Рабочая программа по русскому языку.5 класс. УМК авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Козина Оксана Геннадьевна

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе материалов рабочих программ по русскому языку для 5-9 классов. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова. УМК  Л.М. Рыбченковой по русскому языку для 5 класса .....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин). Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2011. Программа составлена для учащихся 5 «А» класса и рассчитана на 210 часов: 171 час + 39 часов развития речи.  Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 5 «А» класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • программы развития УУД.

Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);

освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции. Указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, где представлено распределение тем, количества часов, содержания, основных видов деятельности, планируемого результата и видов контроля в ходе каждого учебного занятия.

        

Виды контроля:

промежуточный: постановка учебной задачи и выводы, правильность выполнения упражнений и лингвистических задач, монологическая устная и письменная речь, полные ответы на вопросы, составление схем и рассказов по ним, моделирование языковых ситуаций, планирование, индивидуальные задания и сообщения,  графическое объяснение условий выбора орфограмм и пунктограмм, фонетический, фонетико-морфемный, морфологический, морфемный, синтаксический разборы слов и предложений.

итоговый: портфель достижения ученика, проектная деятельность, творческие задания, контрольные работы, изложения, диктанты, сочинения всех видов, языковой анализ текста.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

по русскому языку к концу  5 класса

Обучающиеся должны знать:

части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

Обучающиеся должны уметь:

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные; разделительные твёрдый и мягкий знаки; непроизносимые согласные; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода; не с глаголами; раздельное написание предлога со словами; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательные знаки);производить разбор слова по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;подбирать однокоренные слова разных частей речи;распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имени существительных, род и число имён прилагательных, время и число глаголов;

изменять имена существительные по числам;склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

изменять имена прилагательные по родам и числам в соответствии с родом и числом имени существительного;

писать изложения по коллективно составленному плану (обучающее);распознавать вид текста - повествование, описание, рассуждение;писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;составлять устный ответ-рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач и др.);работы со словарями;

соблюдения орфоэпических норм;создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;овладения нормами русского речевого этикета.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

Русский язык. 5 класс. Учебник для ОУ в 2 ч. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г.Лисицын. М.: Просвещение, 2011.(Академический школьный учебник).

Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик.

Для учителя:

Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - (Академический школьный учебник).

Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие  для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).

Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.

Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. - М.:Просвещение, 2010.

Календарно-тематическое планирование

Тема

час

Тип урока

Содержание образования

Основные виды деятельности

Планируемый результат

Вид контроля

План

Факт

Введение. (4 часа + 2 развития речи)

1-2

Введение. «Язык и языкознание»(§1)

2

Вводные уроки.

Знакомство с учебником. Язык как система знаков и средства человеческого общения. Основные разделы языкознания (лингвистики).

Устные высказывания,  чтение, проблемный диалог, кодирование и декодирование информации.

Осознание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире,  в жизни человека; красоты, богатства, выразительности языка.

Составление  схемы и рассказ по ней,  выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы.

01.09.-02.09

01.09.-02.09

3

Введение. «Язык и общение» (§2)

1

Вводный урок

Знакомство с учебником.  Общение (коммуникация).

Совершенствование умений читать, писать, слушать и говорить: составление схем, словарная работа, выполнение упражнений, работы со схемами.

Определение главной мысли прослушанного текста, составление схем и плана.

Составление  схемы и рассказ по ней,  выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы.

03.09

03.09

4-5

Введение. Текст. (§3)

2

Урок развития речи.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.

Определение типовой принадлежности текста. Знакомство с новыми понятиями. Выполнение упражнений.

Усвоение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста», умение определять основные типы речи текста.

Составление  схемы и рассказ по ней,  выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы.

06.09

06.09

6.

Контрольное тестирование за курс начальной школы

1

Урок контроля

Фонетика. Графика. Орфография. (15 часов + 1 развития речи)

7-9

 Буква и звук. Алфавит.(§4)

3

Уроки комплексного применения знаний.

Различие звуков и букв. Состав алфавита. Особенности произношения. Транскрипция.

Определение соотношений звуков и букв, объяснение особенностей произношения, транскрибирование словарная работа.

Усвоение понятий «Фонетика, графика, орфография, транскрипция», умение объяснить особенности произношения с помощью элементов транскрипции.

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений.

7.09-9.09

7.09-9.09

10-12

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные.(§5)

3

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний.

Система согласных звуков (звонкие/глухие, парные/непарные). Возможности изменения звуков в речевом потоке.

Анализ звуков в речевом потоке. Составление текста. Работа со схемами: кодирование и декодирование.

Объяснение различия звонких/глухих согласных. Выявление связи между фонетикой и орфографией. Умение строить слово по модели или её части, продолжать текст по данному началу.

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений. Творческое задание.

12.09-14.09

12.09-14.09

13-14

Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные.  (§6)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний.

Система согласных звуков (твёрдые/мягкие, парные/непарные). Возможности изменения звуков в речевом потоке.

Совершенствование правописных умений, ознакомительное чтение, словарная работа.

