Программа по русскому языку 9 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) по теме

       Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования  (2004), Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский - М.: Просвещение, 2006).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Черных Н.В.

Протокол № ___ от

«____»____________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР        

МОУ СОШ №  16  г. Губкин

___________ Горщкова Е.А.

«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

 Директор МОУ СОШ № 16      г.Губкин

  __________Гаврилова Р.П.

  Приказ № ___ от «___»____2012 г.

Рабочая программа по русскому

(9 «А»)

Учитель Мокроусова Н. А.

высшая квалификационная категория

по учебному курсу «Русский язык»

базовый уровень

2012-2013

Пояснительная записка

       Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования  (2004), Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский - М.: Просвещение, 2006).

Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:

  1. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих

свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

  1. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к

речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  1. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различи сферах и ситуациях

общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных но мах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  1. формирование  умений   опознавать,   анализировать,   классифицировать  языков факты, оценивать их с точки

зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку к явлению культуры,

основному средству общения и получения знаний в разных сферах  человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать и  понимать:

  1. роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и

средства межнационального общения;

  1. смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения; основные

признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;

  1. особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  2. признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
  3. основные единицы языка, их признаки;
  4. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические,

пунктуационные); нормы речевого этикета.

Уметь: 

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  1. АУДИРОВАНИЕ:
  1. фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого

пересказа;

  1. формулировать вопросы по содержанию текста;
  2. замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
  1. ЧТЕНИЕ:
  1. понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
  2. составлять конспект прочитанного текста;
  3. оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
  4. прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
  1. ГОВОРЕНИЕ:
  1. создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно

этические, социально-бытовые, учебные темы;

  1. владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли,

полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

  1. строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
  1. ПИСЬМО:
  1. владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли

высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

  1. писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму,

типологическое строение, характерные языковые средства;

  1. вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
  2. писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
  3. составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
  4. совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и

грамматические ошибки;

  1. ТЕКСТ:
  1. проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи),
  2. стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,строение текста);
  1. ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
  1. правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
  2. анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
  1. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
  1. владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  2. толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
  3. пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  4. опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических

признаков слов;

  1. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
  1. разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
  2. пользоваться разными видами толковых словарей;
  3. верно использовать термины в текстах научного стиля;
  4. оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  5. проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные

приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

  1. МОРФОЛОГИЯ:
  1.         распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  2.         правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  3. определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  4. опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
  1. ОРФОГРАФИЯ:
  1. применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  2. пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  3. проводить орфографический анализ текста;
  1. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
  1. различать изученные виды простых и сложных предложений;
  2. интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
  3. составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным

          схемам;

  1. уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
  2. правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
  3. проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
  4. устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
  5. использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  6. применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
  7. строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
  8. самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
  9. проводить пунктуационный анализ текста;
  10. аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание

9 «А»

фактическое

1.

Международное значение русского языка      

1

1.09.

2.

Повторение изученного в 5-8 классах  

 5+2

3.09. - 24.09.

3.

Сложные предложения  

1

30.09.

4.

Союзные сложные предложения

6

1.10. - 21.10.

5.

Сложносочиненные предложения

 3+2

22.10. – 12.11.

6.

Сложноподчиненные предложения

19+5

18.11. – 23.02.

7.

Бессоюзные сложные предложения

 6+2

24.02.  – 22.03.

8.

Сложные предложения с различными видами связи          

5+2

5.04. – 26.04.

9.

Общие сведения о языке  

 3

27.04. – 4.05.

10.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.      

4+ 2

10.05. – 25.05.

10.05-25.05

Итого:

68

Содержание программы учебного предмета

Наименование раздела

Основные изучаемые вопросы

1.

Международное значение русского языка      

       Вводный. Международное значение русского языка

Основные формы существования национального русского языка. Понятие о литературном языке

2.

Повторение изученного в 5-8 классах  

       Устная и письменная речь. Монолог. Диалог Стили языка. Простое    предложение и его грамматическая основа. Предложения    с обособленными членами .Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

3 .

Сложные предложения  

Понятие о сложном предложении.

4.

Союзные сложные предложения

Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные   и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

5.

Сложносочиненные предложения

Понятие о сложносочиненном предложении Сложносочиненные предложения  с   соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения   с   противительными союзами. Разделительные знаки  препинания    между    частями сложносочиненного    предложения Синтаксический   и   пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

6.

Сложноподчиненные предложения

Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном     предложении. Роль   указательных   слов   в сложноподчиненном     предложении. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, времени и места, причины, условия, уступки,цели, следствия, образа   действия,    меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные    предложения     с     несколькими придаточными;   знаки   препинания в них. Синтаксический     и пунктуационный  разборы  сложноподчиненного предложения.

7.

Бессоюзные сложные предложения

Понятие    о    бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в   бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины,   пояснения, дополнения, противопоставления, времени, условия и следствия. Двоеточие   в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении . Синтаксический   и   пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

8.

