Интегрированный урок "Гармония"
занимательные факты по русскому языку (6 класс) по теме

Шарова Любовь Николаевна

Данный урок представляет интеграцию предметов математики, русского языка, литературы и МХК. Позволяет рассматривать учебные вопросы на метапредметном уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шарова Л.Н.

Иванова В.Н.

учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория;

Почётный работник общего образования Российской Федерации.

Учитель математики, высшая квалификационная категория;

Отличник народного образования


Методическая разработка интегрированного урока

математики и литературы  в 6 классе.

Тема: «Золотое сечение»

Продолжительность урока: 45 минут.

Используемая технология:  интегрированный урок, технология проблемного обучения; ИКТ;

        

                                                                                   

Участники урока: ученики  6В класса

ЗАДАЧИ УРОКА:

       • закрепление понятия пропорции и основного свойства пропорции, рассмотрение     золотого сечения как частного случая пропорции, формирование практических навыков;

  1. владение интеллектуальными умениями и мыслительными навыками, понимание и оценка прекрасного в природе и искусстве;
  2. развитие творческой деятельности и познавательного интереса учащихся.
  3. личностно-ориентированный подход намечено реализовать через работу в группе, внимание к речи других людей, обучение связной речи.

ЦЕЛИ УРОКА:

 

           1. Предметные:

  1. Познакомить учащихся с золотым сечением ;
  2. Ознакомить со структурой стихотворного размера, гармонией его строения

2.Развивающая:                                                                                                            

    * раскрытие творческого потенциала и творческой деятельности                                  

      * развитие     самостоятельности в познавательной деятельности                                                                

      * развитие логического мышления

*развитие речевой компетенции учащихся;      

*развитие навыков работы при анализе поэтического текста;

3.Воспитательные:

  1. прививать интерес к математике и  литературе;
  2. воспитывать любовь учебе и труду;
  3. воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе.        
  4. формировать научное мировоззрение

Оборудование урока:

  1. репродукции известных картин и памятников архитектуры;
  2. презентация к уроку;
  3.  сборники стихов;
  4. Видео притча «Цветок и ветер».( http://www.youtube.com/watch?v=xnEcXoANr_w)
  1. интерактивная доска

 Этапы урока:

  1. Создание проблемной ситуации;
  2. Словарная работа;
  3. Выделение и решение проблемы;
  4. Объяснение понятия «золотое сечение»;
  5. Написание сочинения-размышления;
  6. Подведение итогов урока;
  7. Домашнее задание.

Геометрия владеет двумя сокровищами:                                                                                         одно из них – это теорема Пифагора,                                                                                             а другое – деление отрезка в среднем и крайнем отношении…                                                                         Первое можно сравнить с мерой золота;                                                                                                   второе же больше напоминает драгоценный камень.

И.Кеплер

   

Ход урока:

Организационный момент

1.Создание проблемной ситуации: (Шарова Л.Н.)

- Что общего можно выделить у объектах, выделенных нами?







2. Выслушав ответы учащихся, учитель математики Иванова В.Н. объясняет понятие «золотое сечение».

Золотым сечением и даже « Божественной пропорцией»  называли математики   древности  и средневековья  деление отрезка, при котором длина всего отрезка так относится  к длине его большей части, как длина его большей части  к меньшей. Обозначаемое греческой буквой «фи» (ф), золотое сечение выражается так называемым иррациональным числом (то есть таким числом, которое нельзя выразить соотношением или дробью двух целых чисел) и обладает рядом любопытных свойств. Мы можем определить его как число, равное своей собственной обратной величине плюс 1: , а его величина обычно выражается как 1,618033989. В 1996 году его значение было вычислено вплоть до десятимиллионной доли, и цифры никогда не повторяются. Они связаны с последовательностью Фибоначчи таким образом: если вы разделите два последовательных числа, относящихся к последовательности Фибоначчи, то частное будет неизменно близко числу «фи». Золотое сечение, известное также под названиями Божественная пропорция и золотая середина, с поразительной частотой встречается в природе, а также в произведениях искусства и архитектуры, где соотношение длины к ширине приблизительно равно 1,618. Необычные свойства этого соотношения издревле считались божественными по своей форме и бесконечными по значению. Например, древние греки верили, что понимание сути этого отношения позволит человеку приблизиться к Богу: Бог якобы заключен именно в этом числе. Окружающие   нас предметы часто дают примеры золотого сечения. Переплеты многих книг имеют отношение ширины и длины, близкое к числу 0,618.


3. Выступления учащихся с презентацией «Золотое сечение в математике, архитектуре, биологии и литературе»

(Любомский Глеб,

Соколова Диана)


4.Работа в группах.

