ПДД на уроках русского языка в 8 классе.
учебно-методический материал (русский язык, 8 класс) на тему

Трушина Лариса Владимировна

Дидактический материал по русскому языку  для 8 класса, совмещающий в себе изучение правил дорожного движения (упражнения, изложения. диктанты)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakt.material_po_pdd.docx58.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 1: «Государственная инспекция безопасности дорожного движения»

Раздел учебного материала: «Повторение изученного в 5-7 классах».

Тема урока: «Пунктуация и орфография. Знаки препинания».

1. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Графически объясните пропущенные орфограммы. Расставьте недостающие знаки препинания.

В дождливый день.

Сегодня на улице дождь. Дорога сколь..кая. Стёкла автомобилей п..крывают(?)ся в..дой. Вид..мость ухудшает(?)ся. В таких условиях в..дителю трудно ехать. Ра(с,сс)тояние, нужное для ост..новки автомобиля, на мокрой д..р..ге ув..личивает(?)ся. Поэтому возвращаясь из школы не п..р..бегайте улицу. П..см..трите вн..мательно вокру.. себя пр..пустите пр..ближающийся транспорт и только уб..дившись в полной безопас(?)ности начинайте переход.

Запомните: даже опытный в..дитель  (не) сможет мгнове..о остановить автомобиль.

2. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Графически объясните пропущенные орфограммы. Расставьте недостающие знаки препинания.

В морозную погоду.

Сегодня на улице х..л..дно. Стёкла автом..билей  п..крывают(?)ся  и..моро..ью и в..дителю очень трудно наблюдать за д..р..гой.

Пер..ход  улицы перед бли..ко идущим автом..билем всегда опасен а сейчас тем более. И чтобы с вами (не, ни) случилось б..ды (не ) т..р..питесь п..дождите пока пройдёт весь транспорт. Только после этого можно п..р..ходить улицу. (Не) забуд(?)те что движение пеш..хода может быть затрудне(н,нн)о (из)за г..л..лёда на прое..ей части.

3. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Графически объясните пропущенные орфограммы.

Очень большая опас..ность на улиц.. - стоящая маш..на. «Почему?» - спрос..те вы. Да потому, что заранее увидев прибл..жающийся автомобиль, пешеход уступ..т ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрыть с..бой идущую, мешает (во)время заметить опас..ность.

(Н..)когда (не)выходите на дорогу (из)за ст..ящих маш..н. (В)крайн..м случае, вы должны осторожно выгл..нуть (из)за стоящего автомобиля, убедит(?)ся, что опас..ности нет, и только тогда перех..дить улицу.

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Цифры запишите словами.

С м..мента появления первых автомобилей на улицах и д..рогах нашей планеты под их к..лесами п..гибло более 2,5 млн. человек. Сейчас в а..томобильных к..т..строфах (во) всем мире гибн..т ежегодно около 300 тысяч человек. К этому нужно добавить, что ми(л, лл)ионы людей получают при (дорожно) транспортных происшествиях разного рода физические и психические травмы. Вот почему в..просам безопа..ности движения уделяется сейчас серьезное внимание почти (во) всех странах мира. Но ко(л, лл)ичество (дорожно) транспортных прои..ествий продолжает р..сти.

Тема урока: «Буквы Н-НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий».

1. Объяснительный диктант. Прокомментируйте написание слов с Н и НН.

В гололёд.

После тёплых дней наступило похолодание. Дорога покрылась ледя..ой коркой, стало скользко. В этих условиях появляться перед близко идущим транспортом очень опасно: на скользкой дороге машину остановить трудно. Поэтому по пути домой будьте особе..о осторожны. Не спешите, так как можно неожида..о упасть и оказаться под колёсами. Безукоризне..ое соблюдение правил дорожного движения спасёт вас от беды.

Диктант

Весной.

Наступила весна. Весеннее солнышко манит на воздух. Но, к сожалению, не все дети правильно ведут себя на улице. Они играют на проезжей части, перебегают дорогу в запрещенных местах. Это кончается иногда трагически.

Нельзя забывать, что в весенние дни движение на улицах становится интенсивнее: выезжают и те водители, которые зимой обычно не ездят. Это владельцы индивидуальных транспортных средств, мотоциклов, мотороллеров, мопедов. Кроме того, в сухую солнечную погоду водители ведут свой транспорт быстрее, чем обычно. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, внимательно посмотрите по сторонам. И если увидите приближающийся автомобиль, пропустите его. На велосипеде катайтесь только во дворах или на специальных площадках.