Сложные предложения с различными видами связи          

Употребление   союзной   (сочинительной     и     подчинительной)     и     бессоюзной связи   в   сложных   предложениях. Знаки       препинания       в сложных    предложениях    с различными видами связи. Синтаксический    и    пунктуационный   разбор   сложного   предложения   с   различными видами связи.

9.

Общие сведения о языке  

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. Русский язык первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили и типы речи. Богатство, красота, выразительность русского языка. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ. Наука о русском языке и ее разделы.

10.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.

Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

Тематическое планирование составлено в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма

«О преподавании русского языка в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области  БелРегионИПКППС.

Темы

Кол-во часов

Письменные работы,

проверяющие ЗУН

развивающие речь

к/т

к/д

пр/т

к.сл/д

к/сочинение

к/изложение

1

Международное значение русского языка      

1

2

Повторение изученного в 5-8 классах  

 5+2

+

3

Сложные предложения  

1

4

Союзные сложные предложения

6

+

5

Сложносочиненные предложения

 3+2

6

Сложноподчиненные предложения

19+5

+

+

+

7

Бессоюзные сложные предложения

 6+2

+

+

8

Сложные предложения с различными видами связи          

5+2

+

+

+

9

Общие сведения о языке  

 3

10

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. Общие сведения о языке.        

4+ 2

+

+

Итого:

68

2

1

2

3

2

2

№ уро

кап/п

/в раз

деле

Календарные сроки

план

Тема учебного занятия 

Подго

товка  

к

ЕГЭ

Основные компетенции филологического образования

 (содержание и виды работы учащихся)

Использование ресурсов кабинета, ИКТ

факт

9 «А»

1 чет.Международное значение русского языка       (1 ч.)              

1/1

1.09.

1.09

Международное значение русского языка

Знать содержание понятия «мировые языки»

презентация

Повторение изученного в 5-8 классах  (5+2 ч.)

2/1

7/09

Р./р. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог

презентация

3/2

8.09

Р./р. Стили языка

А 30

Таблица «Стили речи»

4/3

14.09

Простое    предложение и его грамматическая основа

А9, А10, В4

Уметь выделять грамматическую основу в предложениях; разграничивать двусоставные и односоставные предложения;    

презентация

5/4

15.09

Предложения    с обособленными членами

А21, А22, В5

Уметь находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении; правильно выделять их запятыми на письме; объяснять устно и графически условия   обособления / необособления   определений и обстоятельств.

КиМ

6/5

21.09

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

А21, А23, В5

 Уметь находить обращение в предложении, определять способ его выражения; находить вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции; производить выбор нужных знаков препинания,

дидактический материал

7/6

22.09

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

А21, А23, В5

Уметь выделять на письме обращения, вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции; объяснять устно и графически условия их выделения

презентация

8/7

К.д.

28.09

Административный контрольный   диктант   «Повторение изученного в 5-8 классах»

Электронные задания

Сложные предложения    (1 ч.)

9/1

29.09

Работа над ошибками контрольного диктанта Понятие о сложном предложении

В6

Уметь разграничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предл.

презентация

Союзные сложные предложения (6 ч.)

10/1

5.10

Союзные и бессоюзные сложные предложения

А21, А27, В6

. Уметь разграничивать союзные и бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в зависимости от средств связи; находить сложные предложения с союзной и бессоюзной связью; составлять схемы сложных предложений

презентация

11/2

6.10

Союзные и бессоюзные сложные предложения

дидактический материал

12/3

12.10

Разделительные   и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

А21, А27, В6

Уметь разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения (сложносочиненного, бессоюзного, сложноподчиненного);   составлять   схемы сложных предложений; уметь интонационно правильно читать указанные сложные предложения; интонационно правильно строить сложные предложения из указанных простых.

презентация

13/4

К.сл.д.

13.10

К.сл.д. Разделительные   и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

А21, А27, В6

Уметь разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения (сложносочиненного, бессоюзного, сложноподчиненного);   составлять   схемы сложных предложений; уметь интонационно правильно читать указанные сложные предложения; интонационно правильно строить сложные предложения из указанных простых.

КиМ

14/5

19.10

Работа над ошибками в контрольном словарном диктанте

Интонация сложного предложения

В6

знать интонационные особенности сложного предложения

презентация

15/6

20.10

Интонация сложного предложения

В6

знать интонационные особенности сложного предложения

Сложносочиненные предложения (3+2ч.)

16/1

26.10

Понятие о сложносочиненном предложении Сложносочиненные предложения  с   соединительными союзами.

А21, А26, В6

Уметь находить границу между простыми предложениями в составе сложносочиненного предложения, связанными сочинительными союзами   тоже, также,   же;   составлять   из двух простых предложений сложносочиненное с указанными значениями; составлять схемы сложносочиненных предложений

презентация

17/2

27.10

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

А21, А26, В6

Уметь различать простые и сложные предложения, находить сложносочиненные предложения в ряду указанных, определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения (одновременность, последовательность, причинно-следственные отношения происходящих событий, действий,

явлений, их чередование, взаимоисключение; сопоставление, противопоставление)

КиМ

18/3

2.11

Сложносочиненные предложения   с   противительными союзами. Разделительные знаки  препинания    между    частями сложносочиненного    предложения Синтаксический   и   пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

А21, А26, В6

Уметь различать простые предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочиненные предложения;   правильно ставить необходимые знаки препинания в соответствии с изученным правилом; обосновывать условия постановки необходимого знака препинания ; уметь производить синтаксический  разбор (устный   и письменный)   и   пунктуационный   разбор (устный и письменный) сложносочиненного  

Схемы разборов

2 чет.

