Презентации для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Лукьянова Светлана Евгеньевна

Разбор на уроках части А

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon a_23.ppt49 КБ
Office presentation icon a_26.ppt88.5 КБ
Office presentation icon a20.ppt40 КБ
Office presentation icon a21.ppt39 КБ
Office presentation icon a24.ppt62.5 КБ
Файл v1.pptx72.89 КБ
Office presentation icon v4.ppt50 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ Разбор задания А 23

Слайд 2

Формулировка задания Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Часто смысл пословицы основан на переосмыслении слова и реальных событий уже не отражает. 2) Чтение художественной и научной литературы систематическое обращение к словарям и справочникам углубление в профессиональную сферу или в сферу личностных интересов обогащают словарный запас. 3) Иноязычные слова должны быть понятны и доступны читателю или слушателю. 4) Творчество в языке должно сочетаться как с языковым вкусом и богатым словарным запасом так и со знанием языковой нормы. Чаще всего предложения, где нужно поставить одну запятую – однородные .

Слайд 3

Однородные члены предложения Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородными могут быть все члены предложения: и главные, и второстепенные.

Слайд 4

Запятая ставится: 1. Между двумя или более однородными членами, не соединёнными союзами. Звуки росли , крепли , полнели , становились всё более и более властными, захватывали сердца объединённой и замиравшей толпы. ○, ○, ○ 2. Если однородные члены соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами (и ... и, ни ... ни, да ... да, или ... или, либо ... либо, то... то, не то ...не то). И берег, и море молчали. В знакомой сакле огонёк то трепетал, то снова гас. и ○, и ○

Слайд 5

3. Перед противительными союзами но, а, да («но»), зато, однако. Целые дни он тратил на разрешение обыденных, но необходимых вопросов. ○, но ○ 4. Перед второй частью составного союза (как..., так и; не только..., но и; если не..., то; хотя и..., но; не столь­ко..., сколько). Наша школьная команда заняла первенство не только по баскетболу, но и по волейболу. Соревнования были проведены как по плаванию, так и по боксу. не только ○, но и ○

Слайд 6

5. Если однородных членов больше двух и союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между всеми однородными членами. (если однородный ряд начался до союза) Щёки румяны, и полны, и смуглы. ○, и ○, и ○ 6. Между пояснительными или присоединительными союзами. Бегемот, или гиппопотам, водится в Северной Африке. ○, или ○,... (обозначают одно и то же) Артем хорошо танцует, да и поёт отлично. ○ , да и ○

Слайд 7

Запятая не ставится: 1. В оборотах с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни взад ни вперёд. На следующий день Катя проснулась ни свет ни заря . 2. Между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да («и»), или, либо). В кустах кизила и дикого шиповника заливались цикады. ○ и ○ 3. Внутри групп однородных членов, соединённых попарно. Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды , грибы и орехи . ○ и ○, ○ и ○

Слайд 8

Однородные и неоднородные определения Однородные определения отделяются запятой. Они произносятся с перечислительной интонацией и допускают вставку союза и . Перечисляют разновидности одного предмета (форма, цвет, запах). Взял удобный, широкий стол. Сравните: Взял удобный и широкий стол. Второе определение является распространенным, чаще всего причастным оборотом. Большая, недавно отремонтированная квартира. Определения находятся в причинно-следственных отношениях. Темные, грозовые тучи (почему? темные, потому что грозовые)

Слайд 9

Определения, обозначающие разные признаки предмета, не являются однородными. То есть непосредственно к существительному относится только ближайшее из них, а другое - ко всему словосочетанию первого определения с существительным. В этом случае определения не отделяются запятой и не допускают вставки союза и . Удобный письменный стол.

Слайд 10

Разберем задание Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) За спиной царя на холсте нет ни поля боя ни морского сражения ни дворцовых покоев с уходящими вдаль зеркалами. В предложении наличие повторяющихся разделительных союзов (ни поля боя, ни морского сражения, ни дворцовых покоев), получается 2 запятые.

Слайд 11

2) Николай Струйский знал несколько иностранных языков и прекрасно разбирался в искусстве однако отличался некоторыми странностями характера. В предложении 3 однородных члена, 2 из которых соединены союзом и (знал и разбирался), третий отделен противительным союзом однако . Перед ним нам нужно поставить запятую.

Слайд 12

3) Свои творения поэт записывал в тетрадь и читал на встречах в литературном салоне своим друзьям. В предложении 2 однородных члена (записывал и читал), соединенных союзом и. Здесь запятые не нужны.