Запомните, что от несчастного случая вы убережёте себя только безукоризненным соблюдением правил дорожного движения.

Всегда помните, что знание и соблюдение правил дорожного движения — гарантия безопасности вашей жизни.

Раздел учебного материала: «Синтаксис и пунктуация».

Тема урока: «Виды словосочетаний по способу связи слов».

1. Выпишите из предложений словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.

Сегодня на улице туман. Видимость очень плохая. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по ней не идёт автомобиль. А если рядом окажется малыш, возьмите его за руку и переведите через дорогу. В туман надо быть особенно осторожным.

После тёплых дней наступило похолодание. Дорога покрылась ледяной коркой. На скользкой дороге машину остановить трудно.

2. Определите способ связи словосочетаний.

Благодарный водителю, сигнал остановиться, вблизи дороги, ехать быстро, оказаться под колёсами, регулируемый перекрёсток, внимание на дороге, по проезжей части, повернуть направо, сигнал регулировщика, трудно ехать, безопасный переход, двигаться опасно, не стоит рисковать.

Тема 2: «Оказание первой медицинской доврачебной помощи»

Раздел учебного материала: «Повторение изученного в 5-7 классах».

Тема урока: «Пунктуация и орфография. Знаки препинания».

1. Прочитайте. Выпишите простые предложения с однородными членами, подчеркните в них грамматическую основу, расставьте недостающие запятые. 

Первая помощ(?)  при ож..гах.

В р..зультате ДТП постр..давшие могут получить термические химические или электрические ожоги.

          Прежде чем пр..ступить к оказанию помощи, (не)обходимо пр..кратить во..действие на пострадавшего п..р..жающего фактора.

Место ож..га I степени (покраснение кожи отечность боль) следует обр..ботать х..л..дной водой затем противоож..говой мазью и нал..жить ст..рильную повя..ку. Ож..г нельзя обрабатывать маслом или мазями!

Для ож..га II степени характерно обр..зование в..лдырей наполне..ых пр..зрачной или желтоватой жидкостью. Их нельзя прокалывать срезать или по..ставлять под струю х..л..дной воды (во) изб..жание инф..цирования. Место ож..га следует обр..ботать противоож..говой мазью или синтомициновой эмульсией.

         При ож..ге III степени (омертвлении) на коже обр..зуются струп, тонкий или сухой, белес..вато-к..ричневого цвета или крупные во..дыри с кров..нистой жидкостью. Б..левая чу..твительность на месте ож..га понижена или отсутствует. Место ож..га (не)обходимо накрыть ст..рильным материалом.

При ож..ге IV степени в..зникает обугливание.

При вызове скорой помощи (не)обходимо со..бщить диспе..еру, что имеются п..страдавшие с ож..гами.

Раздел учебного материала: «Синтаксис и пунктуация».

Тема урока: «Виды словосочетаний по способу связи слов».

1. Прочитайте. Выпишите словосочетания со связью управление в два столбика.

Первая помощь при ранениях.

При проникающих ранениях грудной клетки немедленно наложите герметизирующую повязку. Для этого можно использовать лейкопластырь, полиэтиленовый пакет или клеенку. Предварительно обработайте кожу вокруг раны йодом или раствором бриллиантовой зелени. Фиксацию повязки производите при выдохе. Такого пострадавшего транспортируют сидя.

При ранениях головы в первую очередь необходимо остановить кровотечение и предотвратить попадание в рану вторичной инфекции. Волосы на месте ДТП не выстригают. На рану накладывают стерильную салфетку, далее толстый слой ваты и все это фиксируют одной из специальных повязок.

          Опасность обильного носового кровотечения заключается в нарушении дыхания из-за проникновения крови в дыхательные пути. Чтобы этого не произошло, голову пострадавшего наклоняют вперед, а на нос в область переносицы прикладывают холод.

Управление предложное

Управление беспредложное

Тема 3: «Оказание первой медицинской доврачебной помощи»

Раздел учебного материала: «Двусоставные предложения».

Тема урока: «Главные члены двусоставного предложения».

1.Спишите, расставляя запятые. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и составные глагольные сказуемые.

Оказание помощи при переломах.