19/4

Р./р. Подготовка к обучающему  изложению  по теме «Сложносочинённые предложения»

уметь создавать собственное высказывание в виде изложения

КиМ

20/5

3.11

Р./р. Написание обучающего  изложения  по теме «Сложносочинённые предложения»

Сложноподчиненные предложения (19+5ч.)

21/1

16.11

Понятие о сложноподчиненном предложении

А21, А26, В6

Уметь находить главное и придаточное предложения в    сложноподчиненном    предложении; определять, что поясняет придаточное в главном предложении; определять средства связи придаточного с главным предложением.

презентация

22/2

17.11

Место придаточного предложения по отношению к главному.

А21, А26, В6

Уметь находить главное и придаточное предложения в сложноподчиненном предложении; определять место придаточного по отношению к главному, средства его связи с главным; уметь находить границы придаточного предложения

дидактический материал

23/3

23.11

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

А21, А26, В6

Уметь правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений

презентация

24/4

24.11

Р./р. Обучающее сочинение

Рецензия на кинофильи

уметь   анализировать  текст в соответствии с вопросами КИМов

КиМ

25/5

К.изл.

30.11

Р./р. Подготовка к  контрольное  изложению по теме»Сложноподчинённые предложения»

уметь создавать собственное высказывание в виде изложения

КиМ

Интерактивная таблица

26/6

1.12

Р./р. Написание  контрольное изложения по теме»Сложноподчинённые предложения»

уметь   анализировать  текст в соответствии с вопросами КИМов

27/7

7.12

Работа над ошибками контрольного изложения.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном     предложении. Роль   указательных   слов   в сложноподчиненном     предложении

А21, А26, В6

Уметь различать омонимичные подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении; определять, каким членом придаточного предложения   является   союзное   слово;   правильно ставить знаки препинания между частями СПП; уметь находить главное предложение с указательным словом и без него;  правильно   ставить знаки  препинания  между  частями  сложноподчиненных предложений

28/8

8.12

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

А21, А26, В6

Уметь определять значение придаточных определительных;  ставить к ним вопросы; находить место придаточных определительных в сложноподчиненных предложениях.

презентация

29/9

14.12

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

А21, А26, В6

Уметь определять средства связи придаточного с главным

дидактический материал

30/10

К.сл.д.

15.12

К.сл.д.Сложноподчиненные    предложения   с   придаточными изъяснительными

А21, А26, В6

Уметь определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненных предложениях; определять средства связи придаточного  с   главным.

презентация

31/11

21.12

Работа над ошибками контрольного словарного диктанта.

Сложноподчиненные    предложения   с   придаточными изъяснительными

Уметь различать придаточные изъяснительные   и  определительные, присоединяемые омонимичными союзом и союзным словом что

Схемы разборов Интерактивная таблица

32/12

22.12

Сложноподчиненные    предложения с придаточными обстоятельственными.

А21, А26, В6

Уметь определять значение придаточных времени, места; ставить к ним вопросы

33/13

28.12

Сложноподчиненные предложения с придаточными   времени и места.

Уметь правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений с придаточными времени и места

презентация

3 чет.

34/14

18.01

Сложноподчиненные    предложения   с   придаточными причины, условия, уступки.

А21, А26, В6

Уметь определять    значение придаточных причины,

условия, уступки, следствия; ставить к ним вопросы; определять средства связи придаточного с главным

35/15

19.01

Сложноподчиненные    предложения   с   придаточными  цели, следствия.

Уметь определять место придаточного по отношению к главному; определять изученные виды придаточных; отличать указанные виды придаточных от других видов

дидактический материал

36/16

25.01

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа   действия,    меры

А21, А26, В6

Уметь определять  значение   придаточных  образа действия, меры, степени и сравнительных; ставить к ним вопросы, определять изученные виды придаточных: отличать указанные виды придаточных от других видов

презентация

37/17

26.01

Сложноподчиненные предложения с придаточными  степени и сравнительными

Уметь различать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными и простые предложения  со   сравнительными   оборотами.

Схемы разборов

38/18

1.02

Сложноподчиненные    предложения     с     несколькими придаточными

А21, А26, В6

Уметь определять виды подчинительной связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными  

дидактический материал

39/19

2.02

Сложноподчиненные    предложения     с     несколькими придаточными;   знаки   препинания в них

А21, А26, В6

Уметь составлять    схемы    сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

Интерактивная таблица

40/20

   8.02

Р./р. Обучение оформлению деловых документов (автобиографии, заявления)

уметь оформлять деловые документы (автобиографию, заявление) 

презентация

41/21

   9.02

Синтаксический      разбор сложноподчиненного предложения.

