Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Литвинова Наталья Александровна

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_klass.docx58.78 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка.

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе следующих нормативных документов:

  1. « Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку». Приказ Министра образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004 года.
  2.  « Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку». Письмо Департамента государственной политики и образования МОиН РФ от 07.06.2005 года № 03-1263.
  3. Примерные программы основного общего образования, Русский язык. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
  4.  Авторская « Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы» Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов. М.: «Мнемозина», 2009г
  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год. («Вестник образования» №6 март 2012 г.)
  6. Школьный учебный план на 2012-2013 учебный год, положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов в МАОУ «СОШ № 7»
  7.  Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов в МОУ «СОШ №7».
  8.  Методическое письмо Министерства ОиН Челябинской области  «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» за № 24/5135 от 10 июля 2012 года.

II. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе-210 часов (6 часов в неделю).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

III. Цели обучения.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

IV. Реализация национально-регионального компонента языкового образования.

В тематическое планирование включены часы Н-р компонента. Содержание регионального компонента определяется конкретно в каждом субъекте РФ и закрепляется в областном базисном учебном плане. Соотношение с федеральным компонентом устанавливается на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области (содержание НРК не должно превышать 10-15% содержания языкового образования).

     Реализация регионального компонента языкового образования предполагает широкий спектр направлений, осуществляемый в следующих целях:

- обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности;

- повышение языковой культуры учащихся;

- овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения;

- овладение русским речевым этикетом.

                          Направления реализации НРК:

  1. Лингвистическое.
  2. Культурологическое.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

     Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

-интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

-организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

     Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты:

- знать-понимать перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

- уметь –перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и в его повседневной жизни.

 

Ориентация курса русского языка на планируемые результаты обучения

     Предметные:

- знаниевые;

- деятельностные;

- компетентностные.

     Метапредметные:

- коммуникативные;

- регулятивные;

- познавательные.

     Личностные:

- аксиологические;

- морально-этические.

Метапредметные результаты обучения русскому языку

     Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, в учебной деятельности на метапредметном уровне.

     Владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом).

     Коммуникативно целесообразное взаимодействие с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности; овладение национально-культурными нормами речевого поведения.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса.

     Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

     К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим, толковым словарями;

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала. Пользоваться орфоэпическим словарем.

     По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

     По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

     По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, по опыту, по картине.

     Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

     Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

     Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

     Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

     Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

     Учебно-методические комплекты по русскому языку полностью соответствуют требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и реализуют его основные идеи:

-  утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;

-  ориентация на планируемые результаты обучения;

-  усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;

-  реализация системно-деятельностного подхода в образовании;

-  формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Идеи нового ФГОС определяют инновационные особенности УМК по русскому языку:

- формирование представления о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; развитие любви к родному языку, устойчивого интереса к его изучению, стремления и способности к речевому самосовершенствованию;

- целенаправленное развитие врожденного чувства языка и речемыслительных способностей учащихся;

- формирование представления о родном языке как средстве общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности и на этой основе реализация метапредметных связей в обучении;

- направленность на формирование метапредметных умений и навыков, связанных с развитием видов речевой деятельности, которые ,прежде всего заключаются в способности извлекать из разных источников, преобразовывать и преподносить информацию, а также создавать собственные высказывания в устной и письменной форме;

- ориентация на системность восприятия и усвоения учебного материала, демонстрацию внутрипредметных связей явлений языка и формирование на этой основе системы знаний, умений и навыков по предмету;

- ярко выраженная семантическая направленность в изучении грамматико-орфографического материала; усиленное внимание к употреблению в речи изучаемых явлений языка (нормативный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты);

- демонстрация эстетической функции языка, которая максимально проявляется в лучших образцах русской классической и современной художественной литературы.

Учебно-методическое обеспечение

 Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплекс под редакцией С.И. Львовой, так как он соответствует следующим требованиям:

     1) наличие программного и учебно-методического обеспечения;

     2) соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

     3) соответствие УМК государственному стандарту;

     4) соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах,

     5) наличие дидактических пособий для учащихся;

     6) обеспеченность образовательного учреждения учебниками;

     7) эффективность учебников.