 

Неестественное положение пострадавшего, деформация конечностей указывают на переломы костей. В этом случае нельзя переносить пострадавшего даже на небольшое расстояние. Перемещение может привести к смещению обломков костей, усилению кровотечения, углублению шока. Только при угрозе взрыва, пожаре пострадавшего транспортируют с особой осторожностью. Поврежденные конечности необходимо обездвижить (иммобилизовать) с помощью повязок или шин.

 

2. Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. В каждом предложении подчеркните   грамматическую основу. Укажите вид сказуемого.

Переломы подразделяются на закрытие и открытые.

Закрытый перелом  травматическое нарушение целости кости без нарушения целости кожных покровов. Он характеризуется  (не) естественной формой конечности  припухлостью  покраснением  болью.

Открытый перелом  травматическое нарушение целости кости с нарушением целости кожных

покровов. С таким переломом обращаемся (в)начале, как с раной.

При  (не)обходимости для остановки артериального кровотечения выше места перелома накладывается жгут или закрутку с запиской о времени наложения жгута. Кожа вокруг раны обрабатывается спиртовым раствором йода или бри(л,лл)иантовой зелени. Рана закрывается стерильной салфеткой. Слома(н,нн)ая кость обе..движивается в том положении  которое она приняла в результате перелома. Костные обломки (не) вправляются.

Тема урока: «Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения».

1. Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите вид сказуемого.

Оказание помощи при переломе предплечья и ключицы.

При переломе предплечья следует вложить в кисть руки пострадавшего валик, наложить одинарную шину и зафиксировать согнутую в локте руку относительно туловища.

         При переломе ключицы следует подвесить руку на косынке и прибинтовать ее к туловищу. Если есть подозрение на перелом сразу двух ключиц, то для оказания помощи расправьте грудную клетку, сблизьте сзади лопатки. Этого можно достигнуть разными способами: с помощью колец или связав руки в локтях за спиной. Вложите в подмышечные впадины валики.

2. Спишите, вставляя буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. В каждом предложении подчеркните   грамматическую основу. Укажите вид сказуемого.

Оказание помощи при переломе ребер и  голени.

При да..ой травме следу..т нал..жить тугую повя..ку п..стр..давшему. Фиксация производит(?)ся в м..мент выд..ха.

П..стр..давшего с переломами ребер и грудины трансп..ртируют сидя или (полу)лежа подложив под колени валик. В этом же пол..жении он должен находит(?)ся во время ож..дания пр..бытия скорой помощи.

При переломе голени накладывают(?)ся две ш..ны с внешней и внутре..ей стороны ноги от конца стопы до с..р..дины бедра. (Не)обходимо зафиксировать два сустава расположе..ые выше и ниже места перелома. При нал..жении ш..н на голень и бедро стопа должна быть зафиксирова..а под углом 90° к голени. Нельзя фиксировать пальцы ноги в выпрямле..ом пол..жении. И(м,мм)обилизац..я п..врежде..ой  к..нечности проводит(?)ся ст..ндартными ш..нами или подручными средствами.

3. Спишите, вставляя буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. В каждом предложении подчеркните   грамматическую основу. Укажите вид сказуемого.

Оказание помощи при переломе бедра и позвоночника.

При переломе бедра (не)обходимо наложить две ш..ны. Одну ш..ну с внешней стороны от конца стопы до подмышечной ямки другую – с внутре..ей стороны от конца стопы до паха.

 Если в случае перелома голени и бедра нет и(м,мм)обилизацио..ых средств больную ногу фиксируют к здоровой. Фиксирующая повя..ка (не) должна смещать обломки кости и причинять дополнительную боль п.страдавшему. Ее (не)обходимо накладывать на здоровую часть ноги.

При п..д.зрении на травму позвоночника п..страдавшего следует ул..жить на спину или живот на твердую ровную поверхность.

Тема 4: «Водитель – важная профессия»

Раздел учебного материала: «Второстепенные члены предложения».

Тема урока: «Дополнение. Способы выражения дополнения».

1. Спишите. Найдите дополнения; укажите, какие из них являются прямыми, а какие косвенными, чем они выражены.

Водитель – главная фигура в обеспечении дорожного движения.

Перед выездом каждый водитель обязан проверить состояние транспортного средства. Безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от уровня подготовки водителей и привития им чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.