Выделить золотое сечение в предложенных ситуациях и объектах.

Учитель:

  1. Задания прочитать в группе;
  2. Первый  выступающий пересказывает  задание сжато для всех учащихся;
  3. Второй выступающий отвечает от имени группы на поставленный вопрос.

А) Задание первой группы.

        

Золотое сечение в картине Леонардо да Винчи "Джоконда”

Портрет Моны Лизы привлекает тем, что композиция рисунка построена на" золотых треугольниках" (точнее на треугольниках, являющихся кусками правильного звездчатого пятиугольника)

Согласны ли Вы с этим утверждением?

Б) Задание второй группе.

Проявление золотого сечения в советском киноискусстве

В наше время родился новый вид искусства - кино, вобравший в себя драматургию действия, живопись, музыку. В выдающихся произведениях киноискусства правомерно искать проявления золотого сечения. Первым это сделал создатель шедевра мирового кино "Броненосец Потемкин" кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, он искусственно построил фильм по правилам «золотого сечения». Он разбил ленту на пять частей. В первых трёх действие разворачивается на корабле. В двух последних — в Одессе, где разворачивается восстание. Этот переход в город происходит точно в точке золотого сечения. Да и в каждой части есть свой перелом, происходящий по закону золотого сечения. В кадре, сцене, эпизоде происходит некий скачок в развитии темы: сюжета, настроения. Эйзенштейн считал, что, так как такой переход близок к точке золотого сечения, он воспринимается как наиболее закономерный и естественный. Как отмечает сам Эйзенштейн, красный флаг на мачте восставшего броненосца (точка апогея фильма) взвивается в точке золотой пропорции, отсчитываемой от конца фильма.

Лучший фильм по признанию Американской Киноакадемии (1926) признан «одним из лучших» — в 1954 году, признан первым в числе 12-ти лучших фильмов всех времён и народов по результатам международного опроса критиков в Брюсселе в 1958 году (110 голосов из 117); первый среди ста лучших фильмов по опросу киноведов мира (1978); завоевал приз на всемирной выставке в Париже (1926).

Привести пример фильма, построенного по законам золотого сечения, с Вашей точки зрения.

В) Задание третьей группе.

Золотое сечение в геометрическом анализе классической литературы.Проведем геометрический анализ произведения Чехова «Шуточка». Содержание рассказа по-чеховски просто и непритязательно – вечная тема любви. Гимназист любит, а может, и не любит гимназистку и шепчет ей на ухо заветные слова: «Я люблю вас, Надя!» Любовь их, как водится, распалась, прошли годы, но зрелая Надя, мать троих детей, все еще вспоминает ласковый шепот: «Я люблю вас, Наденька!». (Чехов А.П., Шуточка, - М., 2004–368с.).
Рассказ распадается на две части. Первую, мажорную часть, когда беззаботные гимназисты катаются на санках, можно назвать одним словом «вместе». Вторую, чуть грустную часть, в которой юные друзья расстаются, озаглавим «одни». Эти две части заключают в себе основную антитезу или семантическую антисимметрию рассказа. Какова морфология этих частей?
Всего в рассказе 163 строки; в первой части – 101, а во второй – 62. Неважно, по какому изданию мы подсчитываем число строк. Важно не абсолютное число строк, а их отношение, которое для всех изданий будет одним и тем же. И это отношение в рассказе поразительно точно выдержано в золотой пропорции: 163/101 = 1,614 ( = 1,618, и значит относительная ошибка = 0,25%!).
Композиция «шуточки» состоящей из 163 строк, настолько точна, что снова всплывает все тот же вопрос: неужели писатель рассчитывает на бумаге пропорции своего произведения? Конечно, лучше всего этот вопрос адресовать самому писателю. Но люди искусства предпочитают уходить от ответа на подобные вопросы, хотя и признаются: после долгих (а часто и мучительных) раздумий композиция произведения сама «приходит» к художнику, разумеется, без всяких математических расчетов.

Верите ли Вы, что лучшие произведения классической литературы построены по законам «золотого сечения»?

Г) Задание четвёртой группе.

Ритмы стихосложения и золотое сечение

Многое в структуре поэтических произведений роднит этот вид искусства с музыкой. Четкий ритм, закономерное чередование ударных и безударных слогов, упорядоченная размерность стихотворений, их эмоциональная насыщенность делают поэзию родной сестрой музыкальных произведений. Каждый стих обладает своей музыкальной формой - своей ритмикой и мелодией. Можно ожидать, что в строении стихотворений проявятся некоторые черты музыкальных произведений, закономерности музыкальной гармонии, а следовательно, и золотая пропорция.

