Урок русского языка в 6 классе "Союз волшебных звуков, чувств и дум».
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему

 

Цели:

Образовательные: Формировать навык определения роли звукописи в поэтических текстах; расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения;

Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukopis.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Союз « волшебных звуков, чувств и дум».

Цели:

Образовательные: Формировать навык определения роли звукописи в поэтических текстах; расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения;

Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету.

                                                             Ход урока.

1) Орг. момент.

2) Учитель: Прослушайте отрывок из стихотворения С. Есенина.

                Улыбнулись сонные берёзки,

                 Растрепали шёлковые косы.

                 Шелестят зелёные серёжки,

                 И горят серебряные росы.

     - Понравилось стихотворение? Почему?

     -  Какую картину (образ ) вы представили?

     - Что помогло в создании зрительного образа?

     - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

3) Сообщение темы и целей урока.

4) Изучение нового материала.

Учитель: Издавна поэты и учёные пытались уловить связь между  звучанием слова и его смыслом. Многие из них считают, что каждый звук создаёт звукообраз.

- А как считаете вы?

- Что, по вашему мнению, может передать [о]? ( воля, простор, необъятность, широта)

- А [д] и [т]? (что-то душное, тяжёлое, затхлость, тьму)

- А [л], [а], [г]?

- С помощью каких звуков можно передать «шероховатость»? ( [к ш ж с ср щ] )

- А какие звуки можно назвать гладкими?

- Какие звуки могут передать печаль? радость?

- Какие звуки добрые? злые?

Вывод:  у слушающих возникают одинаковые слуховые  ассоциации и образы: эта связь звука и смысла во  многом определяется акустическими и артикуляционными свойствами звуков, особенностью их произношения.

  1. Закрепление изученного материала.

- А теперь давайте рассмотрим это на примерах (примеры распечатаны на каждого ученика)

                               Тяжкой тучей,

                               Отряды конницы летучей,

                               Браздами, саблями стуча,

                               Сгибаясь, рубятся с плеча.

                               

                               Пехота движется за нею,

                               И тяжкой гордостью своею

                               Её стремление крепит.

 

                               Бросая груды тел на груду,

                               Шары чугунные повсюду

                               Меж ними прыгают, разят,

                               Прах роют и в крови шипят.

  -  Прочитайте выразительно эти отрывки.

  • Кто автор этих строк? ( А.С. Пушкин)
  • Из какого произведения данные строки? ( поэма «Полтава»)
  • О чём говорится в каждом отрывке? ( столкновение конницы, движение пехоты, пушечная канонада)
  • Какие звуки повторяются в каждом отрывке?

Анализ выполненного задания.

а) – Прочитайте первый отрывок.

  • Какие звуки повторяются?

                               Тяжкой тучей, [ш ч’]

                               Отряды конницы летучей, [ц ч’]

                               Браздами, саблями стуча,[з д с с ч’]

                               Сгибаясь, рубятся с плеча.[з г с’ц’с ч]

  • Какой образ помогают создавать эти звуки? (мы слышим скрежещущие звуки сабельных ударов через скопление шипящих и свистящих).

       б) – Прочитайте второй отрывок.

  • Какие звуки повторяются?

                               Пехота движется за нею, [п’х т ц]

                               И тяжкой гордостью своею[т ш к т с’т]

                               Её стремление крепит.[с т к’п’т]

  • Что мы слышим при помощи этих звуков? ( тяжёлый, глухой топот пехоты через повторение глухих согласных)

        в) – прочитайте третий отрывок

  • Какие звуки повторяются?

                               Бросая груды тел на груду,[р р р]

                               Шары чугунные повсюду[ш р ч’ф с’]

                               Меж ними прыгают, разят,[ш р р з’]

                               Прах роют и в крови шипят.[р р ф р ш]

  • Почему именно эти звуки использует автор? ( они передают раскаты пушечной канонады, шипение пушечных ядер через настойчивое повторение шипящих и [р])

Вывод: С какой целью А.С. Пушкин использует звукопись?

6) Сравнительный анализ разных вариантов текста.

