Карточки - модели "Глагол+" для формирования у глухих учащихся навыка построения простого предложения
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Глагол является структурным центром предложения. С его помощью выстраиваются синтаксические связи в предложении по типу управления. Одна из проблем при развитии речи глухих учащихся состоит в том, что они не могут создавать распространённые предложения. Зачастую их высказывания выстроены по схеме кто? (что?) + что делает? ( что делаю? и т . п.). Данный материал представляет собой образцы синтаксических "блоков" для построения распространённого предложения, в котором структурным и смысловым центром является конкретный глагол. Работа по разработке карточек такого рода продолжается. Новый и дополненный материал будет выложен мной на сайте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточки – модели «Глагол +»
беспокоить + | кого? | меня, тебя, её, его, их, нас, вас, бабушку | Лёня часто беспокоит бабушку поздними звонками. |
когда? | постоянно, всегда, ночью, часто, редко, иногда, утром, вечером, днём и т. д. | Его беспокоят боли по утрам. | |
как? | очень | Меня очень беспокоит вопрос об экзаменах. | |
чем? | вопросами, звонками, письмами, сообщениями | Малыш всё время беспокоил маму вопросами. |
бороться + | с кем? | с врагом, с соперником, с противником, с тобой, со мной, с нами, с ними, с ним, с ней | Русский солдат боролся с фашистом на поле боя. |
где? | на поле боя, на лужайке, в лесу и т. д. | ||
как? | весело, яростно | Щенки весело боролись на поляне. | |
когда? | вечером, сегодня, вчера, завтра, в 3 часа и т. д. | Завтра мы будем с тобой бороться на уроке физкультуры. |
благодарить (поблагодарить) + | кого? | врача, маму, его, её, их, вас, нас | Сын поблагодарил маму за обед. |
когда? | сегодня, вчера, после урока и т.д. | Артист благодарил зрителей после концерта. | |
как? | вежливо | Настя вежливо поблагодарила гостя за конфеты. |
бояться + | чего? | наказания, темноты | Соня не боится уколов. |
кого? | льва, вора, его, её, нас, вас, их | Дрессировщик не боится тигров. | |
как? | сильно | Надя очень боится змей. | |
что делать? | плавать, летать, прыгать и др. | Костя боится плавать в глубоком озере. |
Бросать+ (бросить) | 1) что? | сумку, шапку и др. | Миша бросил шапку на полку и начал снимать сапоги. |
2) что? | семью, школу, институт, учёбу и др. | 1. Олег бросил учёбу и пошёл работать. 2. Степан бросил семью и начал жить один. | |
1.кого? | меня, тебя, её, его, вас, нас, их, друга и др. | Валя осторожно бросила щенка в воду, и он поплыл. | |
2. кого? | меня, тебя, её, его, вас, нас, их, друга и др. | Игорь бросил жену, женился на другой девушке. | |
куда? (на что? во что?) | в мусорное ведро, в пакет, на стул, в кресло и др. | ||
когда? | вчера, час назад и др. | ||
с кем? | с товарищем, со мной с тобой, с ней, с ним, с вами, с ними и др. | ||
как? | грубо, быстро, весело, осторожно, и др. |
варить + | что? | суп, кашу и др. |
когда? | сегодня, завтра, вечером и др. | |
сколько времени? (как долго?) | час, двадцать минут и др. | |
с чем? | с приправой, с маслом и др. | |
с кем? | с Машей и др. | |
в чём? | в кастрюле, котле и др. | |
на чём? | на пару, на огне, на плите |
верить + | во что? | в справедливость | Саша верит в справедливость. |
в кого? | в Бога, в меня, в тебя, в нас, в вас, в неё, в него, в них и др. | Тренер верит в нас, он уверен, что мы победим на соревнованиях. | |
