Приемы сжатия текста
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Багдасарова Татьяна Владимировна

В данной работе содержатся приемы сжатия текста и примеры данного вида работы над изложением в 8-9 классах с ответами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_szhatiya_teksta.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Методическая разработка  алгоритма по русскому языку  :  «Приёмы сжатия текста».

Учитель: Багдасарова Татьяна Владимировна , МБОУ СОШ № 69,

г. Нижнего Новгорода .  

Приёмы сжатия текста:

К содержательным приёмам сжатия текста относятся:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);

2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее). К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1. Исключение:

• исключение примеров, доказательств, попутных сведений, деталей, подробностей, лирических отступлений;

• исключение повторов;

• исключение однородных членов предложения;

• исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную;

• исключение  диалогов;

•  исключение одного или нескольких из синонимов;

• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких предложений;

• исключение пространного описания природы, чувств настроений.

2 .Обобщение:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена гипонимов гиперонимом, т.е. слов с менее широким значением (объемом понятия) словом с более широким значением.

3. Упрощение:

• слияние нескольких предложений в одно;

• замена предложения или его части указательным местоимением,

• замена сложноподчинённого предложения простым;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Что сохранить при сжатом изложении?

·        Связанность текста, его содержание, тему, идею высказывания;

·        последовательность изложения, чёткий переход от одного к другому, микротемы;

·        ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передаётся колорит  текста.

                                           Типы заданий, направленных на сжатие текста.

Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти ).

Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.

Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

Задание №1. Найдите в тексте поясняющие конструкции, однородные члены  и исключите их.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. Какой приём сжатия использован?

Задание №2. С помощью обобщения сократите текст до одного сложного предложения.

Исходный текст.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу  с его сказками.

Задание №3. Прослушайте текст, напишите сжатое изложение, сократив текст  вдвое.

Исходный текст.

     Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.

     Ещё очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит  умываться к холодному ручью.

     Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.

     Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, - ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках.

     Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл обычно говорит: «отдохнём здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу».

     Геракл, который был сначала обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И всё это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.

     В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия. (176 слов).

Текст  сжатого изложения :

     У древних греков  есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными.

     Ранним утром, когда Ификл ещё спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.

     Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через неё, а Ификл обходит препятствие.

     Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достаёт плод.

     Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперёд.

     Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком. Он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю.

Приёмы сжатия данного текста:

1)      исключение подробностей, второстепенных фактов (натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны);

2)      исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й. 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).

 

Инструкция «Как писать изложение» 

1.Выделите  в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

2.Найдите среди них главную мысль.

3.Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4.Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5.Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6.Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7.Обдумайте средства связи между частями.

8.Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

9.Запишите этот сокращённый текст на черновике.

Задание: Используя текст, сформулировать все  микротемы, а также передать их  основное содержание .

      Неуверенность в себе – проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно – в середине 20 века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность  в себе может стать  причиной массы неприятностей – вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.

     А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно  чувствует себя зависимый: чужые оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно использовать жизненные ситуации.

     А они возникают постоянно, и неуверенность в себе может проявляться по-разному в разные моменты жизни. Например, если мысль попросить подругу познакомить вас вон с тем красавцем сменяется опасением, что вряд ли он воспримет серьёзно так ужасно одетую девушку, - это в вас говорит неуверенность в себе. Она же вмешивается и тогда, когда вы готовитесь поступать в престижный вуз, но внезапно решаете, что этот уровень не для вас. А бывает и так: вы уже написали экзаменационную работу и рвёте на себе волосы, потому что она никуда не годится, хотя ещё несколько часов назад казалась приличной.

     Так что же такое неуверенность в себе? Одни учёные определяют её, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Но все сходятся в одном: если человек не способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты, это и есть неуверенность в себе.253 слова).

 Проверим:

№ абзаца

Микротема и основное содержание

№ 1

Неуверенность в себе -  проблема древняя, но актуальная в XX  веке, так как способна стать причиной массы неприятностей.

№ 2

Неуверенность в себе – причина психологических проблем, т.к. может послужить почвой зависимости от чужого мнения, когда человек  не может правильно использовать жизненные ситуации.

№ 3

Проявление неуверенности по-разному в разные моменты жизни. Знакомство с другим человеком не состоится из-за опасения не понравиться. Уровень знаний может не раскрыться полностью.

№ 4

Неуверенность в себе – неспособность правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока в 8 классе по теме "Языковые приемы сжатия текста"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Способы сжатия текста" (в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме)...

Урок развития речи. Обучение приемам сжатия текста (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Данная методическая разработка позволяет готовить детей к ГИА с 8 класса. Помогает это сделать теоретический и раздаточный материал, где используются различные приемы сжатия текста....

Приемы сжатия текста

Как написать сжатое изложение? Что можно убрать, что сократить?Данную памятку можно распечатать и раздать детям....

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Материал содержит презентацию с подробным описанием приемов сжатия и  конкретными примерами и  текст, на котором показаны приемы сжатия ( исключение,обощение и замена).Преднахначен для урока...

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Презентация "Приемы компрессии текста" Для подготовки к ОГЭ...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...