Программа

Учебник

Методические пособия для учителя

Дидактические пособия

Контрольные материалы

Авторская « Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы» Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов. М.: «Мнемозина», 2009г.

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов. –М.: Мнемозина, 2012.

Васильевых Ирина Павловна. Редактор Львова С.И.

Издательство: Мнемозина, 2012 г.

Прохватилина Л.В. «Проверь себя» Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс». М.: - Мнемозина, 2012.

Проверь себя. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.Л.В. Прохватилина; под ред. С.И. Львовой. –М.: Мнемозина, 2011

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Стартовая диагностика. Учебное пособие для учащихся 5-х классов.  Н.Н. Титаренко, Л.Н. Чипышева, О.А. Горовая, В.Н. Ашмарина, В.В. Тайницкая, Т.А. Носова –Челябинск: НП Инновационный центр «РОСТ», 2012. Гостева Ю.Н., Львов В.В. Тесты по русскому языку 5 класс. М.: Экзамен, 2012.

               Выбор и обоснование технологии обучения:

  •   Информационно-коммуникационные технологии.

      Необходимость внедрения информационных технологий в современное образование, формирование компетентности учащихся ни у кого не вызывает сомнений. Личностно-ориентированное обучение, объединение разных педагогических технологий, обучение в сотрудничестве – вот в чем заключается гуманистический подход в современной педагогике.

      Информационные технологии ставят учащегося-исследователя, заставляют понимать, достаточно глубоко, суть изучаемой проблемы. Изучая и анализируя разные информационные источники, учащиеся вместе с преподавателем учатся ставить цели, планировать ожидаемый результат и, что важно, предлагают возможные решения познавательной задачи. Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому  « зазвучать» уроку, позволяют использовать самые различные источники информации, использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.

  • Технология проблемного обучения.

     Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

  • Личностно-ориентированные технологии.

     Личностно-ориентированные технологии предполагают отказ учителя от авторитарной модальности в общении с учащимися. Это необходимо для создания партнерских, доверительных отношений между учителем и учащимися, которые в значительной степени влияют на качество усвоения оперативных знаний школьниками.

урока

Содержание национально-регионального компонента

Время

проведения

10

Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

10 мин.

16

Основные виды информационной  переработки текста.

20 мин.

26

Рассуждение

на основе прочитанного текста

45 мин.

29

Умение использовать в речи СПП и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

10 мин.

34

Развитие монологической речи

Структура, порядок оформления

45 мин.

38

Совершенствование речи уч-ся, обогащение её, создание собственного текста

25 мин.

43

Умение пользоваться деловой речью

в определенной обстановке, составление деловых бумаг

25 мин.

44

Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

10 мин.

48

Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

15 мин.

54

Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

15 мин.

60

Развивать устную речь уч-ся, прививать любовь к родному языку, пробуждать гордость за него.

25 мин.

62

Употребление лексики, характерной для разных стилей

25 мин.

64

Отработка навыков конспектирования и реферирования.

Тезисы, конспект, культура письменной речи

45 мин.

Итого

315 мин.

Календарно-тематическое планирование

Тема, раздел

Основное содержание. Понятия.

Национально-региональный компонент

Виды деятельности (учебные действия)

Диагностика  (вид, форма контроля)

1.

Язык – универсальное средство человеческого общения. Знакомство с учебником.

Знакомство с учебником

2.

Лингвистика – наука о языке и речи. Зачем нужно изучать лингвистику?

Лингвистика – наука о языке и речи.

3.

Введение в лингвистику.

Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки.

Классификация звуков русского языка.

Повторение предложений с однородными членами.

4.

Звукопись в художественном тексте. Фонетическая транскрипция.

Транскрипция.

Звукопись.

Повторение предложений с однородными членами.

5.

Фонетический разбор.

Фонетический разбор.

Повторение сложных предложений.

6.

Слог. Ударение. Понятие об особенностях и роли ударения. Логическое ударение при выразительном чтении.

Понятие об особенностях и роли ударения. Логическое ударение при выразительном чтении.