сколько времени? (как долго?) | долго, не долго, всю жизнь и др. | Священник Никанор верил в Бога всю жизнь. | |
как? | сильно, слабо, искренне и др. |
влить (вливать) + | что? | молоко, сок, бульон, воду и др. | Кира влила в кашу масло, чтобы каша стала вкуснее. |
куда? | в соус, в бульон, в кашу и др. | Строители вливают в раствор воду. | |
как? | осторожно, аккуратно | Лера осторожно влила в воду молоко. |
гладить+ | что? | бельё, рубашку, юбку и др. |
чем? | утюгом, рукой и др. | |
с кем? | со мной, с тобой, с ней, с ним, с вами, с нами, с ними, с подругой , с мамой и др. | |
когда? | утром, днём, в два часа и др. | |
где? | в комнате, в школе и др. | |
на чём? | на гладильной доске, на столе и др. | |
сколько времени? (как долго?) | десять минут, полчаса, час и др. |
говорить (поговорить, заговорить) + | что? (говорить) | слова, правило | Учитель говорит про тебя добрые слова. |
с кем? | со мной, с тобой, с нами, с вами, с ней, с ним, с ними, с папой, с Женей и др. | Я поговорила с Женей. | |
о ком? | о тебе, обо мне, о вас, о нас, о ней, о нём, о них, о подруге и др. | Мы говорим о бабушке. | |
о чём? | об уроках, о погоде и др. | Ребята говорили о футболе. | |
говорить (поговорить, заговорить) + | про кого? | про меня, про тебя, про вас, про нас, про неё, про него, про собак и др. | Мы с другом поговорили про собак. |
про что? | про ужин, про деньги и др. | Родители заговорили про ужин. | |
как? | легко, долго, быстро и др. | Саша хорошо говорит по-английски. | |
когда? | на прошлой неделе, вчера и др. | Олег говорил со мной на прошлой неделе. |
говорить (поговорить, заговорить) + | что? (говорить) | слова, правило | Учитель говорит про тебя добрые слова. |
с кем? | со мной, с тобой, с нами, с вами, с ней, с ним, с ними, с папой, с Женей и др. | Я поговорила с Женей. | |
о ком? | о тебе, обо мне, о вас, о нас, о ней, о нём, о них, о подруге и др. | Мы говорим о бабушке. | |
о чём? | об уроках, о погоде и др. | Ребята говорили о футболе. | |
говорить (поговорить, заговорить) + | про кого? | про меня, про тебя, про вас, про нас, про неё, про него, про собак и др. | Мы с другом поговорили про собак. |
про что? | про ужин, про деньги и др. | Родители заговорили про ужин. | |
как? | легко, долго, быстро и др. | Саша хорошо говорит по-английски. | |
когда? | на прошлой неделе, вчера и др. | Олег говорил со мной на прошлой неделе. |
гулять (погулять) + | с кем? | со мной, с тобой, с вами, с нами, с ними, с ней, с ним, с Верой и др. |
где? | на улице, по дороге, в лесу и др. | |
как? | весело, спокойно и др. | |
сколько времени? | два часа, с утра до вечера и др. | |
до скольких? | до семи часов вечера и др. |
Держать + | 1.кого? | меня, тебя, его, её, вас, нас, их, Олю, кота и др. | Лена держит маленькую сестрёнку за руку. |
2. кого? | кроликов, рабов, кур и др. | Дедушка держит в деревне кроликов. | |
за что? | за руку, за лапу, за ручку двери и др. | ||
где? | в подвале, в квартире, в сумке и др. | ||
как? | крепко, слабо, сильно и др. | ||
с кем? | с братом, со мной, с тобой, с нами, с вами, с неё, с ним, с ними. | Мы с Петей держим крепко палатку, чтобы ветер не сдул её. |
доезжать (доехать) + | до чего? | до дерева, до стены и др. |
до кого? | до меня, до тебя, до него, до неё, до вас, до нас, до них, до бабушки, до Васи и др. | |
с кем? | со мной, с тобой, с ней, с ним, с нами, с вами, с ними, с другом, с Настей и др. |
Дружить+ | с кем? | со мной, с тобой, с нами, с вами , с ней, с ним, с ними, с Верой и др. |
как? | крепко, не крепко и др. | |
