Главные вкладки

    Тест по русскому языку (9 класс) по теме:
    ГИА. Русский язык. ТЕСТ В4 "Обособленные члены предложения"

    Глазина Елена Александровна

    22 теста по 3 вопроса с ответами по теме "Обособленные члены предложения". Тренировочная работа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v4_gia1.doc124.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Вариант 1

    1. В 4. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

    Но прежде,(1) чем склонимся мы над старой картой,(2) мизерно извлекая из неё несколько найденных названий,(3) как уголья из кострища наших древних предков,(4) ещё раз,(5) последний,(6) прощальный,(7) хочется взглянуть на зарю.

    1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном  уточняющем  обстоятельстве.

    Он открыл глаза, (1) увидел чужую комнату, (2) до горячей духоты нагретую солнцем, (3) и почувствовал, (4) как потное лицо овеивало слабым дуновением воздуха. В раскрытое окно тёк сухой жар июльского утра. Прямо над головой на самом солнцепёке, (5) за подоконником, (6) постукивали когтями по карнизу сизые голуби и в поисках тени заглядывали в комнату. (Ю.Бондарев)

    1. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Укажите номер этого предложения.

    "(1) Густой плющ копил морось и порою ронял на землю редкие струйки воды. (2) Мало-помалу тучи заволокли все небо; черная стена леса исчезла за отвесным дождевым пологом. (3) И сквозь мерный шум дождя откуда-то сверху - наверно, с ближнего холма - послышался голос Золотинки, чистый и переливчатый. (4) Слова уплывали от слуха, но понятно было, что песня ее полнится осенним половодьем, как певучая повесть реки, звенящая всепобеждающей жизнью от горных истоков до морского далекого устья".


    1. Среди предложений 1-9 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

            (1)Вообще я читал эту книгу, раскрывая на какой-нибудь стихотворной цитате. (2)Я обчитывал  вокруг нее некоторое пространство, стараясь держаться возле нее, как верблюд возле оазиса. (3)Некоторые мысли его удивили меня высокой точностью попадания. (4)Так, он назвал басню рабским жанром, что было похоже на правду, и я постарался это запомнить, чтобы в будущем по ошибке не написать басни.

            (5)Не испытывая никакого особого трепета, я пришел в университет на Моховой.  (6)Я поднялся по лестнице и, следуя указаниям бумажных стрел, вошел в помещение, уставленное маленькими столиками, за которыми сидели разные люди, за некоторыми – довольно юные девушки. (7)На каждом столике стоял плакатик с указанием факультета. (8)У столиков толпились выпускники, томясь и медля перед сдачей документов. (9)В зале стоял гул голосов и запах школьного пота.


    Вариант 2. В4

    1. Среди данных ниже предложениях найти предложение с обособленным приложением.

    (1)Старик Авдей Забота, зажиточный мужик, собирается в город. (2)Возле его двора, на дороге между двором и пунькою, дремлет запряженная в телегу сивая кобыла с мелкими, врозь расставленными копытцами, с большими ресницами, с серыми усами и большой шершавой нижней губой. (3)Авдей курчав и сед, крупен и сумрачен; на плоской спине его, под линючей ситцевой рубашкой, выдаются лопатки. (4)Он ходит возле телеги, набитой соломой, с молотком в руке, держит губами пучок гвоздей и ни на кого не смотрит.

    (5)У него горе. (6)Он в последние дни мучился думами: продавать ли барана?... (7)Продумав неделю, Авдей решил расстаться с бараном.

    2. В 5. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

    Впрочем,(1) до этой точки,(2) не заботясь о сохранении живого мира,(3) человек вряд ли доживет.

    3. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, служащие для обособления определения, выраженного причастным оборотом.

            Когда Петр перекинул веревку через толстую ветвь раскидистого клена,(1) засыхающего на перекрестке двух дорожек,(2) и, (3) быстро повернувшись к нему правым плечом,(4) рванул ее вниз, (5) собака, (6) охранявшая дом хозяина, (7) со злобным лаем бросилась на Петра.


