Урок русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок русского языка в 7 классе
«Действительные и страдательные причастия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока русского языка в 7 классе | 131.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
«Действительные и страдательные причастия»
Цель урока: познакомить учащихся с действительными и страдательными причастиями; научить отличать эти причастия друг от друга.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, Малюшкин А.Б. «Учебные таблицы по русскому языку 5-11 классы», Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т. баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.]. – 28-е изд. – М:. Просвещение, 2006. – 221с.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Приветствовать учащихся, настроить их на предстоящую работу)
II. Актуализация прежних знаний и способов действий.
(слайд 1)
Ушедшие с те(р,рр)асы; замыкающий коло(н,нн)у; з..л..тая осень, искрящийся на со…нце снег; пр…сутствовавший на совещании; поз..ний вечер, сформированное мирово(з,зз)рение; приехавший тро(л,лл)ейбус; собравший ко(л,лл)екцию; художественная га(л,лл)ерея, создающий подлинное иску(с,сс)тво, бл…стающая золотом.
Переписать в тетрадь и выполнить задания:
– вставьте и объясните пропущенные орфограммы;
– обозначьте в каждом словосочетании определяемые слова;
– определите зависимые слова как часть речи.
Какими частями речи являются зависимые слова? (прилагательными и причастиями)
Чем они схожи и чем различаются? (причастия как и прилагательные изменяются по числам, родам и падежам и в предложении выполняют роль определения, а отличаются наличием вида (совершенного и несовершенного) и времени (прошедшего и настоящего).
Итак, что такое причастие? (определение причастия)
III. Формирование новых знаний и способов действий.
Синтаксический разбор предложения (2 ученика работают у доски, остальные – в тетрадях)
I вариант: Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием моря, тихо бились о борт.
II вариант: На другой день войска, преследовавшие неприятеля, получили приказ возвратиться в лагерь.
Объясните постановку запятых. (причастный оборот находится после определяемого слова и в середине предложения)
Что такое причастный оборот? (причастие с зависимыми словами)
– Выпишите из обоих предложений причастные обороты с определяемыми словами.
какие?
I вариант: волны, рождаемые ласковым дыханием моря
какие?
II вариант: войска, преследовавшие неприятеля
Сравните значения причастий в первом и втором предложениях:
– Какое из причастий обозначает признак того, что предмет сам действует? (преследовавшие, т.к войска преследуют кого-то сами)
– Какое причастие обозначает признак того, что кто-то совершает над ним действие? (рождаемые, т.к. волны рождает кто-то другой)
– Подумайте, какое из данных причастий вы могли бы назвать действительным, а какое – страдательным? Почему?
(причастие «рождаемые» можно назвать страдательным, т.к. оно обозначает признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета, т.е. страдает;
причастие «преследовавшие» можно назвать действительным, т.к. оно обозначает признак предмета, который сам выполняет действие, т.е действует.
– Итак, давайте сформулирует тему нашего урока (причастия действительные и страдательные)
– Давайте запишем тему урока в тетради.
– Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться? (должны узнать, что причастия бывают действительными и страдательными, а также научиться отличать их друг от друга)
Наблюдение и анализ материала учебника (с. 38). Чтение правила.
IV. Применение знаний и формирование умений и навыков.
1. Выолнение упражнения 83(учебник). Укажите действительные и страдательные причастия.
– Спишите, расставляя пропущенные запятые, графически обозначая причастные обороты.
– Объясните лексическое значение слова парóм (записать в словарик и запомнить!)
2. (слайд 2) Определите вид причастия – действительное или страдательное, обоснуйте, свой выбор:
Поднимаемый груз – поднимающий груз, видимый издали корабль – всё видящий человек, построенный дом – строящий дом, надетый костюм – надевающий костюм, обжигающий огонь – обжигаемый в печи, качаемая колыбель – качающий колыбель.
3. (слайд 3) Запишите в два столбика действительные и страдательные причастия, образованные от глаголов, обозначьте их суффиксы:
д. с.
Пример. Исполнять: исполняющий – исполняемый
Сооружать, творить, облаивать, изменять, освежать (проверка правильности выполнения по сборнику Малюшкина А.Б. «Учебные таблицы по русскому языку 5-11 классы» с. 93-96).
Обратите внимание на то, что суффиксы действительных причастий содержат шипящие, суффиксы страдательных причастий их не содержат.
Образуйте словосочетания с этими причастиями, обозначьте определяемые и зависимые слова.
4. (слайд 4) Перепишите предложения, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Над действительными причастиями надпишите букву д, над страдательными – с:
1) Школьный драматический кружок, … артистом городского театра, готовит новую постановку. – Артист, … школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый).
2) Юннаты, … большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своем опыте в школьную стенгазету. – Большая работа, … юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный).
3) Девушка, ... новую книгу, рассказала подругам о своем впечатлении от этой книги. – Новая книга, … девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный).
4) Новый прибор, … инженером, имеет большую ценность. – Инженер, … новый прибор, получил премию (изобретший, изобретенный).
– Устно замените действительные и страдательные причастия глаголами. Определите вид глагола и образованного от него причастия.
Какой мы можем сделать вывод? (причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы).
V. Рефлексия
– Итак, с какой категорией причастия вы познакомились сегодня? (причастие действительное и страдательное)
– Какие выводы сделали, образуя действительные и страдательные причастия? (суффиксы действительных причастий содержат шипящие, суффиксы страдательных причастий их не содержат)
– Что сегодня было самым трудным, а выполнение какого задания не вызвало затруднений?
(Общая самооценка обучающихся).
VI. Домашнее задание: упражнения 84, 85, выучить правило на с. 38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....