Конспект урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ашуров Сергей Шамсиевич

Приставочный и суффиксальный способы образования слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Приставочный и суффиксальный способы образования слов.(продолжение)

Цель: знать основные способы образования слов,

       уметь соотносить слово с исходным и выявлять словообразующие морфемы,

       уметь производить словообразовательный разбор.

Тип урока: урок обобщения полученных знаний

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация изученного ранее

Ребята, скажите, откуда в языке берутся новые слова?

Попробуем разобраться на конкретном примере, возьмём всем известное слово оценка.

Подберите к нему как можно больше однокоренных слов, может, это поможет разобраться?

(Дети в тетради записывают однокоренные слова, а затем читают вслух и выносят на доску:)  оценка, оценить, ценный, бесценный, цена, ценить...

Внимательно посмотрите на слова, на их морфемный состав.

Как появилось слово "оценка"? От какого слова образовано?

 3. Целеполагание                           

Тема нашего сегодняшнего урока "Словообразование".

Какова цель? (Дети самостоятельно ставят цель)

Узнать, что такое словообразование, как, какими способами образуются слова в русском языке. Научиться определять способы словообразования.

4. Введение нового материала.

Сначала давайте попробуем определить, что такое словообразование?

(Дети дают определение по образцу: словообразование - это 1) раздел науки о языке, который изучает способы образования новых слов;  2) способ пополнения словарного состава языка)

А теперь поговорим о способах словообразования:

оценка  от оценить  при помощи суффикса -к-,  способ словообразования суффиксальный

ценный  от  цена     при помощи суффикса -н-, способ словообразования суффиксальный

ценить  от  цена     при помощи суффикса -и-, способ словообразования суффиксальный

бесценный от ценный при помощи приставки -бес, способ словообразования приставочный

Только одно слово не поддаётся словообразовательному анализу, какое? (Цена) Это слово является исходным, от него были образованы однокоренные слова.

А теперь давайте запишем, как мы определяем способ словообразования:

1. Записать слово.

2. Подобрать исходное для данного слова.

3. Выделить общую часть у заданного и исходного слова.

4. Выделить словообразовательную морфему, при помощи которой образовано данное слово.

5. Назвать способ словообразования.

С какими способами словообразования мы познакомились? (Приставочный и суффиксальный)

5. Работа с учебником (закрепление полученных знаний): упражнение 185

-найдите и выпишите глагол с орфограммой «Буквы (з) с на конце приставок». По какому опознавательному признаку ты будешь ее искать? (стечение согласных)

Узнали мы с вами о способах словообразования?

Теперь будем учиться определять способ образования слов. Что нам поможет в этом? (Порядок действий)

Работа у доски и в тетради: 1. Записываю слово ПРИСТАВИТЬ.

                              2. Это слово образовано от слова СТАВИТЬ.

                              3. Общая часть СТАВИТЬ.

                              4. Слово образовалось при помощи приставки -ПРИ.

                              5. Способ словообразования приставочный

Писатель (писать) - суффиксальный, ракетчик (ракета) - суффиксальный, , подрасти (расти) - приставочный.

 6. Самостоятельная работа (по схеме) 

Рассмотреть -   смотреть (пристав.), обгонять --- гонять (прист.), цветной ---цвет (суффикс.), ручка --- рука (суффикс.), подруга --- друг (прист.), осенний --- осень (суффикс.), скользкий --- скользить (суффикс.)

 Кто выполнил безошибочно? Кто допустил ошибки? Почему? На каком этапе?

7. упражнение 186 – выпишите имена существительные и имена прилагательные, образованные суффиксальным способом. В первых четырех строчках найдите и выпишите глаголы, образованные приставочным способом.

8. Итог урока: какова была цель нашего урока?

                           Что такое словообразование?

                            Какие способы словообразования мы знаем?

                            Как определяем способ словообразования?

9. Домашнее задание: упр. 186 (доделать до конца)

теория п. 18

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...