сколько времени? (как долго?) | два года, всю жизнь, пять месяцев и др. | |
когда? | в прошлом году, когда учились вместе в школе и др. |
думать + | о чём? | об уроках, о празднике и др. |
о ком? | обо мне, о тебе, о ней, о нём, о вас, о нас, о сыне и др. | |
как? | сосредоточенно | |
сколько времени? (как долго?) | долго, недолго, пять минут |
Есть + | что? | кашу, суп, пельмени и др. |
кого? | мышей, поросят и др. | |
где? | в столовой, на кухне, за столом, в кафе и др. | |
из чего? | из тарелки, из миски, из горшочка и др. | |
с кем? | с Леной, с женой и др. | |
как? | быстро, аккуратно, медленно и др. | |
сколько времени? | час, пятнадцать минут и др. | |
когда? | сегодня, вчера и др. |
ехать (поехать, приехать, подъехать) + | куда? | в город, в лес, на встречу, на праздник и др. |
на чём? | на поезде, на машине и др. | |
на ком? | на лошади, на коне и др. | |
за чем? | за дровами, за вещами и др. | |
с кем? | со мной, с тобой, с ней, с ним, с нами, с вами, с ними, с мамой, с друзьями и др. | |
как? | быстро, весело и др. |
жарить + | что? | картошку, рыбу, курицу и др. |
когда? | утром, днём, в три часа | |
сколько времени? (как долго?) | долго, сорок минут | |
с чем? | с луком, с перцем и др. | |
с кем? | со мной, с тобой, с ней, с ним, с вами, с нами, с ними, с сестрой и др. | |
на чём? | на сковороде, на масле, на маленьком огне, на большом огне |
Ждать + | кого? | меня, тебя, нас, вас, её, его, их, Диму, врача и др. |
что? | поезд, дождь, весну и др. | |
сколько времени? (как долго?) | весь день, две минуты, долго, не долго, три часа и др. | |
до скольких? | до пяти вечера, до утра, до зимы | |
с кем? | с братом, с Настей и др. | |
где? | возле дома, в квартире, на остановке, под деревом и др. | |
когда? | вчера? на прошлой неделе, час назад и др. |
желать + | чего? | добра, зла, счастья |
кому? | мне, себе, тебе, ей, ему, им, нам, вам, Мише и др. | |
сколько времени? (как долго?) | два года, месяц и др. |
желать (значение устарело) | чего? | чаю, шоколада |
сколько времени? (как долго?) | час, весь день |
жить + | где? | в доме, в норке, в будке, на чердаке, под печкой, в дупле, в озере, в реке и др. |
с кем? | со мной, с тобой, с нами, с вами, с ней, с ним, с ними, с родителями, с мужем, женой и др. | |
как? | весело, богато, бедно, интересно, скучно и др. |
Жить+ | где? | на чердаке, в квартире, в дупле, в гнезде, на дереве и др. |
с кем? | со мной, с тобой, с ней, с ним, с нами, с вами, с ними, с бабушкой и др. | |
как долго? (сколько времени?) | два года, три месяца, всю жизнь и др. | |
как? | весело, грустно, тихо, мирно и др. | |
когда? | в прошлом веке, два года назад, пять лет назад и др. | |
у кого? | у меня, у тебя, у него, у неё, у нас, у них, у брата, у друга, у мужа, у жены и др. |
звонить (позвонить) + | кому? | мне, тебе, ей, ему, нам, вам, им, маме, Андрею и др. |
откуда? | из дома, с юга, с работы и др. | |
как долго? (звонить) | час, целый день и др. |
Искать + | кого? | меня, тебя, нас, вас, её, его, их, Диму, маму и др. |
что? | носки, книгу, золото и др. | |
где? | в земле, на столе, в лесу, под дубом, за шкафом и др. | |
сколько времени? (как долго?) | пять минут, всю жизнь, день, долго, не долго и др. | |
с кем? | с сестрой, с Бимом и др. | |
когда? | сегодня, вчера и т.д. |
лечить + | кого? | меня, себя, тебя, его, её, нас, вас, их |
что? | рану, болезнь и др. | |
сколько времени? (как долго?) | неделю, долго и др. | |
чем? | таблетками, мазью, травами и др. | |