    Вариант 3. В4

    1. В 4. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

    Когда кто-нибудь входит в комнату, (1) Лева не прекращает играть, (2) словно ничего не замечая, (3) а мы вынуждены ходить на цыпочках.

    1. Среди предложений, найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством.

    1)  Иногда останавливались и складывали на мысках приметные знаки и плыли дальше.

    1. Вблизи от старательно заваленных ям охотники сложили столб из плоских камней, чтобы сразу найти это место зимой, когда все кругом заметет снегом.
    2.  «Вечное перо» я добыл его себе сам, изготовив из обломков трех или четырех сломанных.
    1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    Сердцу охотника особенно приятен лесной охотничий уют, (1) с которым не могут сравниться обычные удобства. С особенным удовольствием мы разводили костер, (2) укладывали и развешивали походные пожитки. Здесь, (3) у охотничьего костра, (4) я предполагал провести не одну ночь. (И.Соколов-Микитов)


    Вариант 4. В4

    1. В 4. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

    Крылатая тень самолёта то скользила по лиственничной тайге, (1) то ныряла в овраг, (2) то, (3) отступая, (4) путалась в глубоких кривунах Зеи. А вдали, (5) у края голубого неба, (6) лёгким облаком маячили заснеженные горы. Они как бы надвигались на нас, (7) росли, (8) ширились,(9) становились все более величественными. Это был восточный край Станового хребта. (Г.Федосеев)

    1. Среди предложений 1-6 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.

    (1)Дело в том, что в тот давний день, когда мы возделывали пустырь, один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. (2)Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил внимание на то, как я держу носилки. (3)Все обратили внимание на то, как я держу носилки. (4)Надо было найти повод для веселья, и повод был найден. (5)Оказалось, что я держу носилки как Отъявленный Лентяй.

            (6)Это был первый кристалл, выпавший из раствора, и дальше уже шел деловитый процесс кристаллизации, которому я теперь сам помогал, чтобы окончательно докристаллизоваться в заданном направлении. Теперь все работало на образ.  


    3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    Поздно возвращаюсь из штаба. Горы, (1) точно чудовища, (2) стоят на горизонте, (3) закутавшись туманом. Из-за них, (4) с востока, (5) неслышно крадётся прозрачная майская ночь с тусклыми, (6) как бы подёрнутыми дымкой звездами. Странной, (7) загадочной кажется тишина уснувшего поселка. (Г.Федосеев)


    Вариант 5. В4

    1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

     Ведь это её,(1) а не вас я поливал каждый день,(2) её,(3) а не вас накрывал стеклянным колпаком,(4) её загораживал ширмой,(5) оберегая от ветра.

    1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, (1) раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, (2) над всей этой цветочной пестротой, (3) поднялись мои маки, (4) выбросив навстречу солнцу три тугих, (5) тяжёлых бутона.(Е.Носов)

    1. Среди предложений 1-6 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.

            (1)Через три года учебы в этом институте мне пришло в голову, что проще и выгодней самому писать книги, чем заниматься классификацией чужих книг, и я перешел в Литературный институт, обучавший писательскому ремеслу. (2)По окончании его я получил диплом инженера человеческих душ средней квалификации и стал осторожно проламываться в литературу, чтобы не обрушить на себя ее хрупкие и вместе с тем увесистые своды.

            (3)Москва, увиденная впервые, оказалась очень похожей на свои бесчисленные снимки и киножурналы. (4)Окрестности города я нашел красивыми, только полное отсутствие гор создавало порой ощущение беззащитности. (5)От обилия плоского пространства почему-то уставала спина. (6)Иногда хотелось прислониться к какой-нибудь горе или даже спрятаться за нее.

    Вариант 6. В4

    1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

     Вправо от Василия Блаженного течет мелкая Москва- река,(1) изнемогая под множеством судов,(2) нагруженных хлебом и дровами; их скрипучие канаты,(3) колеблемые ветром,(4) как паутина,(5) едва чернеют на голубом небосклоне.

    1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    На север и восток открывается обширная панорама гор, (1) облитых снежной белизною. Слева, (2) из-за большой сопки, (3) вырисовываются отроги Станового, (4) отмеченного полосами тёмных скал и зубчатыми рядами. (Г.Федосеев)

    1. Среди предложений 1-8 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.

