Урок по теме "Междометие" (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Богодухова  Ольга Витальевна
В основу урока положена технология применения ИКТ в обучении. Данный урок отличает применение разнообразных средств ИКТ: компьютеры, интерактивная доска, мультимедиапроектор. В ходе урока ребята смогут поработать с компьютерными тестами, образовательными модулями, интерактивной доской. При подготовке к уроку группа ребят работает над творческим проектом, результатом которого будет флеш-ролик о междометии.

Данная разработка сочетает в себе разнообразные формы работы: коллективную, индивидуальную, групповую, работу в парах.

При планировании урока использовался дифференцированный подход, что позволит создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема: Междометие как часть речи

Цель: формирование представлений о междометии как о части речи.

Задачи:

образовательные: 

-  познакомить с новой частью речи – междометием и её особенностями;

-  показать роль междометий в речи;

-  формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;

развивающие: 

-развивать активную познавательную деятельность обучающихся, коммуникативную и ИКТ- компетенцию детей;

воспитывающие:

-  воспитывать интерес к родному языку, культуру речевого этикета.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (классификация типов уроков, разработанных МГПУ).

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах. В ходе урока ребята смогут поработать с компьютерными тестами, образовательными модулями, интерактивной доской. При подготовке к уроку группа ребят работает над творческим проектом, результатом которого будет видеофильм о междометии.

Необходимое техническое оборудование: ноутбуки, интерактивная доска, мультимедиапроектор.

При планировании урока использовался дифференцированный подход, что позволит создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Карта урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность детей

Методическое обеспечение

коллективная

индивидуальная и групповая

Организационный момент

Проверка готовности детей к уроку, создание эмоционального настроя на урок.

Обеспечить готовность, эмоциональный настрой на урок.

Морфологическая разминка

- Определите, какой частью речи являются выделенные слова, аргументируйте свой ответ.

Работа с интерактивной доской: определить, какой частью речи являются выделенные  слова.

6 школьников работают с компьютерным тестом (2 уровня сложности).

Компьютерные тесты, интерактивная таблица

http://samouchka.com.ua/_pismo_i_chtenie/15/

Актуализация ЗУН

- Используя интерактивную таблицу, расскажите об основных принципах выделения частей речи в русском языке.

 Работают с интерактивной таблицей «Части речи», объясняют принципы выделения частей речи в русском языке.

2 ученика получают карточки с индивидуальным заданием:

1.найти в модуле, какая часть речи называется междометием;

2.найти в модуле, на какие группы делятся междометия.

Карточки с индивидуальными заданиями (http://fcior.edu.ru/card/1313/mezhdometie-i.html),

интерактивная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38ebdee9-9b33-4caa-80ea-765e32a891d9/%5BIS-TA_05-11_01%5D_%5BIA_01-AT%5D.swf

Сообщение темы, формулировка цели и задач урока

-Разгадайте ребус и назовите часть речи, о которой будем вести речь на сегодняшнем уроке (приложение №1)

-Запись темы на доске.

-Скажите, что вы должны узнать и чему научиться в ходе урока.

-Используя карточку учета знаний, оцените исходные знания по данной теме.

-Разгадывают ребус.

-Записывают тему в тетради.

-Формулируют цель и задачи урока. Дети формулируют цели и задачи урока:

-Распознавать междометия в устной и письменной речи.

- Правильно писать и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями.

- Уметь употреблять их в устной и письменной речи.

-Работа с карточкой учета знаний.

Карточка учета знаний

(приложение №2)

Усвоение новых знаний

- Как вы думаете, к каким, к самостоятельным или служебным,   частям речи, отнести междометия?

-Что такое междометие?

-Прослушайте стихотворение, вставьте недостающие междометия (приложение№3).

-На какие группы делятся междометия?

Прослушивание стихотворение, совместное проговаривание.

Работа с                                                    учебником с.227-228.

-

Ребята, выполнявшие индивидуальные задания, рассказывают о междометии.

Учебник

Физкульт. минутка

- Накануне урока группа ребят получила задание: приготовьте творческий проект о междометиях.

Сегодня ребята представляют вашему вниманию видеоролик.

Просмотр видеоролика.

Презентация творческого проекта.

Мультимедиапроектор, компьютер, видеоролик

Закрепление

-Выразительно прочитайте каждое предложение, используя соответствующую интонацию, мимику и жесты. Подчеркните междометия, определите, какое значение выражает каждое междометие.

Работа с интерактивной доской (устно).

Интерактивная доска, презентация урока.

Первичная проверка усвоения новых знаний

-Выпишите из упражнения междометия,  распределяя их на три группы.

Учебник, упр.485. Работа со взаимопроверкой.

«Сильные» ученики работают с образовательными модулями (5-6 человек)

Ноутбуки образовательные модули по теме «Междометие»

http://fcior.edu.ru/card/4778/mezhdometie-k.html

Коммуникативная ситуация

-Составьте диалог, используя междометия.

Работа в парах

Информация о домашнем задании

Объяснение домашнего задания.

 

Запись домашнего задания.

Разноуровневое домашнее задание:

1 уровень- упр.490,

2 уровень- упр.486,

Написать сочинение-миниатюру о междометии (по выбору).

Итоги урока.

Рефлексия.

-Используя карточку учета знаний, оцените знания по данной теме, полученные на этом уроке.

-Наш урок подходит к концу. Попробуйте ответить на некоторые вопросы.

Вопросы для фронтального опроса.

-С какой частью речи мы работали?

-Что такое междометие?

-Как делятся междометия по способу образования?

 -На какие три группы можно разделить междометия?

-Когда мы должны использовать в своей речи междометия?

-Оцените, пожалуйста, сегодняшний урок, используя междометия, смайлики прошу вас прикрепить к доске.

Работа с карточками учета знаний.

Ребята на смайликах записывают междометие –оценку урока, озвучивают её.

Карточки учета знаний

смайлики

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией М.М.Разумовской. – М.:Дрофа, 2005.

2.Русский язык.7 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-М.:Дрофа, 2008.

3.Уроки русского языка в 7 классе: поурочные планы по программе М.М.Разумов-ской/ авт.-сост.О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Александрова Г.Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник») / Г. Александрова/- Санкт-Петербург:Тригон,1997.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. http://samouchka.com.ua/_pismo_i_chtenie/15/

2. http://fcior.edu.ru/card/4778/mezhdometie-k.html

             3.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38ebdee9-9b33-4caa-80ea-765e32a891d9/%5BIS-TA_05-11_01%5D_%5BIA_01-AT%5D.swf

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1.Первый слог слова «Метеор»

2.Корень глагола «ждать».

3.Окончание существительного мужского рода в Т.п. ед.ч.

4.Окончание глаголов I спряжения в 3 л. ед.ч. настоящего времени

5.Суффикс и окончание слова «величие».

Ответ: МЕЖДОМЕТИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

                                                                                       Ф.И.ученика__________________

начало

урока

тест

модуль

задание со

взаимопроверкой

конец урока

Знать:

1.какие слова называются междометиями

2.на какие группы делятся междометия

Уметь:

1.находить междометия в тексте

2.определять, к какой группе относится междометие

ПРИЛОЖЕНИЕ№3

Мне, - сказало Междометие,-

Интересно жить на свете,

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет....

Те, кого охватит страх,

Произносят слово АХ!

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово ОХ!

Кот встречается с бедой,

Произносит слово ОЙ!

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово ЭЙ!

У кого захватит дух,

Произносит слово УХ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....