Объяснение различия твёрдых/мягких согласных.  Умение строить слово по модели или её части, анализировать средства художественной выразительности (звукопись).

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений. Работа со схемой.

14.09- 15.09

14.09- 15.09

15-16

Гласные звуки и обозначающие их буквы. (§7)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний.

Система гласных звуков. Ударение. Ударные и безударные звуки. Изменение качества гласного звука в безударной позиции.

Совершенствование правописных умений, транскрибирование работа со схемой: кодирование и декодирование.

Выявление связи между фонетикой и орфографией. Усвоение понятий «слогообразующий звук», «дифтонг»

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений. Работа со схемой.

16.09, 19.09

16.09, 19.09

17

Слог и ударение. (§8)

1

Урок комплексного применения знаний.

Русское ударение. Фонетический слог. Слоги для переноса. Слогораздел.

Словарная работа, углубление знаний о слоге, ударении, совершенствование правописных умений.

Усвоение роли ударения в слове, понятий «слог, ударение, сильная и слабая позиция слога». Умение проверять безударную гласную.

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений.

20.09

20.09

18

Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица».

1

Урок развития речи.

Планирование. Устное рисование.

Пересказ прочитанного текста, беседа.

Создание устного монологического высказывания с использованием определённого типа речи с опорой на прочитанный текст.

План рассказа. Монологическая речь.

21.09

21.09

19-20

Правописание безударных гласных в корне слова. (§9)

2

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.

Правописание безударной гласной корня слова.

Работа в парах. Совершенствование правописных умений, умений выполнять фонетический разбор слова.

Создание текстов-инструкций по проверке безударной гласной корня и выполнению фонетического разбора слова.

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений. Тексты-инструкции.

21.09

21.09

21-22

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». (§10)

2

Уроки повторения и закрепления  знаний.

Самостоятельная работа, работа в парах.

Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий.

22.09-23.09, 26.09

22.09-23.09, 26.09

23-24

 Контрольный диктант (контрольное списывание). Работа над ошибками.

2

Уроки контроля и коррекции знаний.

 

Самостоятельная работа.

Проверка уровня сформированности умений записывать (списывать) текст без ошибок; графически объяснять условия выбора орфограмм.

27.09-28.09

27.09-28.09

Морфемика. Словообразование. Орфография. (12 часов + 5 развития речи)

25

Корень слова. Родственные слова. (§11)

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.

Состав слова. Однокоренные слова. Морфемы. Омоформы.

 Изучение теоретического материала.  Орфографический практикум.

Умение разделять слово на морфемы, подбирать проверочные (однокоренные) слова.

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений.

28.09

28.09

26-27

Окончание и основа слова. (§12)

2

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.

Окончание как формообразующая морфема. Нулевое окончание. Изобразительные возможности средств словообразования.

Работа со схемой, моделью. Решение лингвистических задач.  Совершенствование правописных умений.

Усвоение понятий «окончание и основа слова».  Умение выделять основу слова и видеть окончание.

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений и лингвистических задач.

29.09, 30.09

29.09, 30.09

28-29

Сочинение-рассуждение по данному началу.

2

Уроки развития речи.

Структура сочинения-рассуждения.

Создание текста-рассуждения, беседа, письменная работа

Умение создавать текст рассуждения на заданную тему, принимать позицию другого человека, обосновывать свою.

Тексты сочинений.

04.10, 04.10

04.10, 04.10

30-31

Приставки. (§13)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний.

Приставка как словообразующая морфема Отличие приставки от предлога.

Совершенствование умений слушать и говорить. Совершенствование правописных умений. Работа со схемой.

Умение отличать приставки от предлогов, кодирования и декодирования информации.

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений. Устные выступления.

03.10-05.10

03.10-05.10

32-33

Суффиксы. (§14)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения знаний.

Суффикс  как словообразующая и формообразующая морфема. Морфемный разбор.

Совершенствование правописных умений. Работа в парах.

Выполнение словообразовательных задач. Умение различать суффиксы от омонимичных им частей слова.

Зрительный диктант.  Решение лингвистических задач. Постановка учебной задачи и выводы.

06.10-07.10

06.10-07.10

34

Заголовок текста. Опорные тематические слова текста.

1

Урок развития речи.

Текст как речевое произведение. Заголовок, тема текста, опорные слова.

Развитие умений определять тему, озаглавливать текст, находить опорные слова.

Умение читать и создавать тексты в соответствии с заданной темой и типом текста.

Текст-рассуждение по последнему предложению текста.

10.10

10.10

35

Сложные слова. (§15)

1

Урок изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Слова, имеющие в составе два корня. Сложение как способ словообразования.

Словарная работа, работа в группах. Совершенствование правописных умений.

Умение образовывать сложные слова.

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений.

11.10

11.10

36-37

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». (§16)

2

Уроки повторения и закрепления  знаний.

Самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.

Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий.

12.10-12.10

12.10-12.10

38-39

Контрольный диктант (контрольное списывание). Работа над ошибками.

2

Уроки контроля и коррекции знаний.