Слайд 13

4) Прекрасны и милы в любое время года река цветы деревья дикий лес. В предложении - прекрасны и милы соединены союзом и ; река, цветы, деревья, дикий лес нужно отделить запятыми, так как идёт перечисление. Вставляем 3 запятые.

Слайд 14

Дополнительные задания 1 . Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Обилие хлеба яркие красочные сочетания светлый фон создают ощущение радости и довольства. 2) Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку то на виноградники. 3) Быстро обошёл я все улицы заглянул всюду вернулся к Рейну и побежал по берегу. 4) На столах на рояле на полу громоздились в вазах кувшинах та­зах груды сирени.

Слайд 15

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) На прогулке в лесу этот смешной мальчуган то свистит то сшибает палкой сухие листья. 2) Николай вечно забывал в гостях или шляпу или трость или зонтик. 3) Мысли и воспоминания и мечты бродили в голове Оленина. 4) Каждый раз Настя находила под водой то вымокшую в воде еловую ветку то жестяную банку то лиловый от холода и мёрт­вый лист водяной лилии.

Слайд 16

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) После нашего отъезда с дачи и портрет Гарибальди и старая лампа с рисунком водяной мельницы и стол и букет иванчая безропотно останутся зимовать в летнем доме. 2) Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы листья магнолий маленькие сучья и песок. 3) Ослепительные тугие облака похожи не только на ветки с яблоневым цветом но и на белогрудых лебедей. 4) В жестковатом кресле самолета можно вздремнуть или почи­тать.

Слайд 17

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Я видел только верхушки лозняка да край противоположного берега. 2) Авторы скульптуры смогли передать на лице матери и беспредельную скорбь и материнскую тоску и гордость и тревогу и потаённую надежду. 3) Как юношеские стихотворения Блока так и его позднейшие создания требуют от читателя большого напряжения внимания. 4) Земля не отдаёт человеку без поклона ни колоса ни корня ни травинки.

Слайд 18

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Во взгляде Новикова легко прочитать высокий ум твёрдую во­лю неустрашимость в отстаивании своих принципов. 2) А.К. Саврасов любил скромную русскую природу и видел не только глазами но и всей душой даже едва заметную перемену в её состоянии. 3) Архитектору приходилось следить за ремонтом здания построением и перестроением производить разнообразные закупки. 4) От пустой и бесцельной жизни человек становится смешным и жалким.

Слайд 19

Ответы: 1) 2 2) 1 3) 3 4) 3 5) 2

Слайд 20

http://redege.ru/main/russian/part_a/32-zadanie-b6-ege-2013-russkiy-yazyk.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ Разбор задания А 26

Слайд 2

Формулировка задания В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман окутывал берега (3) все восемь рот (4) настилали доски на обломки мостов. 1, 3, 4 1, 4 2, 3 1, 2, 3 Ответ: 4

Слайд 3

Что нужно знать Знаки препинания в ССП, СПП, БСП. Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Пунктуация на стыке союзов.

Слайд 4

Пунктуация на стыке союзов Стык союзов – это пространство в предложении между двумя союзами: Между двумя подчинительными союзами Между сочинительным и подчинительным союзом

Слайд 5

Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов То, Но и др. Дмитрий Лихачев писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости , придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

Слайд 6

Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов то, но и др. Дмитрий Лихачев писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, то придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

Слайд 7

Пунктуация перед союзом И в сложном предложении Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (И соединяет однородные сказуемые «приглядывался» и «записывал», перед И запятая не ставится) и ,( после союза И следует придаточное условия, которое с двух сторон нужно выделить запятыми, т.к. при втором союзе нет продолжения в виде ТО, НО и др.) если подмечал что-нибудь интересное, записывал свои наблюдения чтобы затем использовать их в своих книгах.

Слайд 8

В тот день мы ужинали вчетвером ,( И соединяет два простых предложения) и, (нет продолжения) когда подали десерт, девочка капризно сказала, что вишневый компот невкусный.

Слайд 9

Алгоритм Выделите грамматические основы Определите границы простых предложений Посмотрите, как они связаны между собой Выделите союзы Если И соединяет однородные члены, то запятая не ставится Если И соединяет сложные предложения, запятая ставится Если у второго союза есть продолжение, то на стыке союзов запятая не ставится, если нет продолжения, то запятая ставится.

