Словосочетание
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Васильева Алевтина Ивановна

урок по теме Словосочетание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slovosochetanie.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Словосочетание»

Урок №2. Типы подчинительной связи слов в словосочетании

Цель урока -  дать понятие о типах подчинительной связи слов в словосочетании, сформировать умение определять тип связи

Задачи урока:

- образовательная: закрепить понятие о типах связи слов в словосочетании; формировать умения определять тип связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим типом связи;

 – развивающая: используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса учащихся, расширять их словарный запас;

 – воспитательная: воспитывать патриотические чувства и гражданскую гордость за своих соотечественников, самостоятельность, трудолюбие.

Тип урока - изложение нового материала, практическое применение полученных знаний на практике.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Орфографическая и лексическая разминка.  

Задание: объясните орфограммы в данном предложении.

…Каждый из нас встречал (не)обыкновенных людей, их (не) десятеро и (не) сто на Россию, - это праведники, их видели, удивлялись им, пользовались их добром… - и тут (же) погружались опять на нашу обречённую глубину. (А. Солженицын «Раскаянье и самоограничение как категория национальной жизни», 1973г.)

- Кого мы называем праведниками? Заглянем в толковые словари, которые дают различные толкования этого понятия (распечатки у каждого учащегося на парте)

Академический словарь русского языка.

  1. Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии.
  2. Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости. Честности, не нарушает правил нравственности.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2.Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.(ирон.)

- Что общего в этих определениях? (определения даются с точки зрения религиозной морали)

  1. Повторение изученного на предыдущем уроке. Фронтальный опрос.

Задание: выпишите из данного предложения три словосочетания, соответствующих схемам:

 Глагол + существительное (где главное слово - глагол, зависимое - существительное)

Прилагательное + существительное (где главное слово-существительное)

Глагол + наречие (где главное слово – глагол)

– В каком разделе науки о языке изучаются предложение и словосочетание?

– Что такое словосочетание?

– Как определить главное и зависимое слова?

  1. Изучение нового материала

На интерактивную доску проецируется модуль «Словосочетание. И» из коллекции ФЦИОР

 http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html (по плану урока открывается раздел «Типы связи словосочетаний»)

Учащиеся анализируют иллюстративный материал и делают пытку соотнести выписанные из предложения словосочетания с данными типами связи.

Далее изучается теоретический материал по каждому типу связи и составляется алгоритм действий для  определения типа связи слов в словосочетании.

Задание: составьте три словосочетания разных типов связи, используя однокоренные слова: праведник, праведно, праведный.

  1. Закрепление изученного материала. Практическая работа.

На интерактивную доску проецируется модуль «Словосочетание. П» из коллекции ФЦИОР

http://fcior.edu.ru/card/2104/slovosochetanie-p.html (открывается задание 4. Проверь себя. Необходимо распределить словосочетания на три группы по типам связи) Задание выполняется на интерактивной доске одним или несколькими учащимися по очереди с обсуждением ответов классом.

(При наличии компьютера у каждого ученика задание выполняется индивидуально.)

- Вернемся к определению слова «праведник». Словари толкуют это слова с точки зрения религиозной морали, законов нравственности. Запишем словосочетания «религиозная мораль»,  «законы нравственности». Определите типы связи. Подберите к этим словосочетаниям синонимичные с другим типом связи (религиозная мораль (согл.) – мораль религии (упр.); законы нравственности (упр.) -  нравственные законы (согл.). Сделайте вывод о синонимии словосочетаний.

Задание: Прочитайте отрывок из рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Сопоставьте его с отрывком из статьи «Раскаянье и самоограничение как категория национальной жизни», записанным на доске. Письменно ответьте на вопрос: «Какими качествами  должен обладать  «праведник»?», употребляя словосочетания разных типов связи.

« Избу Матрены до весны  забили,  и я переселился к одной из  ее золовок,

неподалеку. Эта  золовка потом  по  разным  поводам вспоминала  что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую.

     --  Ефим  ее не  любил. Говорил:  люблю  одеваться  культурно, а она --

кое-как, все по-деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.

     Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и  за обзаводом не гналась;  и не бережная; и  даже  поросенка  не держала, выкармливать  почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и  самый повод вспомнить  Матрену  выпал  - некого  было  дозвать  огород вспахать на себе сохою).

     И  даже  о  сердечности  и  простоте  Матрены, которые  золовка за  ней

признавала, она говорила с презрительным сожалением.

     И  только тут  из  этих неодобрительных отзывов  золовки  выплыл

передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.

     В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! А  у нее не было. Что

может  быть  легче  -  выкармливать жадного поросенка,  ничего  в  мире  не признающего, кроме еды! Трижды в день варить  ему, жить для него -и потом зарезать и иметь сало.

     А она не имела...

     Не  гналась за обзаводом... Не выбивалась,  чтобы купить вещи  и  потом беречь их больше своей жизни.

     Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

     Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав   свой   общительный,  чужая  сестрам,  золовкам,  смешная,  по-глупому работающая  на  других  бесплатно,  -  она  не  скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...

     Все мы  жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

     Ни город.

     Ни вся земля наша».

                                     А.И. Солженицын «Матренин двор»

  1. Домашнее задание (на выбор)

1) Выполнить задания модуля «Словосочетание. К» из коллекции ФЦИОР

http://fcior.edu.ru/card/2140/slovosochetanie-k.html

2) упражнение 45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

"Словосочетание. Как устроено словосочетание?"

Методическая разработка  урока по русскому языку в 5 классе. Презентация. Технологическая карта урока. Раздаточный материал. Анализ урока....

Виды словосочетаний, разбор словосочетаний

Лаконичный сосредоточенный материал...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...