Водитель перед пешеходным переходом должен снижать скорость до отметки, которая находится на специальном указателе.

Чтобы движение транспорта по дороге было безопасным, водители должны соблюдать достаточную дистанцию и боковой интервал.

Диктант

Ребята! Давайте мысленно представим себе улицу, заполненную автомобилями и пешеходами.

За рулем грузовика, автобуса, троллейбуса, легковых автомобилей водитель, шофер. Но работа шофера нелегка: сколько внимания и осторожности надо для того, чтобы водить автомобиль по многолюдным улицам. И вы, юные пешеходы, можете помочь водителю. Как? Очень просто.

Прежде всего, не играйте на проезжей части, это рабочее место водителя.

Встретив малыша, уведите его от дороги или помогите ему перейти на другую сторону. Каждый водитель будет вам благодарен за это.

Находясь на улице, вы являетесь не просто мальчиками и девочками, вы – пешеходы, участники дорожного движения. А значит, обязаны соблюдать дорожные законы.

Часто мы видим такую картину: до перекрестка рукой подать, а мальчишки или девчонки, несмотря на бегущие автомобили, идут через дорогу, стремясь сократить путь. Спору нет, путь по прямой самый короткий. Но он опасный. Даже если вы торопитесь, не пользуйтесь этим коротким, но очень опасным путем. Идите на пешеходный переход!

Но особенно внимательными будьте в темное время суток, в непогоду, в гололедицу.

Безопасного вам пути, ребята!

Тема 5: «Дополнительное образование для будущих водителей.

Автошколы и картингклубы»

Раздел учебного материала: «Однородные члены предложения».

Тема урока: «Однородные и неоднородные определения».

1. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выпишите однородные и неоднородные определения.

С чего начинаются гонки? Ну конечно с гоночных легковых автомобилей. Выглядят они странно. Машины без крыши и дверей на широких круглых колесах с множеством различных трубочек и палочек. Когда гонщики садятся в эти автомобильчики издали видны только разноцветные шлемы. Таких машин на улицах не встретишь. А называются они «формулы». Как вы понимаете это не те формулы которые школьники изучают на уроках математики физики или химии. Хотя в автоспорте гонщики как в школе переходят из класса в класс.

Тема урока: «Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности».

2. Выпишите безличные предложения и обозначьте в них основу.

1. Необходимо отметить, что в Российской Федерации в 1995 году была создана Ассоциация

 юношеских автомобильных школ России.

2. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой нужно уступить дорогу

 транспортному средству, движущемуся по пересекаемой дороге.

3. Юношеские автомобильные школы имеют статус учреждений дополнительного образования.

4. На дороге велосипедисту необходимо держаться крайней правой полосы.

5.Профессиональная ориентация молодёжи на профессии, занятые в автомобильной отрасли, –

 одна из задач юношеских автошкол.

6. Водительских прав на скутер не требуется, а управлять им по закону можно с 16 лет.

Тема 6: «Двухколёсный транспорт с двигателем»

 Раздел учебного материала: «Однородные члены предложения».

Тема урока: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них».

1. Выпишите из текста предложения с однородными членами. Начертить к ним схемы.

    Расставьте недостающие знаки препинания.

 С каждым годом популярность двухколесного транспорта растет. И если велосипедами обзаводятся все больше взрослых людей для поддержания себя летом в хорошей физической форме, то скутеры больше популярны среди подростков. Оно и понятно. Такое транспортное средство можно выпросить у родителей в качестве подарка на день рождения или как поощрение за успехи в учебе.

Скутер  транспортное средство универсального назначения  которое способно обеспечить и скорость  и экономичность  и простоту в использовании и обслуживании  и даже комфорт  особенно если речь идет о моделях со сравнительно мощными двигателями. Правда, местные погодные условия не способствуют тому чтобы это транспортное средство стало у нас поистине универсальным – зимой на них все-таки передвигаться достаточно сложно но тем не менее в теплое время года этих машин на наших дорогах можно наблюдать все больше и больше.

2. Перепишите текст, вставляя буквы и раскрывая скобки.    Расставьте недостающие знаки

   препинания. Найдите предложения с однородными членами и подчеркните их, указывая их

   синтаксическую функцию.

Пережив бурный ра..цвет в послевое..ые годы к настоящему врем..ни спрос на мот..ц..клы см..стился в сторону Азии где (двух)колесный транспорт (по)прежнему и..пользует(?)ся (по)своему основному назн..чению — в..зить людей и грузы.