Слайд 10

Разбор заданий Александр продолжал посещать лекции (1 ) и (2) хотя он был весьма ограничен в средствах (3) ему все-таки удавалось покупать книги (4) потому что в последние годы он уже привык экономить даже на самом необходимом. Основы: Александр продолжал посещать , он был ограничен, удавалось, он уже привык Союзы: и, хотя, потому что Пояснение: И – соединяет 2 простых предложения. На месте(1) запятую ставим. У союза ХОТЯ нет продолжения - на стыке союзов запятую ставим. Перед (3) заканчивается придаточное уступки – запятую ставим. Потому что начинает придаточное причины – запятую ставим. 1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 1,3,4 4) 1,4

Слайд 11

Тренировочные задания 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Я помнил (1) что требуется сменить часового в саду (2) и (3) как только Семёнов освободился (4) поставил его на пост. (Богомолов В.) 1) 1,2,4 2) 1,3,4 3) 1,2,3,4 4) 2,3,4

Слайд 12

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мы выполоскали одежду (1) и (2) пока она сохла (3) на раскалённом песке (4) мы купались. (Гайдар А.) 1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 1,3,4 4) 2,3,4

Слайд 13

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Володька знал (1) что врать он не умеет (2) и (3) что по выражению его лица Юлька сразу догадается о том (4) что произошло на Домниковке.( Кондратьев В.) 1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 1,3,4 4) 1,4

Слайд 14

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Надо было отдохнуть (1) но Иван чувствовал (2) что (3) если присядет (4) то наверняка больше уже не встанет. (Быков В.) 1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3,4 4) 1,3,4

Слайд 15

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Немец стоял в тени (1) и (2) когда (3) Сашка, проходя вперед, коснулся его плеча (4) то почувствовал (5) как бьет немца дрожь. (Кондратьев В.) 1) 1,2,4,5 2) 1,3,4,5 3) 1,4,5 4) 1,2,3,4,5

Слайд 16

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Был синий вечер, но (1) когда (2) огонь разгорелся (3) сумерки сгустились вокруг костра (4) и стало казаться (5) что уже настоящая ночь. (Крапивин В.) 1) 1,2,3,4,5 2) 1,3,4,5 3) 2,3,5 4) 1,2,4,5

Слайд 17

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мы спорили с братом о прочитанных книгах (1) и (2) если мать (3) иногда пыталась вставить слово (4) мы вежливо умолкали.(Бакланов Г.) 1) 1,3,4 2) 1,2,4 3) 1,2,3,4 4) 2,4

Слайд 18

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Вася направился с фонарём к паровозу (1) потому что (2) машине было трудно (3) и он хотел побыть около нее (4) словно этим он мог разделить ее участь. (Платонов А.) 1) 1,2,3,4 2) 1,4 3) 2,3,4 4) 1,3,4

Слайд 19

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В резиновой маске и гофрированной трубке ничего особенного не нашлось, но (1) как только (2) майор достал коробку (3) стало ясно (4) что секрет в ней. (Матвеев Г.) 1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 1,2,3 4) 1,2,4

Слайд 20

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Тёплый ветерок чуть шелестел листвой деревьев (1) и (2) если (3) бы не звон лопат и не тревожные гудки машин на шоссе (4) то и не похоже было бы на войну. ( Селянкин О.) 1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 1,2,4 4) 1,4

Слайд 21

Ответы 3 2 4 1 3 2 2 4 1 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ Разбор задания А20

Слайд 2

Формулировка задания Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении: Горел яркий костер и дорогу заносило дымом Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. С.С.П., перед союзом и нужна запятая. С.С.П., перед союзом и не нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая

Слайд 3

Нужно знать! Пунктуация в СПП и в простом предложении с однородными членами. Пунктуация в ссп, части которого соединены союзом и. Пунктуация в ссп с общим второстепенным членом. 3. Пунктуация в простом предложении с однородными членами.

Слайд 4

Алгоритм выполнения задания Выделите грамматические основы Если два сказуемых и одно подлежащее, определите к какому из сказуемых оно относится. Если действие производит одно лицо, то это однородные сказуемые Если действие производят разные лица, то предложение сложное

Слайд 5

Простые предложения с однородными членами, соединенными сочинительными союзами и, или, либо, да Человек рождается и оставляет о себе память. Нет ничего более неприятного в облике и поведении человека, чем важность или шумливость. В общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности либо внести радость, свет. Интеллигентность – это способность к пониманию, воспитанию да терпимое отношение к людям.

