Урок русского языка для 12 класса
материал по русскому языку по теме

Ханакова Светлана Васильевна

Этот нетрадиционный урок в игровой форме можно провести для учителей в день самоуправления. В нашей школе сложилась добрая традиция: в день самоуправления за парты садятся 12-тиклассники (учителя). Старшеклассники с удовольствием проводят уроки, учат и сами учатся многому у своих наставников. В этот день они имеют возможность увидеть себя глазами своих учителей (все плюсы и минусы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_dlya_12_klassa.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка для 12 класса

(В день самоуправления)

Учитель (11-тиклассница): Здравствуйте! Давайте познакомимся. Я –Марина Владимировна, буду вести у вас урок русского языка. Представьтесь вы, пожалуйста.

Начнём проверку на посещаемость.

(Как  правило,  учителя-ученики 12 класса готовят небольшие импровизации – пародии на своих учеников.  Например, опоздание на урок, разговоры на уроке, нелепые вопросы учителю, игры с телефоном  и т.пр.)

Учитель (11-тиклассница): День у нас сегодня необычный, поэтому и урок будет нетрадиционный. Предлагаю провести его в форме игры. Давайте разделимся на 2 команды: «Согласные» и «Гласные».

1-ый разминочный конкурс: Я буду поочерёдно задавать вопросы каждой команде. Если правильного ответа не последует, право голоса переходит к следующей команде.

Внимание, образуйте от данного слова слово во множественном числе.

-Дуга-…      (дуги)

-Рука-…     (руки)

-Мука-… (нет формы)

-житель-…     (жители)

-любитель-…    (любители)

-учитель-…   (учителя)

-грек-…    (греки)

-узбек-…   (узбеки)

-человек-…   (люди)

-ведро-…    (вёдра)

-метро-…   (нет формы)

-бочонок-…   (бочонки)

-цыплёнок-…   (цыплята)

Что ж, с разминочным конкурсом вы справились неплохо. Продолжим?. Теперь вам необходимо наоборот множественное число преобразовать в единственное .

-Певцы-…   (певец)

-венцы-…   (венец)

-концы-…   (конец)

-щипцы-…   (нет формы ед.ч.)

-орехи-…   (орех)

-доспехи-…   (нет формы ед.ч.)

Следующая игра «Какое начало, такой и конец». Вам надо за 1 минуту написать как можно больше слов, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву. Например, ФилосоФ, КатоК и т.пр.

Время пошло.

-Команды готовы, давайте проверим вместе. У кого больше слов, тот и выиграл.  (Получают жетоны за ответы).

«Вор получил приговор»,- так называется следующая игра. Вам необходимо  за 1 минуту написать как можно больше слов, оканчивающихся на буквосочетание «вор». Например, ДогоВОР.

Время пошло, записывайте свои варианты.

-Проверим, что получилось. (Зачитывают. Раздача жетонов)

Следующее испытание «Соедини половинки слов». Из данных половинок соберите как можно больше слов (из 2-ух половинок слово)

Ара                                       пал

Опт                                      кур

Пар                                      ика

Ата                                      ица

Лон                                    кет

Ага                                     бал

Кор                                     хис

Тан                                    арм

Ада                                    пля

Ска                                    кер

За работу команды получают жетоны.

Молодцы! Всё- то вы знаете. А сумеете ли найти зашифрованное слово? Посмотрите внимательно и запишите свой вариант ответа. (ФОРПЛЕТЬ)  -    (ПОРТФЕЛЬ)

-Что у вас получилось?

Ответы, жетоны.

Вы немного напряжены, чувствуется усталость. Значит пришло время физразминки. (Тихо звучит музыка)

Музыка поможет вам расслабиться. Ребята, поднимите левую руку вверх, опустите, поднимите правую руку, опустите её на голову, погладьте себя по голове, лёгкие движения по часовой стрелке. А теперь скажите : «Какая я хорошая! Какой я хороший!» Этот массаж головы очень полезен для мыслительной деятельности.

А теперь дыхательная гимнастика. Наберите побольше воздуха в лёгкие. Все вместе под музыку начинаем петь. (Под фонограмму учителя-12-тиклассники поют. Заранее приготовить слова песни, распечатать каждому. Это задание выполняют  учителя с удовольствием).

-Чувствуете прилив сил? Продолжим наш урок.

Берём в руки ручки, начинаем писать слова из 3-ёх букв. Если все 14 слов будут записаны верно, то при чтении их в обратном порядке  получаются те же слова и в прежней последовательности.

Внимание:

 1. Единица давления                   (бар)

2. Проведённый в ворота мяч.        (гол)

3. Крупное дерево с гладкой корой и твёрдой древесиной.    (бук)

4. Часть лица    (нос)

5. Горная вулканическая или осадочная порода.   (туф)

6.Железный заострённый толстый стержень, которым ломают  что-то твёрдое.  (лом)

7. Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца    (год)

8. Крупная служебная собака   (дог)

9. Оградительное сооружение порта, примыкающее одним концом к берегу.   (мол)

10. Мера длины.  (фут)

11. Состояние покоя   (сон)

12. Правильный многогранник   (куб)

13. Овраг с пологими склонами (лог)

14. Подневольный человек  (раб) –Проверьте свои ответы

Проверка заданий, раздача жетонов.

Загадаю вам загадки про слова, непростые, хитрые.

-Вот девчоночья коса.

В ней сидит, жужжит оса,

Если нам осу прогнать,

Что с косою может стать?    (превратится в букву К)

-Хоть малым-мала корзинка,

Но сидит в ней наша Зинка.

Ну, скажите мне на милость,

Как она там поместилась?   (в слове «корзинка»)

-Пришло время подвести итоги. Давайте посчитаем свои копилки, сколько жетонов вы собрали.

Вперёд вышла команда_____________________. Они заработали сегодня «5+».

Соперники тоже старались,и, я думаю, будет справедливо поставить им по «пятёрке».

Передайте свои дневники, а пока я предлагаю вам написать небольшое сочинение – пожелание нам –сегодняшним учителям, будущим выпускникам школы. Ваши работы мы сохраним как реликвию.  

(Сочинения 12-тиклассников вывешиваются после урока в школьном уголке «Вести с уроков 12 класса»)

(Для учителей заранее готовятся дневники, которые вручаются на утренней общешкольной линейке. Учителей-12 тиклассников знакомят с расписанием уроков. Как правило, 3-4 урока, праздничное чаепитие, приготовленное детьми, концерт).

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...