Самостоятельная работа.

Проверка уровня сформированности умений записывать (списывать) текст без ошибок; графически объяснять условия выбора орфограмм.

13.10-14.10

13.10-14.10

40-41

Изложение с продолжением.

2

Уроки развития речи.

В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ № 1, стр. 9-10.

Самостоятельная работа.

Умение рассуждать на поставленную тему, проявлять собственную нравственную позицию и выражать словами собственные мысли.

Изложение.

17.10-17.10

17.10-17.10

Лексика. (39 часов + 10 развития речи)

42-43

Лексическое значение слова. (§17)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Лексикология. Лексическое значение слова.

Развитие орфографической зоркости. Работа со схемой: кодирование и декодирование.

Умение объяснять лексическое значение слова разными способами, понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений.

19.10-20.10

19.10-20.10

44

Устная и письменная речь. (§18)

1

Урок развития речи.

Особенности устной и письменной речи. Речевое высказывание с точки зрения соответствия языковым нормам и ситуации общения.

Изучение теоретического материала. Составление схемы.

Знание особенностей устной и письменной речи и умение выделять их в тексте и доказывать свою точку зрения.

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений.

21.10

21.10

45-46

Разговорная, книжная и нейтральная лексика. (§18)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Функциональная разновидность языка. Речевое высказывание с точки зрения соответствия языковым нормам и ситуации общения.

Развитие орфографической зоркости.  Работа с текстами.

Умение устанавливать принадлежность текста к определённой разновидности, оценивать речевые высказывания.

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений.

01.11-01.11

01.11-01.11

47

Толковые словари.(§19)

1

Урок изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Разновидности словарей. Словарная статья. Лексический анализ слова.

Развитие умений использовать словари. Изучение теоретического материала. Работа со словарными статьями и схемой.

Умение использовать словари для определения, уточнения лексического значения слов, ориентироваться в словарной статье.

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений.

02.11-03.11

02.11-03.11

48-49

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. (§20)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова.

Совершенствование правописных умений, развитие умений опознавать орфограмму. Создание алгоритма действий.

Умение опознавать орфограмму и использовать добытые знания в практике, на письме.

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений.

07.11-08.11

07.11-08.11

50-51

Однозначные и многозначные слова. (§21)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Понятие о значении слова. Прямое и переносное значение слова.

Орфографический практикум. Работа со схемой: кодирование и декодирование информации. Развитие устной речи.

Умение объяснять лексическое значение слов разными способами, различать однозначные и многозначные слова.

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений. Устный монологический ответ.

08.11-09.11

08.11-09.11

52

Лексическая сочетаемость. (§22)

1

Урок развития речи.

Понятие о лексической сочетаемости. Ограниченная сочетаемость.

Совершенствование умения выбирать слова, опираясь на контекст.

Умение устанавливать сочетаемостные возможности слова.

Постановка учебной задачи и выводы,  выполнение упражнений.

10.11

10.11

53-54

Тематическая группа. (§23)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Определение слова. Общее и частное в значении слов одной тематической группы.

Чтение и анализ текстов. Работа со словарями. Составление рассказа.

Умение группировать слова по тематическим группам, выделять общее и частное в словах одной тематической группы.

Постановка учебной задачи и выводы. Монологическая речь. Навыки анализа текста.

11.11-12.11

11.11-12.11

55-56

Синонимы. (§24)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Смысловые и стилистические различия синонимов. Роль синонимов в речи.

Орфографический тренинг. Работа со словарём. Анализ и прогнозирование текста. Составление плана ответа.

Умение опознавать синонимы в тексте, различать их, определять принадлежность к разным пластам лексики.

Постановка учебной задачи и выводы. Монологическая речь. Навыки анализа текста. План ответа по теме.

14.11-15.11

14.11-15.11

57-58

Антонимы. (§25)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Смысловые различия антонимов у многозначных слов. Роль антонимов в речи.

Словарный диктант Аудирование. Анализ текста. Работа со схемой. Озаглавливание текста. Проверочная работа.

Умение опознавать антонимы в тексте, устанавливать смысловые различия антонимов у многозначных слов.

Постановка учебной задачи и выводы. Монологическая речь. Навыки анализа текста.

15.11-16.11

15.11-16.11

59-61

Омонимы. Паронимы. (§26)

3

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Омонимия и паронимия как языковые явления. Сочетаемость паронимов. Роль омонимов и паронимов в речи.

Работа со словарями. Изучение теоретического материала. Работа с таблицей.

Умение опознавать омонимы в тексте, различать паронимы.

Постановка учебной задачи и выводы. Монологическая речь. Навыки анализа текста.

17.11, 18.11,

21.11

17.11, 18.11,

21.11

62-63

Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

2

Уроки развития речи.

Функционально-смысловые типы речи.

Работа с текстами. Совершенствование умения подбирать слова, опираясь на заданные параметры текста.

Умение передавать в устной форме содержание прочитанного текста, определять функционально-смысловой тип речи

Постановка учебной задачи. Устное монологическое высказывание, выступления учащихся. Письменные тексты.