У нас же м..тоц..клы перешли в разряд развлекательного транспорта которым можно пользоват(?)ся в городе и даже пут..шествовать в теплое время года. Однако нельзя забывать что в..ждение м..тоц..кла  (на)много опас(?)нее чем в..ждение авт..мобиля  поэтому (н..) (в) коем случа.. нельзя пр..н..брегать средствами безопас(?)ности: от специальной (мото)экипировки для водителя и па(с,сс)ажира до защитных шлемов.

Тема 7: «Средства передвижения»

Раздел учебного материала: «Обособленные члены предложения».

Тема урока: «Предложения с обособленными членами».

1. Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. Определите стиль текста, его тип. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

Тысячи велосипедистов-подростков выезжают на проезжую часть улиц, ежеминутно создавая аварийные ситуации. Чтобы движение транспорта по дороге было безопасным водители должны соблюдать достаточную дистанцию и боковой интервал.

Под дистанцией в Правилах дорожного движения понимается расстояние между транспортными средствами, движущимися друг за другом по одной полосе.

Не подъезжайте близко к транспортному средству движущемуся впереди вас. Его водитель может неожиданно для вас резко затормозить. Поддерживайте между своим велосипедом и впереди идущей машиной такое расстояние которое позволит вам спокойно остановиться даже при экстренном торможении.

Объяснили ли уважаемые родители своему ребенку правила езды на велосипеде? Не забыли ли сами взрослые, что велосипедисту до 14 лет запрещается выезжать на проезжую часть?

Тема урока: «Обособленные определения».

Диктант

 

Пожалуй, совсем не просто так сотрудники дорожной инспекции не устают при каждой встрече с владельцами скутеров и мотороллеров напоминать об элементарных правилах безопасности. В частности об использовании такого важного средства индивидуальной защиты, как шлем.

Согласно сухим цифрам статистики, именно защитный шлем позволяет мотоциклистам сохранить свое здоровье, а в ряде случаев и столь ценную для каждого из нас жизнь. Это касается не только хозяев мощных скутеров, способных развивать запредельные скорости, но и владельцев маломощных аппаратов, купивших их исключительно для поездок от дома до булочной. Иными словами, любому из нас, выбравшему два колеса в качестве средства передвижения по дорогам и трассам, следует в обязательном порядке купить защитный шлем.

Сегодня многие молодые люди считают (и совершенно напрасно), что достаточно купить скутер и больше им не нужно беспокоиться ни о чем. Это в корне неверный подход: позаботиться нужно также и о приобретении соответствующей экипировки для безопасных прогулок с ветерком. Безусловно, шлем – это первоочередная покупка новоиспеченного владельца двухколесного транспорта.

Задание.

Найдите в тексте обособленные определения и графически их обозначьте.

Тема 8: «Поведение пассажира»

Раздел учебного материала: «Обособленные члены предложения».

Тема урока: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения».

1. Перепишите, вставляя буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания и графически обозначьте обособленные члены предложения.

При движении на (двух)колесном трансп..рте па(с,сс)ажир (не)вольно влияет на упр..вление мотоц..клом. Вспомн..те, как мешает вести машину па(с,сс)ажир не умеющий сидеть на мотоц..кле или просто б..ящийся езды на нем. Он ерзает на седле делает ре..кие движения  при повороте откл..няет(?)ся в против..положную сторону считая что п..могает в..дителю пред..твр..тить падение а на самом деле с..здает угрозу (не) вписат(?)ся (в) вираж. Все это можно перенести, когда поездки с таким спутником эпизодические и на (не)большие ра(с,сс)тояния. (В) путешествии.. же, где дорожные с..туации могут быть самыми различными, экипаж машины должен пон..мать друг друга без слов и слит(?)ся с мотоц..клом  (во)едино. Поэтому па(с,сс)ажиру особе..о новичку  (не)оходимо  раз..снить особе..ости езды на мотоц..кле а с человеком, который боит(?)ся такой езды, лучше в..бще не отправлят(?)ся в путь.

