урок самостоятельные и служебные части речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Введение ФГОС предъявляет новые требования к преподаванию, определяет пути пересмотра традиционных представлений о процессе обучения в целом и заставляет по-новому взглянуть на современные педагогические технологии и их использование. Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привожу технологическую карту урока русского языка в 5 классе по учебнику под ред.С.И.Львова; тема урока :"Самостоятельные и служебные части речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_samostoyat._i_sluzh._ch.r._k_uroku.pptx | 160.74 КБ |
morfologiya_pravlennyy.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И все, что в памяти у нас, – Означено словами.
Ребята, давайте с вами вспомним, какие разделы науки о языке вы знаете. Задание 1 : прочитайте и продолжите предложения. 1. Звуки речи изучает… 2. Слова, их лексическое значение изучает... 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает… Правильный ответ
Правильный ответ! 1. Звуки речи изучает фонетика. 2. Слова, их лексическое значение изучает лексика. 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает грамматика. Грамматика – самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис . Синтаксис изучает словосочетания и предложения. ! Морфология изучает слово как часть речи.
Части речи Все слова в языке (в зависимости от признаков, которые мы начнем сегодня изучать) распределяются по классам. Эти классы слов называются частями речи. самостоятельные служебные Страничка истории
Самостоятельные части речи – это слова, которые имеют лексическое значение и могут быть членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями и обстоятельствами. Служебные части речи – это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли.
ЧАСТИ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ( кто? что?) СОЮЗ ( а, но, да, или, либо, как, что) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (какой ? чей? ) ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ( который? какой? сколько?) МЕСТОИМЕНИЕ ( кто? что? какой? сколько?) ПРЕДЛОГ ( в, на, за, к, под НАРЕЧИЕ (как? где? когда? ) ГЛАГОЛ (что делать? что сделать?) ПРИЧАСТИЕ ЧАСТИЦА ( не, ни, ли, же, -ка ) ДЕЕПРИЧАСТИЕ МЕЖДОМЕТИЕ (ах, ох, ой-ой, ура) и звукоподражательные слова (кря-кря, ко-ко-ко, гав-гав)
Имя существительное! Имя существительное - часть речи, слова которой обозначают предмет и отвечают на вопросы: Кто? (собака, мальчик, ребенок, турист) ; Что? (книга, счастье, цветок, река, город) . Таблица
Имя прилагательное! Имя прилагательное – часть речи, слова которой обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? (красивый, смелый, зеленый) ; Чей? (мамин, отцов, медвежий, заячий) . Таблица
Имя числительное! Имя числительное – часть речи, слова которой обозначают числа, количество предметов (количественные) или их порядок при счете(порядковые) и отвечают на вопросы: Сколько? (три, пять, двенадцать, сорок семь) ; Какой?/ который (по счету)? (первый, третий, четвертый, пятый, двенадцатый) . Таблица
Местоимение! Местоимение – часть речи, слова которой указывают на предмет, признак, количество, но не называют его: Вон луна. Она огромная! Возьми эту ручку. В комнате несколько человек. Я пойду в школу. Мы будем играть. Таблица
Наречие! Наречие – это неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия (бежит быстро ) или признак признака (очень быстро ) и отвечают на вопросы: Как? (красиво, грустно, весело, хорошо) ; Когда? (вчера, сейчас, давно) ; Где?, куда?, откуда? (сверху, рядом, спереди,) ; Почему? (сгоряча, поневоле) ; Зачем? (назло) . Таблица
Глагол! Глагол – часть речи, слова которой обозначают действие и отвечают на вопросы: Что делать? (бежать, спать, думать, плыть, говорить) ; Что сделать? (приготовить, написать, открыть, посмотреть, сказать) . Таблица
Союз! Союз – часть речи, слова которой служат для соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения : Весь день дождь и ветер. Льет дождь, и дует ветер. Кате купили яблоко, а Наташе – грушу. Таблица
Предлог! Предлог – часть речи, слова которой служат для связи слов в словосочетании: Прохладно в лесу. За лесом деревня. Таблица
Частица! Частица – часть речи, слова которой придают предложению или отдельным словам различные смысловые, эмоциональные оттенки : Это же правда! Ни за что не отдам. Таблица
Междометие! Междометие – слова отдельной (не самостоятельной и не служебной) части речи, которые выражают чувства, настроения, эмоции говорящего, не называя их: Ах , как хорошо! Ой , больно! Таблица
Лексическое значение слова – это значение слова, непосредственно связанное с отражением в сознании человека предметов (стол) , явлений (гроза) , отношений (кит больше слона ) ,объективной действительности. Общее лексическое значение присуще не одному слову, а целому ряду слов, например, все существительные обозначают предмет, все прилагательные – признак, все глаголы – действие. Назад Словарь лингвистических терминов!
Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять. Назад Страничка истории
Предварительный просмотр:
Куракина Елена Ильинична,
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №13
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5.
Морфологические признаки слов. Части речи в русском языке.