22.11

22.11

64-65

Проверочная работа по теме «Лексика».

2

Уроки повторения и закрепления  знаний.

Самостоятельная работа с текстом, работа в парах, микрогруппах.

Выполнение письменных упражнений и  заданий.

29.11-29.11

29.11-29.11

66

Понятие о чередовании. (§27)

1

Урок изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы.

Морфемный анализ слова. Орфографический тренинг. Составление алгоритма действий.

Умение использовать алгоритм орфографического правила, выполнять морфемный анализ слова.

Постановка учебной задачи и выводы. Монологическая речь. Навыки анализа.

23.11

23.11

67-68

Буквы Е//И в корнях с чередованием. (§28)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного

Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы. Правописание букв Е//И в корнях с чередованием.

Изучение теоретического материала. Составление  алгоритма действий. Орфографический тренинг.

Умение использовать алгоритм орфографического правила, различать омонимичные корни.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

24.11- 25.11

24.11- 25.11

69-71

Буквы А//О в корнях с чередованием.(§29)

3

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы. Правописание букв А//О в корнях с чередованием.

Изучение теоретического материала. Составление  алгоритма действий. Работа с таблицей.

Умение использовать алгоритм орфографического правила.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Проверочная работа.

28.11, 30.11, 01.12

28.11,30.11, 01.12

72-73

Изложение с продолжением.

2

Уроки развития речи.

Текст-повествование. Упр. 243, стр.109 (1)

Самостоятельная работа. Составление плана изложения.

Умение передавать содержание текста подробно, находить ключевые слова текста, продолжить текст по заданному началу.

Изложение.

06.12, 06.12

06.12, 06.12

74-75

Суффиксы -чик-//-щик-. (§30)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы. Правописание букв Ч//Щ в суффиксах. Синонимичность и омонимичность морфем.

Орфографический тренинг. Работа с таблицей. Работа с текстом.  Составление  алгоритма действий.

Умение использовать алгоритм орфографического правила, выразительно читать текст художественного произведения.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Выразительное чтение.

02.12, 05.12

02.12,

05.12

76

Буквы И//Ы после приставок на согласные. (§31)

1

Урок комплексного применения знаний

Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы. Правописание букв И//Ы в приставках.

Орфографический тренинг. Работа с текстом.  Составление  алгоритма действий.

Умение использовать алгоритм орфографического правила, определять типологию текста.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Проверочная работа.

07.12

07.12

77-78

Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

2

Уроки развития речи.

Текст-повествование.

Самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах. Планирование.

Умение писать сочинение-повествование.

Сочинение-повествование. План сочинения.

19.12

19.12

79-81

Особенности написания приставок на З//С. (§32)

3

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы. Правописание букв З//С в конце приставок.

Орфографический тренинг. Работа с текстом.  Составление  алгоритма действий.  Анализ текстов.

Умение использовать алгоритм орфографического правила, читать и понимать текст, анализировать выразительные средства языка.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

08.12, 09.12, 12.12

82-83

Фразеологизмы. (§33)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Фразеологический оборот. Различие свободного сочетания слов и фразеологизма. Стилистическая окраска фразеологизмов. Роль фразеологизма в речи.

Орфографический тренинг. Работа с текстами, словарями. Толкование значений выражений.

Умение опознавать фразеологизмы по их признакам, различать свободные словосочетания слов и фразеологизмы, использовать фразеологизмы в речи.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Индивидуальные задания.

84

Крылатые слова. (§34)

1

Урок комплексного применения знаний.

Крылатые слова и их источники.

Работа с теоретическим материалом. Беседа. Поиск отличий крылатых слов от фразеологизмов.

Умение опознавать крылатые слова, отличать их от фразеологических выражений.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Проверочная работа. Инд. задания.

14.12

14.12

85-86

Изложение прочитанного текста.

2

Уроки развития речи.

Самостоятельная работа.

Умение читать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие, языковые средства, использованные автором.

Изложение.

87-88

Повторение по теме «Лексикология». (§35)

2

Уроки повторения и закрепления  знаний.

Самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.

Выполнение письменных упражнений и  заданий.

16.12-17.12

16.12-17.12

89-90

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками.

2

Уроки контроля и коррекции знаний.

Самостоятельная работа.

Проверка уровня  сформированности умений записывать  текст без ошибок; опознавать синонимы в речи, уместно использовать крылатые выражения.

22.12 23.12

22.12 23.12

Морфология. (51 часов + 12 развитие речи)

91-92

Части речи. (§36)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Морфология как раздел науки о языке. Морфологические признаки слов. Грамматическое значение.

Работа со схемами. Составление плана ответа. Анализ и характеристика слов как частей речи.

Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки частей речи, умение читать и понимать текст, схему.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. План ответа.

93-94

Имя существительное. (§37)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного. Имена собственные и нарицательные.

Орфографический тренинг. Совершенствование правописных умений. Работа с текстом.

Умение читать и понимать текст, группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь.

95-96

Род имён существительных(§38)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Морфологические признаки имени существительного. Мужской, женский, средний и общий роды имён существительных.

