Разработки уроков.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Жанна Викторовна Панова

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волосовская средняя общеобразовательная школа № 2

Ленинградской области

Конспект урока в 5 классе

«Звуки гласные и согласные»

                                                                                Подготовила учитель русского языка и литературы

Панова Жанна Викторовна

г. Волосово

2013

Урок русского языка. 5 класс.

Тема: Звуки гласные и согласные.

Цели:

  1. Повторить и обобщить знания о гласных и согласных звуках  
  1. Осмыслить представление о большей информативности согласных звуков сравнительно с гласными
  2. Способствовать формированию и воспитанию аккуратности, внимания и взаимопомощи.

Оборудование: Опорные схемы, карточки, словарь С.И.Ожегова

                                                       Ход    урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.    

  1. Актуализация знаний
  1. Сначала мы проверим домашнее задание (домашнее задание у вас было упражнение 177, нужно было ответить на вопросы так, чтобы получился связный рассказ) Все ли выполнили домашнее задание? Кто хочет ответить?
  2.  Ребята, пожалуйста, послушайте предложение:

Опустели поля, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей.

А теперь отгадайте слова из этого предложения:

ОЯ

ОЯИ

УАЕ

ПЛ
КСК
ЖРВЛЙ

В каком случае отгадать слово этого предложения легче – там, где в столбике записаны буквы, обозначающие гласные, или там где согласные?

Какие звуки – гласные или согласные дают больше информации о слове?

Все ли слова в этом предложении вам понятны. Как вы понимаете слово косяк?

Слово «косяк» имеет несколько значений, в данном случае имеет значение «стая рыб, птиц» Например: Косяк сельди. Лететь косяком. Давайте составим устно предложение с этим словом.

  1. Усвоение нового материала

Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение звуков речи.

Запишите сегодняшнее число, классная работа, тема урока «Звуки согласные и гласные»

Запишите словосочетания:

Согласный звук. Гласный звук.

 Назовите в каждом слове сначала буквы, обозначающие гласные звуки, затем согласные.

При произнесении каких звуков рот открывается, а при каких закрывается? Ребята, гласные звуки по-другому называют «ртораскрывателями», а согласные – «ртосмыкателями»Итак, все звуки речи делятся на две группы, давайте назовем их: гласные и согласные.

        Ребята, гласные звуки состоят из голоса, не встречая препятствий, например: Согласный звук. Гласный звук.

        Гласные бывают ударные или безударные. Назовите их.

Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие согласные) или только из шума (глухие согласные). Давайте назовем их.

Ребята, мы только что рассмотрели буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Всегда ли слова пишутся и произносятся одинаково? Например, запишем следующие предложения: Вокруг деревни лиственные леса. За деревьями показалась лиса. Проверка: Леса – лес. Лиса – животное.

За селом – зеленый луг. Мама чистит лук. Проверка: луг – луга, лук – растение. Вспомним правило на эти орфограммы: гласные – ударение, согласные – перед гласным.

А сейчас откройте учебник на странице 64 и выполним упражнение №186 (письм).

Водяной – воды, вдали – даль, позолота – золото, бороться – он борется, колючий – колкий, кол, старушка – старый, родной – родина, затопить – топкий, отдалённый – даль, раздаваться – дать, садовый – сад, разгадать – догадка, угодить – годный.

Следующее упражнение 187 устно.

4. Итог урока.

И в завершение урока выполним тест.

5. Домашнее задание.

Но сначала запишите домашнее задание: указать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки в словах: мох, взрыт, пурпур, ночь, груда

Вариант 1.

ЗВУКИ И БУКВЫ

1. Найдите согласные звонкие звуки:

1) [с]; 2)[в]; 3)[р]; 4) [т]; 5)[ш]; 6)[з].

2. Найдите согласные глухие звуки:

1) [ч]; 2) [ж]; 3) [н];4) [к];5) [ф]; 6)[ц].

3.  В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухости -звонкости?

1)[б],[ф],[ш],[м];                    2)[т],[к],[д] [г];

3)[в],[н], [з],[л];                       4) [ж], [р],[с], [т].

4. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1)чаща; 2) дело; 3) точка 4) шина

5.В каком слове все согласные звуки твердые

1) тень 2) подвиг 3) собака 4) барабанщик

6. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука:

1) яма, ёж, день, юла, семья;

2) якорь, енот, юбка, баян, жюри;

3) дело, ель, обезьяна, книга;

4) яблоко, поезд, ёлка, подъезд.

7. В каком ряду во всех словах есть звук [j`]?

1) няня, яд, прекрасный;

2) переехал, йогурт, съемки;

3) моё, лошадь, почтальон;

4) ярмарка, тройка, звезда.

8. Определите, сколько букв и звуков в слове подъезд:

1) 7 букв, 7 звуков;

2) 7 букв, 8 звуков;

3) 6 букв, 6 звуков;

4) 6 букв, 7 звуков,

9. Где правильно расставлены ударения? Выберите ответ:

1) алфавит, магазин, предмет, портфель;

2) алфавит, магазин, предмет, портфель;

3) алфавит, магазин, предмет, портфель;

4) алфавит, магазин, предмет, портфель.

10.  Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:

1) дом; 2) что; 3) цыган; 4) караван;

Вариант 2

ЗВУКИ И БУКВЫ

1. Найдите согласные звонкие звуки:

1) [с]; 2)[в]; 3)[р]; 4) [т]; 5)[ш]; 6)[з].

2. Найдите согласные глухие звуки:

1) [ч]; 2) [ж]; 3) [н];4) [к];5) [ф]; 6)[ц].

3.  В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухости -звонкости?

1)[б],[ф],[ш],[м];                    2)[т],[к],[д] [г];

3)[в],[н], [з],[л];                       4) [ж], [р],[с], [т].

4. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1)чаща; 2) дело; 3) точка 4) шина

5.В каком слове все согласные звуки твердые

1) тень 2) подвиг 3) собака 4) барабанщик

6. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука:

1) яма, ёж, день, юла, семья;

2) якорь, енот, юбка, баян, жюри;

3) дело, ель, обезьяна, книга;

4) яблоко, поезд, ёлка, подъезд.

7. В каком ряду во всех словах есть звук [j`]?

1) няня, яд, прекрасный;

2) переехал, йогурт, съемки;

3) моё, лошадь, почтальон;

4) ярмарка, тройка, звезда.

8. Определите, сколько букв и звуков в слове подъезд:

1) 7 букв, 7 звуков;

2) 7 букв, 8 звуков;

3) 6 букв, 6 звуков;

4) 6 букв, 7 звуков,

9. Где правильно расставлены ударения? Выберите ответ:

1) алфавит, магазин, предмет, портфель;

2) алфавит, магазин, предмет, портфель;

3) алфавит, магазин, предмет, портфель;

4) алфавит, магазин, предмет, портфель.

10.  Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:

1) дом; 2) что; 3) цыган; 4) караван;



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волосовская средняя общеобразовательная школа № 2

Ленинградской области









Конспект урока в 5 классе




«Cлужебные части речи. Союз»






















                                                                                Подготовила учитель русского языка и литературы

Панова Жанна Викторовна






г. Волосово

2013

Конспект урока в 5 классе по теме:

« Служебные части речи. Союз». (Слайд № 1)

Цель: учить различать служебные части речи, знать роль союзов в предложении и речи, первичное знакомство с простыми и составными, сочинительными и подчинительными союзами.

Ход урока:

  1. Индивидуальная работа у доски (упр. 150, 153) – 2 уч-ся.
  2. Опрос по материалу § 10 (слайд № 2)

- Какие служебные части речи вы знаете?

- Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

- Что такое предлог? Какова его роль в предложении?

     3.        Проверка д/з ( упр. 143)

        - Чем предлоги отличаются от союзов?

     4.        Работа по основной теме урока (слайд № 3)

Союз – служебная часть речи, его главная задача – соединять однородные члены предложения или отдельные предложения.

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час

Порою я совсем не повторяюсь.

Порою повторяюсь много раз.

По строению союзы  бывают простыми и составными. По значению делятся на сочинительные и подчинительные.

     5. Закрепление материала.

(Слайд № 4) Какое значение имеют выделенные союзы?

 Что связывают эти союзы в тексте? Запишите стихотворение, укажите союзы.

