урок самостоятельные и служебные части речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Куракина Елена Ильинична

Введение ФГОС предъявляет новые требования к преподаванию, определяет пути пересмотра традиционных представлений о процессе обучения в целом и заставляет по-новому взглянуть на современные педагогические технологии и их использование. Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привожу технологическую карту урока русского языка в 5 классе по учебнику под ред.С.И.Львова; тема урока :"Самостоятельные и служебные части речи".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»

Слайд 2

Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И все, что в памяти у нас, – Означено словами.

Слайд 3

Ребята, давайте с вами вспомним, какие разделы науки о языке вы знаете. Задание 1 : прочитайте и продолжите предложения. 1. Звуки речи изучает… 2. Слова, их лексическое значение изучает... 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает… Правильный ответ

Слайд 4

Правильный ответ! 1. Звуки речи изучает фонетика. 2. Слова, их лексическое значение изучает лексика. 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает грамматика. Грамматика – самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис . Синтаксис изучает словосочетания и предложения. ! Морфология изучает слово как часть речи.

Слайд 5

Части речи Все слова в языке (в зависимости от признаков, которые мы начнем сегодня изучать) распределяются по классам. Эти классы слов называются частями речи. самостоятельные служебные Страничка истории

Слайд 6

Самостоятельные части речи – это слова, которые имеют лексическое значение и могут быть членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями и обстоятельствами. Служебные части речи – это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли.

Слайд 7

ЧАСТИ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ( кто? что?) СОЮЗ ( а, но, да, или, либо, как, что) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (какой ? чей? ) ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ( который? какой? сколько?) МЕСТОИМЕНИЕ ( кто? что? какой? сколько?) ПРЕДЛОГ ( в, на, за, к, под НАРЕЧИЕ (как? где? когда? ) ГЛАГОЛ (что делать? что сделать?) ПРИЧАСТИЕ ЧАСТИЦА ( не, ни, ли, же, -ка ) ДЕЕПРИЧАСТИЕ МЕЖДОМЕТИЕ (ах, ох, ой-ой, ура) и звукоподражательные слова (кря-кря, ко-ко-ко, гав-гав)

Слайд 8

Имя существительное! Имя существительное - часть речи, слова которой обозначают предмет и отвечают на вопросы: Кто? (собака, мальчик, ребенок, турист) ; Что? (книга, счастье, цветок, река, город) . Таблица

Слайд 9

Имя прилагательное! Имя прилагательное – часть речи, слова которой обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? (красивый, смелый, зеленый) ; Чей? (мамин, отцов, медвежий, заячий) . Таблица

Слайд 10

Имя числительное! Имя числительное – часть речи, слова которой обозначают числа, количество предметов (количественные) или их порядок при счете(порядковые) и отвечают на вопросы: Сколько? (три, пять, двенадцать, сорок семь) ; Какой?/ который (по счету)? (первый, третий, четвертый, пятый, двенадцатый) . Таблица

Слайд 11

Местоимение! Местоимение – часть речи, слова которой указывают на предмет, признак, количество, но не называют его: Вон луна. Она огромная! Возьми эту ручку. В комнате несколько человек. Я пойду в школу. Мы будем играть. Таблица

Слайд 12

Наречие! Наречие – это неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия (бежит быстро ) или признак признака (очень быстро ) и отвечают на вопросы: Как? (красиво, грустно, весело, хорошо) ; Когда? (вчера, сейчас, давно) ; Где?, куда?, откуда? (сверху, рядом, спереди,) ; Почему? (сгоряча, поневоле) ; Зачем? (назло) . Таблица

Слайд 13

Глагол! Глагол – часть речи, слова которой обозначают действие и отвечают на вопросы: Что делать? (бежать, спать, думать, плыть, говорить) ; Что сделать? (приготовить, написать, открыть, посмотреть, сказать) . Таблица

Слайд 14

Союз! Союз – часть речи, слова которой служат для соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения : Весь день дождь и ветер. Льет дождь, и дует ветер. Кате купили яблоко, а Наташе – грушу. Таблица

Слайд 15

Предлог! Предлог – часть речи, слова которой служат для связи слов в словосочетании: Прохладно в лесу. За лесом деревня. Таблица

Слайд 16

Частица! Частица – часть речи, слова которой придают предложению или отдельным словам различные смысловые, эмоциональные оттенки : Это же правда! Ни за что не отдам. Таблица

Слайд 17

Междометие! Междометие – слова отдельной (не самостоятельной и не служебной) части речи, которые выражают чувства, настроения, эмоции говорящего, не называя их: Ах , как хорошо! Ой , больно! Таблица

Слайд 18

Лексическое значение слова – это значение слова, непосредственно связанное с отражением в сознании человека предметов (стол) , явлений (гроза) , отношений (кит больше слона ) ,объективной действительности. Общее лексическое значение присуще не одному слову, а целому ряду слов, например, все существительные обозначают предмет, все прилагательные – признак, все глаголы – действие. Назад Словарь лингвистических терминов!

Слайд 19

Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять. Назад Страничка истории



Предварительный просмотр:

Куракина Елена Ильинична,

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №13

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5.

Морфологические признаки слов. Части речи в русском языке.

