Урок русского языка в 5 классе "Морфемный разбор слов. Закрепление знаний по теме "Морфемика".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Данный урок реализуется в рамках учебника "Русский язык. 5 класс". Авторы-составители Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. «Морфемный разбор слов. Закрепление знаний по теме «Морфемика».

Цели.

  1. Познакомить учащихся с порядком разбора слова по составу, закрепить материал раздела «Морфемика».
  2. Развивать навыки различных видов разбора.
  3. Воспитывать внимание к слову.

Оборудование: учебник русского языка, слайды, карточки.

Ход урока.

1. Оргмомент (выполнение домашнего задания, подготовка к уроку: тетради, дневники, учебники).

2. Запись даты и темы в тетрадях. Морфемный разбор слов. Закрепление материала по теме «Морфемика». СЛАЙД№1

3. Разминка. «Найди соответствия между словами».

 (Подбери слова к теме «Основа слова» и к теме «Аффиксы». СЛАЙД №2

Основа                      Аффиксы

ФЛЕКСИЯ     ПРЕФИКС ПРИСТАВКА  СУФФИКС АФФИКСЫ    ОСНОВА

ОКОНЧАНИЕ    КОРЕНЬ ПРИСТАВКА  СУФФИКС ФЛЕКСИЯ     ПРЕФИКС

АФФИКСЫ    ОСНОВА ОКОНЧАНИЕ    КОРЕНЬ

4. Словарный диктант: СЛАЙД№3

а) слайд со словами,

Словарный диктант

Филология, лабиринт, коридор, оглавление, параграф, воспоминание, подоконник, чемпион, благодарность, преданность, расстояние, самоинструкция, бассейн, путешествовать, экспедиция, фантастический, оранжевый, происшествие.

Вопросы.

1.Что за слова на слайде? Вспомните их написание.

2.Какой вид памяти мы с вами сейчас тренируем?

(ЗАКРЫТЬ СЛАЙД №3)

б) запись слов в тетради под диктовку (несколько учеников работают у доски по очереди).

5. Работа с текстом «Лягушонок»: СЛАЙД №4

 Лягушонок

1.Талая вода проникла в глубь снега и разбудила спящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка. 2.Он выполз из-под снега наверх  решил по глупости что началась настоящая весна и отправился путешествовать. 3.Известно что путешествуют лягушки к ручейку и к болотцу. 4.Ночью мороз взялся за вожжи и так стал похлёстывать что лягушонок остановился сунулся туда сюда и круто повернул к тёплой дырочке из которой почуял весну…

а) чтение текста,

б) беседа по тексту:

  • почему это текст?
  • озаглавьте его; (Лягушонок отправился в путешествие. Рискованное путешествие.)
  • назовите ключевые слова;(лягушонок, маленький, путешествовать, ручеек, болотце, повернулся, почуял)
  • при помощи чего связаны 1 и 2 предложения? (местоимение он)
  • определите виды предложений по количеству грамматических основ.(1- простое, 2,3,4 сложноподчиненные)

в) построение схем 2 и 4 предложений.

г) найти выделенные курсивом слова. К какой части речи они относятся? Что между ними общего с точки зрения морфемики? (наречия, не имеют окончаний)

6. Новый материал.

а) Разбор слов по составу (разбудила, похлёстывать, дырочке, маленького). Как называются суффиксы в словах дырочке и маленького? (уменьшительно-ласкательные)

б) Работа с учебником, параграф 83.

в) Закрепление материала с использованием слайда. СЛАЙД №5

7. Закрепление материала.

а) разобрать слова по составу, опираясь на схему разбора:

проникла, спящего, путешествовать, ручейку, болотцу, выполз. СЛАЙД №6

Если у вас возникли затруднения, обратитесь к подсказкам. Они у вас на столе на карточке №1.

Карточка №1.

1. Поникнуть, возник, проникновение.

2. Поспать, спят, заспанный.

3. Путь, шествие, путник, шествовать (идти).

4. Выползла, выползли, выползло.

8. Подводим итоги урока. СЛАЙД №7

1. Беседа

  • Что такое морфемика?
  • Дайте определение морфемы.
  • Из каких морфем состоит слово?
  • Какие из них участвуют в образовании новых слов?
  • Все ли суффиксы являются словообразовательными?
  • Какие морфемы имеют вторые названия? Укажите их.
  • Какая из морфем несёт основной смысл слова?
  • С чего следует начинать разбор слова?