Словарный диктант. Работа с текстом. Анализ изобразительных средств языка.

Умение определять род имени существительного, группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь.

97

Выборочное изложение.

1

Урок развития речи.

Упр. 284, стр. 15 (2)

Самостоятельная работа. Составление плана.

Умение читать и передавать выборочно содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие, языковые средства, использованные автором

Изложение.

98-100

Склонение имён существительных(§39)

3

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Падеж и число имён существительных. Разносклоняемые имена существительные.

Совершенствование правописных умений. Работа с текстом, таблицей. Морфологический разбор имён существительных.

Умение распознавать склоняемые, разносклоняемые и несклоняемые имена существительные, приводить примеры.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

101-102

Контрольная работа по аудированию.

2

Уроки развития речи.

Рабочая тетрадь № 1, стр.

62-64

Самостоятельная  работа с текстом.

Умение понимать основную и дополнительную информацию текста, излагать в письменной форме содержание прослушанного текста.

Выполнение заданий к тексту.

103-104

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных(§40)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Правописание падежных окончания имён существительных.  Морфологический анализ слова.

Проверочная работа. Создание алгоритма рассуждения при выборе написания слова. Работа с таблицами.

Умение опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

105-106

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных(§41)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Правописание окончаний имён существительных. Морфемно-словообразовательный анализ.

Орфографический тренинг. Морфологический анализ слов. Морфемный анализ.

Умение опираться на морфемно-словообразовательный анализ при выборе правильного написания слова.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

107-108

НЕ с именами существительными. (§42)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Принцип классификации. Правописание НЕ с именами существительными.

Орфографический тренинг. Морфологический анализ слов. Подбор антонимов и синонимов к словам. Чтение текста и беседа.

Умение опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Умение определять принцип классификации.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Индивидуальные задания.

109-110

Контрольный диктант. Работа над ошибками.

2

Уроки контроля и коррекции знаний.

Самостоятельная работа.

Проверка уровня  сформированности умений опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слов.

111-112

Имя прилагательное. (§43)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки имён прилагательных. Синтаксическая роль прилагательного в тексте.

Орфографический тренинг. Анализ и характеристика  слов с точки зрения морфологических признаков и значения, роли в тексте.

Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имени прилагательного

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

113-114

Повествование с элементами описания.

2

Уроки развития речи.

Упр. 329, стр. 33 (2)

Чтение и анализ текста.

Умение анализировать текст с точки зрения  его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу речи, передавать содержание текста с учётом заданного стиля и типа речи.

Анализ текста. Монологическая речь. Письменная речь.

115-116

Правописание окончаний имён прилагательных. (§44)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Правила написания гласных в безударном окончании имён прилагательных.

Орфографический тренинг.  Морфологический и морфемно-словообразовательный анализ слов. Составление алгоритма.

Умение опираться на морфологический и морфемно-словообразовательный анализ слов при выборе правильного написания слова.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Анализ текста.

117

Краткие прилагательные. (§45)

1

Урок комплексного применения изученного.

Полные и краткие прилагательные. Синтаксическая роль кратких прилагательных.

Орфографический тренинг. Развитие орфографической зоркости: составление алгоритма орфографического правила.

Умение распознавать краткие и полные имена прилагательные, произносить прилагательные в краткой форме, определять роль полной и краткой форм прилагательных.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Анализ текста. Словарный диктант.

118-119

НЕ с именами прилагательными.(§46)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Правописание НЕ с именами прилагательными. Принципы написания приставки/частицы.

Орфографический тренинг. Морфологический анализ слов. Подбор синонимов и антонимов.

Умение опираться на морфологический  анализ слов при выборе правильного написания слова. Умение определять принцип написания приставки/частицы.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Анализ текста.

120-121

Изложение прочитанного текста.

2

Уроки развития речи.

Упр. 347, стр. 40-41 (2)

Или стр.12-14 рабочей тетради № 2 + презентация.

Самостоятельная работа.

Умение читать и передавать впечатление от произведения искусства с опорой на текст искусствоведческого характера.

Изложение с соблюдением стилевого своеобразия и языковых средств, использованных автором.

122-123

Контрольный диктант. Работа над ошибками.

2

Уроки контроля и коррекции знаний.

Самостоятельная работа.

Умение анализировать языковой материал.

Проверка уровня  сформированности умений записывать текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.

124-125

Имя числительное. (§47)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки имён числительных. Роль числительных в тексте.

Орфографический тренинг. Морфологический разбор. Анализ и характеристика значений и признаков числительных.

Умение отличать числительные от других частей речи со значением количества, анализировать и характеризовать морфологические признаки числительных.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

126-127

Местоимение. (§48)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимений. Роль местоимений в тексте.

Орфографический тренинг. Морфологический разбор. Анализ и характеристика значений и признаков местоимений.

Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки местоимения, его синтаксическую роль.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Индивидуальные задания.

128-129

Контрольная работа по теме «Части речи. Местоимение». Работа над ошибками.

2

Уроки контроля и коррекции знаний.