Итак основная обяза..ость па(с,сс)ажира  (не) мешать водителю во время движения не вмешиват(?)ся в (не)посредстве..ое упр..вление мотоц..клом. Па(с,сс)ажиру следует избегать ре..ких движений он не должен свешиват(?)ся (на)бок. Глядя по сторонам надо п..в..рачивать только голову, так как любой наклон корпуса (не)ожида..ый для водителя изменяет напр..вление движения мотоц..кла.

2. Запишите. Расставьте недостающие запятые. Выпишите предложение с обособленными членами и произведите его синтаксический и пунктуационный разбор.

Случай на узкой горной дороге Кавказа.

На крутом повороте выскочил не подав звукового сигнала многотонный лесовоз с длинными бревнами  разметавшимися по кузову. Они веером свисали над дорогой и могли смести все на своем пути. И если бы водитель не подал команды «Нагнись!» а пассажир быстро не отреагировал это стоило бы обоим жизни — бревна пронеслись в нескольких сантиметрах над спинами. Потом пассажир рассказывал  что он так растерялся  что до команды просто не знал, как поступить.

3.Творческий диктант (диктант по началу). Дополнить текст, используя обособленные члены предложения

КАК ПАССАЖИР АВТОБУС СПАСАЛ.

На одной из площадей города Углича стоял автобус, полный людей. Его водитель решил зайти в магазин. Вдруг неуправляемая машина тронулась с места, покатившись под уклон. Впереди был обрыв…

Возможный вариант. Скорость увеличивалась. Пассажиры, выпрыгивая через открытые двери, спешили покинуть автобус. И тут один из них бросился к кабине водителя, пробравшись в неё через открытое окно. Прошло ещё несколько мгновений, и машина затормозила буквально в двух метрах от обрыва. Так автобус был спасён. Пассажиры выразили благодарность спасителю.

                                                                                                 (Из газеты.)

Тема 9: «Места для движения пешеходов и передвижения на транспортных средствах»

Раздел учебного материала: «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

    Тема урока: «Вводные слова и пунктуация при них».

1. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя данные слова в нужных падежах. Расставьте недостающие знаки препинания и прокомментируйте их.

По данным историков люди давно стали заботиться о (развитие) дорог, (создание) удобств для движения конных обозов и пеших граждан. Для того чтобы люди не сбились с (путь), дорогу помечали. Например  в Древнем (Рим)  вдоль (дорога) через определенные (расстояние) устанавливали каменные столбы-указатели. А в самом (Рим) по свидетельству исторических материалов стоял позолоченный камень, от которого велся счет всех главных дорог. По этим столбам безусловно можно было узнать направление дороги и определить расстояние.

2. Перепишите текст, вставляя буквы и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Разделите текст на абзацы. Определите его стиль и тип. Обоснуйте свой выбор.

Движение на в..л..сипеде не разрешает(?)ся на больш..нстве улиц городов в населё..ых пунктах и на автомобильных дорогах. В..л..сипед как трансп..ртное средство имеет свои особе..ости. (Во)первых он приводит(?)ся в движение не двигателем а мускульными усилиями в..л..сипедиста. Следовательно его скорость завис..т от физической натрен..рова..ости водителя. (Во)вторых в..л..сипедист обл..дает высокой маневре..остью и (в)трет(?)их характ..ризует(?)ся (не)достаточной устойч..востью. Поэтому (не)обходимо серьёзно учит(?)ся езде на в..л..сипеде быть готовым к различным ситуациям которые могут в..зникнуть на д..р..ге.

3. Перепишите текст, вставляя буквы и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите вводные слова.

Поса..ка в трансп..ртное средство безусловно производит(?)ся после его полной остановки через передние двери.

Войдя в салон (не)обходимо конечно осмотрет(?)ся выбрать удобное место где вам не будут мешать. Следует посмотреть где расположе..ы запасные и аварийные выходы.

Ожидать автобус тро(л,лл)ейбус трамвай следует разумеет(?)ся только на посадоч(?)ной площадке а там где её нет – на тр..туаре или ..бочине дороги.

 Поса..ка должна производит(?)ся через передние двери а выса..ка – через задние или через двери на которых имеет(?)ся на..пись «Выход».

После выса..ки из обществе..ого транспорта при переходе прое..ей части дороги (не)обходимо быть особе..о вн..мательным учитывая интенсивное движение трансп..рта. При выходе из автобуса если (не)обходимо перейти прое..ую часть безопаснее всего несомне..о дойти по тр..туару до ближайшего пеш..ходного перехода.