А21, В6

Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) и  пунктуационный разбор (устный и письменный) сложноподчиненного предложения

Схемы разборов

42/22

15.02

Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

А21, В6

Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) и  пунктуационный разбор (устный и письменный) сложноподчиненного предложения

Презентация

Схемы разборов

43/23

16.02

Повторение по теме: «Сложноподчиненные предложения»

презентация

44/24

22.02

Проверочный тест  по теме: «Сложноподчиненное предложение»

дидактический материал

Бессоюзные сложные предложения (6+2 ч.)

45/1

1.03

Понятие    о    бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях

А21, А25, В6

Уметь произносить указанные бессоюзные сложные предложения с интонацией перечисления, сопоставления, предупреждения; устно составлять и произносить с нужной интонацией бессоюзные сложные предложения с указанными значениями.

презентация

46/2

2.03

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в   бессоюзном сложном предложении

А21, А25, В6

Уметь  определять смысловые   отношения   между частями   бессоюзного сложного    предложения    в зависимости от интонации; правильно ставить необходимые знаки препинания (запятую, точку с запятой) между частями бессоюзного сложного предложения

презентация

47/3 К.с.

7.03

Р./р. Подготовка к контрольному сочинению – рассуждению по теме «Бессоюзные сложные предложения»

уметь создавать собственное высказывание в виде  сочинения-рассуждения  на базе анализируемого текста

КиМ

48/4

9.03

Р./р. Написание  контрольного сочинения  по теме «Бессоюзные сложные предложения»

КиМ

49/5

15.03

Бессоюзные сложные предложения со значением причины,   пояснения, дополнения. Двоеточие   в бессоюзном сложном предложении

А21, А25, В6

Уметь определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (причина, пояснение, дополнение); правильно ставить необходимые знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения; обосновывать условия   выбора знака препинания между частями   бессоюзного сложного предложения.

Интерактивная таблица

50/6

16.03

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

А21, А25, В6

Уметь определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (противопоставление,   время,   условие,   следствие); правильно   ставить   необходимые   знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения

презентация

51/7

22.03

Синтаксический   и   пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение

А21, А25, В6

Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) и пунктуационный разбор (устный и письменный) бессоюзного сложного предложения

Схемы разборов

52/8

К.т.

23.03

Контрольное  тестирование по теме «Бессоюзное сложное предложение»

дидактический материал

Сложные предложения с различными видами связи           (5+2ч.)                

4 чет.

53/1

5.04

Употребление   союзной   (сочинительной     и     подчинительной)     и     бессоюзной связи   в   сложных   предложениях

А21, А27, В6

Уметь находить многочленные сложные предложения; определять виды синтаксической связи между частями многочленного сложного предложения, правильно   ставить   необходимые   знаки   препинания между частями сложных предложений разных типов.

презентация

54/2

К.сл.д.

6.04

К.сл.д.Знаки       препинания       в сложных    предложениях    с различными видами связи

А21, А27, В6

Уметь находить границы частей многочленных сложных предложений с различными видами связи; производить выбор необходимого знака препинания; правильно ставить необходимые знаки препинания между частями многочленных сложных предложений.

Интерактивная таблица

55/3 К.изл.

12.04

Работа над ошибками контрольного словарного диктанта.

Р./р. Подготовка к контрольному изложению по теме «»Сложные предложения с различными видами связи»

уметь создавать собственное высказывание в виде изложения, уметь   анализировать  текст в соответствии с вопросами КИМов

КиМ

56/4

13.04

Р./р. Написание контрольного изложения  по теме «Сложные предложении с различными видами связм»

КиМ

57/5

19.04

Синтаксический    и    пунктуационный   разбор   сложного   предложения   с   различными видами связи

А21, А27, В6

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор (устный и письменный) сложного предложения с различными видами связи

презентация

58/6

2004

Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи»           

А21, А27, В6

Схемы разборов

59/7

26.04

Проверочный тест по теме «Сложные предложения с различными видами связи»           

дидактический материал

Общие сведения о языке  (3 ч.)

60/1

27.04

Работа над ошибками проверочного теста

Р./р. Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

А7

знать о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явление, языковые контакты русского языка

презентация

61/2

3.05

Р./р. Русский язык первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили и типы речи. Богатство, красота, выразительность русского языка.

А8, А30, В8

знать  стили русского литературного языка и типы речи

презентация

62/3

4.05

Р./р. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ. Наука о русском языке и ее разделы.

А8

знать разделы науки о русском языке

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. Общие сведения о языке.        (4+2ч.)

63/1

10.05

Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология.

А1, А3, А12, А31

Уметь составлять фонетическую транскрипцию указанных слов; определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в указанных словах; уметь соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника ; уметь   определять   лексическое   и   грамматическое значение слов; находить в тексте слова, употребленные в переносном значении, синонимы и синонимические ряды, омонимы, профессиональные, заимствованные,   устаревшие   слова,   фразеологические обороты; определять значение устаревших, заимствованных слов; подбирать профессиональные слова

презентация

64/2

К.с.