2. Оценки за урок.

9. Домашнее задание.

Домашнее задание на ваших столах. Это карточка №2.

Карточка №2.

      Мы пришли в отчаяние. Мы не знали как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

     Это был кот который потерял всякую совесть. Звали его за глаза Ворюгой.  

     Он воровал рыбу мясо сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Он их не съел но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

     Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались но рыбная ловля всё равно была сорвана.

      Почти месяц мы потратили на то чтобы выследить рыжего кота.    

Задания.

1. Назовите произведение, из которого взят отрывок, и его автора.

2. Спишите и расставьте знаки препинания.

3. Постройте схемы сложных предложений.

4. Сделайте морфемный разбор выделенных слов.                                                                                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока « Морфемный разбор слов. Закрепление знаний по теме « Морфемика ».

Слайд 2

МОРФЕМЫ ФЛЕКСИЯ, ПРЕФИКС, ПРИСТАВКА, СУФФИКС, АФФИКСЫ, ОСНОВА, ОКОНЧАНИЕ, КОРЕНЬ, ПОСТФИКС. Какие из них входят в основу? Какие морфемы можно назвать аффиксами?

Слайд 3

Словарный диктант Филология , лабиринт, оглавление , параграф, воспоминание, подоконник, чемпион, благодарность, преданность, расстояние, бассейн, самоинструкция , путешествовать , экспедиция , коридор, фантастический, происшествие, оранжевый.

Слайд 4

Лягушонок 1.Талая вода проникла в глубь снега и разбудила спящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка. 2.Он выполз из-под снега наверх решил по глупости что началась настоящая весна и отправился путешествовать. 3.Известно что путешествуют лягушки к ручейку и к болотцу. 4.Ночью мороз взялся за вожжи и так стал похлёстывать что лягушонок остановился сунулся туда сюда и круто повернул к тёплой дырочке из которой почуял весну…

Слайд 5

Порядок морфемного разбора слова 1. Определите часть речи. 2. Узнайте, изменяется ли слово. Изменяется: изменяемая часть – флексия (окончание). Не изменяется: с лово не имеет флексии (окончания). 3. Выделите основу. 4. Подберите родственные (однокоренные) слова и найдите общую часть – корень. 5. Найдите приставку и суффикс (помните, что в слове может быть несколько приставок и суффиксов). 6. Посмотрите, есть ли в слове морфема после окончания (постфиксы - ся , - сь ). 7. Объясните написание слова с точки зрения морфемики .

Слайд 6

Сделайте морфемный разбор слов проникла спящего путешествовать ручейку болотцу выполз

Слайд 7

Подводим итоги урока Что такое морфемика ? Дайте определение морфемы. Из каких морфем состоит слово? Какие из них участвуют в образовании новых слов? Все ли суффиксы являются словообразовательными? Какие морфемы имеют вторые названия? Укажите их . Какая из морфем несёт основной смысл слова? С чего следует начинать разбор слова?



Предварительный просмотр:

Лягушонок

1.Талая вода проникла в глубь снега и разбудила спящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка. 2.Он выполз из-под снега наверх  решил по глупости что началась настоящая весна и отправился путешествовать. 3.Известно что путешествуют лягушки к ручейку и к болотцу. 4.Ночью мороз взялся за вожжи и так стал похлёстывать что лягушонок остановился сунулся туда сюда и круто повернул к тёплой дырочке из которой почуял весну…



Предварительный просмотр:

ПРЕФИКС   СУФФИКС    

АФФИКСЫ    ФЛЕКСИЯ

ОКОНЧАНИЕ    КОРЕНЬ     ПОСТФИКС

ПРИСТАВКА  ОСНОВА СУФФИКС  ПОСТФИКС

ФЛЕКСИЯ     ПРЕФИКС

АФФИКСЫ    ОСНОВА

ОКОНЧАНИЕ    КОРЕНЬ   ПРИСТАВКА  



Предварительный просмотр:

Карточка №1.

1. Поникнуть, возник, проникновение, сник.

2. Поспать, спят, заспанный, просыпается

3. Путь, путник, шествие, шествовать (идти).

4. Выползла, ползать, поползновение.

Карточка №1.

1. Поникнуть, возник, проникновение, сник.