    1)Забив последний гвоздь, сдвинув со лба шапку, он решительно пошел в раскрытые ворота унавоженного двора. (2)Половина его была в тени, половина озарена золотистым светом. (3)В теневой половине куры усаживались на насест, на перемет, побелевший от их известкового помета, и заводили глаза. (4)Нахохлившись, сбились голуби под застреху в углу. (5)Они слабо заворковали, когда вошел Авдей. (6)Как радовали его всегда эти хозяйственные куры, голуби, этот теплый двор, плетенные из лозняка и обмазанные коровьяком с глиной закутки! (7)На старой телеге без передков, давно загрязшей в грязи, валялся в грязи. (8)Взяв его, Авдей направился к закутку, где взаперти сидел баран.


    Вариант 7. В4

    1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

    Он сидит, (1) задрав голову,(2) и смотрит куда-то вверх,(3) и глаза его горят так,(4) словно ему там невесть что показывают.

    1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    Человек, (1) двигавшийся кругами, (2) остановился наконец на его вершине и поднял шарф до ушей, (3) пряча лицо от мороза. Золотые снега внизу, (4) над рекой, (5) уже начинали голубеть перед вечером. (В.Галактионова)

    1. Среди предложений 1-8 найдите предложение с необособленным определением. Напишите номер этого предложения.

     (1)Забив последний гвоздь, сдвинув со лба шапку, он решительно пошел в раскрытые ворота унавоженного двора. (2)Половина его была в тени, половина озарена золотистым светом. (3)В теневой половине куры усаживались на насест, на перемет, побелевший от их известкового помета, и заводили глаза. (4)Нахохлившись, сбились голуби под застреху в углу. (5)Они слабо заворковали, когда вошел Авдей. (6)Как радовали его всегда эти хозяйственные куры, голуби, этот теплый двор, плетенные из лозняка и обмазанные коровьяком с глиной закутки! (7)На старой телеге без передков, давно загрязшей в грязи, валялся в грязи. (8)Взяв его, Авдей направился к закутку, где взаперти сидел баран.


    Вариант 8. В4

    1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

     Сороки и вороны,(1) перелетая с дерева на дерево,(2) колыхали ветви,(3) сшибали шишки,(4) порой,(5) задев крылом,(6) обламывали хрупкие,(7) сухие прутики.

    1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    Было уже за полночь, (1) и маленький городок Петропавловск давно спал. Спокойные воды бухты серебрились при ярком свете луны, (2) а на севере, (3) вдали, (4) поднимался стройный конус Авачинской сопки, (5) подобно белому привидению на тёмном фоне неба. В воздухе чувствовался лёгкий морозец. Казалось, (6) Камчатка объята ещё зимним сном. (В.Обручев)

    1. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

    (1)Старик Авдей Забота, зажиточный мужик, собирается в город. (2)Возле его двора, на дороге между двором и пунькою, дремлет запряженная в телегу сивая кобыла с мелкими, врозь расставленными копытцами, с большими ресницами, с серыми усами и большой шершавой нижней губой. (3)Авдей курчав и сед, крупен и сумрачен; на плоской спине его, под линючей ситцевой рубашкой, выдаются лопатки. (4)Он ходит возле телеги, набитой соломой, с молотком в руке, держит губами пучок гвоздей и ни на кого не смотрит.

    (5)У него горе. (6)Он в последние дни мучился думами: продавать ли барана?... (7)Продумав неделю, Авдей решил расстаться с бараном.

    Вариант 9. В4

    1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

     Небо снова все покрылось тучами,(1) и посыпался дождь,(2) мелкий,(3) теплый,(4) который весело звякал,(5) падая на хребты волн.

