Памятка для учащихся 9-х классов "Для чего служат знаки препинания?"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Сергеева Ольга Владимировна

Памятка представлена в виде таблиц, списков и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся 9-х классов «Для чего служат знаки препинания?»

  1. Для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых особо подчеркивается пишущим;
  2. Для обеспечения пишущему и читающему однозначного понимания предложений в тексте;
  3. Для передачи грамматических , смысловых и интонационных особенностей предложений и их частей:

Грамматические особенности

Смысловые особенности

Интонационные особенности

  1. Морфологические:
  • Наличие причастий
  • Наличие деепричастий
  • Наличие междометий, союзов, частиц


  1. Синтаксические:
  • Наличие двух или более грамматических основ
  • Наличие обращений, вводных слов, обособленных членов предложений,
  • однородных членов, чужой речи

Например, выражение причины и т.д.

  1. Звуковые:
  • Произношение со звательной интонацией
  • Интонацией перечисления
  • Интонация завершенности предложения
  • Вопросительная и побудительная интонации
  • Восклицательная интонация 
  1. Для отделения предложений друг от друга в тексте;
  2. Для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении;
  3. Для указания на смысловое членение речи и для выявления синтаксического строения и ритмомелодики текста;
  4. Для выражения грамматико-семантических отношений между элементами высказывания в письменной речи.

Функции знаков препинания:

     Знаки препинания – это знаки, образующие особую часть общей графической системы языка и обслуживающие те стороны письменной речи, которые не могут быть выражены буквами и другими письменными обозначениями.

     Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, содействовать выявлению ее синтаксического строя и ритмомелодики.

Пунктуация:

  • С помощью пунктуации передается членение текста, его целенаправленность, структура и основные особенности интонации
  • Знаки препинания отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонационное строение

     Выделяющие знаки препинания служат для обозначения границ синтаксической конструкции с дополняющим или пояснительным значением, содержащую чужую речь, обращение или грамматически не связанную с другими членами предложения. Это две запятые, два тире, кавычки или скобки. Выбор выделительного знака препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями. Выделяются обращения; обособленные определения, выраженные причастным оборотом и стоящие после определяемого слова; обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием или деепричастным оборотом; сравнительные обороты;

     Отделяющие знаки препинания служат для разделения самостоятельных предложений, частей сложного предложения, однородных элементов. Эти же знаки свидетельствуют об окончании мысли, способствуют распознаванию цели высказывания (повествование, вопрос, побуждение) и эмоциональной окраски (восклицательное - невосклицательное).

Отделительные знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

  • Выбор определяется смыслом и интонацией предложения
  • Служат для отделения каждого предложения от последующего в тексте
  • Для оформления отдельного предложения как законченного
  • Восклицательный знак дополнительно выражает чувство

     Разделительные знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие

  • Выбор определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями
  • В простом предложении служат для обозначения границ между однородными членами, а в сложном – для разделения простых предложений, входящих в его состав

Вводные конструкции:

  • Для выражения оценок содержания предложения
  • Указывают на степень достоверности сообщения
  • Выражают эмоциональную оценку сообщения
  • Указывают на источник сообщения
  • Оценивают способ оформления мысли
  • Имеют целью возбудить внимание собеседника, вызвать его отклик на высказывание
  • Указывают на отношения между частями высказывания
  • Использование вводных слов – это синтаксическое средство связи предложений в тексте

Вставные конструкции:

  • Для выражения добавочных замечаний, пояснений, уточнений.

Восклицательное предложение:

  • Выражает чувства говорящего (гнев, ненависть, страх, ужас, нежность, ласку, любовь, восхищение, похвалу, жалобу, упрек, порицание, угрозу, возмущение…
  • Выражает интеллектуальное состояние (удивление, недоумение, сомнение, иронию, презрение, пренебрежение…
  • Выражает побуждение (приказ, призыв, просьбу…

Двоеточие:

  • Передает значение мотивации, причины

Тире:

  • Усиливает значение следствия, противопоставления;
  • Подчеркивает значительность сказанного

Косвенная речь:

  • Передает чужую речь от лица автора, а не того, кто на самом деле ее произнес

Прямая речь:

  • Слова автора указывают, кому принадлежит прямая речь; когда речь произнесена, при каких обстоятельствах; какова манера говорить у лица, речь которого передается;
  • Прямая речь точно воспроизводит чужую речь, передаваемую от лица того, кто ее произнес, подумал, написал.

Многоточие:

  • Оформляет речь взволнованную или затрудненную
  • Употребляется, когда говорящий останавливается, подбирая слово
  • Может указывать на то, что в речи сообщается о неожиданных поворотах событий
  • С помощью многоточия оформляется прерванное высказывание, а также передается косноязычная речь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся в портфолио ученика

Различные памятки для учеников как учить заданный материал, стихи, составлять план и т.п....

Методическая разработка - Памятка для учащихся и их родителей КАК ГОТОВИТЬСЯ К УРОКАМ ИСТОРИИ ДОМА

Данная методическая разработка представляет собой Памятку для родителей и детей, содержащую описание основных проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса при устной подготовке...

Алгоритм работы над домашним заданием по английскому языку.Памятка для учащихся и родителей

Эта памятка поможет оптимизировать выполнение домашних заданий по английскому языку...

Памятки для учащихся.

Папка  включает  памятки для учащихся:  как  составить план текста, как слушать новый материал на уроке истории,  сделать анализ революции и сражения. ...

Логопедическое занятие с подгруппой учащихся 2-го класса " Разделительный Ь знак"

  Логопедическое занятие с подгруппой учащихся 2-го класса специальной коррекционной общеобразовательной школы для слабовидящих и слепых детей.           ...

Памятка для родителей «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти»

В данном материале рассматриваются психологические проблеммы детей, причины их возникновения, а также пути предупреждения и коррекции....

Проектная деятельность учащегося 6 класса "От чего зависит частота пульса"

В презентации учащегося информация об измерении ЧСС, от чего завиисит частота пульса и его выводы об исследовании....