  1. Учитель: А.С. Пушкин стремился для каждого художественного образа найти звуковое выражение. У него звукопись перестала быть внешним средством «украшения» стиха. Она рождалась из мысли, чувства и сливалась с живыми интонациями поэтической речи. И не случайно у А.С. Пушкина есть такие слова:

                                 Свободен, вновь ищу союза

                        Волшебных звуков, чувств и душ.

     Именно союза звуков с чувствами и думами.

     С годами А.С. Пушкин всё требовательнее относился к   звучанию своих стихов. Чтобы достичь желаемой звуковой окраски стиха, поэт напряжённо искал нужные слова, по многу раз исправляя написанное. Об этом узнаем из черновых набросков пушкинских произведений, например, из «Евгения Онегина» (см. книгу С. Бонди «Черновики А.С. Пушкина).  

                        Любви печальную тревогу

                        Я слишком долго испытал.

                           

                        Любви безумную тревогу

                        Я слишком сильно испытал.

 

                        Любви безумную тревогу

                        Я безотрадно испытал

  • На каком слове остановился поэт? Что оно обозначает?
  • Почему именно это слово подобрал поэт? (оно наиболее оправдано по смыслу и очень выразительно фонетически: в нём повторились основные созвучия предыдущей строчки, и это сообщило стихам особую звучность.

7) Учитель: А теперь мы проведём исследование текстов по

                     группам с целью выявления функций  звукописи.

I группа

1) Прочитайте выразительно.

И путь по нём широкий шёл:

И конь скакал, и влёкся вол, и своего верблюда вёл степной купец.

                                                                                          (А.С. Пушкин)

  1. Какие звуки имитируют звук конских копыт?
  2. В сочетании «влёкся вол» какие звуки преобладают?
  3. Что они помогают представить?
  4. Какие сочетания звуков повторяются в последней строке?
  5. Какова же функция звукописи в данном стихотворном  

      тексте?

(Функция изобразительно-выразительная)

II группа

  1. Выразительно прочитайте отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

   Мазурка раздалась. Бывало

   Когда гремел мазурки гром,

В огромном зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

  1. Какие звуки повторяются в первых пяти строчках? С какой целью автор повторяет эти звуки?
  2. Какие звуки повторяются в двух последних строчках? С какой целью автор повторяет эти звуки?
  3. Какой композиционный приём использует автор в этом отрывке?
  4. Какова функция звукописи?

(Композиционная функция)

     

III группа

  1. Выразительно прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс».

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

2) Проанализируйте звуки слов, которые связаны с образом

    утёса.

3)  Проанализируйте звуки слов, которые связаны с образом    

     тучки.

4)  Покажите звуковую близость слов, тематически связанных с

     образами тучки и утёса.

     5) Какова функция звукописи?

(Смысловая функция)

IV группа

  1. Прочитайте строчку из стихотворения Есенина.

Милая, ты ли? та ли?

Эти уста не устали…

  1. Какие звуки повторяются?
  2. Что стремится выразить  поэт с помощью звукописи?
  3. Какова функция звукописи?

(Эмоционально-экспрессивная функция)

V группа

1) Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле.

И скроется за край окружных гор.

 2)Какие звуки повторяются в каждой строчке?

 3)Что они придают стихотворению?

 4)Какова функция звукописи в данном отрывке?

(Стилистическая функция)

Учитель: С какой же целью поэты используют звукопись в своих произведениях?

Дом. задание: подобрать примеры стихотворений со звукописью, проанализировать роль звукописи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Союз как часть речи".7 класс

Урок -путешествие по теме "Союз как часть речи" для учащихся 7 класса...

7 класс. Урок русского языка - Предлоги и союзы. Обобщение по теме.

Цель  урока:  повторить  и  обобщить  теоретические  знания  и  закрепить  практические  умения  по  данной  теме,  продолжить...

Урок русского языка по теме "Союз" 7 класс

Урок русского языка по теме "Союз" 7 класс...

Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"

Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...

презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"

Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Союз" в 7 классе

Технологическая карта урока   русского языка в 7 классе. Обобщение и систематизация знаний...

урок русского языка 7 класс « Союз как часть речи»

Тип урока : открытие новых знаний...