Слайд 6

Запятая не ставится в сложном предложении Имеет общий второстепенный член: Во множестве правил нельзя путаться учителям и пропадать ученикам. Общее придаточное предложение: Когда выглянуло солнце, море перестало штормить и все побежали купаться. Простые предложения в составе сложного имеют общее вводное слово: Возможно, душевная слабость ведет к физической слабости и долголетний опыт меня в этом убедил.

Слайд 7

4. Если в состав сложного входят назывные предложения: Чтение классиков и обучения грамоте. 5. Если в состав сложного входят побудительные, вопросительные или восклицательные предложения: Забудьте об обидах и будьте умны! Будем лечиться или пусть живет? Искусство идет от человека к человеку и оно служит единению душ!

Слайд 8

6. Если в состав ССП входят два безличных предложения, имеющие синонимичные слова в составе сказуемых: Нужно быть добрее своих принципов и надо быть умнее своих теорий

Слайд 9

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Противоположные возвышенности отступали от долины ( ) И по низменности под ними пролегала древняя каменистая дорога. (Бунин И.) 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 10

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб ( ) И уходил в бирюзовое небо. (Бунин И.) 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 11

3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Со стороны садов пахло лежалыми яблоками ( ) И свежескошенным сеном (Андреев Л.) 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 12

4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: В парке в полной темноте сиренево светился снег ( ) И на нём чернели протаявшие и скованные морозом тропы. (Дудинцев В.) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Слайд 13

5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Я попросил проезжего хлопца подвезти меня ( ) И он посадил меня в свою тележку на двух колёсах. (Бунин И.) 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 14

6. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Люди на берегу бросили работу ( ) И глядели на подходившие суда. (Чесноков И.) 1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 15

ответы - 4 - 1 - 3 - 2 - 3 - 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ Разбор задания А 21

Слайд 2

Формулировка задания В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых предложении должны стоять запятые? Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

Слайд 3

Пояснение. Первая выставка передвижников, открывшаяся в 1871 году, убедительно продемонстрировала существование в живописи складывавшегося на протяжении 60-х годов нового направления. Запятые должны быть поставлены на первом и втором месте: это запятые перед и после выраженного причастным оборотом обособленного определения, стоящего после определяемого слова. На третьем и четвертом месте запятые не ставятся: определение, выраженное причастным оборотом, стоящее перед определяемым словом, запятыми не выделяется. Правильный ответ указан под номером 2.

Слайд 4

Что требуется Найти в предложении обособленные определения и обстоятельства, указать среди предложенных вариантов правильную расстановку знаков препинания, связанную с тем или иным видом обособления

Слайд 5

Что следует знать Отличие причастного оборота от деепричастного. Причастный оборот отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Деепричастный оборот отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Правила пунктуации при причастном обороте. Правила пунктуации при деепричастном обороте.

Слайд 6

Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого Им. Сущ. Издали он увидел дом , непохожий на другие, построенный каким-то итальянским архитектором.

Слайд 7

Причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым существительным. Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось небо .

Слайд 8

Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, выделяется запятыми, если определяемое слово выражено личным местоимением. Взбешенный ее поступком, он медленно, не поворачиваясь, спустился по лестнице

Слайд 9

Если два причастных оборота соединяются союзом И , то запятая перед и после И не ставится. Грозовая туча, по временам сверкавшая молниями И издававшая недовольное рокотание, спешила на северо-восток, всё более открывая тёмное звёздное небо.

Слайд 10

Деепричастный оборот Деепричастный оборот и одиночные деепричастия ВСЕГДА выделяются запятыми вне зависимости от их местоположения. Ипполит Матвеевич, томясь стыдом, стоял под акацией и, не глядя на гуляющих, твердил три заученные фразы.

Слайд 11

Задания A21 № 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удалённой от дома (4) части старого парка. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3

Слайд 12

A21 № 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Владимир (1) не переставая махавший косой (2) резал траву (3) не выказывая (4) ни малейшего усилия. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 4

Слайд 13

A21 № 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3,4 4) 1, 3

Слайд 14

A21 № 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича. 1) 1, 3 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 2, 4

Слайд 15

A21 № 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2) стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку. 1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 3

Слайд 16

Ответы 1 – 1 2 – 3 3 – 4 4 – 3 5 - 3

Слайд 17

Источники http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test325.xml


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ Разбор задания А 24

Слайд 2

Формулировка задания Как объяснить постановку двоеточия или тире в данном предложении. Искусствоведы отмечали значительный вклад Н.А.Римского-Корсакова в инструментовку музыкальных произведений: композитор расширил и обогатил ладово-гармонических средств, его оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью, простотой. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения Первая часть БСП указывает на условие того, о чем говорится во второй части Вторая часть БСП указывает на следствие того о чем говорится в первой части Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части Ответ: 4