Логическое ударение при выразительном чтении.

Повторение сложного предложения и предложений с однородными членами.

7.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности произношения гласных звуков.

Особенности произношения гласных звуков.

Особенности произношения гласных звуков.

8.

Основные правила произношения согласных звуков. Орфоэпический разбор.

Орфоэпический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.

Работа с орфоэпическим словарем.

Работа с орфографическим минимумом (упражнение

9.

Произношение согласных звуков и некоторых их сочетаний. Фонетический и орфоэпический разборы.

Фонетический и орфоэпический разборы.

10.

Закрепление и обобщение по разделам «Орфоэпия» и «Фонетика». Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

11.

Графика как раздел лингвистики.

12.

Алфавит и его использование.

Алфавит и его использование.

13.

Звуки и буквы. Ъ и Ь знаки. Буква Ь и ее отсутствие в сочетаниях НЧ, НЩ, РЩ, ЧН… Непроизносимые согласные. Обозначение орфограмм. Фонетический разбор.

Непроизносимые согласные. Обозначение орфограмм.

Фонетический разбор.

14.

Обозначение звуков с помощью букв Е,Ё, Ю, Я. Звуковое значение букв. Сопоставление звукового и буквенного состава слова.

Звуковое значение букв. Сопоставление звукового и буквенного состава слова.

Сопоставление звукового и буквенного состава слова.

Подготовка к контрольной работе.

15.

Обозначение звуков с помощью букв Е,Ё, Ю, Я. Звуковое значение букв. Сопоставление звукового и буквенного состава слова.

Подготовка к контрольной работе.

16.

Стартовая диагностика.

Стартовая диагностика.

Морфемика и орфография

17.

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Морфемы словообразующие и формообразующие.

Морфемы словообразующие и формообразующие. Стилистические функции морфем, их выразительные возможности.

Работа со словарем значения морфем.

18.

Окончание как формообразующая морфема. Словообразующие морфемы.

19.

Корень слова.  Формирование представлений о морфемной модели слова. Определение на основе модели лексических и грамматических особенностей слова. Поморфемное письмо. Изменение в морфемном составе слова.

Разбор слова по составу. Поморфемное письмо, правописание морфем, однокоренные слова и корни омонимы.

20.

Корень слова. Понятие об этимологии. Этимология как раздел  лингвистики. Этимологический словарь. Структура словарной статьи.

Этимология как раздел  лингвистики. Этимологический словарь. Структура словарной статьи

Разбор слова по составу.

21.

Чередование гласных и согласных в морфемах. Чередование гласных в корне. Опора на морфемный разбор при орфографическом разборе.

Понятие о написании О-А в корнях КОС-КАС, ЛОЖ-ЛАГ и чередование  Е-И в корнях БИР-БЕР, ТИР-ТЕР и др.).

22.

Чередование согласных в корне

Орфографический минимум (подготовленный диктант)

23.

Чередование О-Е с нулем звука. Чередование полногласных и неполногласных сочетаний.

24.

Урок обобщения по теме «Морфемика».

Самостоятельная работа.

Лексикология.

25.

Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения слов. Объяснение значения путем толкования слов. Работа с толковым словарем.

Толковый словарь. Структура словарной статьи, пометы.

Работа с толковым словарем.

26-27.

Объяснение лексического значения слова методом подбора синонимов и антонимов

Синонимы. Антонимы.

28.

Объяснение лексического значения методом подбора однокоренных слов.

Однокоренные слова.

29.

Тематические группы слов. Родовые и видовые понятия.

Тематические группы слов. Родовые и видовые понятия.

30. РР

РР. Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка» «Цветы последние милей роскошных первенцев полей».

Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка» «Цветы последние милей роскошных первенцев полей».

Сочинение по картине.

Орфография.

31.

Орфография как раздел лингвистики. Разделы русской орфографии. Виды орфограмм Правописание морфем. Правила переноса слов.

Разделы орфографии. Виды орфограмм.

Обучение графическому комментированию орфограмм и пунктограмм.

32.

