методическая разработка
рабочая программа по русскому языку по теме

Перевозникова Галина Юрьевна

Проект урока-путешествия по русскому языку 2 класс "Письмо тоже текст"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Учимся пересказывать и создавать тексты.

Письмо тоже текст.

(с использованием ТРКМ и интерактивных методов обучения)

Проект урока-путешествия для начальной школы для регионального конкурса

«Лучший урок письма»

Автор: Перевозникова Галина Юрьевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №93 г. Краснодара

г. Краснодар

2013г.

2 класс

Проект урока по русскому языку для начальной школы.

Тема «Учимся пересказывать и создавать тексты.

Письмо тоже текст».

Цели урока:

1. Образовательные: рассмотреть части письма: приветствие адресата, сообщение о получении письма, сведения о событиях твоей жизни, вопросы к адресату, прощание, дата, подпись; учить составлять элементарные письма родным.

2. Развивающие: развивать у обучающихся интерес к эпистолярному жанру;  совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать внимание, способность к самоконтролю.

3. Воспитательные: воспитывать доброжелательность во взаимоотношениях с другими людьми, бережное, чуткое  отношение к своим близким.

Планируемый результат:

Предметные умения: иметь представления об эпистолярном жанре, структуре письма и видах письма; ввести новые понятия «адресат», «адресант».

Универсальные  личностные учебные действия: демонстрируют личностные качества в процессе общения: проявляют к собеседнику внимание, терпение;

Универсальные  регулятивные учебные действия: научатся понимать цель выполняемых действий; получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения;

Универсальные  познавательные учебные действия: научатся выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

Универсальные  коммуникативные учебные действия: научатся понимать тему высказывания по содержанию, по заголовку;

Универсальные  предметные учебные действия: научатся составлять элементарные письма родным; получат возможность научиться излагать содержание исходных текстов.

Формы работы: фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация «Письмо тоже текст», сообщения учеников, оформление доски,  толковые словари, кроссворд.

Источники: 

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-11009/

http://ru.wikilove.me/kak-pisat-pisma.html

http://pro444.ru/business/pisma-rassylki.html

http://steepbend.ru/biznes/kak-pisat-delovye-pisma/

http://festival.1september.ru/articles/414400/

 этапы урока

цели

используемые средства

содержание этапов урока

задания для понимания и  усвоения материала

1.Оранизационный этап.

Цель: подготовить учащихся к работе.

Презентация

Учитель:   Начинается  урок,

                    Он пойдёт ребятам впрок,

                    Постарайтесь всё понять,

                    Учитесь тайны открывать,

                    Ответы полные давать.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами попадём в таинственный и загадочный мир путешествий со  сказочным героем.

2.Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.

 Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность уч-ся.

 приложение 1

Звучит песня почтальона Печкина. Раздаётся стук в дверь.

Учитель: Кто там?

Печкин: Почтальон Печкин! Принёс вам посылку.

3. Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Письмо тоже текст».

Проблемная ситуация.

        Учитель: Давайте, давайте скорее.

Печкин: Вот посылка вам пришла,

                 Но хоть адресат нашла,

                 К вам она не попадёт:

                 Документов она ждёт.

                 Паспорт быстро предъявите

                 И посылку заберите.

                 Паспорт разве есть у вас,

                 Где записан   весь ваш класс?

                 Нет? Тогда не обижайтесь,

             Без посылки оставайтесь.  

Учитель:

Как же так? Она ведь наша!

Вот и адрес: город, школа, класс.

Печкин,  может по привычке,

Удивить решил ты нас?

Почтальон Печкин:

Испытания сейчас

Пусть проходит весь ваш класс.

Вы загадки разгадайте,

Правильный ответ мне дайте,

И тогда посылку вам

Непременно я отдам.

Учитель:

Ну, ребята, дружно вместе

Испытания пройдем,

На вопросы все ответим

И посылку заберем.

4. Этап усвоения новых знаний.

Путешествие по станциям.

Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний.

 «Станция 1».

«Угадай-ка»

«Станция 2».

«Историческая»

«Станция 3».

«Адресная»

«Станция 4».

«Приветствий и прощаний»

«Станция 5».

«Отдыхай – ка»

«Станция 6».

« Подумай-ка»

Печкин:  

Подумай ты и угадай:

 Разгадку поскорей узнай!

 Откуда к нам слова пришли,

 Что означают, объясни:

Сбоку – марка и картинка,

В круглых штампах грудь и спинка.

Маленькое очень,

Быстрое  как птица,

Если захочешь –

За море умчится. (Письмо).

 Кто приносит нам газеты
И от бабушки приветы?
(Почтальон)

Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею.

(Конверт)

Учитель:

К какому жанру относится письмо как носитель информации?

( К эпистолярному жанру. Эпистолярная литература – от греч. Epistole – письмо.)

Подготовленная группа  учеников дает точное объяснение словам «письмо, почтальон, конверт» используя толковый  словарь.

Подготовленный ученик дает точное объяснение определению. Эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем.

Печкин:

Где и как появилась почтовая служба?

Об этом вам знать непременно нужно.

Учитель:

Как доставляли письма тысячи лет назад?

Сейчас об этом послушаем сообщения ребят.

