Урок русского языка в 7 классе на тему: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме

Колесникова Елена Григорьевна

Цель урока: формировать навык слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. На уроке используется тхнология диффренцированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Цель: Ознакомить учащихся с правилом правописания НЕ с причастиями; способствовать формированию навыков написания частицы НЕ и приставки НЕ- в причастиях; повторить правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами.

Оборудование: 1) учебник русского языка;

                           2) раздаточный материал (распечатан на каждого ученика).

Ход урока:

I. Оргмомент. Психологический настрой учащихся.

II. Мобилизующий этап.

        Учащимся предлагаются карточки:

(не) большая усадьба;  сильный (не) дуг; глядя на (не) приятеля; (не) ряшливый человек; звучала (не) скромность, а дерзкая гордость; (не) скошенные луга; ночь (не) светлая, а тёмная; (не) законченное строительство; совсем (не) уютный день.

I гр. – НЕ с сущ. и прил. – слитно

II гр. – НЕ с сущ. и прил. – раздельно

III гр. – НЕ с        ?     -     ?

Учитель. Начнём наш урок с работы по карточке. Работать будете в парах. Познакомьтесь с содержанием карточки. Сформулируйте к ней задание.

        Написанные в карточке словосочетания и отдельные фразы надо разделить на три группы. В первую группу включить материал, в котором НЕ пишется с именами существительными и прилагательными слитно. Во вторую – материал, в котором НЕ пишется раздельно. При работе с третьей группой надо определить, со словами какой языковой категории употребляется НЕ и как они пишутся.

        Ученики выполняют задание.

Учитель. Расскажите, в каких случаях НЕ пишется слитно с существительными и прилагательными. Подтвердите свой ответ примерами из карточки.

        Расскажите, когда НЕ пишется раздельно с существительными и прилагательными. При ответе используйте материал карточки.

        Ученики выполняют задание.

III. Формулирование учащимися темы и цели урока.

        Учитель. Назовите оставшиеся на карточках словосочетания. Определите, со словами какой языковой категории употребляется в них НЕ, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

        В словосочетаниях (не) скошенные луга, (не) законченное строительство НЕ употребляется с причастиями.. Значит, тема сегодняшнего урока: Правописание НЕ с причастиями.

        Тему урока учитель записывает на доске.

        Учитель. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

Цель урока: ознакомиться с правилом написания частицы НЕ с причастиями; учиться правильно писать НЕ с причастиями.

IV. Изучение нового материала.

        Работа по изучению нового материала проводится дифференцированно.

        I уровень:

1. Назовите условия, когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда раздельно.

2. Сформулируйте правило.

        С моря надвигались тучи, они были тёмно-лиловыми, непросвечивающимися. Раскаты грома держали нас в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила снесёт наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров.

        II уровень:

1. Перепишите в тетрадь таблицу. 2. Заполните её примерами из упражнения. 3. Подготовьте связный ответ о правилах написания НЕ с причастиями.

Не с причастиями пишется

Слитно

Раздельно

1. Не употребляется без НЕ.

1. Без НЕ употребляется.

2. Нет противопоставления с союзом А.

2. Есть противопоставление с союзом А.

3. Нет зависимого слова.

3. Есть зависимое слово.

        Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся, а глухо грохочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня. Не просохшая после дождя земля. Неизгладимое впечатление оставила гроза на море.

        III уровень:

Работа проводится под руководством учителя.

1. Запишите слова ненавистный, неуклюжий, негодующий, нелепый, неправильный, ненавидящий. Какое из этих слов лишнее и почему? (Слово неправильный лишнее, потому что может употребляться без НЕ. При затруднении учащимся можно задать вопрос: «Какие слова употребляются без НЕ, а какие нет?»)

2. Определите, какой частью речи является каждое слово. Как вы определяете часть речи?

3. Почему данные прилагательные написаны с НЕ слитно? Почему глаголы ненавидеть, негодовать пишутся с НЕ слитно? Сделайте вывод.

4. Прочитайте предложения, записанные на доске:

        Здесь протекла не глубокая, а мелкая река. Он мне не друг, а враг.

- Почему НЕ с существительными и прилагательными в данных примерах пишется слитно?

5. Запишите примеры в тетрадь:

        Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.

Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.

         В каком случае НЕ с причастиями пишется слитно? Сделайте вывод, проверьте себя по учебнику.

6. Перепишите, раскройте скобки:

        Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.

- Проверим, что у нас получилось в ходе работы каждой группы.

I группа объясняет примеры, выполненные самостоятельно. II группа – образец рассуждения с примерами. III группа дает связный ответ с примерами.