Правописание И,У,А после шипящих. Правописание сочетаний ЧН,ЧК,НЧ, НЩ, РЩ.

33.

Правописание корней. Правописание безударных гласных в корнях слов. Обучение графическому комментированию.

Проверяемая безударная гласная в корне слова.

34.

Правописание безударных гласных в корнях слов. Изложение-миниатюра.

35.

Правописание согласных в корнях слов. Основные правила написания согласных в корнях слов. Группировка слов по видам орфограмм.

Проверяемые и непроверяемые согласные в корне . Удвоенные согласные. Непроизносимые согласные.

Графическое комментирование орфограмм.

36.

Правописание согласных в корнях слов. Закрепление.

Графическое комментирование орфограмм.

37-38.

Правописание безударных окончаний –И, -Е в именах существительных. Понятие о склонении существительных на –ИЯ, -ИЙ, -ИЕ. Имена собственные и нарицательные..

Понятие о дополнении и обстоятельствах, выраженных существительными.

Графическое комментирование орфограммы.

39.

Правописание безударных личных окончаний глаголов. НЕ с глаголами. Ь знак глаголов 2-го лица.

Понятие о глагольном и именном сказуемых.

Обучение графическому комментированию орфограммы.

40.

Контрольная работа. Повторная диагностическая работа.

Контрольная работа. Повторная диагностическая работа.

41.

Правописание личных окончаний глаголов. Закрепление.

Графическое комментирование орфограммы.

42.

Правописание слов с Ъ и Ь знаками

Графическое комментирование орфограммы.

43.

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных и после шипящих.

Графическое комментирование орфограммы.

44.

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

Графическое комментирование орфограммы.

45.

Употребление разделительных Ь и Ъ знаков. Закрепление правил постановки запятой в простом и сложном предложениях.

46.

Слитные, дефисные и раздельные написания слов. Виды орфограмм.

Виды орфограмм.

Графическое комментирование орфограммы.

47.

Повторение и обобщение сведений по разделу «Орфография».

Самостоятельная работа

48.

Повторение и обобщение сведений по разделу «Орфография».

Самостоятельная работа.

II четверть

Морфология

49.

Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Распознавание частей речи.

Морфология.

Распознавание частей речи.

50.

Выразительные возможности самостоятельных частей речи. Морфологические признаки существительных, прилагательных, глаголов.

Имена существительные, прилагательные. Глагол.

Морфологический разбор.

51.

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Виды обстоятельств. Служебные части речи. Союзы в простом и сложном предложении. Предлоги перед местоимениями (личными, вопросительными, неопределенными), существительными. Частицы.

Виды обстоятельств.

Предлог, союз, частица.

Морфологический разбор.

52.

Образование форм слов с помощью окончания.

53.

Нулевое окончание в существительных, прилагательных, глаголах прошедшего времени.

Орфограммы глаголов.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

54. н-р.к.

Культура речи как раздел лингвистики. Соблюдение норм современного русского литературного языка. Обучение редактированию.

Языковая норма.

Соблюдение норм современного русского литературного языка.

Редактирование.

55.

Употребление в речи этикетных слов.

56. н-р.к

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. Формирование представления о речевой ситуации. Формы приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности в разных ситуациях общения.

Понятие об обращении, о знаках препинания при обращениях и вводных словах (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны…). Словари грамматических трудностей русского языка.

Формирование представления о речевой ситуации.

Синтаксис и пунктуация.

57.

Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание как единица синтаксиса.

Словосочетание.

58.

Виды словосочетаний. Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании. Понятие о согласовании и управлении. Различие между словосочетаниями и фразеологизмами.

Виды словосочетаний.

Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании.

Различие между словосочетаниями и фразеологизмами.

59.

Синтаксический разбор словосочетаний.

Синтаксический разбор словосочетаний.

60. РР

РР. Сочинение по картине И.И. Фирсова «Юный живописец»

Сочинение.

Сочинение.

61.

Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложений.

Работа над интонацией.

62.

Основные элементы интонации. Вопросительный и восклицательный знаки и их роль в письменной речи. Выражение отношения к высказанному с помощью интонации.

