Таблица "Стили речи"
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему

Муратова Елена Ивановна

Материал для учащихся. Обобщающая таблица "Стили речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_rechi._tablitsa.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Стили речи

Стиль

Сфера употребления

Задача речи

Языковые средства

Разговорный

Неофициальная,

непринуждённая обстановка

(в быту).

Общение (обмен

мыслями, мнениями,

впечатлениями).

Речь эмоциональная, насыщенная языковыми ср-ми субъективной оценки, с помощью которых передаются разнообразные чувства, эмоции, настроение (фамильярность, неодобрение, ирония и т. д.).

Лексические ср-ва: разговорные (иногда просторечные) слова и фразеологизмы.

Морфологические ср-ва: междометия, частицы, усиливающие экспрессию, слова с суффиксами эмрциональной оценки, усечённые формы сущ. и глаг.(Нин, Вань, хлоп, прыг и др.).

Синтаксические ср-ва: диалог, неполные пр-я, обращения, вводные слова и вводн. предл-я; побудит., вопросит. и восклиц. предлож, простые бессоюзные предл-я.

Официально-деловой

Деловые отношения между людьми и учреждениями (деловые бумаги, законы, документы и др.)

Точная передача деловой информации практического характера

Экспрессия неуместна. Слова употребляются только в прямом значении.

Лексич. ср-ва: слова нейтрального стиля из общественно-политической сферы общения (граждание, общество, выборы и др.) и отглагольные абстрактные сущ. на -ение (применение, выполнение, обеспечение и др.), языковые штампы: мы, нижеподписавшиеся, с целью ознакомления и др.

Морфологические ср-ва: сложные союзы (ввиду того что; благодаря тому что; между тем как и др.), отыменные предлоги (в целях, в течение, на счёт, в свете и др)., числит., слова должен, обязан, необходимо, а также глаголы в форме инфинитива.

Синтакс-ие ср-ва: прямой порядок слов, повест-ые пр-я, распростр., с причастными оборотами и большим кол-вом однородных членов, выполняющих функцию уточнения.

Научный

Общение в научной сфере жизни (научные труды, учебники, доклады и др.)

Сообщение научной информации

Слова в прямом зн-и, нет эмоциональности, термины, спец-ые фразеологизмы; сложные синтаксические конструкции, в к-ых логические мысли выражены с помощью подчинительных союзов и вводных слов; предложения с обобщающими родовыми понятиями; много причастных оборотов.

Публицистический

Общественно-политич. жизнь об-ва (митинги, собрания, статьи в газетах, жирналах)

Воздействие наслушателя (читателя) с целью формирования у него определённых отношений к тем или иным проблемам. Ср-во воздействия – логические выводы.

Экспрессивность, эмоциональность, иногда пафос; в журналистике речь более спокойная.

Лексич-ие ср-ва: торжественная лексика (держава, воздвигнуть), многозначные слова, слова в переносном зн-и, эпитеты, гиперболы,метафоры, сравнения (вечно живут, величайшее богатство), сочетание книжных и разговорных слов.

Морф-ие ср-ва: глаголы в повелит. накл., с их помощью формируется прямое отношение автора к читателям.

Синт-ие ср-ва: обращения, риторические вопросы, восклиц-ые пр-я, вводные слова, обратный порядок слов в предложениях; синтаксический параллелизм предложений; ряды однородных членов, построенных по законам градации (усиления значения), повторы слов и союзов.

Художественный (стиль художественной лит-ры)

Словесно-художественная сфера деят-ти.

Воздействие на читателя, его чувства и мысли путём создания образов, картин жизни.

Все ср-ва выразительности: фонетические (звукопись), словообразовательные (индивидуально-авторские образования, повторы слов с одинаковыми морфемами), лексические и фразеологические (богатство синонимии), морфологические (особенно употребление глагольных форм в обобщённом и переносном значении), синтаксические. Широкое использование тропов: метафор, сравнений, олицетворений, гипербол и др. Использование всех типов речи (повествование, описание, рассуждение) и языковых ср-в, присущих другим стилям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)

Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...