Урок русского языка в 5 классе по теме "Ударение"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Данный урок относится к типу УНЗ . В его проведении сочетаются различные цели и виды учебной рботы, в частности: работа над пройденным материалом, усвоение, осмысление новой темы, выработка практических умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v5klasse.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме
«Ударение»
Цель: Формирование у обучающихся представления о словесном ударении.
Данный урок относится к типу УНЗ
Задачи: 1.Образовательные:
а) Выявить особенности ударения в русском языке
б) Трудные случаи ударения в словах и формах слов.
в) Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
г) Смыслоразличительная роль ударения.
д) Развитие логического мышления, умение работать со словом и учебником
2.Задачи развития:
а) Развивать у учащихся познавательный интерес, речь через связаные ответы на вопросы.
б) Способствовать развитию творческих способностей
3. Воспитательные задачи:
а) Воспитание таких качеств как стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка.
Методы:
1.Эвристический метод
2.Метод беседы
3.Проблемный метод
Ход урока
Эпиграф: Ударение- поистине душа слова
Отнимите у слова ударение, и его не станет.
Поставьте неправильное ударение – разрушится слово.
-Прочитайте эпиграф про себя.
- Теперь прочитаем его вслух.
- Почему я выбрала этот эпиграф?
- Какова тема урока?
- Запишем тему урока «Ударение»
Сегодня по моей просьбе ребята приготовили для Вас сказку, внимательно послушайте и ответьте на вопросы:
1.Почему ударение назвали Волшебником?
2. Почему ударению слова отвели почетное место на совете и стали относиться к нему с большим уважением?
Сказка Волшебник Ударение
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать,Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед ЗамОки сказал:
– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение –это же просто черточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнею слога на первый, и исчез ЗамОк,а перед взором всех предстал ЗАмок.
Слова зашумели. Тогда вышли вперед БелкИ и сказали:
– Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.
Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог; все увидели, что перед ними живые грациозные БЕлки. Слова стали возмущаться,стыдить Ударение, а оно продолжали доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился АтлАс,вместо КапЕль КАпель, вместо ДорОга –ДорогА, ГородА – ГОрода. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.
Беседа по сказке.
Объяснение нового материала.
-Что такое ударение?
-Откройте учебник русского языка В.В.Бабайцева (теория стр.49) и прочитайте определение ударения.
Ударение – произнесение одного из слогов слова с большей силой и длительностью.
Слово состоит из слогов. Слоги неравноправны, один из них выделен по сравнению с соседним. Этот слог ударный, мы говорим, что на него падает ударение.
Работа с теоретическим материалом, записанным на доске.
Ударение.
1.Динамическое (силовое)
Ударный слог самый громкий. Такое ударение характерно для французского и английского языка.
2. Долготное
Ударный слог выделен длительностью произношения. Такое ударение характерно для новогреческого языка.
3. Музыкальное
Ударный слог выделен высотой и характером изменения тона. Такое ударение характерно для корейского, вьетнамского, китайского языка.
- Как Вы думаете, какое ударение характерно для русского языка?
Запись в тетрадь: для русского языка характерно долготное и силовое ударение.
Важной приметой слова является место ударения. Выделяется:
1. Фиксированное (закреплено за определенным местом в слове)
а) Во французском и турецком языке ударение всегда падает на последний слог.
б) В финском, чешском, венгерском – на первый слог.
в) В польском языке – на предпоследний слог.
2. Нефиксированное ударение (свободное) характерно для русского языка.
- Вспомните, какое орфографическое правило связано с ударением? (безударная гласная в корне слова)
Задание № 1
Прочитайте слова так, как их прочитает француз, а потом поляк: Щука, лилия , курица, кукушка, муха, рыба, малина.
-А теперь сформулируем и запишем в тетрадь особенности ударения в русском языке:
1. Свободное
Может падать на любой слог. Например, золото (1 слог), вода (2 слог), перевертыш (3 слог).
2.Подвижность
Способность изменять место в зависимости от формы слова. Например, сестра- сестры, спина-спину.
3. Изменчивость
С течением времени ударение меняет свое место в слове. Например, «Гремит музыка полковая» (роман в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкин), «Вертит очками так и сяк» (басня «Мартышка и очки» И.А.Крылов), «Ворон ни жарят, ни варят»(басня «Ворона и курица» И.А.Крылов).
Но произносить такие строчки нужно по – старому, в соответствии с нормами 19 В., т.к. при изменении ударения на современный лад ломается ритм и размер стиха.
Задание № 2
Прочитайте следующие слова: пропасть, атлас, орган, жаркое, гвоздики.
- Сколько слов здесь записано?
- Составьте с этими парами слов словосочетания, которые бы отразили их разное лексическое значение.
После выполнения задания вводим понятие омографы.
Омографы (в переводе с греческого «одинаково пишущиеся»). Это слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по разному.
Задание № 3
Работа с сигнальными карточками. Учитель показывает карточки со словами: диспансер, жалюзи, иконопись, каталог , танцовщица, обеспечение, столяр, туфля, статуя, хвоя, форзац, щавель, апостроф.
Дети поднимают сигнальную карточку с номером, соответствующим месту ударению в слове.
Коллективное проговаривание данных слов в соответствии с орфоэпическими нормами русского литературного языка.
Вспоминаем орфоэпическими нормы русского литературного языка (морфологические, синтаксические, стилистические и орфоэпические).
Задание № 4
Составьте и запишите предложения с парами слов, различающихся местом ударения.
1.Вариант: мою-мою, уху-уху.
2.Ввариант: мука-мука, ношу-ношу.
Задание № 5
Вместо точек поставьте подходящие по смыслу слова в нужной форме. Обозначьте в них место ударения.
1._____________________ часов остановились. – Сибирские охотники – меткие _________________ .
2.В концертном зале звучал ________________ . – Язык – это __________________ речи.
3. Чайка ______________________ в небе. – Баба-Яга ____________________ Иванушку в бане.
4. Король въехал в ________________ и повесил на воротах большой _________________.
5. Царевна-лягушка взяла пшеничной ___________________ и замесила тесто. -Филька впервые испытал__________________ совести.
Для справок: Стрелки, орган, парила, замок, муки.
Задание №6
Выполнить фонетический разбор слова:
1. Вариант: Ельник
2. Вариант: Армия
Задание №7
Прочитайте стихотворный фельетон В.Масса и М.Червинского.
Какое впечатление произвел на вас человек, изображенный в фельетоне?
Говорил он, между прочим,
«КрасивЕе, «Мы так хочем»,
«ДОсуг, шОфер, прОцент, зАем,
КвАртал, портфЕль, билютень»,
«ПОверх плана выполняем»,
«АгЕнт звОнит целый день».
Прочитайте выделенные слова, согласно орфоэпическим нормам.
Рефлексия.
1.Что Вам показалось на уроке интересным?
2. Важен ли данный урок в программе 5 класса? Почему?
3. Давайте еще раз посмотрим на доску и проследим логику нашего урока.
4. Поднимите сигнальные карточки, поставив себе оценку за урок.
Домашнее задание: Напишите шуточный рассказ «Что произошло в городе, когда жители забыли правильное ударение в словах.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....