Урок русского языка в 6 классе "Обобщение по теме "Местоимение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

 Богданова Алёна Викторовна

Данный урок проводится в конце прохождения  темы "Местоимение" и предназначен для обобщения и систематизации материала и подготовке к контрольной работе по теме "Местоимения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mestoimenie.zip385.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕСТОИМЕНИЕ, Я ТЕБЯ ЗНАЮ?

Автор: Богданова Алена Викторовна

Город:  Омск

Организация: Бюджетное  образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 63»

Должность: учитель русского языка и литературы

e-mail: gansgorn85@mail.ru

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока.

  1. Организационный момент 2 мин

Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Местоимение, я тебя знаю?».  Обратите внимание на то, что по цели высказывания это предложение вопросительное. К концу урока мы увидим, сколько учеников смогут произнести это предложение уверенно и с восклицательной интонацией.

Наш урок необычен. Мы сегодня совершим забег на длинную дистанцию по дороге к знаниям, поиграем в лингвистический биатлон. Мы с вами, как настоящие спортсмены, пройдем следующие рубежи: теоретический, текст, морфологический, орфографический и культура речи. На каждом рубеже вы будете получать баллы за «стрельбу» по мишеням.  Баллы вы будете заносить в свои оценочные листы.  Это и будет показателем того, как вы усвоили тему и насколько успешно справились с заданием.

Итак, на старт, в добрый путь.

Для начала нам нужно понять, какие цели мы преследуем на уроке?

 Как вы считаете, какая перед вами стоит цель? (дети формулируют цель)

Цель формулирует учитель.

  1. 7 мин

Итак, первый рубеж «Теоретический». На этом рубеже мы повторим все теоретические сведения по теме «Местоимение».

Вспомним, что такое местоимения. Для этого, работая в парах, вы   вставите пропущенные слова и сложите мозаику из нескольких элементов так, чтобы получился текст. А для того чтобы получился на самом деле  текст, вспомните, что такое текст и признаки текста.

Задание:

Местоимение – это часть речи, которая указывает на …, но не называет их. Местоимения, как правило,  изменяются по … . Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по … . В предложении местоимения обычно  бывают … . В русском языке выделяют …. разрядов местоимений. По значению и грамматическим  особенностям местоимения бывают: личные (…), возвратное (…),  …. (кто? что? какой? каков? чей?), _______ (кто, что, какой, каков, чей), _________(некто, кое-кто, что-либо),  …. (никто, ничей, никакой),  … (мой, твой, наш), … (этот, тот, такой, столько), … (весь, сам, иной, другой).

После выполнения задания  один ученик зачитывает получившийся текст.  Текст  появляется на слайде.  

Посмотрите на слайд. На нем вы видите исправленный вариант текста. Для тех, кому было трудно слушать ответ, текст на слайде.  Еще раз проверьте и поставьте себе  отметки.

Самопроверка по эталонному образцу и оценивание:

 без ошибок – «5»; 1-2 ошибки –«4»; 3 ошибки –«3»

  1. рубеж  «Текст»

Итак, мы повторили все теоретические сведения о местоимении как части речи, а сейчас посмотрим, как местоимение употребляется в тексте. Мы с вами вспомнили основные признаки текста. Для этого обратимся к тексту. Это наш следующий огневой рубеж, который так и называется «Текст». Посмотрите на ваш раздаточный материал. Скажите, является ли данный набор предложений текстом. Докажите свою мысль.

Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней будет ярко улыбаться  весеннее солнце, начнется настоящая весна. На лесных полянках, которые ещё  недавно покрывал снег, зазеленеет трава.

Давайте потренируемся в определении разрядов местоимений. К какому типу речи относится этот текст? Докажите. Определите стиль. Использованием каких изобразительно-выразительных средств характеризуется этот текст? Найдите тропы. (устно, без оценивания отметочного) 5 мин

Каким образом достигается грамматическая цельность текста?

Найдите местоимения, которые являются грамматическим  средством связи предложений в тексте.

Какие еще местоимения употребляются в тексте? Запишите их в таблицу все местоимения. Укажите их разряд.

Взаимопроверка. Оценивание.

Местоимения каких разрядов встретились в тексте?

Каково значение личного местоимения?

Какое местоимение указывает на предмет, но не называет его?

Почему местоимение несколько пишется с приставкой НЕ?

Какова роль относительного местоимения в тексте?