    1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

    Она прибежала на железнодорожную станцию, (1) и тут, (2) на перроне, (3) след хозяина пропал. Найда вернулась немного назад, (4) вновь нашла запах хозяина и вновь, (5) дойдя до металлических рельсов, (6) потеряла. Она делала и делала круги, (7) то расширяя их, (8) то сужая, (9) не замечая пинков прохожих, (10) даже не огрызаясь. (В.Свинцов)

    1. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

    (1)Старик Авдей Забота, зажиточный мужик, собирается в город. (2)Возле его двора, на дороге между двором и пунькою, дремлет запряженная в телегу сивая кобыла с мелкими, врозь расставленными копытцами, с большими ресницами, с серыми усами и большой шершавой нижней губой. (3)Авдей курчав и сед, крупен и сумрачен; на плоской спине его, под линючей ситцевой рубашкой, выдаются лопатки. (4)Он ходит возле телеги, набитой соломой, с молотком в руке, держит губами пучок гвоздей и ни на кого не смотрит.

    (5)У него горе. (6)Он в последние дни мучился думами: продавать ли барана?... (7)Продумав неделю, Авдей решил расстаться с бараном.


    Вариант 10. В4

    1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

     Нельзя было не любоваться кленом,(1) который рос возле школы,(2) весело раскинув лапы-листья.

    1. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, служащие для обособления определения, выраженного причастным оборотом.

    Фотограф одного журнала сделал с меня несколько снимков, (1) и с тех пор журнал несколько лет давал мои рассказы со снимками из этой серии, (2) где я выглядел неунывающим, (3) а главное, (4) нестареющим женихом с обручальным кольцом, (5) выставленным вперед, (6) подобно тому как раньше на деревенских фотографиях выставляли вперед запястье с циферблатом часов, (7) на которых можно было узнать точное время появления незабвенного снимка.

    1. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.

    (1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома. (Ю.Сотник)

    Вариант 11. В4

    1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

     В государстве ромашек,(1) у края,(2)где ручей,(3) задыхаясь,(4) поет,(5) пролежал бы всю жизнь до утра я,(6) запрокинув лицо в небосвод.

    2. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

    (1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку. (3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Е.Коковин)

    3. Среди предложений, найдите предложение, осложненное обособленным определением.


    1)   Быстрыми шагами направился Льок к знакомому месту, где между скалами хранились промысловые одежды охотников.



    2)    Проскользнув в расщелину, поросшую мохом, он вышел на поляну и сразу нашел приметную ель с раздвоенной вершиной.



    3)  Не знал Главный охотник, что наступает час его гибели.


    Вариант 12. В4

    1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

    Требовательный звонок прозвучал в квартире моих соседей в три часа ночи,(1) хозяин пошел открывать,(2) ворча и недоумевая,(3) и очень удивился,(4) когда за дверью увидел кота.

    2. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

    (1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (В.Короленко)


    3. Среди предложений, найдите предложение, осложненное обособленным определением.



    1. Больше всего радостных хлопот было у молодежи.


    1.       Юноши, еще не посвященные в охотники, и девушки, не переселившиеся в отдельные землянки, вместе с подростками не выходили из лесу.


    1.      Они забирались в самую глушь, к озеркам, среди топких болот.


    1.  К середине лета болота немного подсыхали,и, перепрыгивая с кочки на кочку, можно было добраться до густых зарослей осоки.

    Вариант 13. В4

    1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

     Наблюдая в лесу,(1) я понял,(2) что береза,(3) растущая в нашей местности,(4) поистине крестьянское дерево.

    2. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

    (1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Б.Полевой)


    3. Среди предложений, найдите предложение, осложненное обособленным определением.



    1.     Разборная скала была скалой, растертой ледником.


    1.       Но эту сплошную скалу ледник не мог в свое время растереть и сам от нее отвернулся в сторону.


    1.       Красная же прямая линия человеческого плана шла прямо на сплошную скалу

    Вариант 14. В4

    1.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

     Всматриваясь в березовый лес, (1) в узловатые его стволы,(2) вспоминаешь мозолистые,(3) трудовые крестьянские руки,(4) сноровисто делающие любую тяжелую работу.

    1. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

    (1) Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь. (2) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (3) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (Л.Соболев)


    1. Среди предложений, найдите предложение, осложненное обособленным определением.


    1.     В третьей жили уже набравшиеся опыта охотники.


    1.      Охотничий лагерь состоял из трех больших землянок.