Авторы, разработчики:

Куракина Е.И. МБОУ СОШ № 13

Предмет

Русский язык

Класс

5

Учебник

С.И.Львова, В.В.Львов «Русский язык 5 класс», Москва, Мнемозина, 2013

Тип урока

Урок повторения, обобщения и углубления изученного.

Тема

Морфологические признаки слов. Части речи в русском языке.

Цель

М/п: извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, схема, модель) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему); самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста.

- определять грамматические (морфологические) признаки слов по окончаниям, подбирать слова к заданным схемам.

- понимать содержание прочитанного текста, владеть приёмами отбора и систематизации материала,  создавать собственные речевые произведения.

Планируемый результат

Предметные умения

 соблюдать орфографические нормы в процессе письма

 анализировать различные виды словосочетаний с точки зрения структурной и смысловой организации

 применять синтаксические знания и умения в практике правописания

Личностные УУД:

 самоопределение

Регулятивные УУД:

 умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им

 умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Познавательные УУД:

 давать определение понятия морфология,

  устанавливать причинно-следственные связи,

 осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Коммуникативные УУД:

 планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 аргументировать свою точку зрения

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию,

 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий

Организация пространства

Формы работы (пример: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная)

Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор) и т.п.)

фронтальная, индивидуальная, групповая

учебник, компьютер, проектор

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный момент

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Изучение нового материала.

 уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

 давать определение понятия морфология;

 строить логическое рассуждение

 аргументировать свою точку зрения

Отработка умений и навыков.

 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

 устанавливать причинно-следственные связи

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию,

 самоопределение

Подведение итогов урока

 осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий

 различать самостоятельные и служебные части речи

Домашнее задание

Применять знания и умения в определении самостоятельных и служебных частей речи

Ключевые слова урока                                                                              

Часть речи, грамматическое значение, морфологические признаки, окончание, формообразующие суффиксы.

 

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД: самоопределение.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Формулирование темы и целей урока.

Запись темы урока в тетрадях.

 - Кто может сформулировать цель нашего урока? О каком разделе лингвистики пойдет речь?

Цель урока:

повторить и обобщить знания по теме «Морфология» Вспомнить самостоятельные и служебные части речи

Стремятся выполнить просьбу учителя.

Записывают тему урока

Выполняют задание :

Формулируют цель урока.

Называют известные сведения о частях речи.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Самостоятельно ставить цель деятельности.

IV. Актуализация изученного.

      Просмотр презентации: «Самостоятельные и служебные части речи»

         

                           

Фронтальный опрос:

 -Что изучает морфология?

 - В какой раздел лингвистики входит  морфология?

-  Назовите самостоятельные части  речи

-   Назовите служебные части речи

Выполняется устно коллективно.

Отвечают на вопросы, аргументируют свою точку зрения, приводят примеры.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, схема, модель), и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему).

3. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста.

V. Первичное закрепление.

Организует деятельность поприменению новых знаний.

Работа с учебником

Упр. 188  стр. 86  Задание: записать по 2 слова каждой части речи  (использовать презентацию,  около каждой части речи оставлять строку)

Цель: развивается умение составлять схему частей речи, классифицировать части речи, подбирать соответствующие примеры, а также умение аудирования (выборочного).

Выполняется  коллективно .

– Дополните схему примерами, которые услышите в стихотворении

О. Высотской.

Существительное – школа,

Просыпается – глагол,

С прилагательным  весёлый

Новый школьный день пришёл.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи.

– Все ли части речи, указанные в схеме, названы в стихотворении? (Нет местоимения и предлога.)

Вывод: Что мы учились делать?

Упр. 190 стр.88

Цель: развивается умение определять часть речи и конкретную форму слова по заданным в схемах окончаниям и формообразующим суффиксам.

Выполняется коллективно (1–2 ученика у доски).

1)Глаг.- пишут, машут;

2) читать, глотать,

3)вызываешь, мечтаешь;

4) красноватый, зеленоватый,

5) голубизна, белизна,

6) девочками, машинами

9) дымчатого, ступенчатого

7) илистая, ветвистая

8) бодрость, безопасность

Вывод: что мы учились делать?

1 ученик работает у доски, остальные - в тетрадях

Задание: записать по 2 слова каждой части речи.

Делают вывод.

1,2 ученика работают у доски, остальные - в тетрадях

Цель: развивается умение определять часть речи и конкретную форму слова по заданным в схемах окончаниям и формообразующим суффиксам.

Делают вывод .

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться о совместной деятельности, работать в группах.

4. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах,  преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Адекватно понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, выделять главную информацию, основную мысль.

VI. Итог урока.

– Назовите ключевые слова урока (часть речи, грамматическое значение, морфологические признаки, окончание, формообразующие суффиксы).

Оценки за урок получают:

Делают выводы по теме урока.

Ставят оценки в дневник.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

Н.  пар.18. Упр. 189

Записывают задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....

Урок русского языка в 7 классе. Самостоятельные и служебные части речи

Тема урока рассматривается на материале литературных произведений...

Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...

Технологическая карта урока "Самостоятельные и служебные части речи"

Технологичекая карта соответствует требованиям ФГОС....

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...

Открытый урок "Самостоятельные и служебные части речи"

Открытый урок "Самостоятельные и служебные части речи"...