Авторы, разработчики: | Куракина Е.И. МБОУ СОШ № 13 |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Учебник | С.И.Львова, В.В.Львов «Русский язык 5 класс», Москва, Мнемозина, 2013 |
Тип урока | Урок повторения, обобщения и углубления изученного. |
Тема | Морфологические признаки слов. Части речи в русском языке. |
Цель | М/п: извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, схема, модель) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему); самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста. - определять грамматические (морфологические) признаки слов по окончаниям, подбирать слова к заданным схемам. - понимать содержание прочитанного текста, владеть приёмами отбора и систематизации материала, создавать собственные речевые произведения. |
Планируемый результат
Предметные умения соблюдать орфографические нормы в процессе письма анализировать различные виды словосочетаний с точки зрения структурной и смысловой организации применять синтаксические знания и умения в практике правописания | Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; Познавательные УУД: давать определение понятия морфология, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками аргументировать свою точку зрения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий |
Организация пространства
Формы работы (пример: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная) | Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор) и т.п.) |
фронтальная, индивидуальная, групповая | учебник, компьютер, проектор |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный момент | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Изучение нового материала. | уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им давать определение понятия морфология; строить логическое рассуждение аргументировать свою точку зрения |
Отработка умений и навыков. | адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как в конце действия, так и по ходу его реализации; устанавливать причинно-следственные связи учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, самоопределение |
Подведение итогов урока | осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий различать самостоятельные и служебные части речи |
Домашнее задание | Применять знания и умения в определении самостоятельных и служебных частей речи |
Ключевые слова урока | Часть речи, грамматическое значение, морфологические признаки, окончание, формообразующие суффиксы. |
Технология изучения
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Организационный момент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | Проверяют готовность к уроку. | Личностные УУД: самоопределение. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Формулирование темы и целей урока. | Запись темы урока в тетрадях. - Кто может сформулировать цель нашего урока? О каком разделе лингвистики пойдет речь? Цель урока: повторить и обобщить знания по теме «Морфология» Вспомнить самостоятельные и служебные части речи | Стремятся выполнить просьбу учителя. Записывают тему урока Выполняют задание : Формулируют цель урока. Называют известные сведения о частях речи. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. 3. Самостоятельно ставить цель деятельности. |
IV. Актуализация изученного. | Просмотр презентации: «Самостоятельные и служебные части речи»
Фронтальный опрос: -Что изучает морфология? - В какой раздел лингвистики входит морфология? - Назовите самостоятельные части речи - Назовите служебные части речи | Выполняется устно коллективно. Отвечают на вопросы, аргументируют свою точку зрения, приводят примеры. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. 2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, схема, модель), и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему). 3. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста. |
V. Первичное закрепление. | Организует деятельность поприменению новых знаний. Работа с учебником Упр. 188 стр. 86 Задание: записать по 2 слова каждой части речи (использовать презентацию, около каждой части речи оставлять строку) Цель: развивается умение составлять схему частей речи, классифицировать части речи, подбирать соответствующие примеры, а также умение аудирования (выборочного). Выполняется коллективно . – Дополните схему примерами, которые услышите в стихотворении О. Высотской. Существительное – школа, Просыпается – глагол, С прилагательным весёлый Новый школьный день пришёл. Мы наречием отлично На уроках дорожим, Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни у нас частицы. Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах. А потом у тёплой печи Повторяем части речи. – Все ли части речи, указанные в схеме, названы в стихотворении? (Нет местоимения и предлога.) Вывод: Что мы учились делать? Упр. 190 стр.88 Цель: развивается умение определять часть речи и конкретную форму слова по заданным в схемах окончаниям и формообразующим суффиксам. Выполняется коллективно (1–2 ученика у доски). 1)Глаг.- пишут, машут; 2) читать, глотать, 3)вызываешь, мечтаешь; 4) красноватый, зеленоватый, 5) голубизна, белизна, 6) девочками, машинами 9) дымчатого, ступенчатого 7) илистая, ветвистая 8) бодрость, безопасность Вывод: что мы учились делать? | 1 ученик работает у доски, остальные - в тетрадях Задание: записать по 2 слова каждой части речи. Делают вывод. 1,2 ученика работают у доски, остальные - в тетрадях Цель: развивается умение определять часть речи и конкретную форму слова по заданным в схемах окончаниям и формообразующим суффиксам. Делают вывод . | Коммуникативные УУД 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться о совместной деятельности, работать в группах. 4. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2. Адекватно понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, выделять главную информацию, основную мысль. |
VI. Итог урока. | – Назовите ключевые слова урока (часть речи, грамматическое значение, морфологические признаки, окончание, формообразующие суффиксы). Оценки за урок получают: | Делают выводы по теме урока. Ставят оценки в дневник. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VII. Домашнее задание. | Н. пар.18. Упр. 189 | Записывают задание в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"
Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....
Урок русского языка в 7 классе. Самостоятельные и служебные части речи
Тема урока рассматривается на материале литературных произведений...
Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"
Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...
Технологическая карта урока "Самостоятельные и служебные части речи"
Технологичекая карта соответствует требованиям ФГОС....
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...
Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.
Цели:обобщить знания учащихся о самостоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производными и н...
Открытый урок "Самостоятельные и служебные части речи"
Открытый урок "Самостоятельные и служебные части речи"...