Гимнастика для ума на уроках литературы и русского языка.
статья по русскому языку (6 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Любознательные дети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимнастика для ума на уроках литературы и русского языка

Анкета – игра

Создаем Остров Робинзонов

  1. Если бы вы был (а) президентом острова, каким бы вы сделали свое правление?
  2. Какие животные и птицы должны жить на этом острове?
  3.  Какие ребячьи учреждения надо открыть на острове?

Составляем словарь

Из слова «контрабас» составить слова в единственном числе, именительном падеже, нарицательное. Только из букв этого слова. Примеры: собака, баркас, бас, трактат, тонна, трасса, сон, торт, кокон.

Языковая тревога

Учащиеся обращаются друг к другу только жестами.

Игра «Проехала машина»

Наблюдаем за машинами, кто в них сидит, какого цвета авто, номера машины, куда едет. Придумаем историю.

Конкурсы

  1. Изобразить пирамидой самолет СУ, МИГ.
  2. Съесть яблоко, подвешенное на нитке, не прикасаясь к яблоку руками.
  3. Рассмешить Несмеяну.

Составить буриме

  1. Кошка – ложка – окошко – немножко
  2. Стакан – банан – карман – обман
  3. Кружка – подружка – лягушка – частушка
  4. Бег – снег – век – человек
  5. Конь – гармонь – огонь – ладонь

Сочини историю про:

  1. собаку, которая жила в холодильнике
  2. ворону, которая любила кататься на велосипеде
  3. щуку, которая играла на гитаре
  4. березу, которая хотела научиться плавать
  5. майского жука, который очень боялся высоты

Придумать двадцать применений старому, никому не нужному предмету:

  1. пустая консервная банка
  2. дырявый носок
  3. лопнувший воздушный шарик
  4. перегоревшая лампочка
  5. пустой стержень от ручки

Газета

Возьми газету и из газетных заголовков составь маленький рассказ

Имена

Вспомните женские имена, которые начинаются с А, кто больше? Примеры: Анна, Альфа, Агафья.

Уроки

Придумать новое название урокам математики, музыки, физкультуры, русскому языку.

Чудики

Провести слет с собирателями – чудаками, малый слет коллекционеров.

Фантазия

Изобрази человека, который

  1. ест лимон
  2. ест тающее мороженое
  3. ест огромную дольку арбуза
  4. ест яйцо всмятку
  5. девушку, у которой по дороге сломался каблук
  6. юношу, который несет пакет, из которого постоянно падают яблоки, и чешется правое ухо

Фильмы

Вспомнить и записать название фильмов, к которых есть цифры 1, 2, 3, 4: «Два бойца», «Тысяча и одна ночь», «Четыре танкиста и собака»

Удача

  1. Назови точку Земли, где бы ты чувствовал себя счастливым. Обоснуй.
  2. Ты выиграл один миллион евро. Распорядись этим богатством. Напиши сочинение – рассуждение.
  3. С кем из великих людей прошлого ты бы хотел встретиться? Почему? Расскажи об этом.

Сочиняем половинку сказки

Придумать новый конец сказки:

Колобок

Курочка – ряба

Теремок

Репка

Царевна – лягушка

Смешная строфа

Досочинить еще две строчки, чтобы получилась смешная строфа

Шла собака по роялю

Говоря примерно так….

Вы слыхали, на базаре

Чудо-птицу продавали…

В зоопарке плачет слон

Увидал мышонка он…

Удивляется народ,

Почему сердит Федот?..

Царь издал такой Указ:

«Всем боярам в тот же час»…

Походка

Изобрази походку:

  1. человека, который хорошо пообедал
  2. человека, у которого жмут ботинки
  3. человека, который неудачно пнул камень
  4. человека, у которого неожиданно заболела спина
  5. человека, оказавшегося ночью в лесу

Ромашка

Изобразите, применив фантазию:

- будильник

- горячий утюг

- телефон

- кофемолку

- ребенка, который на вокзале потерял родителей

- голодного человека, открывающего консервную банку

- штангиста, который не может поднять штангу

- наездника, который не может сесть на лошадь

Фраза в русском языке

Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами. Попробуйте сказать по - другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл:

- муха села на варенье

- на столе стоит стакан

- часы бьют 12 раз

- воробей влетел в окно

- шел отряд по берегу

Физкультура на уроке русского языка

  1. Встаньте. И одновременно отдайте честь правой рукой, а левую руку вытяните и, подняв большой палец ладони, скажите: «Во!». Затем хлопните в ладоши и сделайте то же самое, но другой рукой.
  2. Сидя, одновременно носками ног отбить: левой ногой два удара, правой – три удара. Хлопните в ладоши и то же самое, сменив ноги.
  3. Возьмите правой рукой левое ухо, а левой рукой  возьмитесь  за кончик носа. Затем хлопнуть  в ладоши и быстро поменять  руки.

Загадки и грамматика

Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда,

Двойное Р содержит он

И называется ………….(перрон)

На большие расстоянья

Мчится он без опозданья,

Пишется в конце два С,

А называется ………….(экспресс)

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К,

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я…………(хоккей)

Во мне два К, не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте:

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом………(аккуратный)

А.С.Пушкин

Великий поэт. Он проявил себя как серьезный исследователь истории, создавший историю пугачевского бунта. Он серьезно увлекался спортом, был прекрасным гимнастом. Входил в десятку лучших наездников Петербурга. Был одним из лучших стрелков. Профессионально рисовал. Столярничал. Отлично танцевал. Интересно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка

Из опыта работы использование информационных технологий на уроках литературы и русского языка...

Воспитание духовной культуры учащихся на уроках литературы и русского языка

Бездуховность стала в наше время массовым явлением. Возникла эта проблема не вдруг, но особенно резко усилилась в последние годы. Не используется при изучении литературы её великая сила, её способност...

Материалы к интегрированному уроку литературы и русского языка

В свете новых требований по развитию языковых компетенций учащихся все чаще и чаще приходится проводить интегрированные уроки, уроки в нетрадиционной форме, чтобы привить интерес к изучению русской ли...

Конспект открытого урока литературы учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.

Цели урока: понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении; выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»? способс...

Интегрированный урок литературы и русского языка Тема урока: «Подвиг любви и долга» (по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)

Чтение и анализ повести В.Закруткина "Матерь человеческая" . Цель урока воспитание патриотизма на примере подвига женщины - матери, обучение сочинению- рассуждению....