Прекрасно море в бурной мгле

И небо в блесках без лазури;

Но верь мне: дева на скале

Прекрасней волн, небес и бури.

                        А.С. Пушкин

    6.        (Слайд № 5) Это интересно!

        Название СОЮЗ появилось в XVll  веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ. Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили:

Слово И – один из самых древних союзов русского языка

Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания

Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения

Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом ( очень часто употребляется)

                                (Н. Холодов)

  7. Проверка работы у доски  (слайд № 6)

Упр. 150.

  1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
  2. Белка песенки поёт и орешки все грызёт.
  3. Едет с грамотой гонец и приехал наконец.

Закончите предложение.

Союз И может соединять (что?)…  .

(Слайд  № 7) – упр. 153

  1. Гроза прошла, и тучи разошлись.
  2. Клен роняет оранжевые листья, и земля покрывается ковром.
  3. На лесных полянах видны гроздья рябины, и птицы спешат полакомиться ими.

Закончите предложение.

Союз И может соединять части (чего?) … .

8. Тренировочные упражнения: 152, 149.

        - Составить схемы предложений, объясняющие, что может соединять союз «И»

9. Итог урока. (слайд № 8)

        - Что такое союз?

        - Какова роль союза в предложении и речи?

        - Какими бывают союзы по строению и значению?

10. Д/з § 11, упр 154

        

Используемая литература:

УМК под редакцией Разумовской М. М. Учебник: Русский язык. 5 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

Дополнительные материалы:

Русский язык. Практика. 5класс: учеб. Для общеобразват. учреждений)/А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; - 16 изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010

Г. Александрова. Занимательный русский язык. Санкт-петербург, «Тригон», 1997

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе УМК Разумовской М. М. Служебные части речи. Союз Панова Жанна Викторовна Учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Ответьте на вопросы Какие служебные части речи вы знаете? - Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных? - Что такое предлог? Какова его роль в предложении?

Слайд 3

Что такое союз? Союз – служебная часть речи, его главная задача – соединять однородные члены предложения или отдельные предложения. Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час Порою я совсем не повторяюсь. Порою повторяюсь много раз. По строению союзы бывают простыми и составными. По значению делятся на сочинительные и подчинительные.

Слайд 4

Какое значение имеют выделенные союзы? Что связывают эти союзы в тексте? Запишите стихотворение, укажите союзы. Прекрасно море в бурной мгле И небо в блесках без лазури; Но верь мне: дева на скале Прекрасней волн, небес и бури. А.С. Пушкин

Слайд 5

Это интересно! Название СОЮЗ появилось в XVll веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ. Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили: Слово И – один из самых древних союзов русского языка Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом ( очень часто употребляется) (Н. Холодов)

Слайд 6

Проверим работу Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Белка песенки поёт и орешки все грызёт. Едет с грамотой гонец и приехал наконец. Закончите предложение Союз И может соединять (что?)… .

Слайд 7

Проверим работу Гроза прошла, и тучи разошлись. Клен роняет оранжевые листья, и земля покрывается ковром. На лесных полянах видны гроздья рябины, и птицы спешат полакомиться ими. Закончите предложение Союз И может соединять части (чего?) … .

Слайд 8

Подведем итоги - Что такое союз? - Какова роль союза в предложении и речи? - Какими бывают союзы по строению и значению?

Слайд 9

Домашнее задание § 11, упр 154 Урок окончен Шаблон презентаций "К уроку письма" Элементы для оформления шаблона взяты (1 слайд, ученик, ученица) с сайта Материнство.ru http://forum.materinstvo.ru/journal.php?user=141718#p873718 angelinavah http://k-yroky.ru/load/204-1-0-4284

Слайд 10

Используемая литература: Русский язык.Практика. 5класс: учеб. Для общеобразват. учреждений)/А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; - 16 изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010 Г. Александрова. Занимательный русский язык. Санкт-петербург, «Тригон», 1997



Предварительный просмотр:

Тема: СКАЗКА КАК ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация Power Point – 35 слайдов, видеофильм «Жилище древнего русича».