11.05

Р./р. Подготовка к контрольному сочинению – рассуждению по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах»

уметь создавать собственное высказывание в виде  сочинения-рассуждения  на базе анализируемого текста

КиМ

65/3

17.05

Р./р. Написание  контрольного сочинения – рассуждения по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах»

КиМ

66/4

18.05

Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

А13, В1 А4, А5, А6, А10, А11, А28, В2, В3

Уметь членить слова на морфемы, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; группировать слова по способам их образования; подбирать слова, образованные продуктивными способами; производить разбор слова по составу

Уметь определять принадлежность слова к части речи; группировать слова по частям речи; производить морфологический разбор указанных слов; находить и исправлять ошибки в указанных определениях морфологии; уметь находить словосочетания в предложении, определять виды синтаксической связи в словосочетании; находить односоставные предложения в тексте, определять их вид; находить в тексте сложные предложения; предложения с союзной и бессоюзной связью, осложненные однородными членами; предложения с союзной и бессоюзной связью,  осложненные обособленными членами

презентация

67/5

24.05

Орфография. Пунктуация.

А14 -      А21

Знать определение орфографии и пунктуации; о связи между фонетикой и орфографией. Уметь правильно писать словам с изученными орфограммами

68/6

К.т.

25.05

Контрольное  тестирование по итогам года.

Интерактивная таблица

       Виды и формы контроля: диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный); комплексный анализ текста; сочинение - рассуждение; изложение с элементами сочинения; тест; устное высказывание на лингвистическую тему.

Темы

Кол-во часов

Письменные работы,

проверяющие ЗУН

развивающие речь

к/т

к/д

пр/т

к.сл/д

к/сочинение

к/изложение

1

Международное значение русского языка      

1

2

Повторение изученного в 5-8 классах  

 5+2

+

3

Сложные предложения  

1

4

Союзные сложные предложения

6

+

5

Сложносочиненные предложения

 3+2

6

Сложноподчиненные предложения

19+5

+

+

+

7

Бессоюзные сложные предложения

 6+2

+

+

8

Сложные предложения с различными видами связи          

5+2

+

+

+

9

Общие сведения о языке  

 3

10

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. Общие сведения о языке.        

4+ 2

+

+

Итого:

68

2

1

2

3

2

2

                                             

Формы и средства контроля

№ п.п.

Тема

Кодификатор

Форма контроля

Административный контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 – 8 классах»

Г. А Богданова «Уроки русского языка в 9 классе» стр.39.

 Контрольный диктант

Контрольный словарный диктант

Г. А Богданова «Уроки русского языка в 9 классе» стр.63

Контрольный словарный диктант

Контрольное изложение по теме «Сложноподчинённые предложения»

Г. А Богданова «Уроки русского языка в 9 классе» стр.31

Контрольное изложение

Контрольный словарный диктант

Г. А Богданова «Уроки русского языка в 9 классе» стр.78

Контрольное сочинение – рассуждение по теме «Бессоюзные сложные предложения»

ГИА 9 Русский язык Подготовка к ГИА – 2012 стр.118

Контрольное сочинение - рассуждение

Контрольное тестирование по теме «Бессоюзное сложное предложение»

, ГИА 9 Русский язык Подготовка к ГИА – 2012 стр.139

Контрольное тестирование

  7

Контрольный словарный диктант

Г. А Богданова «Уроки русского языка в 9 классе» стр.102

Контрольный словарный диктант

        8

Контрольное изложение по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

ГИА 9 Русский язык Подготовка к ГИА – 2012 Звуковое изложение

Контрольное изложение

       9

Контрольное сочинение – рассуждение по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах»

ГИА 9 Русский язык Подготовка к ГИА – 2012 стр.142

Контрольное сочинение

       10

Контрольное тестирование по итогам года

                                                                  Формы и средства контроля

   

    1.  Административный контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 – 8 классах»

   

       «Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.

 Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки»1 и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.

  Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова...», на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце XVIII века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой. (166 слов.)

(По Б. Рыбакову.)

2. Контрольный словарный диктант

   Изображать, воплощает, противопоставляет, клиенты – иностранцы, бессловесный, галломания, гостиная, декабристский. жизненные идеалы, искусство, низкопоклонник, крепостник, канцелярия. карьеризм, проекты, Чацкий, сумасшедший. общественно – политический, секретарь, галерея. карбонарий. персонаж, мошенник, выразитель, просвещение, ветреник, фельдфебель, безмолвствовать, вакансии, воплотить, учреждение.

3. Контрольное изложение по теме «Сложноподчинённые предложения»

      Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представляющегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти города Смоленска без выходных и праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днем и ночью.

      Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Человек, при жизни возведенный в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его.

     Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.

      В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании – стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы – таилась притягательная сила этого развлечения.

     Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую, “германскую” войну, где применялись реальные отравляющие вещества.

     И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.

        Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.

Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.

Варианты заданий

1-й вариант

1. Озаглавьте текст и перескажите его подробно.

2. Ответьте на вопрос: “Как вы думаете, почему доктора Янсена еще при жизни назвали святым?”.

2-й вариант

1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато.