Работа над интонацией.

63.

Главные и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения

Работа над простым предложением.

64.

Способы выражения грамматической основы. Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставные и двусоставные предложения. Простые и сложные предложения. Запятая между частями сложного предложения.

Грамматическая основа. Односоставные и двусоставные предложения

Работа над простым предложением.

65.

Второстепенные члены предложения. Основные способы их выражения.

66.

Роль определений в речи.  Согласованное и несогласованное определение. Дополнение. Прямое и косвенное дополнения.

Определение. Дополнение.

67.

Виды обстоятельств.

Виды обстоятельств.

68. РР.

РР. Подготовка к сочинению по картине В. Поленова «Московский дворик»

Работа над сочинением.

Сочинение.

69.

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Употребление обращений в побудительных предложениях.

Употребление обращений в побудительных предложениях.

70.

Основные интонационные конструкции.

71.

77

Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).

72. РР.

Н-р.к.

РР. Роль восклицательных предложений в художественной речи.

Роль восклицательных предложений в художественной речи

73.

Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные). Обучение полному синтаксическому разбору простого предложения.

Синтаксический разбор простого предложения.

74. РР.

РР. Текстоведение как раздел лингвистики. Текст. Основные признаки текста.  Заголовок, отражение в нем темы или основной мысли текста. Тема и идея.

Понятие о тексте. Текст и его признаки. Заголовок, отражение в нем темы или основной мысли текста.

Определение основной мысли текста.

75. РР.

Основные признаки текста. Нормы построения текста. Правильность выделения абзацев. Последовательность и грамматическая связь предложений в тексте.

Нормы построения текста. Правильность выделения абзацев. Грамматическая связь предложений.76.

76.

Виды предложений по количеству грамматических основ (простые и сложные)

77-78

Виды сложных предложений (бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные).  

Виды сложных предложений.

79.

Понятие о синтаксическом разборе сложных предложений.

Понятие о синтаксическом разборе сложных предложений.

Синтаксический разбор

80.

Контрольная диагностическая работа за 1 полугодие.

Контрольная работа.

81-82.

Предложения с однородными членами. Интонация и знаки препинания.

Интонация и знаки препинания.

83.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Обучение графическому комментированию пунктограмм (в том числе  в предложениях с обобщающими словами при однородных членах). Сопоставление простых и сложносочиненных предложений.

Синтаксический разбор предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

84.

Синтаксический разбор предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Синтаксический разбор предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

85.

Н-р.к.

Предложения с обращениями. Звательная интонация. Знаки препинания при обращении.  Речевой этикет при обращении к собеседнику.

Звательная интонация. Речевой этикет при обращении к собеседнику.

Речевой этикет при обращении к собеседнику.

86. Н-р.к.

Обращение. Поэтическое обращение в художественной речи. Полный синтаксический разбор предложений, осложненных обращением. Закрепление.

Поэтическое обращение в художественной речи.

Поэтическое обращение в художественной речи.

Полный синтаксический разбор предложений, осложненных обращением.

87-88.

Предложения с вводными словами.

89.

Предложения со сравнительными оборотами.

90-91.

Предложения с прямой речью.

Прямая речь.

92. н-р.к.

Диалог. Развитие навыков выразительного чтения.

Диалог.

Развитие навыков выразительного чтения

Выразительное чтение.

93.

Пунктуация. Зачем нужны знаки препинания.

94.

Основные группы пунктуационных правил. Пунктуационный разбор предложений.

Основные группы пунктуационных правил.

Пунктуационный разбор предложений.

III четверть.

95.

Обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

96. РР.

Типы речи. Повествование. Строение текста-повествования. Способы развития основной мысли, передача последовательности действий в тексте (Что произошло?). Устный и письменный рассказ по заданному сюжету. Создание текста – делового повествования (инструкция).

Повествование.

Создание текста – делового повествования.

97. РР.

Описание. Строение текста-описания. Научное и художественное описание. Виды описаний: описание предмета (Каков предмет? Что – какое?); описание места (Что – где?); описание состояния человека, природы (Что – как?) и др.