Оборудование: компьютер с видео- и звуковой картой, мультимедийный проектор, экран

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  1. Знать виды русских народных сказок, особенности волшебных сказок
  2. Знать, как жили древние русичи и какие особенности жизни наших предков отразились в русских народных сказка
  3. Уметь слушать, записывать важную информацию, отвечать на вопросы учителя

Тип урока:

Урок повторения, актуализации знаний, изучения теории литературы

Формы работы:

  • Слово учителя
  • Беседа
  • Просмотр видеосюжета
  • Тест
  • Проверочная работа
  • Беседа по иллюстрациям (момент интеграции)

Методические рекомендации для учителя

Управление презентацией, номер слайда

Методические рекомендации для учителя, содержание презентации

Слайд 1

Данный урок первый по теме «Фольклор. Сказка как вид народной прозы». По программе под ред. В. Я. Коровиной 4 или 3. [1]

Титульный слайд. В ходе его демонстрации учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Слайд 2

Слайд  демонстрирует эпиграф к уроку.

На данном этапе урока звучит слово учителя:

Учитель:

Сказки… Весёлые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказочным сюжетам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты .А. С. Пушкин писал:

Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Что за прелесть, эти сказки!

Каждая есть поэма!

Слайд 3

Данный слайд информативный. Учитель зачитывает содержащуюся на нём информацию.

Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету

Слайд 4

4 слайд содержит схему «Виды сказок». Цель его показа – дать понятие о видах сказок.

Учитель:

Народные сказки делятся на три группа: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

Учащиеся записывают схему в тетрадь.

Слайд 5

Учитель сообщает, что самые древние сказки – это сказки о животных. Можно задать вопрос, почему? Особенно такой вопрос оправдан в сильных и мотивированных классах.

Здесь проявился древний антропоморфизм: ведь раньше древние люди одухотворяли природу, как живую, так и неживую.

Слайд 6

На данном этапе урока проводится беседа по вопросам:

  • Какие сказки о животных вы знаете? («Волк и Лиса», «Лиса и Журавль», «Лиса и Козёл», «Журавль и Цапля»)
  • Какие животные являются их героями? (Лиса, Волк, Медведь, Петух, Заяц, Журавль, Цапля)
  • Каковы качества Лисы? (хитрая и ловкая)
  • А Волка? (глупый и жадный)
  • Каков Петух? (доверчивый, самоуверенный, легкомысленный)
  • А Заяц? (трусливый)

Слайд 7

Учитель:

Бытовые сказки приближаются к сказкам о животных. В них действие развивается стремительно. Герои этих сказок – крестьянин, солдат, сапожник и другие – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

В бытовых сказках фигурируют люди и животные. Это такие сказки, как «Каша из топора», «Мужик и медведь».

Учитель может задать вопрос, какие ещё бытовые сказки помнят учащиеся

Слайд 8

Данный этап урока включает и слово учителя, и беседу.

Учитель:

Особая группа сказок – волшебные. Герои их борются не на жизнь, а на смерть с нечистой силой. Достичь желанной цели герою помогают добрые люди, которые дарят ему чудесные предметы.

  • Волшебные сказки отразили представления людей
  • о животном-супруге,  
  • о способности человека к превращению в другие существа,
  • о его возможности посетить загробный мир и вернуться оттуда с чудесной невестой.
  • Вспомните сказки, в которых есть животное-супруг («Царевна-лягушка», «Финист – ясный сокол»)
  • В каких сказках люди превращаются в животных? («Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка», «Финист – ясный Сокол»)
  • Вспомните сказки, в которых герой спускается в загробный мир

Слайд 9

  • В волшебных сказках люди впервые придумали самолёты (ковёр-самолёт), машины и поезда
  • Что, по-вашему, в сказках является машиной и поездом, что позволяет быстро передвигаться? (Сапоги-скороходы, ковёр-самолёт)
  • А что является телевизором? (Яблочко на тарелочке)

Слайд 10

В волшебных сказках волшебные герои.