Слайд 3

Что нужно знать Когда в БСП ставится двоеточие или тире Какими синонимичными сложноподчиненными конструкциями можно заменить БСП с двоеточиями или тире Как подстановка подчинительных союзов может помочь выявлению смысловых отношений между частями БСП Как отличить БСП с двоеточиями от простых предложений, в которых двоеточие отделяет обобщающее слово от однородных членов предложения

Слайд 4

Правила постановки двоеточия Двоеточие ставится Примеры 2-е предложение указывает на причину 1-го ( можно вставить ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО ) Любите книгу: (потому что) она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. 2-е предложение поясняет, раскрывает содержание 1-го (А ИМЕННО) Большинство сходилось на одном: (а именно) старые законы никуда не годятся

Слайд 5

2-е предложение дополняет смысл 1-го (ЧТО) Вдруг чувствую: (что) кто-то меня дергает за рукав. Если в первом простом опускаются слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО Сережа оглянулся (и увидел, что) :к нему бежал соседский мальчишка.

Слайд 6

Правила постановки тире Тире ставится Примеры 1-е указывает на условие , того, что говорится во 2-м (ЕСЛИ) (Если) Завтра будет хорошая погода – пойдем в лес … на время … (КОГДА) (Когда) Лес рубят – щепки летят. 2- е содержит вывод, следствие из того, что говорится в 1-м (ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО) Жара все усиливалась – (поэтому) становилось тяжело дышать

Слайд 7

Простые предложения в БСП противопоставлены друг другу (А, НО) Шестнадцать лет служу – (но) такого со мной еще не было. Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО) Молвит слово – (будто) соловей поет. Во второй части содержится неожиданный результат или происходит быстрая смена событий Он нажал на тормоз – скорость не уменьшилась. Вторая часть представляет собой присоединительное предложение Вечерами над горизонтом зависало надолго тусклое солнце – дурной знак.

Слайд 8

Алгоритм выполнения Выделите грамматические основы. Если предложение простое, то чаще всего постановка объясняется тем, что обобщающее слово стоит перед однородными членами. Если БСП, то воспользуйтесь подстановкой союзов.

Слайд 9

Разбор задания В басне досталось всем: военный министр Аракчеев был узнан в грубом невежде Медведе, председатель Департамента государственной экономики был изображен в лице энергичной , бессмысленно деятельной Мартышке. (поясняет, раскрывает содержание первой части, так как можно вставить союз а именно)

Слайд 10

Значение византийской империи в истории человечества трудно переоценить: в темные века варварства и раннего Средневековья она донесла до потомков достижения Эллады и Рима. Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой, так как можно вставить союз потому что или так как.

Слайд 11

Тренировочные задания 1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Там у неё хранились все её богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти и пожелтевшая фотография самой Катерины Ивановны. (Паустовский К.) 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении.

Слайд 12

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль. (Куприн А.) 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении.

Слайд 13

3. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Все обстоятельства, все подробности, самая обстановка деревенского дома и осени - всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Ивановны. (Паустовский К.) 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении. 4) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

Слайд 14

4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Поведение Нагульнова все расценивали по-разному: одни одобряли, другие порицали, некоторые сдержанно помалкивали. (Шолохов М.) 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении.

Слайд 15

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. (Пушкин А.) 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

Слайд 16

6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. (Тургенев И.) 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении.

Слайд 17

7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного. (Лермонтов М.) 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.

Слайд 18

8. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Что нужно будет – скажите Павлу или Татьяне. (Тургенев И.) 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части. 3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 4) Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

Слайд 19

9. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Не раны, не больное лёгкое мучило его – раздражало сознание ненужности. (Павленко П.) 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй. 2) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Слайд 20

10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода, снег был мокрый… (Панова В.) 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть бессоюзного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении.