Самостоятельная работа с текстом.

Проверка уровня  сформированности умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки частей речи, их роль в тексте.

130

Глагол. (§49)

1

Уроки изучения нового материала.

Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. Роль глагола в тексте.

Морфологический разбор. Анализ и характеристика значений и признаков глагола.

Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

131-132

Инфинитив.  (§50)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Личные и неопределённая формы глагола. Суффиксы инфинитива. Роль лексического повтора в тексте.

Орфографический тренинг. Классификация суффиксов инфинитива. Анализ текста.

Умение распознавать инфинитив и личные формы глагола.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

133-134

Средства связи предложений в тексте.

2

Уроки развития речи.

Создание текста с использованием средств связи.

Умение осуществлять выбор средств связи в соответствии с ситуацией, темой и условиями речевого общения.

Создание текста. Выполнение заданий к нему.

135

Время глагола.(§51)

1

Урок изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Категория времени глагола.

Орфографический тренинг. Работа с таблицей

Умение определять время глаголов, соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

136

Тип текста. Время в предложении и тексте. (§51)

1

Урок изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Способы выражения картины времени в предложении и тексте.

Анализ текста. Определение типовой принадлежности текста.

Умение определять типовую принадлежность текста, способы выражения картины времени в предложениях и тексте.

Постановка учебной задачи и выводы. Монологическая речь. Ответы на вопросы.

137

Сочинение описание.

1

Урок развития речи.

Создание текста-описания.

Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи.

Текст-описание.

138-139

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. (§52)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Типы спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы.

Орфографический тренинг. Морфологический разбор. Анализ языкового материала и составление рассказа.

Умение определять тип спряжения глаголов по временам, соотносить личные формы глагола с инфинитивом, составлять рассказ с использованием слов одной тематической группы.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь. Ответы на вопросы.

140-142

Правописание окончаний глаголов. (§53)

3

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Правила написания личных окончаний глагольных форм. (Ь, Е//Ё//И после шипящих).

Словарный диктант

Морфологический анализ. Составление алгоритма действий. Цифровой диктант

Умение определять тип спряжения глаголов по временам, соотносить личные формы глагола с инфинитивом, опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слов.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь. Ответы на вопросы.

143-145

Наречие. (§54)

3

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Наречие как часть речи.  Морфологические признаки наречия. Роль наречий в тексте.

Орфографический тренинг. Работа с таблицей. Анализ текста. Создание текста  в соответствии с коммуникативной задачей.

Умение опознавать наречия в тексте, анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки наречия, его синтаксическую роль.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь. Ответы на вопросы.

146-147

Служебные части речи. (§55)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Предлоги, союзы, частицы и междометия как части речи. Морфологические признаки служебных частей речи. Их роль в тексте.

Орфографический тренинг. Работа с таблицей. Анализ текста. Создание текста  в соответствии с коммуникативной задачей.

Умение характеризовать служебные части речи, обосновывать их отличия от самостоятельных частей речи, прогнозировать продолжение текста.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь. Ответы на вопросы.

148-149

Сочинение по картине.

2

Уроки развития речи.

Создание текста с использованием предлагаемых словосочетаний.

Умение читать текст художественного произведения и передавать его содержание письменно.

Текст сочинения.

150-151

Повторение материала по теме «Морфология». (§56)

2

Уроки повторения и закрепления  знаний.

Самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.

Проверка уровня сформированности определять части речи, анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки частей речи, их роль в предложении.

152-153

Контрольная работа.  Работа над ошибками.

2

Уроки контроля и коррекции знаний.

Самостоятельная работа с текстом и заданиями к нему.

Проверка уровня сформированности умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки частей речи, их роль в тексте.

Синтаксис и пунктуация. (48 часа + 9 часов развития речи)

154

Синтаксис и пунктуация. Что изучает синтаксис? (§57)

1

Урок изучения нового материала.

Основные понятия синтаксиса. Роль синтаксиса в формировании и выражении мысли.

Изучение теоретического материала. Работа со схемой. Развитие устной речи:планирование.

Умение отличать словосочетания от предложений, выполнять действия согласованно, планировать общие цели и результат работы.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Индивидуальные выступления.

155-157

Словосочетание. (§58)

3

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Понятие о словосочетании. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Нормы сочетания слов.

Словарный диктант

Работа со схемами и теоретическим материалом. Моделирование словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний.

Умение разграничивать словосочетания и сочетания слов, определять виды словосочетаний по главному слову.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

158-159

Предложение. (§59)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Понятие о предложении. Предложение как основная единица речевого общения. Границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Роль предложений в  формировании и выражении мысли.

Орфографический тренинг. Изучение теоретического материала. Работа в парах, микрогруппах. Определение границ предложений.

Умение определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи, отличать предложение от других языковых единиц.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

160

Главные и второстепенные члены предложения. (§59)

1

Урок изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Предложение как основная единица речевого общения. Порядок слов в предложении.

Буквенный диктант

Составление схем грамматических связей. Создание  монологического ответа по теме.