  • Кто такая Баба Яга? (Баба-Яга – специфичный  персонаж славянских и  русских волшебных сказок. Баба-Яга — неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но ряд мифологических школ признавал Бабу-Ягу добрым божеством - знахаркой и ведуньей, покровительницей зверей, хозяйкой леса)
  • Как она изображалась?
  • Что она делает в сказках? (Временами она - злобная ведьма -  налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, - и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Так кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему этот образ так неоднозначен.)
  • Где она живёт? (В сказках Баба-Яга обитает, как правило, вне обычной сферы жизни человека, чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, «в избушке на курьих ножках»)

Слайд 11

На слайде представлены две репродукции – Билибина и В. М. Васнецова. Обе картины изображают Бабу-Ягу.

  • Сравните две картины. Чем они отличаются?
  • Чем эти картины схожи?

Ребята свободно высказывают свои мнения, учитель направляет беседу, вносит коррективы в ответы

Слайд 12

Этап урока совмещает беседу и слово учителя

  • Как выглядит Кощей? (Описание внешности Кощея в сказках чаще всего отсутствует. Лишь в нескольких вариантах есть минимальные сведения, касающиеся  облика данного персонажа. В одном из текстов Кощей характеризует себя так: « Я ли не горбатый, у меня ли нос не сутуловатый!»; в другом же подчёркивается наличие у него « клыков, как у борова»)
  • Где находится его смерть? (его смерть находится на конце иглы, так игла в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, сундук веси на высоком дубе, дуб стоит на одинокой круче)
  • Какими чертами он обладает? (Он скупой, похититель красавиц)
  • Как он может вредить героям?

Учитель:

Именно Кощей Бессмертный представляет собой мертвеца, впрочем, как и Баба Яга. У него нет сердца, он имеет все признаки мертвеца, похож на скелет, и царство его тоже мёртвое. Поэтому посещение его царства приравнивается к посещению загробного мира.

Слайд 13

  • Кто такой Змей Горыныч?
  • Как он выглядит? (Одной из наиболее общих, необходимых  характеристик является его многоголовость: обычно он имеет 3, 6, 9, или 12, голов. В некоторых сказках может присутствовать одновременно до трёх Змеев-похитителей, отличающихся друг от друга количеством голов. То, что персонаж имеет признаки чудовища, подчёркивается характеристиками, которые даются в нескольких сказках: Змей – «престрашный», «страшилище», «чудовище»)
  • Чем он страшен? (Он сжигает всё на своём пути, похищает героинь сказок)
  • Как его побеждает герой? (герой в битве отрубает ему мечом-кладенцом все головы)

Слайд 14

Слайд содержит иллюстрацию В. М. Васнецова «Битва Ивана крестьянского сына со Змеем»

Слайд 15

Учитель:

Кикимора, Водяной и Леший – сказочные герои, обитающие в воде или лесу и берегущие эти места. Они могут водить по лесу, топить в озере, а могут и помогать. Кикимора исключительно отрицательный герой, а Леший и Водяной могут помогать.

Слайд 16

Учитель:

Леший (лесовик, лешак, лесной дядя) – дух леса, враждебный людям. Внешне он напоминает человека, только очень косматого, со спрятанными в гуще волос рожками.

Слайд 17

  • Как называют главного положительного героя сказок?
  • Иван, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван - крестьянский сын
  • Какими чертами он обладает?

Достоинствами героя волшебной сказки является то, что он кроткий, чистый сердцем. Как правило, окружающие его считают глупым, дурачком, дурнем, не понимая, что в нём отсутствует не ум, а корень всех пороков и страстей – гордость.

  • Почему Ивану всё удаётся?
  • Кто ему помогает? (ему помогают волшебные предметы, животные, которых он спасает)

Слайд 18

Учитель:

Этот герой бесстрашен, всегда готов прийти на помощь слабому, поэтому ему все помогают

Слайд 19

  • Какой волшебный предмет помогает Ивану победить Змея Горыныча? (Меч-кладенец)

Слайд 20

Слайд содержит иллюстрации к сказке «По щучьему велению…»

Учитель может спросить ребят:

  • Как зовут этого героя?
  • Кто ему помогал?
  • Почему?
  • Какое волшебное средство передвижения фигурировало в сказке?

Слайд 21

  • Почему же героя русских народных сказок зовут Иван? (выслушиваются ответы учащихся)

Учитель:

Исследователи предполагают, что эти сказки были сочинены в царствование Ивана Грозного. Он правил очень долго – 43 года. Царь любил на ночь слушать сказки, и, чтобы польстить ему, сказочники на ночь  рассказывали сказки, в которых и фигурирует умный, добрый, милостивый герой по имени Иван.