V. Закрепление.

1. Индивидуальные задания по карточкам (для сильных учащихся.)

Карточка № 1

        Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите, где в предложениях прилагательные, а где причастия. Ответьте на вопрос: слитно или раздельно?

        «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда» Г. Остера и для послушных, и для (не)послушных детей. Автор считает что воспитанные мальчики и девочки больше нравятся людоеду, чем (не)воспитанные. Встретив людоеда, поторопитесь сообщить ему что руки у вас (не)вымыты ногти (не)стрижены) волосы (не)причесаны ботинки (не)начищены одежда (не)поглажена (не)заштопана.

        Как ты считаешь, советы Г. Остера (не)вредны или (не)полезны?

Карточка № 2

        Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Найдите и подчеркните краткие причастия в стихотворении Джанни Родари. Ответьте на вопрос: слитно или раздельно?

        Вечно ворчит

        На служанук хозяйка:

        Плохо погладила

        Платье, лентяйка.

                      Окна (не)вымыты

                         Пол (не)натерт

                        Ложка пропала

                        (Не)выпечен торт.

        Дня не проходит

        Без новой придирки:

        Соус без соли

        Крендель без дырки.

                         Кот (не)накормлен

                         Кофе (не)молото

                         Плохо начищены

                         Бронза и золото.

        Лопнул стакан

        И разбиты две банки…

        Туго приходится

        Бедной служанке!

                                Перевод С. Маршака.

2. Дифференцированные задания.

        I уровень:

        По (не) успевшей остыть за ночь (не) скончаемой степи носится шаловливый ветер.

        Сердце всегда верит в (не) скудеющую силу природы         и ее (не) тленную красу.

        Косо тянутся ничуть (не) остывшие вечерние тени.

        Все это простое, но родное, производит (не) изгладимое впечатление и находит место в русской душе.

        Вот полевая (не) протоптанная дорожка пробирается через стоптанное сбитое жнивье.

        (Не) скошенные (не) обозримые луга так душисты, что с (не) привычки туманится и тяжелеет голова.

Причастия

действительные

страдательные

Н. в.

Пр. в.

Н. в.

Пр. в.

1

1

-

-

1

2

-

-

1

1

3

-

1

1

-

4

-

1

-

-

5

-

-

-

3

6

-

-

1

-

 

        Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к этому упражнению.

        (Надо написать упражнения, ориентируясь на число имеющихся в них действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Раскрыть скобки.)

         Проанализируйте все слова упражнения, написанные с НЕ. Скажите, какое слово можно исключить из них и почему? Расскажите, как оно пишется.

        (Можно исключить слово непривычки. Это существительное, а остальные слова с НЕ причастия. НЕ в слове непривычки пишется слитно, так как образует новое слово.)

        Учитель. Расскажите о написании НЕ с причастиями, предварительно объединив их по группам.

        II уровень:

1) (Не) забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

2) Светлая полоса еще (не) закрытая черной тучей озаряла нашу спальню.

3) Вдруг полил дождь (не) прекращавшийся в течение целого часа.

4) Сквозь (не) занавешенные окна постоянно была видна молния.

5) Раскаты грома (не) смолкавшие ни на минуту держали нас в состоянии (не) прекращающегося страха.

        Спишите предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Сгруппируйте предложения согласно положениям правила «Слитное и раздельное написание не с причастиями» на с. 65 учебника.

        III уровень:

Объяснительный диктант.

        Человек и море не случайно любят непокой и беспредельность…

Есть в них неразгаданная тайна, есть в них недосказанная цельность (Д. Степанов.)

        Тучи походили на волны, ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребтами и на пропасти из которых вырваны эти волны и на зарождавшиеся валы еще не покрытые зеленоватой пеной бешенства и гнева. (М. Горький.)          

VII. Дифференцированное домашнее задание.

        «3» - упр. 133;

        «4» - упр. 134;

        «5» - упр.138.

VIII. Рефлексия.

Прошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке. Прикрепите клейкие квадратики к предложению, которое соответствует тому, насколько хорошо вы усвоили тему «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». (Предложения записаны на листе ватмана, который прикреплен на доске.)

Тема усвоена полностью.

Требуется повторить.

Тема не усвоена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Конспект урока-практикума в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Коспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса в нетрадиционной форме....

Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"

Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...

Урок русского языка 7 класс "НЕ с причастиями"

Тема:  Слитное и раздельное написание НЕ- с причастиями. Цель урока: 1) познакомить уч-ся с правилом написания не- с причастиями;2) формировать навыки написания частицы не и...

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...