Умение распознавать главные и второстепенные члены предложений.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

161-162

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? (§60)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Виды предложений по цели высказывания. Интонационные и смысловые особенности предложения. Утвердительные и отрицательные предложения. Риторический вопрос.

Зрительный диктант. Изучение теоретического материала. Работа с таблицей. Анализ и характеристика интонации в предложениях.

Умение распознавать виды предложений по цели высказывания, анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности предложений.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Проектные задания.

163

Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение».

1

Урок контроля и коррекции знаний.

Самостоятельная работа с текстами и заданиями.

Умение анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности предложений.

Проверка уровня сформированности умений определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова, выделять словосочетания из предложения, .

164

Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

1

Урок развития речи.

Работа с текстом: анализ, продолжение.

Умение передавать в устной форме содержание прочитанного текста, создавать устное монологическое высказывание.

Устное монологическое высказывание с использованием определённого функционально-смыслового типа речи.

165-166

Наши эмоции и их отражение в предложении.

(§61)

2

Уроки развития речи.

Эмоциональная окраска предложений. Интонационные и смысловые особенности предложения.

Словарная работа. Анализ предложений.

Умение распознавать виды предложений по эмоциональной окраске, анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности предложения.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Индивидуальные задания.

167-168

Диктант. Работа над ошибками.

2

Уроки контроля и коррекции знаний.

Самостоятельная работа с текстом и заданиями к нему.

Проверка умения записывать текст в соответствии с правилами орфографии и пунктуации, анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности предложения.

169

Как писать отзыв.

1

Урок развития речи.

Структура отзыва на прочитанное произведение.

Анализ текста, составление алгоритма действий.

Умение выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного произведения в заданной форме.

Постановка учебной задачи и выводы. Письменный отзыв на прочитанное произведение.

170-171

Что такое грамматическая основа предложения? (§62)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Смысловая и грамматическая связь в предложении. Двусоставные и односоставные предложения.

Орфографический тренинг. Составление  алгоритма действий. Анализ предложений.

Умение опознавать (находить) грамматическую основу предложений, определять состав предложений по количеству основ.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Индивидуальные задания.

172-173

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. (§63)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Способы выражения подлежащего и сказуемого в предложениях. Тире между главными членами предложения.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Составление  алгоритма действий.

Умение определять способы выражения подлежащего и сказуемого, ставить тире между главными членами предложения.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Индивидуальные задания.

174-175

Второстепенные члены предложения. (§64)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Способы выражения дополнения, определения и обстоятельства в предложениях. Распространённые и нераспространённые предложения.

Проверочная работа. Анализ языкового материала. Составление  алгоритма действий. Синтаксический разбор.

Умение распознавать главные и второстепенные члены предложения, анализировать предложения с точки зрения синтаксиса.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Индивидуальные задания.

176

Определение. (§65)

1

Урок комплексного применения изученного.

Определение как член предложения, способы его выражения. Роль определения в предложении. Эпитеты.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Составление  алгоритма действий. Синтаксический разбор.

Умение опознавать определение как второстепенный член предложения.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Индивидуальные задания.

177

Дополнение. (§66)

1

Урок  комплексного применения изученного.

Дополнение как член предложения, способы его выражения. Роль дополнения в предложении.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Составление  алгоритма действий. Синтаксический разбор.

Умение опознавать дополнение как второстепенный член предложения.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Индивидуальные задания.

178

Обстоятельство. (§67)

1

Урок  комплексного применения изученного.

Обстоятельство как член предложения, способы его выражения. Роль обстоятельств в предложении.

Изучение теоретического материала. Составление  алгоритма действий. Синтаксический разбор.

Умение опознавать обстоятельство как второстепенный член предложения.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь

179-180

Изложение.

2

Уроки развития речи.

Анализ текста.

Умение передавать в письменной речи содержание прочитанного (прослушанного) текста и дополнять его.

Текст изложения с продолжением.

181

Однородные члены предложения. (§68)

1

Урок  комплексного применения изученного.

Понятие об однородных членах предложения. Условия однородности членов предложения.

Работа с теоретическим материалом и схемами. Анализ предложений и текста. Синтаксический разбор.

Умение осознавать условия однородности членов предложения, интонировать предложения с однородными членами, моделировать и использовать в речи предложения с однородными членами.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь

182-184

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. (§69)

3

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Пунктуация в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.

Работа с теоретическим материалом и схемами. Анализ предложений и текста. Синтаксический разбор. Моделирование предложений.

Умение пунктуационно оформлять предложения с однородными членами и обобщающим словом, моделировать и использовать в речи предложения с однородными членами.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Монологическая речь

185

Вопросный план текста.

1

Урок развития речи.

Составление простого плана текста, пересказ текста.

Умение составлять простой вопросный план текста, выполнять краткий пересказ.

Планирование устного (письменного) высказывания.

186-188

Обращение. (§70)

3

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Обращение в предложении: его функции и способы выражения. Формы обращения.

Орфографический тренинг. Работа с теоретическим материалом и схемами. Анализ предложений. Синтаксический разбор.