    1.       Одна, стоявшая посредине, называлась жилищем "усатого старика", в ней жили самые старые охотники.


    1.  Другая была предназначена для молодежи.

    Вариант 15. В4

    1.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

     А молодые березки,(1) тоненькие,(2) пряменькие,(3) как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему небу,(4) напоминая девичью красу,(5) стройную и статную,(6) с русыми косами,(7) светлоокую,(8) радуют глаз.

    2. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

    (1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (О.Селянкин)


    3. Среди предложений, найдите предложение, осложненное обособленным определением.



    1.     Иногда останавливались и складывали на мысках приметные знаки и плыли дальше.


    1.       Вблизи от старательно заваленных ям охотники сложили столб из плоских камней, чтобы сразу найти это место зимой, когда все кругом заметет снегом.


    1.   Потом сели в лодки и пустились в обратный путь на юг, все время держась у берега.


    1.       Лось расступился, открылось большое полувысохшее болото, поросшее ржаво-красным мхом.

    Вариант 16. В4

    1.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

     Оголенные лиственные деревья для такой роли непригодны,(1) и ветер,(2) со свистом проносясь в их оскудевших переплетах,(3) лишь чуть-чуть сбавляет свой порыв и напор.

    1. Среди предложений 14-17 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

    (14) Заспанная кухарка в клетчатой домотканой юбке и холщовой сорочке, вышитой черными и красными крестиками, выколачивала из самовара о порог вчерашние уголья.
    (15) Петя постоял перед кухаркой, глядя, как прыгают бусы на ее старой, морщинистой шее.
    (16) – Уезжаете? – спросила она равнодушно.
    (17) – Уезжаем, - ответил мальчик дрогнувшим голосом.

    1. Среди предложений 21-26 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номера этих предложений.

    (21) На этой неделе Адочка (в смысле Ариадна Николаевна, математичка) сообщила Леве, как классному гению, что вот будет мероприятие и она бы посоветовала ему… (22) Ну, а пошли втроем.
    (23) Действительно, потрясающая школа! (24) Классы там не классы, а кабинеты, и в одном счетно-решающая машина стоит. (25) Уроки называются не уроки, а лекции, и вместо учителей преподают доценты из университета, а один даже доктор наук.
    (26) Может, кое-что и врут тамошние ребята, вундеркинды эти, но, кажется, в самом деле у них там в девятом классе проходят программу первого курса физмата и даже вроде бы отчасти второго…


    Вариант 17. В4

    1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

     Полая вода сначала поднималась очень медленно,(1) будто робея,(2) а потом под напором северных верховий стала прибывать,(3) заполняя низины.

    2. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

    (1) Едва расклюет грач зиму, едва появится первая прогалинка на солнечном склоне увала, как ноги сами несут нас в степь. (2) Скинем надоевшие за зиму валенки и ну гонять босиком в догоняшки по оттаявшей полянке, играть в лапту, в бабки или выковыривать сломанными складешками кандык — первую сладкую травку! (3) Внятен дух просыхающей земли, талого снежка, прошлогодней травяной прели и еще чего-то, отрадного сердцу, долгожданного, весеннего. (4) А кругом еще снег. (5) Но умолкли вьюги-подерухи, отступился трескун мороз, и земля, дождавшись заветного часу, отходит. (6) С каждым днем сугробы съеживаются, оседают, отрываются друг от дружки. (7) Издали — будто гуси-лебеди присели отдохнуть и вот-вот снимутся и улетят. (А.Соболев)

    3. Среди предложений 24-28 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

    (24) И несчастный Тютькин побежал за ним, крича:
    – Я человек! (25) Я человек! (26) Я не виноват!
    – (27) Гений и злодейство есть вещи несовместные, – сурово сказал Лева Махервакс, лучший фонарёвский друг. – (28)Сначала думать надо, что рисуешь, а потом рисовать…


    Вариант 18. В4

    1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

    Пока гребем,(1) скрипя уключинами,(2) едва не утыкаемся в клочок суши,(3) на котором сбились в кучу десятка два зайцев.