2. Выскажите свое впечатление о рассказе.

4. Контрольный словарный диктант

    Будущее, экологический, чествовать героев, оранжерея, эффект, резервы, балет, оптимизм. пессимизм. идеологический, аккомпанировать. конспект, декларировать, гуманный, мировоззрение, электрификация, традиция, интенсивный, прогресс, миропонимание, колоссальный, комментатор, гостиная. активный, реферат.

5. Контрольное сочинение – рассуждение по теме «Бессоюзные сложные предложения»

       Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Попытаемся разобраться в смысле данного высказывания.

                Словарь – это лексический запас человека. Лексика отражает наши представления о мире, помогает назвать явления в жизни и рассказать о них, выразить мысли, чувства человека. Так, например, в предложении  27 автор употребляет фразеологизм «глаз не отвести», который не только придает речи яркость и выразительность, но и позволяет передать восхищение танцем бабушки Акулины Ивановны.

                Грамматика позволяет увидеть логику  рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. Например, ряды однородных членов в предложении 22 («идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки») позволяют автору показать удивительный, яркий выразительный танец героини текста.

                Таким образом,  примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания Г.Степанова.

6.   Контрольное тестирование по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)

2. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (В.Катаев)

3. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов)

4. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омраченном, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал.(5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в темной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Г.Березко)

5. Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

(1) Человек отпустил Лешкину руку, но Лешка продолжал идти за ними. (2) Пришли в домоуправление, телефон висел в коридоре. (3) Горела пыльная лампочка. (4) Человек стал звонить, тетя Маша вошла в темную каморку, а Лешка опять прислонился к стене. (5) Тетя Маша, погремев в каморке, вытащила две лопаты. (6) Человек стучал по рычажку - все время было занято. (Э.Дубровский)

6. Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Утром молочница не застала дома троих постоянных покупателей. (2) На базар было идти уже поздно, и, взвалив бидон на плечи, она отправилась по квартирам. (3)Она ходила долго без толку и наконец остановилась возле дачи, где жил Тимур. (4) За забором она услышала густой приятный голос: кто-то негромко пел. (5) Значит, хозяева были дома и здесь можно было ожидать удачи. (А.Гайдар)

7. Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложения.

(1) Совсем стемнело, и я пошел к дому. (2) Холодом тянуло по земле, хрустела под ногами корка льда, схватившая лужи. (3) На опушке в лицо вдруг повеяло теплом. (4) Земля оттаяла, согрелась за день, теперь воздух греется об нее. (5) Я шел полем и вспоминал цветы, оставленные на пеньке. (6) Снова показалось, что стебли их шевелятся, шевелятся в руке. (Ю.Коваль)

8. Среди предложений 1-6 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Из туч, как из ледника, набросило холодом. (2) Ветер перешел в ураган, пробежал вихрем по вершинам. (3) Все кругом загудело, налетел ливневый шквал. (4) На нас обрушилась лавина воды. (5) Сквозь ее мутную завесу не пробивался даже свет молний. (6) Дождь безжалостно хлестал по холмам, отплясывая дикий танец по равнине. (Г.Федосеев)

9. Среди предложений 1-7 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) Медведица удирала крупными прыжками по россыпи. (2) За ней, не отставая ни на шаг, бежали два пушистых медвежонка. (3) Откуда только у них прыть взялась! (4) Все препятствия они преодолевали с ловкостью матери, точно копируя ее движения. (5) Выскочив на край снежного поля, семейство задержалось, передохнуло немного и скрылось за изломом. (6) Я покинул место засады довольный: не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. (7) Для полноты впечатления мне хотелось узнать, что же ела медведица на проталинах. (Г.Федосеев)

10. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) Это был дом, каких множество на улицах Соломбалы. (2) Во дворе за забором на ветвях молодых тополей робко проступала зелень будущей листвы - лето запаздывало. (3) Слышалось прерывистое повизгивание пилы. (4) Из глазка-отверстия в крашенной охрой калитке свисал кончик тонкой веревки с узелком. (5) Подталкивая друг друга, мальчики в нерешительности поглядывали на окна с белыми полотняными занавесками. (Е.Коковин)

7. Контрольный словарный диктант

    Пренеприятное известие, прогнозировать ситуацию, эксперимент режиссёра, роскошный палисадник. старинные традиции, анализировать систематически, расположиться амфитеатром, разыгранная комедия, получить наслаждение от преодоления препятствий, ровесник поэта, эффективный метод, пессимистический взгляд на будущее. идеологическая борьба, известный комментатор телевидения. присутствовать на конференции, занять активную позицию в обсуждении экологических проблем, прогрессивные воззрения. мировоззрение писателя. гуманное отношение.

8.    Контрольное изложение по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

      Самая большая ценность народа- язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чем он думает.

     Язык является самой большой ценностью народа. Мы постоянно пользуемся языком. На нем формулируются мысли человека, а затем окрашиваются эмоциями и ощущениями.

      Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека- это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый вероный способ узнать человека- прислушаться к тому, что и как он говорит.