Умение определять обращение в предложениях и выделять их пунктуационно, правильно интонировать предложения с обращением, анализировать уместность форм обращения.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Проверочная работа по теме.

189-190

Прямая речь. (§71)

2

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Пунктуация и интонация в предложениях с прямой речью. Косвенная речь

Орфографический тренинг. Работа с теоретическим материалом и схемами. Анализ предложений. Синтаксический разбор.

Умение использовать предложения с прямой речью в письменной и устной речи, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, преобразовывать предложения с косвенной речью.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений.

191-192

План текста. Изложение с элементами сочинения.

2

Уроки развития речи.

Планирование. Самостоятельная работа

Умение составлять план текста, письменно передавать содержание текста, дополнять текст.

Изложение с элементами сочинения.

193-194

Контрольный диктант (контрольная работа). Работа над ошибками.

2

Уроки контроля и коррекции знаний.

Самостоятельная работа с текстом и заданиями к нему.

Умение записывать текст в соответствии с правилами орфографии и пунктуации.

Проверка уровня сформированности умений использовать в речи предложения с обращениями, прямой речью.

195-197

Сложное предложение. (§72)

3

Уроки изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений. Знаки препинания и интонация в сложном предложении.

Словарный диктант

Изучение теоретического материала и схем. Моделирование. Синтаксический разбор. Проверочная работа.

Умение опознавать сложное предложение, определять структурное и интонационное единство частей сложного предложения, преобразовывать простые предложения в сложные, выполнять синтаксический разбор.

Постановка учебной задачи и выводы, выполнение упражнений. Проверочная работа.

198-199

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». (§73)

2

Уроки повторения и закрепления  знаний.

Самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.

Проверка уровня сформированности умений анализировать строение словосочетания, структуру простого и сложного предложения, предложения с однородными членами, обращениями и прямой речью на письме.

200-201

Контрольный диктант. Работа над ошибками.

2

Уроки контроля и коррекции знаний.

Диктант с грамматическими заданиями.

Проверка уровня сформированности умений анализировать строение словосочетания, структуру простого и сложного предложения, предложения с однородными членами, обращениями и прямой речью на письме.

202-205

Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками.

4

Уроки контроля и коррекции знаний.

Самостоятельная работа по анализу текста.

Изложение, сочинение-рассуждение, задания к тексту.

206-210

Повторение. Фонетика.

Морфемика.

Морфология. Синтаксис, пунктуация.

5

Уроки повторения, закрепления  и коррекции знаний

Самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах.

Проверка уровня сформированности умений

ИТОГО: 210 часов (171час + 39 часов развития речи)



Предварительный просмотр:

Критерии и нормы оценки обучающихся

Тест:

80% от максимальной суммы баллов – «5»

60-80% - «4»

40-60% - «3»

0-40% - «2»

Сочинение: 

примерный объем классных сочинений 1,5 - 2 страниц. При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание излагается последовательно; работа отличается богатством словаря; достигнуто стилевое единство текста; в целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет.

Допущено ошибок: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или

 1 грамматическая.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме; имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен; стиль работы отличается единством; в целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

Допущено ошибок: 2 орфографические и

2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные,

или 2 грамматические

«3»

 В работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности; допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь; стиль работы не отличается единством; в целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

4 орфографические и 4 пунктуационные; или

3 орфографические и

5 пунктуационных;  или

7 пунктуационных, или

4 грамматических.

«2»

Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на  текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием

грубых речевых ошибок.

7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, или 7 грамматических ошибок.

Диктант:

«5» - Допущено ошибок: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая.

«4» - Допущено ошибок: 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные,  или 2 грамматические.

«3» - 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных;  или 7 пунктуационных, или 4 грамматических.

«2» - 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, или 7 грамматических ошибок.

Словарный диктант:

В словарных диктантах: (25-30 слов)

«5» - правильность 100-90%

«4» - правильность 90-80%

«3» - правильность 80-50%

«2» - правильность менее 50%

«1» - ошибочное написание 100% работы

Реферат:

Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата; в оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники; введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы; основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски; заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели; защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.

Самостоятельная работа:

Оценивается степень самостоятельности: без помощи учителя (3 балла);  незначительная помощь учителя (2 балла); существенная помощь учителя (1 балл); не справился (0 баллов) Правильность выполнения: работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла),  работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла), ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл), ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов). Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

6-5 баллов – «5»

4-3 балла – «4»

2-1 балл – «3»

0 баллов – «2»

Устный ответ:

Оценкой «5»  оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4»  оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.

Оценкой «3»  оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2»  оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения или теоретического лингвистического материала; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1»  оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения или теоретического лингвистического материала и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

рабочая программа по русскому языку по умк Л.М. Рыбченковой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО для 5 класса, с пояснительной запиской для курса 5-9классов...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс (УМК Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын)

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

Рабочая программа по русскому языку, 10 класс105 часов (Власенков, Рыбченкова)

Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку для 10-11 классов (профильный уровень) общеобразовательных учреждений А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, Н.А.Николиной,...