Формирование активного познавательногоинтереса к предмету через факультативное занятие
статья (русский язык, 7 класс) на тему

Развивающим факультативом является факультатив "Русское правописание: орфография и пунктуация", основная цель которого состоит в повышении правописной грамотности обучающихся , в развитии культуры письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_-_kopiya.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

1

Формирование активного познавательного интереса к предмету через факультативное занятие.

Факультативные занятия - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний обучающихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности. Определено, что направленность факультативов может быть весьма различной: естественноматематической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно- патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и др. В соответствии с этим, а также на основе учёта опыта проведения факультативных занятий в нашей стране и за рубежом определили функции факультативных занятий:

  1. предметно-повышающую: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам;
  2. мотивирующую: за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве. У многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения;
  3. общеобразовательную: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций;
  4. профориентационную: факультативные занятия могут предоставить учащимся большие возможности для “профессиональных проб”, что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.

Успешная реализация перечисленных функций возможна лишь, при условии соблюдения руководством школы и учителями определенных управленческих и дидактических принципов.

Управленческие и дидактические принципы, способствующие успешной реализации функций факультативных занятий: предметно-повышающей, мотивирующей, общеобразовательной, профориентационной.

  1. Принцип самоопределения учащихся предполагает осознанный выбор учениками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы.
  2. Принцип учёта возрастных особенностей, познавательных интересов учащихся на выбор тематику факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.
  3. Принцип ресурсной обеспеченности. Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выборами учащихся; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне или владеющими тем или иным ремеслом.
  4. Принцип вариативности форм факультативного обучения. Это предопределяет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межшкольных факультативов.
  5. Принцип доступности - предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном уровне.
  6. Принцип индивидуализации обучения. Требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариативный (факультативный) компонент.
  7. Принцип двойственного характера образовательного процесса. Предполагает реализацию различных стратегий обучения на базовом уровне в рамках инвариантного

2

компонента учебного плана школы и обучения на повышенном уровне на факультативных занятиях.

8.Принцип занимательности. В организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебнопознавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы нац проектами, связи с жизнью и т.п.

9.Принцип адаптивности педагогического процесса. Предполагает следование при определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что не все дети одинаково способны к различным учебным предметам, что есть учащиеся, более склонные, например, к физическому труду, художественной деятельности, ремеслу и пр.

10.Принцип преемственности обучения в диаде “уроки - факультативные занятия”. Преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.

Учащиеся различаются интересами и потребностями, склонностями, уровнями познавательного самоопределения, различны предпочтения школьников разных лет обучения. Сами учреждения образования различаются собственной миссией, кадровым составом, квалификацией учителей, учебно-материальной базой. В силу указанных факторов на различных ступенях обучения могут применяться факультативы, отличающиеся целевой направленностью, содержанием, формой проведения, продолжительностью, типом преемственности с основными курсами.

Факультативные занятия можно дифференцировать по содержанию: предметной направленности, общеразвивающей и общекультурной направленности, профориентационные.

Виды факультативных занятий:

Факультативы профориентационной направленности Их предназначение - помочь выпускникам в образовательном и профессиональном самоопределении.

На факультативных занятиях предметной направленности приоритетом для учителя и учащихся является успех на выпускных экзаменах и централизованном тестировании. Общекультурные и развивающие факультативы направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, здоровьесберегающей

Развивающим факультативом, занятия которого я провожу в 7 А классе, является факультатив «Русское правописание: орфография пунктуация». Данная программа составлена на основе авторской программы С.И.Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация».

Основная цель данного курса состоит в повышении правописной грамотности обучающихся, в развитии культуры письма. Программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения.

Важнейшим направлением курса в 7 классе является систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, пунктограммами, орфограммами, принципами выбора написания).

Предметом обобщения является орфография, но не исключается попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы.

3

Эти цели обусловили следующие задачи:

  1. расширить представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлени;
  2. обеспечить повторение и усвоение определенного круга знаний из области орфографии и пунктуации, морфемики и словообразования;
  3. развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи, т.е. формировать прочные умения и навыки во всех видах речевой деятельности

способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Отбирая материал для занятий, исхожу из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, запросов школьников, а также направленности интересов. Говоря о развитии у школьников познавательного интереса к русскому языку, об определении содержании факультативного курса, нельзя не учитывать то, что интересует в языке и его преподавании самих учащихся, какие проблемы привлекают их больше всего. Вся система работы с учащимися стараюсь строить так, чтобы она являлась естественным продолжением уроков. Интерес учащихся к приобретению и дальнейшему совершенствованию знаний по русскому языку должен быть пробужден учителем еще на уроках.

Если говорить о принципе познавательности и занимательности, особо хотела бы отметить интерес детей к истории языка, этимологии слов. Например, такой процесс, как беглые гласные, объясняем с точки зрения существования в древнерусском языке редуцированных гласных, Изучая орфограммы в корне (в частности, непроверяемые гласные в современном русском языке), используем этимологические словари, и обучающиеся могут объяснить написание гласных и согласных в корне, (упрощение в слове облако от «обволакивать», внимание от «внять»).

Интерес вызывает составление алгоритмов по орфографии под моим руководством и самостоятельно.

Знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому на занятиях факультатива обращаю внимание на задания, направленные на развитие речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка.

Занятие факультатива должны убедить школьников в том, что родной язык надо изучать постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать в жизни активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Педагогический проект «Формирование активной гражданской позиции подростков через включение их в проектную деятельность»

Актуальность проекта обусловлена тем, что в последние годы приоритетным направлением современной российской школы является воспитание патриотизма у школьников. Гражданско-нравственное направление план...

Формирование высокой мотивации к предмету, через нестандартные формы проведения уроков ОПК

С каждым учебным годом образовательные учреждения все больше захватывает процесс информатизации. Это способствует  повышению уровня активности обучающихся, развитию их способности альтернативно м...

Формирование активно-жизненных позиций учащихся через деятельность клуба интернациональной дружбы.

    «Формирование жизненной позиции личности определяется в гармоничном, успешном самоопределении и самовыражении», сказано в научных источниках....

«Формирование активной гражданской позиции школьников через школьные медиа»

Доклад на тему«Формирование активной гражданской позиции школьников через школьные медиа» был представлен на районной конференции для педагогических работников «Воспитание патриотизм...