2. Поспать, спят, заспанный, просыпается

3. Путь, путник, шествие, шествовать (идти).

4. Выползла, ползать, поползновение.

Карточка №1.

1. Поникнуть, возник, проникновение, сник.

2. Поспать, спят, заспанный, просыпается

3. Путь, путник, шествие, шествовать (идти).

4. Выползла, ползать, поползновение.

Карточка №1.

1. Поникнуть, возник, проникновение, сник.

2. Поспать, спят, заспанный, просыпается

3. Путь, путник, шествие, шествовать (идти).

4. Выползла, ползать, поползновение.

Карточка №1.

1. Поникнуть, возник, проникновение, сник.

2. Поспать, спят, заспанный, просыпается

3. Путь, путник, шествие, шествовать (идти).

4. Выползла, ползать, поползновение.

Карточка №1.

1. Поникнуть, возник, проникновение, сник.

2. Поспать, спят, заспанный, просыпается

3. Путь, путник, шествие, шествовать (идти).

4. Выползла, ползать, поползновение.



Предварительный просмотр:

Карточка №2.

      Мы пришли в отчаяние. Мы не знали как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

     Это был кот который потерял всякую совесть. Звали его за глаза Ворюгой.  

     Он воровал рыбу мясо сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Он их не съел но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

     Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались но рыбная ловля всё равно была сорвана.

      Почти месяц мы потратили на то чтобы выследить рыжего кота.    

Задания.

1. Назовите произведение, из которого взят отрывок, и его автора.

2. Спишите и расставьте знаки препинания.

3. Постройте схемы сложных предложений.

4. Сделайте морфемный разбор выделенных слов.         

   Карточка №2.

      Мы пришли в отчаяние. Мы не знали как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

     Это был кот который потерял всякую совесть. Звали его за глаза Ворюгой.  

     Он воровал рыбу мясо сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Он их не съел но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

     Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались но рыбная ловля всё равно была сорвана.

      Почти месяц мы потратили на то чтобы выследить рыжего кота.    

Задания.

1. Назовите произведение, из которого взят отрывок, и его автора.

2. Спишите и расставьте знаки препинания.

3. Постройте схемы сложных предложений.

4. Сделайте морфемный разбор выделенных слов.       

Карточка №2.

      Мы пришли в отчаяние. Мы не знали как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

     Это был кот который потерял всякую совесть. Звали его за глаза Ворюгой.  

     Он воровал рыбу мясо сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Он их не съел но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

     Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались но рыбная ловля всё равно была сорвана.

      Почти месяц мы потратили на то чтобы выследить рыжего кота.    

Задания.

1. Назовите произведение, из которого взят отрывок, и его автора.

2. Спишите и расставьте знаки препинания.

3. Постройте схемы сложных предложений.

4. Сделайте морфемный разбор выделенных слов.                   



Предварительный просмотр:

Порядок морфемного разбора слова.

1. Определите часть речи.

2. Узнайте, изменяется ли слово.

  • Изменяется. Изменяемая часть – флексия (окончание).
  • Не изменяется. Слово не имеет флексии (окончания).

3. Выделите основу.

4. Подберите родственные (однокоренные) слова и найдите общую часть – корень.

5. Найдите приставку и суффикс (помните, что в слове может быть несколько приставок и суффиксов).

6. Посмотрите, есть ли в слове морфема после окончания (постфиксы -ся, -сь).

7. Объясните написание слова с точки зрения морфемики.



Предварительный просмотр:

Словарный диктант

Филология, лабиринт, коридор, оглавление, параграф, воспоминание, подоконник, чемпион, благодарность, преданность, расстояние, самоинструкция, бассейн, путешествовать, экспедиция, фантастический,

оранжевый, происшествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

Интегрированный урок русского языка в 5 классе по закреплению изученного по теме "Лексика"

Урок-эстафета русского языка в 5 классе на тему «Закрепление изученного по теме «Лексика» на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» построен на использовании поисково-эвристических активных...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка в 7-м классе. Закрепление темы "Деепричастие"

Урок русского языка. Закрепление темы "Деепричастие"....

Урок русского языка. Тема: "Фонетический разбор слова". 5 класс

Урок русского языка. Тема: "Фонетический разбор слова". 5 класс. Урок рефлексии включает в себя различные технологии, презентацию, карточки для работы в группах. Отдельным файлом добавлен са...

Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке

Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...