Тема урока: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями».

Диктант-памятка

Осторожность на дороге

Ежедневно в ДТП погибает большое количество людей. Многие, к сожалению,  остаются инвалидами на всю жизнь. Ребята, чтобы с вами не случилось беды на дороге, соблюдайте правила дорожного движения. Разработайте и изучите самый короткий и безопасный путь в школу.

Не переходите дорогу перед близко движущимся транспортом - это всегда опасно. Помните, что мгновенно остановить автомобиль невозможно.

 При переходе дороги пользуйтесь подземными переходами, пешеходными дорожками и переходите улицу, разумеется, только на зелёный разрешающий сигнал светофора.

Не устраивайте игр возле проезжей части, не выходите на проезжую часть на роликах,   скейтах, а также на мопедах и скутерах, если, конечно, у вас нет водительских прав.

Юные пешеходы, если вам трудно перейти проезжую часть улицы с интенсивным движением транспорта (случается и такое), обязательно обратитесь за помощью к взрослым.

            Соблюдение правил дорожного движения, несомненно, поможет сохранить вам жизнь и здоровье. 

Задание. Указать обращения, вводные и вставные конструкции.

Диктант

Езда на велосипеде

Велосипед, в самом деле, удобный и наиболее распространенный вид транспорта для передвижения. Езда на велосипеде доступна для лиц самого различного возраста. Вот почему с наступлением летних дней резко увеличивается движение велосипедистов на улицах и дорогах.

 Многие учащиеся, конечно,  имеют велосипеды и любят кататься на них, а некоторые используют велосипед для поездок в школу, к товарищам, на дачу. Во время таких поездок велосипедист передвигается по улицам и дорогам в общем транспортном потоке. Но многие учащиеся не знают, вероятно, что велосипед является самым опасным видом транспорта после автомобиля, так как водитель велосипеда не защищен кузовом или кабиной, и в движении велосипед неустойчив. Поэтому, несомненно, к велосипедистам предъявляют повышенные требования в части знания правил дорожного движения, которые они, как и водители автомобилей, должны знать в полном объеме.

Учащиеся, безусловно, должны знать, что по улицам и дорогам ездить на велосипеде разрешается только с 14 лет. До достижения этого возраста водить велосипед можно только на закрытых площадках: во дворах, парках, стадионах.

Задание. Указать вводные конструкции.

Тема 10: «Перевозка людей на грузовых автомобилях»

Раздел учебного материала: «Систематизация и обобщение изученного в 8 классе».

Тема урока: «Синтаксис и морфология».

1. Перепишите, вставляя буквы и раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания.

Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля а так(же) в салоне автобуса осуществля..щего перево..ку на междугородном  горном  туристическом или экскурсио..ом маршруте и при организова..ой перево..ке  гру(п,пп)ы детей (не) должно пр..вышать  ко(л,лл)ичества об..рудова..ых для сидения мест.

         Перед  пое..дкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать па(с,сс)ажиров о поря..ке поса..ки  выса..ки и размещения в кузове. Ответстве..ость за с..блюдение этих правил так(же) возлагает(?)ся на водителя. Поэтому перед началом движения он должен лично проинструктировать па(с,сс)ажиров  запр..тить стоять во время движения или садит(?)ся на борт. В проце(с,сс)е движения водитель (по) возможности должен к..нтр..лировать поведение па(с,сс)ажиров в кузове грузового автомобиля.

Диктант

Для перевозки людей на грузовом автомобиле привлекаются, без сомнения, наиболее опытные и дисциплинированные водители,  имеющие удостоверение на право управления транспортным средством категорий С и D.

 Перед началом движения водитель должен убедиться в том, что обеспечены все условия безопасной перевозки пассажиров.

Перевозка детей в грузовых автомобилях допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.

 При перевозке групп детей в грузовом автомобиле в кузове должно находиться не менее двух взрослых, а автомобиль оборудован соответствующими опознавательными знаками согласно Правилам дорожного движения.

Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены. 

Скорость движения грузового автомобиля, в кузове которого находятся люди (независимо от их числа), не должна превышать 60 км/ч.

Водитель, безусловно, обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

Задание.

  1. Найдите в тексте обособленные члены и обозначьте их графически.
  2. Укажите в тексте вводные конструкции.
  3. Из второго абзаца выпишите словосочетания со связью согласование и управление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...