Слайд 21

Ответы 2 3 4 2 4 1 1 4 1 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ Разбор части В 1

Слайд 2

Задание В 1 Формулировка задания Укажите способ образования слова БЕПОМОЩНО. В предложении «Мать беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов». Беспомощно беспомощный о беспомощн наречие о суффиксальный

Слайд 3

Задание В 1 Их данных предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: «В реальности бывает по-другому. Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст ее в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рев, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки – и только видели вы этого горе-змееборца. По-другому другой по ому Приставочно-суффиксальный

Слайд 4

бес честный – честный в верх – верх воз мужать – мужать в спомнил – помнил вы ступает – ступает вы шел – шел за клеймил – клеймил не благополучный – благополучный не большой – большой немного не точное – точное не правильное – правильное не редко – редко ни как – как о сели – сели от везти – везти ото брал – брал ото всюду – всюду по всюду – всюду под комиссия – комиссия по думайте – думайте по желать – желать по радовать – радовать пре одолеть – одолеть при слала – слала про летела – летела про лила – лила про читать – читать раз глядеть – глядеть рас пахать – пахать со владелец – владелец со гнать – гнать Способы образования новых слов. ПРИСТАВОЧНЫЙ – при помощи приставки. Приставки прибавляются к целому слову.

Слайд 5

СУФФИКСАЛЬНЫЙ – при помощи суффикса . ЗАПОМНИ! Группы слов, которые образуются суффиксальным способом6 а) существительные на – ие , образованные от глаголов. бездействие – бездействовать бесславие – бесславить возмужание – возмужать выживание – выживать заявление – заявлять издание – издать изменение – изменить на обновления – обновлять обогащения – обогатить огорчение – огорчать ожидание – ожидать ощущение – ощущать переживаний – переживать нагромождение – нагромоздить познание – познать понимание – понимать представление – представлять предчувствие – предчувствовать препятствие – препятствует приобретение – приобретать прославление – прославлять путешествие – путешествовать развитие – развить размышления – размышлять разрешение – разрешить рассмотрение – рассмотреть сомнение – сомневаться углубление – углубить

Слайд 6

б) наречия на -о,-е,-и безлюдно – безлюдный беспомощно – беспомощный беспрепятственно - беспрепятственный бессмысленно – бессмысленный возможно – возможный вопросительно – вопросительный досрочно – досрочный заинтересованно – заинтересованный запальчиво – запальчивый малолюдно – малолюдный немножко – немного необходимо – необходимый одновременно – одновременный отчужденно – отчужденный постепенно – постепенный публично – публичный панически – панический

Слайд 7

в) существительные на -ость безнаказанность – безнаказанный беспомощность – беспомощный близорукость – близорукий возможность – возможный закономерность – закономерный необходимость – необходимый отзывчивости – отзывчивый повседневностью – повседневный г ) существительные на – ство достоинство – достойный одиночество – одинокий человечества – человек д) существительные на - тель обогреватель – обогревать завоеватель – завоевать е ) находка – находить отдача – отдать перегрузка – перегрузить переплавка – переплавить разгадка – разгадать связка – связать подарок – подарить работник – работать обложные(дожди) – обложить пароходный – пароход сельский – село зеленеть – зеленый преодолевать – преодолеть птичья - птица бескорыстие –бескорыстный заводила - заводить

Слайд 8

ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ – при помощи присоединения приставки и суффикса одновременно. безлюдный – люди безрукавка – рукав безжалостный – жалость бессмысленная – смысл впервые – первый досрочный – срок международных – народ настенный – стена нательные – тело оздоровить – здоровье осчастливить – счастливый подмастерье – мастер пододеяльник – одеяло по-женски – жена покупать – купить походка – ходить прибрежный – берег прислушаться – слушать собеседника – беседа современном – время созвездие – звезда влево – левый впустую – пустой вскоре – скорый заодно – один изредка – редкий направо – правый слева – левый сначала – начало снова – новый справа – правый во-вторых – второй во-первых – первый в-пятых – пятый в-третьих – третий по-волчьи – волк по-лисьи – лиса по-людски – люди по-другому – другой по-зимнему – зимний по-новому – новый по-прежнему – прежний по-разному – разный

Слайд 9

бессуффиксный Имейте в виду: значение действия у имен существительных вторично. Существительные, образованные бессуффиксным способом, являются результатом действия. Бессуффиксным способом образуются только существительные . а) от глаголов взглядах – взглянуть вход – входить выбор – выбрать выгода – выгадывать вылет – вылететь выход – выходить завалов – завалить защита – защитить налет – налетать насыпь – насыпать облет – облетать отбор – отбирать отлет – отлетать переход – переходить поиск – поискать приговор – приговорить призыв – призывать спрос – спросить счету – считать угрозы - угрожать удар – ударять утрата – утратить