Слайд 22

Учитель:

Важное место в русских народных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым.

  • Как зовут этих женщин? (Царевна-лягушка, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна)

Слайд 23

  • Угадайте, кто изображён на полотнах В. М. Васнецова

Слайд демонстрирует три картины В. М. Васнецова «Царевна Несмеяна», «Царевна Лягушка», «Кощей Бессмертный». На них мы видим царевну Несмеяну,  Василису Премудрую, Ненаглядная Красота)

Слайд 24[2]

Учитель:

В сказках отразился быт русского крестьянина

Слайд содержит видео-файл «Жилище древнего русича».

Слайд 25

При просмотре данного слайда учитель говорит, что следующий этап урока – викторина-тест.

Слайд 26

Далее демонстрируются слайды, содержащие тестовые вопросы. Отвечает тот, кто первый поднимет руку.Правильный ответ выходит по щелчку.

Чей это дом:

«Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами»

Бабы Яги

Слайд 27

Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели его сберечь?

Курочка Ряба

Слайд 28

В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.

«Волк и семеро козлят»

Слайд 29

Кто этот герой:

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку,

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашку, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла…

Кто мастерица эта была?

Василиса Премудрая

Слайд 30

Волшебный предмет

Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну.

Яблоко

Слайд 31

Героиня какой сказки ушла от мужа из-за того, что он уничтожил её повседневную одежду?

«Царевна Лягушка»

Слайд 32

Какие слова нужно сказать, чтобы печь тронулась с места?

«По щучьему велению, по моему хотению»

Слайд 33

В какой сказке один из героев решил улучшить свои жилищные условия и при этом ущемил права другого героя?

«Лиса и Заяц»

Слайд 34

Данный слайд содержит вопросы проверочной работы. Ребята отвечают на вопросы по вариантам.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. В.Я.Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946
  2. Б.А.Рыбаков. Искусство древних славян. В кн.: История русского искусства, т.I. М., 1953.
  3. Потебня А. А., «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3;
  4. Русская сказка, т.I. Изд. «Academia», М., 1932.
  5. Н.Садовников. Сказки и предания Самарского края. СПб., 1884.
  6. А.О.Лосев. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.
  7. П.В.Шеин. Материалы по изучению быта и языка русского населения Северо-Западного края, т.III. СПб., 1992.
  8. Э.М.Яншина, О некоторых изображениях на рельефах хэньских погребений (II в. до н.э. - II в. н.э.). «Вестник древней истории», 1961, N 3.
  9. Н.И.Артамонов. Антропоморфные божества в религии скифов. Археологический сборник, вып.2. Изд. Гос. Эрмитажа. Л., 1961.
  10. А.Н.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т.III, СПб., 1869.
  11. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия, 2004
  12. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы, 2004
  13. Русские сказки. – М.: Русский язык, 1986


[1] Программы общеобразовательных учреждений. Литература. /Под ред. В. Я. Коровиной. Допущено Министерством образования РФ, 9 изд.. – М.: Просвещение, 2007, стр. 101

[2] Данный слайд, к сожалению, нельзя просмотреть, так как фильм не умещается в размер 15000 килобайт


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

        

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

Викторина по сказке В.Жуковского «Спящая царевна»

1. Как звали отца царевны? (Матвей)

2. Кто такой пророк? (предсказатель будущего).

3. Кто предсказал царице рождение дочери? (рак)

4. Что случилось с двенадцатым блюдом? (украдено)

5. Что должно случиться с царевной на 16-м году? (оцарапает руку веретеном и умрёт)

6. Сколько должен продлиться сон в царстве? (300 лет)

7. Где были родители, когда царевна решила обследовать дворец? (ушли гулять)

8. Кого увидела царевна, когда поднялась в одну комнату? (старушонку)

9. Докажите, что женщина была очень старая (гребень под носом торчит)

10. Кто и как разбудил царевну? (царевич поцелуем)

11. Назовите зачин сказки (Жил-был добрый царь Матвей)

12. Назовите концовку. (и я там был…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...