     Язык народа - это показатель его культуры. Показателем личных качеств человека - его мировоззрения и поведения - является язык, поэтому узнать человека можно по его речи.

      Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам - значит ошибаться. А вот язык человека - гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью - устной или письменной - надо следить постоянно.

     Нужно судить о человеке не по его внешним проявлениям, а по манере говорить. Ведь язык - это точный показатель нравственных качеств личности. Именно поэтому постоянно следить за своей речью необходимо.

9. Контрольное сочинение – рассуждение по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах»

   Словарный состав языка. Грамматика. Какова их роль в языке? Влияют ли они на речь человека? Известный лингвист  Г. Степанов утверждает, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика -  как они думают». Разберемся в этих вопросах и мы.

              Словарь любого языка – это его лексика, с помощью которой человек может показать, сколько оттенков слова скрывается и открывается в его мыслях, чувствах и действиях.  М.Горький  использует в предложении 15 разговорную лексику («сделай милость, пройди разок»), которая позволяет дать яркую словесную характеристику  людям, которые рады и поистине счастливы при звуках замечательной музыка и при виде великолепного душевного танца бабушки.  

             Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно составить предложение, текст, создать связное, выразительное высказывание.  Так, например, автор не только употребляет разговорную и эмоционально-экспрессивную лексику, но и использует обращения (предложения 15, 17), выделяя которые, называет того, к кому обращаются с речью.

           Итак, мы пришли к выводу, что утверждение  Г.Степанова является справедливым.

10. Контрольное тестирование по итогам года

1 вариант

1. Найдите слово, в котором количество звуков и букв совпадает:

а) ямщик   б) понять   в) трёхъярусный   г) конъюнктурный

 2.Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог:

а) сироты     б) фигляр     в) шофёр      г) дочиста

 3.Выберите слово, в котором после шипящих пишется Ё:

а) трещ…тка    б) ч…порный    в) ноч…вка     г) облиц…вка

 4.Найдите слово, в котором пишется А:

а) б…рдюр    б)разг…раться    в) пром…кашка  г) п…лисадник

 5. Укажите причастие, в суффиксах которого  пишется  У:

а) слыш…щий   б) дыш…щий  в) пряч…щийся  г) знач…щийся

 6.Выберите слово, в котором пишется Ъ :

а) ад…ютант…    б) в…юк     в) под…ячий    г) п…едестал

 7.Найдите  существительное 1 скл.,  ед. ч.  ж.  р., имеющее абстрактное  значение:

а) фамилия  б) листва  в) лестница   г) судьба

 8. Укажите существительное, образованное при помощи суффикса НОСТЬ:

а) человечность  б) достоверность    в) готовность    г) ценность

 9. Подберите слово, соответствующее схеме:

а)  выполняющий    б) умирали    в) проводка  г) наводнение

 10.Выберите предложение с составным именным сказуемым:

А)  Квадрат есть равносторонний прямоугольник.

Б)  Вокруг каждой чашки садилось десять человек.

В)  Большая и тяжёлая гора свалилась с плеч.

Г)  Песню дружбы запевает молодёжь.

 11. Найдите предложение, в котором числительное употреблено с ошибкой:

А)  Он пришёл с пятьюдесятью  пятью  рублями.

Б)  По  сравнению с тысяча девятьсот тринадцатым годом.

В)  К девятистам шестидесяти восьми прибавить один.

Г)  Обратился к сорокам ученикам.

 12.  С  какой частью  речи не употребляется предлог?

а) существительным  б) деепричастием  в) числительным  г) местоимением

 13.Укажите качественное прилагательное:

а) медвежья шубка  б) медвежья услуга  в) медвежья лапа   г) медвежья кровь

 14.Найдите предложение с ошибкой:

А) В усадьбе вероятно все ещё спали.

Б)  Вы, я вижу, любите природу.

В)  Одним словом, жизнь расцветает.

Г) Упражнение должно быть выполнено.

 15.В каком предложении есть обращение  ( знаки препинания не расставлены):

А) Я видел вас всегда.

Б)  Как ты чудесен и хорош!

В)  Москва Как много в этом звуке…

Г)  Читатель я не нарушу условий.

 16. Найдите предложение с деепричастным оборотом:

А)  Шелестят берёзы, колеблемые ветром.

Б)  Поднявшись на гору, мы увидели всё.

В)  Лицо, пышущее здоровьем, покрылось бледностью.

Г)  Я смотрю на камни, свалившиеся с берега.

 17.Укажите сложносочинённое предложение:

А) Она вышла, перебралась через забор.

Б)  Мы сдвигаем  и  горы, и реки , несущие свои воды мимо.

В)  Несмотря на позднее время, в лесу слышно пение.

Г)  Старик заговорил протяжно, звук голоса также поразил меня.

 18. Определите антонимичную пару:

а) сияло- блестело  б) багряным- багровым  в) потерянный- найденный   г) вечный- незыблемый

 19.  Выберите сложноподчинённое предложение:

А)  Нужно только чтоб сердце не стыдилось.

Б)  Лес словно терем расписной.

В)  По радио сообщили будет дождь

Г)  Вследствие дождей дорога стала непроходима.