Слайд 10

б) от прилагательных гладь – гладкий глубь – глубокий дичь – дикий зелень – зеленый золото – золотой синь – синий тишь – тихий ширь – широкий

Слайд 11

ПЕРЕХОД ИЗ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ (неморфологический способ). молодой рабочий – рабочий день пойти в столовую – столовую комнату больной на приеме – больной ребенок дежурный в классе – хороший дежурный играли в детской – детская комната увидел военного – военный человек у ворот стоял часовой – часовой механизм мощеная мостовая - мостовая знаменитый портной – портной кладовая солнца – кладовая комната кондитерской булочная школьная котельная пирожные младшие уступили – младшие дети старшие помогали – старшие братья пришедшие рассказали – пришедшие люди приехавшие разместились – приехавшие делегаты

Слайд 12

Тренировочные задания 1. Выпишите из предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: Однажды, когда пустыня еще отдыхала в предрассветной прохладе, Даукен отправился на охоту за джейранами.( М.Зверев )

Слайд 13

2. Из предложений 1- 3 выпишите слово, образованное способом сложения: (1) Работа закипела. (2) Старшие юннаты помогали развьючивать лошадей, другие ставили палатку. (3) Двое костровых разводили огонь, остальные ломали сухой арчовник . ( М.Зверев )

Слайд 14

3. Выпишите из предложения слово, образованное суффиксальным способом: Селевин слез с верблюда и, закинув ружье за плечи, взобрался на бархан. ( М.Зверев )

Слайд 15

4. Выпишите из предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: Изредка попадётся на глаза маленькая пустынная дрофа-красотка с пёстрым оперением и украшениями на голове. ( М.Зверев )

Слайд 16

5. Выпишите из предложения слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса): Горбунов рассеянно взял трубку и вдруг услышал слабый, далекий шёпот. Майор Николаевский спрашивал, почему батальон не продвигается. ( Г.Берёзко )

Слайд 17

6. Выпишите из предложения слово, образованное приставочным способом: Утром лагерь экспедиции перенесли к пещере и целую неделю изучали окрестности. ( М.Зверев )

Слайд 18

7. Выпишите из предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: Я шагал широким, ровным лугом, еще по-летнему свежезелёным , хотя по утрам он уже серебрился от инея.( Е.Носов )

Слайд 19

8. Выпишите из предложения слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса): В бесцветной, водянистой тьме вспыхнул и погас розовый огонек, но еще долго был слышен частый стук перегретых моторов. ( Г.Берёзко )

Слайд 20

9. Выпишите из предложения слово, образованное суффиксальным способом: Целый день прошел в очистке пещеры. ( М.Зверев )

Слайд 21

10. Выпишите из предложения слова, образованные приставочно-суффиксальным способом: Уже слегка смеркалось, было тихо, и мороз, как обычно, не замечался, но рука в рукавичке уже сама то и дело трогала нос и скулы. Наушники у шапок были опущены, и мы, конечно, были не в лыжных костюмах, а в шубейках. ( К.Ваншенкин )

Слайд 22

ответы Предрассветной Юннаты Закинув Изредка Шёпот Перенесли по-летнему Стук Очистке слегка,наушники

Слайд 23

Источники http://5-ege.ru/vvodnye-slova/ http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test325.xml


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ Задание В 4

Слайд 2

Формулировка задания Среди предложений 21–26 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

Слайд 3

(21) У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22) Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... ( 23 )С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24) Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – ( 25 )Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – ( 26 )И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

Слайд 4

Пояснение. Безличное - вид односоставных предложений с главным членом сказуемым. В безличном предложении нет и не может быть подлежащего и к сказуемому не может быть задан вопрос КТО? ЧТО? 21. "...на солнце полуденное в тысячу раз ЛЕГЧЕ ГЛЯДЕТЬ..." (вопрос КТО? ЧТО? не задать, следовательно, односоставное безличное). 22."Зажмурился (КТО?) , а принял (КТО?)..." (Вопрос задать можно, подлежащее подставить можно (Я зажмурился, я принял), следовательно, не безличное) 23. Основы:"Держу (КТО? - Я держу)..., ношу (КТО?- Я ношу)..., велю (КТО? -Я велю), если ЧТО СЛУЧИТСЯ (двусоставное) 24. Односоставных нет 25. Простое предложение (см. условие: ищем сложное) 26. И не знаю (КТО? -Я), Поленька, ХВАТИТ ЛИ (КТО? ЧТО?) всей моей жизни тот подарок оплатить...(ко второй основе вопрос подлежащего не подходит, значит предложение односоставное безличное) Ответ: 21, 26|26, 21

Слайд 5

Что требуется знать Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные.