от чего? | от гриппа, от малярии и др. | |
как? | охотно, неохотно, старательно др. | |
где? | дома, в больнице | |
когда? | в прошлом году, пять дней назад |
лечиться + | от чего? | от простуды, гриппа и др. |
сколько времени? (как долго?) | неделю, долго и др. | |
как? | охотно, неохотно, старательно др. | |
чем? | таблетками, мазью, травами и др. | |
когда? | в прошлом году, пять дней назад |
наговорить (наговаривать) + | на кого? | на меня, на тебя, на Олю | Соседи наговаривают на меня чепуху. |
про кого? | про тебя, про меня, про Костю | Мальчики наговорили про Костю много историй. | |
на сколько? (разговорная форма) | на 100 рублей | Я наговорила по телефону на 100 рублей. |
нагуливать (нагулять) + | что? | аппетит, жир |
Писать + | кому? | мне, тебе, ей, ему, нам, им, подруге и др. |
о чём? | о погоде, о рождении сына и др. | |
о ком? | обо мне, о тебе, о себе, о нас о вас, о ней, о нём, о них, об учителе и др. | |
что? | письмо, заявление и др. | |
как? | аккуратно, медленно, быстро и др. | |
сколько времени? (как долго?) | час, год, целый урок и др. | |
где? | в тетради и др. | |
с кем? | со мной, с тобой, с вами, с ней, с ним, с ними, с учителем и др. | |
куда? | в Москву и др. | |
на чём? | на стене, на столе и др. | |
когда? | вечером, после урока и др. |
пить+ | что? | компот, воду и др. |
с кем? | со мной, с тобой, с ней, с ним, с вами, с нами, с ними, с подругой и др. | |
где? | за столом, в доме, в кафе, на веранде, на улице и др. | |
когда? | вечером, в три часа, днём и др. | |
как? | быстро, торопливо, аккуратно и др. | |
сколько времени? (как долго?) | два месяца, неделю, год и др. | |
как часто? | два раза в день, раз в неделю и др. | |
от чего? | от простуды, от бессонницы и др. | |
из чего? | из кружки, из бокала и др. |
подговаривать (подговорить) + | кого? | меня, тебя, вас, нас, её, его, их, Борю и др. |
на что? | на обман, на драку | |
что сделать? | убежать с урока и др. |
подъехать (подъезжать) + | к кому? | к милиционеру, к Мише и др. |
к чему? куда? | к школе, к остановке, к воротам и др. | |
с кем? | со мной, с тобой, с нами, с вами с дядей, с сестрой, с Олей и др. | |
когда? | сегодня, утром, после обеда и др. | |
во сколько? | в пять часов и др. |
показать (показывать) + | что? | квартиру, платье, книгу, шкаф и др. |
кого? | меня, тебя, вас, нас, их, её, его, папу, щенка и др. | |
кому? | мне, тебе, вам, ей, ему, нам, другу, врачу и др. |
Помогать + | кому? | мне, тебе, ей, ему, нам, вам, им, соседке и др. |
как? | охотно, неохотно и др. | |
с кем? | с Машей и др. | |
в чём? | в работе, в учёбе, в уборке и др. | |
как долго? (сколько времени?) | долго, не долго, месяц, две минуты | |
когда? | зимой, вчера и др. | |
во время чего? | на уроке, во время уборки и т.д. |
прогуливать (прогулять) + | что? | урок, работу, занятие |
с кем? | с другом и др. |
Спать + | где? | в свое постели, на кровати, на диване, на сене, на ветке, в норке и др. |
с кем? | с мамой, с друзьями и др. | |
когда? | ночью, днём, зимой и др. | |
как? | спокойно, беспокойно, плохо и др. | |
сколько времени? (как долго?) | всю ночь, пять часов и др. | |
во сколько? | в десять часов вечера и др. |
убирать (убрать) + | что? | игрушки, вещи, мусор, листья и др. |
как? | аккуратно, быстро, чисто и др. | |
где? | в классе, в комнате, в зале и др. | |
с кем? | со мной, с тобой, с нами, с вами, с ней, с ним, с ними, с Валей и др. | |
куда? | в шкаф, на полку, в сумку и др. | |