    2. Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

    (1) Девочка ловила форель. (2) Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала ее шумом. (3) Глаза ее были опущены вниз. (4) Но взгляд их, утомленный блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. (5) Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осененные лесом, стояли над самой рекой. (6) Воздух был ещё светел, и небо, стеснённое горами, казалось только равниной, чуть озарённой закатом. (7) Но и этот воздух, знакомый ей с первых дней жизни, и это небо не привлекали ее сейчас. (8) Широко открытыми глазами следила она за вечно бегущей водой, силясь представить в своём воображении те неизведанные края, куда и откуда бежала река. (Р.Фраерман)

    3. Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

    1) С Борисом Житковым я познакомился в детстве, то есть еще в девятнадцатом веке. (2) Мы были однолетки, учились в одном классе одной и той же Одесской второй прогимназии, но он долго не обращал на меня никакого внимания, и это причиняло мне боль.
    (3) Я принадлежал к той ватаге мальчишек, которая бурлила на задних скамейках и называлась "камчаткой". (4) Он же сидел далеко впереди, молчаливый, очень прямой, неподвижный, словно стеной отгороженный от всех остальных. (5) Нам он казался надменным. (6) Но мне нравилось в нем все, даже эта надменность. (7) Мне нравилось, что он живет в порту, над самым морем, среди кораблей и матросов; что все его дяди – все до одного! – адмиралы; что у него есть собственная лодка (кажется, даже под парусом), – и не только лодка, но и телескоп на трех ножках, и скрипка, и чугунные шары для гимнастики, и дрессированный пес.
    (8) Обо всем этом я знал от счастливцев, которым удалось побывать у Житкова, а дрессированного (очень лохматого) пса я видел своими глазами: он часто провожал своего хозяина до ворот нашей школы, неся за ним в зубах его скрипку.


    Вариант 19. В4

    1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

    Послышался гудок,(1) и,(2) замедляя ход,(3) к станции подошел пассажирский поезд.

    2. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

    (1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут. (Р.Фраерман)

    3. Среди предложений 20-24 найдите предложение обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

    — (20) Чего покупаете, купец? — хрипло спросил вдруг у приготовишки опухший босяк и зорко посмотрел на серебряный рубль, торчавший из Васиного кулака.
    — (21) Зайца...
    — (22) Шкурку, что ли?
    — (23) Какую шкурку! — мальчик обиделся. —(24) Живого зайца, как вы не понимаете.

    Вариант 20. В4

    1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

    І.  Щенок выскочил на улицу,(1) приветливо помахивая хвостом. ІІ. Когда кто-нибудь входит в комнату, (2) Лева не прекращает играть, (3) словно ничего не замечая, (4) а мы вынуждены ходить на цыпочках. Но вчера я не выдержала и сказала:
    -  Прости меня, (5) Лева, (6) но есть важная новость: тебя просят выступить у нас в школе на новогоднем вечере.

    2.Среди предложений найти предложение, осложнённое обособленным определением.


    1)    С какой бы стороны не налетал ветер, рыба и морской зверь всегда находили хорошее убежище от бури в узких проливах и в извилинах бухт.



    2)     Тут, в глубоком проливе, образуемом островами, скапливалась мелкая рыба и те, кто кормились ею.



    3)   Каждую осень промышленники отправлялись добывать белух и тюленей.


    3. Среди предложений 36-46 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

    36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, – именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут. (43) Позвонили в дверь. (44) Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (45) С ней было всё в порядке. (46) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.


    Вариант 21. В4


    1. Среди предложений, найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством.


    1.  На отсыревшей земле под ногой не так трещат сучки, ветер шевелит листья, наполняя лес неумолчным шуршанием, заглушающим шаги охотника.


    1.      В такой день олень теряет свою зоркость и не так чуток, как всегда


    1.       Потом сели в лодки и пустились в обратный путь на юг, все время держась у берега.

    1. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

    "(1) Дверь распахнулась, и вошел Том Бомбадил. (2) Он был без шляпы, его пышные курчавые волосы венчала корона из желто-алых листьев. (3) Том рассмеялся, подошел к Золотинке и взял ее под руку. (4) - Вот она, моя хозяйка, в изумрудном блеске! - сказал он хоббитам. (5) - Вся в зеленом серебре и звездистых искрах!"

