответы на вопросы.

б) Способствовать развитию творческих способностей

3. Воспитательные задачи:

а) Воспитание таких качеств как стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка.

Методы:

1.Эвристический метод

2.Метод беседы

3.Проблемный метод

Ход урока

Эпиграф: Ударение- поистине душа слова

Отнимите у слова ударение, и его не станет.

Поставьте неправильное ударение – разрушится слово.

 -Прочитайте эпиграф про себя.

- Теперь прочитаем его вслух.

- Почему я выбрала этот эпиграф?

- Какова тема урока?

- Запишем тему урока «Ударение»

Сегодня по моей просьбе ребята приготовили для  Вас сказку, внимательно послушайте и ответьте на вопросы:

1.Почему ударение назвали Волшебником?

2. Почему ударению слова отвели почетное место на совете и стали относиться к нему с большим уважением?

                                              Сказка Волшебник Ударение

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать,Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед
ЗамОки сказал:
– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение –это же просто черточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнею слога на первый, и исчез
ЗамОк,а перед взором всех предстал ЗАмок.
Слова зашумели. Тогда вышли вперед
БелкИ и сказали:
– Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.
Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог; все увидели, что перед ними живые грациозные
БЕлки. Слова стали возмущаться,стыдить Ударение, а оно продолжали доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился АтлАс,вместо КапЕль КАпель, вместо ДорОга –ДорогА, ГородА – ГОрода. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.

Беседа по сказке.

Объяснение нового материала.

-Что такое ударение?

-Откройте учебник русского языка В.В.Бабайцева (теория стр.49) и прочитайте определение ударения.

 Ударение – произнесение одного из слогов слова с большей силой и длительностью.

Слово состоит из слогов. Слоги неравноправны, один из них выделен по сравнению с соседним. Этот слог ударный, мы говорим, что на него падает ударение.

Работа с теоретическим материалом, записанным на доске.

Ударение.

1.Динамическое (силовое)

Ударный слог самый громкий. Такое ударение характерно для французского и английского языка.

2. Долготное

Ударный слог выделен длительностью произношения. Такое ударение характерно для новогреческого языка.

3. Музыкальное

Ударный слог выделен высотой и характером изменения тона. Такое ударение характерно для корейского, вьетнамского, китайского языка.

- Как Вы думаете, какое ударение характерно для русского языка?

Запись в тетрадь: для  русского языка характерно долготное и силовое ударение.

Важной приметой слова является место ударения. Выделяется:

1. Фиксированное (закреплено за определенным местом в слове)

а) Во французском и турецком языке ударение всегда падает на последний слог.

б) В финском, чешском, венгерском – на первый слог.

в) В польском языке – на предпоследний слог.

2. Нефиксированное ударение (свободное) характерно для русского языка.

- Вспомните, какое орфографическое правило связано с ударением? (безударная гласная в корне слова)

 Задание № 1

Прочитайте слова так, как их прочитает француз, а потом поляк: Щука, лилия , курица, кукушка, муха, рыба, малина.

-А теперь сформулируем и запишем в тетрадь особенности ударения в русском языке:

1. Свободное

Может падать на любой слог. Например, золото (1 слог), вода (2 слог), перевертыш (3 слог).

2.Подвижность

Способность изменять место в зависимости от формы слова. Например, сестра- сестры, спина-спину.

3. Изменчивость

С течением времени ударение меняет свое место в слове. Например, «Гремит музыка полковая» (роман в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкин), «Вертит очками так и сяк» (басня «Мартышка и очки» И.А.Крылов), «Ворон ни жарят, ни варят»(басня «Ворона и курица» И.А.Крылов).

Но произносить такие строчки нужно по – старому, в соответствии с нормами 19 В., т.к. при изменении ударения на современный лад ломается ритм и размер стиха.

Задание № 2

Прочитайте следующие слова: пропасть, атлас, орган, жаркое, гвоздики.

- Сколько слов здесь  записано?

- Составьте с этими парами слов словосочетания, которые бы отразили их разное лексическое значение.

После выполнения задания вводим понятие омографы.

Омографы (в переводе с греческого «одинаково пишущиеся»). Это слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по разному.

Задание № 3

Работа с сигнальными карточками. Учитель показывает карточки со словами: диспансер, жалюзи, иконопись, каталог , танцовщица, обеспечение, столяр, туфля, статуя, хвоя, форзац, щавель, апостроф.

Дети поднимают сигнальную карточку с номером, соответствующим месту ударению в слове.

 Коллективное проговаривание данных слов в соответствии с орфоэпическими нормами русского литературного языка.

 Вспоминаем орфоэпическими нормы русского литературного языка (морфологические, синтаксические, стилистические и орфоэпические).

Задание № 4

Составьте и запишите предложения с парами слов, различающихся местом ударения.

1.Вариант: мою-мою, уху-уху.

2.Ввариант: мука-мука, ношу-ношу.

Задание № 5

Вместо точек поставьте подходящие по смыслу слова в нужной форме. Обозначьте в них место ударения.

1._____________________ часов остановились. – Сибирские охотники – меткие _________________ .

2.В концертном зале звучал ________________ . – Язык – это __________________ речи.

3. Чайка ______________________ в небе. – Баба-Яга ____________________ Иванушку в бане.

4. Король въехал в ________________ и повесил на воротах большой _________________.

5. Царевна-лягушка взяла пшеничной ___________________ и замесила тесто. -Филька впервые испытал__________________ совести.

Для справок: Стрелки, орган, парила, замок, муки.

Задание №6

Выполнить фонетический разбор слова:

1. Вариант: Ельник

2. Вариант: Армия

Задание №7

Прочитайте стихотворный фельетон В.Масса и М.Червинского.

Какое впечатление произвел на вас человек, изображенный в фельетоне?

Говорил он, между прочим,
«
КрасивЕе, «Мы так хочем»,
«
ДОсуг, шОфер, прОцент, зАем,
КвАртал, портфЕль, билютень»,
«
ПОверх плана выполняем»,
«
АгЕнт звОнит целый день».

Прочитайте выделенные слова, согласно орфоэпическим нормам.

Рефлексия.

1.Что Вам показалось на уроке интересным?

2. Важен ли данный урок в программе 5 класса? Почему?

3. Давайте еще раз посмотрим на доску и проследим логику нашего урока.

4. Поднимите сигнальные карточки, поставив себе оценку за урок.

Домашнее задание: Напишите шуточный рассказ «Что произошло в городе, когда жители забыли правильное ударение в словах.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...