откуда? | со стола, с пола и др. | |
запомнить | убрать с глаз |
Учить + | что? | правило, стихотворение, роль и др. |
кого? | меня, тебя, её, его, вас, их, нас, детей, Женю с Олей др. | |
как? | ответственно, охотно и др. | |
сколько времени? (как долго?) | месяц, год, час и др. | |
когда? | осенью, на уроке | |
где? | в школе, в институте, дома и др. | |
чему? | хорошим поступкам, плохим делам, вежливости и др. |
ходить + | куда? | в школу, в магазин, на курсы и др. |
с кем? | со мной, с тобой, с ней, с ним, с вами, с нами, с ними, с дочкой и др. | |
как? | быстро, медленно и др. | |
где? | в доме, в лесу и др. | |
за чем? | за грибами, за хлебом и др. | |
сколько? (как долго?) | долго, два часа | |
когда? | вчера, неделю назад | |
по чему? | по мосту, по полу и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебные материалы для формирования у глухих учащихся навыка употребления в речи вопросительных слов
Данный материал представляет собой пособие для работы с глухими учащимися в процессе построения вопросительных предложений. Проблема работы такого рода заключается в том, что глухие ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-387035-1424195361.jpg)
Дидактический материал. Карточки по теме "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения" для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев "Васюткино озеро")
Карточки предназначены не только для обучающихся 5 класса. Такие карточки можно раздавать и в 6 - 7 классах. В 5 классе по программе В.Я. Коровиной изучается произведение В.П. Астафьева "Васюткино озе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/01/picture-1041377-1527871657.jpg)
Конспект урока по русскому языку: « Построение простого предложения по схемам и картинкам»
Данный конспект урока по русскому языку:« Построение простого предложения по схемам и картинкам» проведен для детей 3 класса...
Формирование исследовательских умений учащихся при построении алгоритмов математических действий в курсе математики 6-7 классов.
В наш век скоростей невозможно представить себе жизнь без алгоритмов. Алгоритмы служат для стандартизации описаний любых процессов. Применение алгоритмов позволяет решать однотипные задачи, сократить ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-387035-1424195361.jpg)
Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
Карточки по русскому языку составлены на основе произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Карточки предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. Материал поможет учащимся закрепить знани...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/03/picture-1360225-1635891032.jpg)
Статья по РКИ (русский язык как иностранный) на тему: "Система упражнений, направленных на формирование у иностранных учащихся навыков определения рода имён существительных".
В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой системы упражнений, направленных на обучение иностранных учащихся русской категории рода. Высказывается предположение о том, что типология уп...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-1380732-1643037754.jpg)
Система упражнений, совершенствующая грамматический навык построения сложных предложений с придаточными подлежащными. Презентация MATRESHKA (Complex Sentence/Subject Clauses)
Данная презентация в наглядной форме помогает учащимся освоить структуру сложных предложений с придаточными подлежащными. Учащиеся выполняют действия на изменение структуры предложений по заданным в н...