    1. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

    "(1) Четыре хоббита переступили широкий каменный порог - и замерли, помаргивая. (2) Они оказались в низком, но просторном покое, освещенном висячими лампадами и пламенной вереницей длинных свечей, сверкавших на темной гладкой столешнице. (3) В кресле, в дальнем конце покоя, лицом к дверям, сидела хозяйка дома"

    Вариант 22. В4

    1. Среди предложений 48-52 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

    (48) Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко.
    (49) Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. (50) Это меня окончательно смутило. (51) Идёт так просто, да ещё напевает и не боится. (52) Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.

    1. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным согласованным нераспространённым определением. Укажите номер этого предложения.

    "(1) - С добрым утром, малыши! - воскликнул Том. (2) - Солнца нынче нету: тучи с запада пришли, заслонили небо. (3) Скоро должен хлынуть дождик, бойкий и речистый, - пригодится Золотинке для осенней чистки. (4) Поднял я ее до света песенкой веселой".

    1. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным согласованным нераспространённым определением. Укажите номер этого предложения.

    "(1) Порою рассказ его превращался в монотонный распев, а иногда Том вскакивал и пускался в неистовый пляс. (2) Он говорил о пчелах и свежих медвяных цветах, о травах и кряжистых, заслоняющих небо деревьях, рассказывал про тайны чащоб и колючих непролазных кустарников, про обычаи невиданных птиц и неведомых тварей земных, про злые и добрые, темные и светлые силы. (3) Они слушали - и Лес представлялся им совсем по-иному, чем прежде, а себя они видели в нем назойливыми, незваными чужаками. (4) То и дело - впрямую или обиняком - упоминался Старый Вяз, властный, могучий, злокозненный".

    Ответы:

    Вариант 1

    1 – 2, 3

    2 – 5, 6

    3 – 3

    4 – 6

    Вариант 2

    1 – 1

    2 – 2, 3

    3 – 1, 2, 6, 7

    Вариант 3

    1 – 2, 3

    2 – 3

    3 – 3, 4

    Вариант 4

    1 – 3, 4

    2 – 2

    3 – 4, 5

    Вариант 5

    1 – 5

    2 – 2, 3

    3 – 1, 3

    Вариант 6

    1 – 1, 2

    2 – 2, 3

    3 – 3, 7

    Вариант 7

    1 – 1, 2

    2 – 4, 5

    3 – 6

    Вариант 8

    1 – 1, 25, 6

    2 – 3, 4

    3 – 4

    Вариант 9

    1 – 5

    2 – 2, 3

    3 – 1

    Вариант 10

    1 – 2

    2 – 5, 6

    3 – 4

    Вариант 11

    1 – 6

    2 – 1, 2

    3 – 2

    Вариант 12

    1 – 2, 3

    2 – 3

    3 – 2

    Вариант 13

    1 – 1

    2 – 1, 3

    3 – 1

    Вариант 14

    1 – 1

    2 – 3

    3 – 3

    Вариант 15

    1 – 4, 5

    2 – 4

    3 – 4

    Вариант 16

    1 – 2, 3

    2 – 14,

    3 – 21

    Вариант 17

    1 – 1, 2

    2 – 5

    3 – 27

    Вариант 18

    1 – 1, 2

    2 – 8

    3 – 4

    Вариант 19

    1 – 2, 3

    2 – 2

    3 – 20

    Вариант 20

    1 – 1, 3, 4

    2 – 2

    3 – 44

    Вариант 21

    1 – 1

    2 – 4

    3 – 2

    Вариант 22

    1 – 49

    2 – 3

    3 – 4


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

    Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

    Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

    Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

    5 класс, школа VIII вида, русский язык, тема: "Однородные члены предложения".

    Учебно-методический материал представлен в виде конспекта урока....

    Тестирование в формате ЕГЭ по русскому языку . Тема" Однородные члены предложения" 11 класс

    Тестирование в формате ЕГЭ по русскому языку . Тема " Однородные члены предложения" 11 класс...

    интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

    Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

    Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

    Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

    Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

    Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....