 20. Определите стиль текста:

В крупинке хлорофилла содержится крахмал, который продолжает расти в точках соприкосновения. Образование крахмала является результатом разложения углекислоты.

а) официально-деловой   б) художественный   в) научный   г) публицистический.

 2 ВАРИАНТ

1.Количество букв и звуков совпадает в слове:

а) намерение   б) иллюзия    в) увлечься      г) услышишь

 2.Ударение  падает на первый слог:

а) приданое (невесты)   б) добыча  в) партер   г) похороны

 3.Буква   Ё пишется  в слове:

а) свеч…й    б) парч…вый       в) стаж…р      г) обж…ра

 4.Буква  Е пишется  в  слове:

а) ижд…венец  б) инт…ллигент    в) в…негрет  г) вест…бюль

 5.В суффиксах  причастий  пишется  А:

а) дыш…щий    б) меч…щийся    в) маш…щий    г) колыш…щий

 6.Слово  пишется с Ъ:

а)в…ются    б) комп…ютер   в) двух…ярусный   г) сверх…экономный

 7.Указательным  местоимением  является:

а) ему   б) самый    в) всех    г) этого

 8.Слово УДИВЛЁННО  образовано следующим способом:

а)  суффиксальным    б) приставочным    в)  приставочно-суффиксальным   г) переход из одной части  речи в другую

 9.Подберите слово, соответствующее схеме :

а) задыхаясь   б)  занимательный    в) отправились     г) расплывчатость

 10.Укажите составное именное сказуемое:

А) Заморосил дождь и начал тоскливо шуметь.

Б) Я вышел на берег насладиться ароматом.

В) День был чудный, свежий.

Г) Они  не торопились, тянули волынку.

 11.Числительное  употреблено  в  предложении с ошибкой:

А) Встретился с тремястами  сорока пятью делегатами.

Б) Появился  в тысяча  двести сороковом году.

В) К  пятисот ученикам добавили сорок.

Г) Не пришли около девяноста человек.

 12.Частицей является следующее слово :

А) или    Б) лишь  В) своей  Г) через

 13.Укажите  относительное прилагательное:

а)  лисья  хитрость   б) лисья нора   в) лисьи шапки  г) лисий характер

 14. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

А)  Вдруг дверь подъезда отворилась,  выбежали дети.

Б)  Он, как будто, стал взрослее и серьёзнее.

В)  Следовательно, рано ещё делать выводы.

Г)  Здесь, как гласит предание, жили монахи.

 15. Найдите предложение с обращением  (знаки препинания не расставлены) :

А)  Жизнь увы не вечный дар.

Б)  Нет русской земли нельзя не любить.

В)  Осень как я люблю тебя.

Г)  Ведь были ж схватки боевые.

 16. Найдите предложение с причастным оборотом ( знаки не расставлены).

А)  Первые лучи  солнца пробив тучу блеснули в небе.

Б)  Из  земли освободившейся от снега  выглянула зелень.

В)  Видя  детей голубь пролетел  мимо.

Г)  Самолёт развернулся и  набрав высоту сделал круг.

 17.  Укажите сложноподчинённое предложение:

А)  Вдохновлённый успехом, он обдумывал положение,

Б)  Бетонщики, несмотря на стужу, перевыполнили план.

В)  Где-то внизу, в тайге, идёт маленький отряд.

Г)  История дома, где вы живёте, полна тайн.

 18. Предлоги  БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются с

а)  с винит.  б) с творит.  в) с дательн.  г) с  предложн.

 19. Чужая речь оформлена неверно:

А)  Чехов признавался, что «умеет коротко говорить о длинных вещах».

Б)  По словам Белинского, « русский народ смышлён и понятлив».

В)  « Что виднеется вдали?»- спрашивали мы.-«Неужели станция?»

Г)  «Возле города была роща,»- вспоминал друг.

 20 Нормы сочетаемости слов нарушены:

А)  красивый тюль    б) по выздоровлении сына      в) разочароваться спектаклем         г) ласковый  шимпанзе

                                                                 Перечень учебно-методических средств обучения

Мультимедийные пособия.

1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

2.-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

3.  Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

          4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9  класс.  

7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 9-11 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

8. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

9. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Литература     для учителя

Тростенцова Л. А.   Обучение   русскому  языку   в   9   классе / Л. А. Тростенцова.   -М.: Просвещение, 2004.

Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.

  1. Текучева И. В.   Русский   язык:   Контрольные   и   проверочные   работы:   9   кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.
  2. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
  3. Угроватова Т. Ю.  Русский язык:  9 класс / Т. Ю. Угроватова.  - М.:  Просвещение, 2005.
  4. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005..
  5. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.
  6. Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
  7. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006.

И.Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2007 год: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006.

Литература для учащихся

  1. Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2006
  2. Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2005.
  3. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русс язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
  4. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения  / Г. К.  Лидман-Орлова. - М.: Д фа, 2006.
  5. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
  6. Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая те радь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.
  7. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.
  8. Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2006.
  9. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2002.
  10.  Пахнова Т. М.  Русский  язык:  Комплексная  работа  с текстом:  Рабочая  тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...