местоимение

разряд

Взаимопроверка  и взаимооценивание по образцу без ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3» )

Какие еще морфологические признаки можно выделить у местоимения, кроме разряда?

Выполним морфологический разбор местоимения несколько.

Взаимопроверка,  сравнение с эталонным образцом.

Оценивание: без ошибок – «5»,

1 ошибка – «4», 2 -3 ошибки – «3» .

Рефлексия: на каком этапе морфологического разбора возникли ошибки? Что нужно делать, чтобы их не было? 4 мин

  1. рубеж «Орфографический»

на этом рубеже мы с вами, как настоящие биатлонисты, будем стрелять по мишеням безграмотности, совершенствуя собственные орфографические навыки.

Какие, на ваш взгляд, местоимения вызывают наибольшие орфографические трудности?

Вспомним правило, регулирующее их написание.  

Проверим ваши знания на практике. Вашему вниманию предлагается  небольшой тест.

1. какое местоимение относится к разряду неопределённых

1. чей

2. такой

3.  чей-нибудь

4. твой

2. Строение какого местоимения соответствует схеме?

1. что – то

2. кое – какой

3. чей – нибудь

4. кто - либо

3. В каком ряду все  местоимения пишутся через дефис?

  1. (Кое)(у)каких,  кто (нибудь), (кое)(при)ком. 
  2. Кое(какой), что(либо), чей(то).
  3.  (кое)(над)чем, (кое)  (с) (кем), что (то)
  4. Кое)(про)кого, (кое)(в)чём, (кое)(для)кого. 

4.  Какое местоимение пишется раздельно?

  1.  (Кое)кто,
  2.  какой (либо). 
  3. для кого (то),
  4.  (не)(с)кого.
  5. Какое предложение написано без орфографических ошибок?
  1. Вскоре мы заметили на дороге кое – что черное.
  2. Мне нужна какая – либо информация о растениях Дальнего Востока.
  3. Поздно вечером  кто - то постучался к  нам.
  4. Расскажите что нибудь о вашей поездке в Англию.

Обменялись тетрадями и проверили друг друга, поставили отметки в оценочный лист.

Взаимопроверка, сравнение с эталонным образцом. Оценивание: без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3». 6 мин

6.  А мы тем временем выходим на финишную прямую и приближаемся к последнему огневому рубежу. На этом этапе мы изменим правила биатлона, ведь мы находимся не на  лыжне в поле, а на уроке. У нас будут не штрафные круги на последнем этапе, а бонусные баллы за правильные ответы.

В тексте, который мы анализировали, местоимения употреблялись грамматически верно, что не вызывало никакой двусмысленности. Но так бывает не всегда. На слайде вы видите пример ошибочного употребления местоимений. Это вызывает некую двусмысленность, а вслед за ней улыбку.  

1.  Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру.

2. А.П.Чехов, он родился в Таганроге.

  1. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

 Какие  речевые и грамматические ошибки были допущены? Исправьте их.

Итог урока:

  1. Итак, мы успешно финишировали. Но перед тем, как бросить  лыжные палки  в сторону и в изнеможении упасть за финишной чертой,  вам нужно выполнить еще одно задание. Возьмите ваши листы оценивания и посчитайте среднее арифметическое из ваших отметок.  и поставьте в графе «Итог» отметку за сегодняшний урок. Кто желает получить оценку в журнал, сдаст мне оценочные листы в конце урока.

Но на этом наши состязания не закончились, впереди еще одно серьезное испытание – контрольная работа. И к ней нужно готовиться. Откройте ваши дневники.

Дома вам предстоит отработать те умения, которые еще не до конца вами отработаны. Как найти эти  проблемные умения? Найдите те умения, за которые вы получили наименьшее количество баллов. Теперь вы можете сами для себя выбрать домашнее задание. Обратите внимание на графу «Домашнее задание». Те ученики, которые получили только «пятерки» за каждое умение, хорошо потрудились и получают возможность выполнить творческое задание. Вам нужно написать сказку, в которой местоимения являлись бы главными героями, или составить кроссворд не менее чем из 12 слов с главным словом  местоимение.

Возвращаемся к фразе, которая начинала наш урок. Кто из вас может произнести ее сейчас с уверенностью? Поднимите руки.

Всем спасибо за работу на уроке, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 9 классеОбобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся по теме "Сложносочиненное предложение".

Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся по теме  "Сложносочиненное предложение"....

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...