Слайд 6

Назывные Имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Важно! Назывные предложения могут быть распространены только определением, как согласованным, так и несогласованным. Если в предложении присутствует обстоятельство или дополнение , оно не может быть назывным. Например: В углу письменный стол (двусоставное. Неполное)

Слайд 7

Главный член предложения - сказуемое Если в предложении один главный член сказуемое , следует определить в каком лице оно стоит.

Слайд 8

Определенно-личное Сказуемое выражено глаголом, стоящим в 1 или во 2 лице единственного и множественного числа в настоящем и будущем времени ( по смыслу можно подставить одно из личных местоимений Я,ТЫ,МЫ, ВЫ. Люблю грозу в начале мая. - ( Я ) люблю грозу в начале мая. – предложение определенно- личное

Слайд 9

Неопределенно-личные Действие, выраженное формами сказуемого, относится к неопределенному лицу. В дверь постучали. (Кто постучал?) Сказуемое выражается: Глаголом 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени. (Вас ждут в аудитории)

Слайд 10

Глаголом множественного числа прошедшего времени. (Тебе передали книгу) Глаголом в условном наклонении. (Если бы меня спросили, я бы ответил согласием)

Слайд 11

Безличные При глаголе нет и не может быть подлежащего. Надо быть вежливыми по отношению к старшему поколению. ( можно подставить местоимения МНЕ,ТЕБЕ,ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ )

Слайд 12

Безличными являются предложения со сказуемым, выраженным словом НЕТ (У меня нет друзей). Сказуемое в безличных предложениях выражены безличным глаголом в форме 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени или в форме среднего рода прошедшего времени.

Слайд 13

Обобщенно-личные Глагол может стоять в любом лице. Обобщенно-личные предложения содержат информацию, важную для всех, всегда и везде. ( По газонам не ходят. Белок из рук не кормят. Каких только птиц не увидишь весной) Пословицы и поговорки являются обобщенно-личными предложениями. ( Цыплят по осени считают)

Слайд 14

Алгоритм Выделите грамматическую основу Чем выражен главный член Если выражен существительным и в предложении нет ни дополнения, ни обстоятельства – это предложение назывное Если выражен глаголом, воспользуйтесь приемом подстановки.

Слайд 15

Задания 1. Среди предложений 14—20 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого простого предложения. (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления.(17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте. (18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем.

Слайд 16

2. Среди предложений 10—14 найдите простое безличное предложение. Напишите номер этого предложения. (10)Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11)Обычная теперь для него среда — товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал». (14)Нужно в жизни жить, работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим.

Слайд 17

3. Среди предложений 10—19 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное предложение. Напишите номера этих сложных предложений. (10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней. (13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати? (17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

Слайд 18

4. Среди предложений 5—9 найдите сложное предложение, в состав которого входит безличное предложение. Напишите номер этого предложения. (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли. (6)Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет. (7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. (9)Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. (10)Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть?

Слайд 19

5. Среди предложений 33—39 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений. (33)К сожалению, сейчас появилось много художественных произведений весьма невысокого художественного уровня. (34)Привыкая к ним, мы теряем ориентиры. (35)Воспитывать вкус можно на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. (Зб)Главное — научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. (37)Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (38)Поэтому — не искусство: искусство всегда ново, что-то открывает. (39)Воспитать вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные.

Слайд 20

Ответы 16 14 13, 14 9 35, 39

Слайд 21

http://rus.reshuege.ru/test?theme=235


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Материал для учителей и учеников...

Презентация для подготовке к ОГЭ по русскому языку, задание 15.1, 15.2, 15.3

материал для учителя и учащихся для подготовки к ОГЭ по русскому языку, сочинения 15.1, 15.2, 15.3...

Презентация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (1-7 задания)

Презентация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (1-7 задания)...

Презентация для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Презентация содержит теоретический материал и тренировочные упражнения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (пунктуация в сложном и осложненном предложении)...

Презентация для подготовки к впр по русскому языку 6 класс 12-14 задания

Работа с текстами для подготовки 6 класс русский язык лексика...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация по подготовке к ГИА по русскому языку (Задания 1-3). Теория и практика.

Презантация содержит материалы для подготовки к ГИА по русскому языку (задания 1-3). Теория и практика. Может использоваться как на уроках, так и для самостоятельной работы....