Сообщения детей:

  1. Почта  существует  с  древних  времён.  В  Голландии  сохранились  крепости,  в
  2.  которых  на  самом  высоком  месте  были  сделаны  площадки  для  разведения
  3.  костров.  Костры  извещали  об  опасности.  
  4.     Для  передачи  важных  сообщений  посылали  также  пеших  и  конных  гонцов.  Особенно  во  времена  войн,   Олимпийских  игр.   Помогали  передавать  информацию  и  голуби.  К  почтовому  голубю  привязывали  информацию,  и  он  летел  в  нужном   направлении.
  5.     На  тонущих  кораблях  послание  запечатывали  в  бутылку  и  выбрасывали  в   море.
  6.      На  Руси  почта  появилась  в  X  веке.  Ямщики  скакали  от  одного  населённого  пункта  к  другому,  передавая  сообщение,  как  эстафету.

Подготовленная группа  учеников («Историки»)  делает сообщения.

Печкин:

А теперь скажите нам:

Как письмо отправить вам?

Учитель:

Ребята, что нужно обязательно написать на конверте?

Учащиеся:  Нужно написать индекс, адрес, фамилию и инициалы адресата. Необходимо также на конверт наклеить марку.

Проговаривание во внешней речи и закрепление изученного материала (комментирование по слайду и запись адреса школы на конвертах).

Учитель: - Давайте потренируемся писать адрес нашей школы.

Используя предложенный образец, дети учатся подписывать конверт.

Печкин:

    Как здороваться в письме  и как прощаться?

    В этом тоже нужно упражняться.

    Учитель:

     Важно знать, как правильно начать писать письмо и как его закончить. Сначала обязательно нужно  

 поздороваться: «Здравствуйте, дорогие бабуля и дедуля».

Если ты пишешь незнакомому взрослому  человеку, то лучше начать письмо так: «Здравствуйте, уважаемая

Зинаида Петровна!»

Обратите внимание: ко взрослому человеку вы должны обращаться на «Вы» и «Вы» писать с большой буквы:

 «Как Вы себя чувствуете?»

Потом необходимо поблагодарить за полученное письмо: «Спасибо за Ваше интересное письмо. Читала его с

удовольствием».

Если вы давно не получали писем, то поинтересуйтесь, почему не пишут: «Давно не получал от вас писем. Всё л

и в порядке?»

Затем расскажите о себе.

Заканчивать письмо принято словами: «Крепко Вас обнимаю. Ваша Маша» или  «С уважением  Аня».

Работа над алгоритмом написания письма.

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес.
  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности.
  5. Подпись. Дата.

Физ. минутка. 

Утром бабочка проснулась,

* Улыбнулась, подтянулась,

* Раз – росой она умылась,

* Два – изящно покружилась,

* Три – нагнулась и присела,

* На четыре – улетела.

Почтальон Печкин:

Вот конверты перед вами,

В них послания прислали.

Их вы молча прочитайте.

И ответ скорее дайте:

Личное письмо иль деловое?

Поздравительное или другое?

Учитель: определите вид письма.

Письмо №1

Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из деревни Простоквашино. Здесь красиво. Кругом лес, поля, и речка недалеко. Ветер дует такой тёплый, и комаров нет. И народу в деревне очень мало живёт. Мне тут очень нравится.

Когда вы приедете? Крепко целую.

Ваш сын дядя Фёдор.

Письмо №2

С Днём рождения, мои дорогие близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.

Растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении.

Любящий вас дедушка Коля.

Письмо №3

Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

М. Горький

Учитель: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

Зарядка для глаз: «Нарисуй конверт глазами».

Этап закрепления и коррекции новых знаний.

Цель: закрепить знания, ввести дополнительные знания, понятия.  

«Станция 7».

«Разгадай –ка»

Печкин:  

        Потрудились хорошо.

        Но заданье вам  ещё:

        Расшифруйте, отгадайте,

        Слово нужное узнайте.

Учитель:          Если вы правильно решите кроссворд и впишите слова по горизонтали, то по вертикали в выделенных цветом клетках появится слово, называющее послание, которое всегда приятно получать.

 

 

           

  1. Здесь сортируют корреспонденцию, принимают и отправляют письма, открытки, телеграммы, посылки. (Почта).
  2. 6 цифр на конверте, которые указывают регион, населенный пункт, куда отправлено письмо. (Индекс).
  3. Тот, кому адресовано письмо. (Адресат).
  4. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Это он, это он, краснодарский… (Почтальон).
  5. Это приклеивают на конверт. (Марка).
  6. С чего начинается письмо? (Обращение).

Работа в паре.

Проблемная ситуация:

Учитель: 

-Какое задание вызвало затруднение (2).  Это действительно в наше время редко используемое  слово.

Адресат – человек, который получает письмо.

«Станция 7».

«Итоговая»

приложение 2

Печкин: Что ж делать нечего,  заслужили вы свою посылку. Отдаёт посылку. В ней конверты с листочками бумаги.

Учитель: - Ребята, наш урок подошел к концу. В  конвертиках у вас лежат чистые листочки.  Напишите пожелания, замечания по уроку  и отправьте их по почте, опустив в почтовый ящик, который находится у Печкина. А он непременно доставит их адресату.

        Дети пишут небольшие послания, опускают их в почтовый ящик.

Учитель: Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: “А тебе письмо!” Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь.

Печкин собирает послания. Прощается и уходит под песню «Спроси у жизни строгой»

Рефлексия:

-На все ли вопросы мы получили ответы?

-Что больше всего запомнилось?

- Захотелось ли вам после сегодняшнего урока вести переписку? Почему?

Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...