Переходя к примерам золотого сечения в литературе, нельзя не остановить своего внимания на творчестве замечательных и талантливых русских поэтов: А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Начнем с величины стихотворения, то есть количества строк в нем. Казалось бы, этот параметр стихотворения может изменяться произвольно. Однако оказалось это не так. Н.Васютинский (Н.А.Васютинский. Золотая пропорция, - М.,1990 – 365с.) провел анализ стихотворения А.С.Пушкина и показал, что размеры стихов распределены весьма неравномерно, оказалось, что поэт явно предпочитает размеры в 5, 8, 13, 21 и 34 строк (числа Фибоначчи).

Последние исследования показали, что закономерности золотой пропорции и чисел Фибоначчи «буквально пронизывают поэзию Пушкина, свидетельствуя, с одной стороны, о высокой гармоничности стихотворных произведений, а с другой - о его гениальности с тончайшей интуицией».

Рассмотрим, например, стихотворение А.С. Пушкина "Сапожник" (Пушкин А.С. ,Полное собрание сочинений, 10 т. – М., 1963. – Т.3. 558с.):

Картину раз высматривал сапожник,
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник,
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
"Мне кажется, лицо немного криво ...


^ А эта грудь, не слишком ли нага?
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
"Суди, дружок, не выше сапога!"

Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!



Проведем анализ этой притчи. Стихотворение состоит из 13 строк. В нем выделяется две смысловые части: первая в 8 строк и вторая (мораль притчи) в 5 строк (13, 8, 5 - числа Фибоначчи).

Согласны ли Вы с выводом исследователей, что стихи А.С.Пушкина имеют в своей основе «золотое сечение»?

Д) Задание пятой группе.

Золотое сечение в музыке

Трудно найти человека, не знающего, что такое скрипка. Создать любой музыкальный инструмент непросто, но почему - то именно о скрипке рассказывают множество легенд, что из этого, правда, что вымысел – сказать трудно, но точно можно сказать, что изготовление хорошей скрипки – большое искусство. В этом искусстве выдающихся успехов достигли Антонио Страдивари, Амати, Гварнери, и по сей день звучание их инструментов является образцом, превзойти который не удалось еще никому.

Можно предположить, что такое звучание происходит благодаря закону золотого сечения, которое лежит в построение скрипке Антонио Страдивари (рис. 3).

Размеры этой скрипки указаны в таблице 2.


^ Таблица 2. Размеры скрипки Страдивари


Длина корпуса


355 мм


Ширина верхнего овала


167,5 мм


Ширина нижнего овала


207 мм


Ширина средней части


109 мм





 Рисунок 3. Скрипка Страдивари с точки зрения «золотого сечения»


Но на основе золотого сечения построена не только скрипка Антонио Страдивари, но и многие произведения талантливых и выдающихся композиторов. Наиболее обширное исследование проявлений золотого сечения в музыке было предпринято искусствоведом Л.Сабанеевым. Еще в 1925 году он, проанализировав 1770 музыкальных произведений 42 авторов, показал, что подавляющее большинство выдающихся сочинений можно легко разделить на части или по теме, или по интонационному строю, или по ладовому строю, которые находятся между собой в отношении золотого сечения (Сабанеев Л.Л., Воспоминания о России, - М., 2004 – 316с.). По его мнению, временное протяжение музыкального произведения делится «некоторыми вехами», которые выделяются при восприятии музыки и облегчают созерцание формы целого. Все эти музыкальные вехи делят целое на части, как правило, по закону золотого сечения. Причем, чем талантливее композитор, тем в большем количестве его произведений найдено золотых сечений. У Аренского,
Бетховена, Бородина, Гайдна, Моцарта, Скрябина, Шопена и Шуберта золотые сечения найдены в 90% всех произведений. По мнению Сабанеева, золотое сечение приводит к впечатлению особой стройности музыкального сочинения. Этот результат Сабанеев проверил на всех 27 этюдах Шопена. Он обнаружил в них 178 золотых сечений. При этом оказалось, что не только большие части этюдов делятся по длительности в отношении золотого сечения, но и части этюдов внутри зачастую делятся в таком же отношении.
    Современная эстрадная музыка, по Вашему мнению, тоже имеет в своей основе золотое сечение?

5. Выступление групп.


Иллюстрация проецируется на экран.

Подведение итогов урока:

Мы сегодня на уроке говорили о гармонии в природе, но ведь гармония бывает не только в строении цветка, человеческого тела или форме здания. Человеческие отношения тоже должны быть гармоничными.

Посмотрим видео притчу  «Цветок и ветер».

  Как видите, гармония необходима и в отношениях между людьми.

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру «Как я понимаю гармонию в отношениях между людьми».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...