Неопределённая форма глагола
презентация к уроку (русский язык, 5 класс) по теме

Лазарева Ольга Валерьевна

Данная презентация содержит материал для изучения темы "Неопределенная форма глагола" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelyonnaya_forma_glagola.pptx1.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неопределённая форма глагола (инфинитив) Тема урока

Слайд 2

В вышине необ .. ятной лазури ра ..дают.. ся серебряные г..л.. са жав..р.. нков . Синтаксическая пятиминутка

Слайд 3

1) Что обозначает глагол? Повторим! 2) На какие вопросы отвечает глагол? 3 ) Как изменяется глагол в настоящем и будущем времени? 4 ) Каким членом предложения обычно является глагол? 5 ) Как пишется глагол с частицей НЕ? 6 ) Назовите глаголы, которые без НЕ не употребляются?

Слайд 4

* Уточнить представления о неопределённой форме глагола, как начальной. * П равильно ставить вопросы Что делать? Что сделать? * Особенности неопределенной формы глагола * Уметь правильно писать и употреблять в речи глаголы неопределённой формы. Учебная задача:

Слайд 5

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? Это начальная форма глагола. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. (на то она и неопределённая) Н.ф глагола имеет – ТЬ ,- ТИ : работать, нести ( суффикс ) и нулевое :беречь В н.ф после буквы Ч пишется Ь: бере чь , бере чь ся Новый материал:

Слайд 6

Закрепление:

Слайд 7

Найдите в тексте глаголы в неопределенной форме Надо же было мне во сне на Северном полюсе очутиться! Как начал я зябнуть, мёрзнуть, дрожать, трястись и зубами стучать. Стал я на себя кофты натягивать и шубы надевать, голову заматывать, кутать, на руки дышать. И ещё прыгать и в ладоши хлопать, чтоб согреться. Принялся костёр разжигать и от ветра прятаться. Ужасно я начал злиться и сердиться на свой сон! И тут как раз проснулся.

Слайд 8

Поставьте глаголы в неопределённую форму Болею, брожу, репетирую, владею, соревнуюсь, строю, взвешу, жарю, солю, фотографирую, сею, свечу, смотрю, заворачиваю.

Слайд 9

Отредактировать текст, раскрыв скобки и поставив глаголы в нужную форму. Редактор 1) (Живём) – Родине (служим) 2) Нам песня (строил) и (жил) помогает. 3) (Ученье) – ум (точенье) 4) Братья дружною толпою выезжают (погуляли), серых уток ( постреляли). 5) На припёке хорошо (греться) и (нежиться) спинку.

Слайд 10

Объясните выражения, определите инфинитив и произведите морфемный разбор глаголов в э той форме « Объяснялки » * Бить баклуши - * Водить за нос – * Прикусить язык – * Надуть губы - * Болеть душой – * Делать из мухи слона – * Ждать у моря погоды - Бездельничать Обманывать Замолчать Обидеться Переживать Преувеличивать Н адеяться

Слайд 11

Объясните правописание Ь после шипящих в словах. Печ … калач.., улыбнёш .. ся весело, стрич … волосы,(не) видели туч.., молодец могуч…, тёмная ноч .. . Выполнение упражнения № 627, стр 248

Слайд 12

Синтаксические минутки Выделите грамматические основы . На речке я научился плавать, править веслом, переходить воду по тонкому бревнышку. Люблю следить за чайкой крылатой. Мне выпало счастье быть русским человеком. Вывод: глагол в неопределенной форме может быть любым членом предложения

Слайд 13

Развитие речи. * Рассмотрите рисунок, придумайте глаголы неопределённой формы с суффиксом – ть , - чь , - ти . . * Составьте 2-3 предложения, используя глаголы в неопределённой форме.

Слайд 14

1) Есть ужин. 2) Ярко блестеть, сияя переливчатым светом. 3) Становиться жёлтым. 4) Находиться в действии, в работе. 5) Поддаваться действию огня. Уничтожаться огнём. 6) Испытывать желание, хотеть. 5 2 3 1 4 6 Кроссворд

Слайд 15

Кроссворд 1 ) Есть ужин. 2 ) Ярко блестеть, сияя переливчатым светом. 3 ) Становиться жёлтым. 4 ) Находиться в действии, в работе. 5 ) Поддаваться действию огня. Уничтожаться огнём. 6 ) Испытывать желание, хотеть. 5 Г о 2 с 3 ж р 1 у в е 4 р е 6 ж е л а т ь и р т б ь н к е о а а т т т т ь а ь ь т ь

Слайд 16

1) Неопределённая форма глагола – это.. Обобщим 2 ) На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? 3 ) На что заканчивается суффикс или окончание в неопределенной форме? 4 ) ЧЬ в инфинитиве – суффикс или часть корня? 5 ) Почему начальная форма глагола называется неопределённой?

Слайд 17

Параграф 110, стр 247 № 625, 626 Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 3 классе "Неопределённая форма глагола"

Задачи урока:1.   Познакомить с неопределённой формой глагола.2. Развивать умение распознавать падеж имени прилагательного.3.   Формировать навык правописания окончаний прилагател...

Конспект урока мокшанского языка в 5 классе по теме "Неопределённая форма глагола"

Конспект урока мокшанского языка в 5 классе по теме "Неопределённая форма глагола"...

Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"

Целью данного  урока является уточнение и расширение знаний детей о неопределённой форме глагола. В ходе урока выполняются различные разноуровневые и занимательные задания, которые влияют на разв...

План - конспект урока в 5 классе "Неопределённая форма глагола"

Урок русского языка в 5 классе "Неопределённая форма глагола"...

Обобщение знаний по теме «Неопределённая форма глагола».

Подобранные задания по теме «Неопределённая форма глагола» помогут учащимся повторить в игровой форме изученный материал, а учителю – оценить достижения учащихся....

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Неопределённая форма глагола»

Технологическая карта урока 5 класс Тема:"Неопределённая форма глагола"...