Урок развития речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Ковалева Ирина Борисовна

Рецензия на текст Д.Тепмплтона "Всемирные законы жизни". Цель - дать навыки написания рецензии, анализа текста. Учить создавать собственное высказывания на основе текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zozh_retsenziya.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Р/р. Рецензия на текст из книги Д. Тепмплтона «Всемирные законы жизни» (2 урока)

Цели: а) дать первоначальные навыки написания рецензии; б) провести анализ текста; в) дать понятие слова рецензия; г) продолжить работу по овладению учащимися орфографическими умениями и навыками; д) учить создавать собственные высказывания на основе предложенного текста.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Запись в словари: рецензия — это критический отзыв, оценка художественного, научного произведения.

Сегодняшний урок—первый шаг к составлению и написанию рецензии.

3.  Чтение текста учителем (текст перед глазами каждого школьника).

(/) «Улыбайтесь и весь мир будет улыбаться вместе с вами; плачьтеи вы будете плакать один». (2) Всем нравится быть рядом с тем, кто легко улыбается. (3) Если на улице встретятся два незнакомца и один из них улыбнётся, то второй скорее всего улыбнётся в ответ. (4) Почти все ценят тех, кто способен вызвать у них улыбку. (5) Улыбка, какой бы мимолётной она ни была, может поднять нас над повседневностью, (б) Улыбка проникает нам в душу и выводит на поверхность те причины, по которым нам следует радоваться жизни. (7) Этоподарок, который мы можем сделать каждому, кто нам встречается, и который можем сделать и самим себе. (8) Жить с улыбкой это всё равно что бросать дрожжи в смесь муки с тёплой водой: потом остаётся только ждать, когда тесто поднимется. (9) Большинство из нас испытывает влечение к тем, у кого позитивный взгляд на жизнь. (10) У оптимиста есть повод для улыбки, а его улыбка выражает его веру в жизнь. (11) Наоборот, пессимист считает, что у него нет причины улыбаться, и живёт без улыбки, без веры... и часто оказывается одинок. (12) Способность улыбаться даже перед лицом трудностей пессимисту не дана. (13) Он бессознательно решил не обращать внимания на множество благ, которые дарует ему жизнь. (14) Когда мы умеем улыбаться перед лицом трудностей, то нам легче решать наши проблемы. (15) Живя с улыбкой, мы видим радость жизни, что бы вокруг нас не происходило.(16) С помощью одной только улыбки мы можем передавать эту радость другим. (17) Улыбка заразительна! (18) Возможно внешне на неё никак не отреагируют, но в душе мы почувствуем, что получили подарок. (19) Принимая решение ответить на улыбку, мы говорим жизни «Да!» (20) Мы заявляем, что даже пред лицом трудностей мы не теряем веры в жизнь. (21) И наша улыбка может передавать эту веру всем, с кем мы встречаемся.

4. Чтение текста детьми (про себя).

5. Чтение текста вслух одним учеником.

6. Анализ текста.

— Какова главная мысль текста? Какое предложение самое главное (подчеркнуть в тексте карандашом). Запись в тетради фразы: «В этом тексте говорится о ...»

— Выделите ключевые слова. Двумя чертами подчеркните главное ключевое слово (улыбка).

— Какими словами или словосочетаниями заменяет автор в тексте главное ключевое слово? Выделите в тексте волнистой линией (подарок, выражение веры в жизнь).

— Какие прилагательные автор использует, характеризуя слово улыбка.? (Мимолётная улыбка; заразительная улыбка).

— Как вы понимаете слова пессимист и оптимист?

Выпишите эти слова себе в словари. Почему пессимист и оптимист по-разному смотрят на жизнь? 

-Как вы понимаете слово «эмоции»?

Эмоции (лат) — потрясаю, волную. Эмоции бывают положительные и отрицательные. Какие состояния выражают эмоции?

«Кто больше» (радость, восторг, восхищение, грусть, печаль, заботу, страх, удивление, потрясенность, горе, испуг, ярость).

Эмоции - это не только наше отношение к происходящему, они выражают чувства, помогают нам справляться с различными сложными ситуациями. Положительные эмоции полезны для нашего здоровья.

—  Какие чувства выражает смех? Полезно или вредно для здоровья смеяться? Почему?

—  Последствием каких событий или поступков чаще всего бывают радость и смех?

Постарайтесь понять, какое чувство провоцирует вас на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость)

Вывод. Главное - действовать, не впадать в панику, уметь быстро принимать решения.

Суета плохой помощник,

В час, когда пришла беда,

Лишь спокойствие поможет,

 Паникерство - никогда!

Готовьте себя к спокойному восприятию любой ситуации, в тоже время старайтесь избегать стрессов.

—В чём же основная мысль текста? В каком предложении это отразилось? Запись в тетради: «Основная мысль текста заключена ...»

— Найдите средства художественной изобразительности и выпишите их себе в тетради (лучше работать в группах).

Для чего используются эти средства выразительности автором? (придания тексту образности, выразительности, эмоциональности).

— Чтение выписанных из текста средств художественной изобразительности.

— Определите тип данного текста. Запись: «Текст является ..., так как...»

— Каков стиль данного текста?

— Сколько микротем в данном отрывке вы можете выделить? — Какова структура текста? (сколько частей, о чём говорится в первой части, во второй, в третьей...)

—Каков способ связи в предложениях?

— Каково авторское отношение к изображаемому?

 Запись в тетради: «В тексте автор затрагивает ...»

— Согласны ли вы с автором?

Запись в тетради: «Я полностью согласен с автором, потому что...» (возможны варианты).

7. На доске открывается примерный план написания рецензии.

1. Тема.

2.  Смысл текста, структура (главная мысль, количество абзацев, способы соединения предложений).

3. Стиль текста.

4. Тип текста.

5. Языковые средства.

6. Отношение автора к изображаемой проблеме.

7. Моё отношение к проблеме.

— Как лучше построить первое предложение? Можно ли начать с риторического вопроса?

Запись в тетради: «Что же такое улыбка? Для меня это...»

 Чтение составленных учениками предложений.

8. Открываем слова, помогающие соединять части текста.

 —Какие ещё слова или фразы мы могли бы дополнить? Вспомните слова-сцепления.

Я могу сказать, мне кажется, меня заинтересовал, во-первых, по мнению, согласно, отсюда следует, я смею утверждать и т. д.

9. Составление текста рецензии на черновиках. 

Вывод. Здоровье  - это состояние полного физического и душевного благополучия, а не только отсутствие болезни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...