Особенности строения каждого вида описания.

Описание.

Использование прилагательных, словосочетаний со значением качественного признака, сравнительных оборотов и других языковых средств в художественном описании.

98-99. РР.

Рассуждение. Строение текста рассуждений и способы развития основной мысли (тезиса), цель умозаключений, вытекающих одно из другого. Использование специальных слов (в том числе вводных, союзов (что, так как), наречий (поэтому, потому).

Рассуждение

Сочинения-рассуждения на морально-этические темы, лингвистические темы («Зачем нужна орфография?» и др.). Почему мы утверждаем что-то? (Тезис –доказательства  - вывод)

100. РР.

Обобщение изученного о типах речи.

101. РР.

План текста. План простой и сложный. Тезисный план. Абзац. Деление текста на абзацы.

План простой и сложный. Тезисный план. Абзац.

Деление текста на абзацы.

102-103. РР.

Изложение (сжатое) по упражнению 386

Сжатое изложение

Сжатое изложение

104-105. РР.

Н-р.к.

Основные нормы построения текста. Редактирование текста. Использование условных обозначений речевых ошибок.

Условные обозначения речевых ошибок.

Формирование представления об основных требованиях к содержанию текста; рассмотрение правки ученического сочинения и работа по его редактированию  с учётом требований к содержанию

Редактирование текста.

II часть учебника “Русский язык»

Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке. Виды заданий ЕГЭ по словообразованию и орфографии.

106.

Словообразование как раздел лингвистики, как основной путь пополнения словарного состава языка. Взаимосвязь морфемики и словообразования.  Морфемный и словообразовательный разборы и их роль в изучении языка. Основные способы словообразования.  Грамматические ошибки при словообразовании.

Морфемный и словообразовательные разборы.

Работа со словарем значения морфем и учебным словообразовательным словарем.

107.

Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. Соединительные гласные в сложных словах.

Морфемный и словообразовательные разборы.

Работа со словарем значения морфем и учебным словообразовательным словарем. Словообразовательные цепочки.

108.

Правописание букв а-о в корнях с чередованием (лаг-лож, кас-кос, раст-ращ-рос, гор-гар, зор-зар)

Самостоятельная работа

109.

Буквы о-ё после шипящих в корнях слов.

110.РР

Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень» (упр.417)

Составление плана.

Орфографический минимум

111.

Словообразование имён существительных. Работа со словарем значения морфем (все способы сложения, в том числе образования сложносокращенных слов, бессуффиксный способ, переход из одной части речи в другую).

Работа со словарем значения морфем.

112.

Словообразование имен прилагательных.

113.

Словообразование глаголов. Виды заданий ЕГЭ по словообразованию и орфографии.

114. РР.

Изложение «Символ России» (упр. 434)

Смысловой и частичный стилистический анализ текста.

Составление плана.

Изложение

115.

Правописание приставок. Группы приставок в зависимости от написания.

Неизменяемые приставки.

Три группы приставок.

Сочинение-миниатюра.

116.

Правописание приставок на з/с, при-пре.

117.

Правописание приставок. Обобщение.

Самостоятельная работа.

118.

Образование слова и его морфемное строение. Морфемный разбор слова.

Словарный диктант (правописание приставок)

119.

Морфемный разбор слова. Закрепление.

Орфографический минимум.

120.

Диктант с языковым анализом по разделу «Словообразование»

Диктант

121.

Подготовка к сочинению по картине Н. М. Ромадина «Вербы в половодье» (упр. 455).

Смысловой, частичный стилистический и орфографический анализ текста К. Паустовского о картине Н. М. Ромадина

Сочинение.

Лексикология и фразеология.  Деление лексики русского языка на группы. Виды заданий ЕГЭ.

122. н-р.к.

Лексикология как раздел лингвистики.  Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Фразеология как раздел лингвистики. Языковые особенности фразеологизмов. Фразеологическое богатство русского языка. Фразеологические словари. Деление лексики русского языка на группы.

Фразеологические словари. Лексика, фразеология.

  Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи.

Работа с фразеологическим словарем.

123. н-р.к.

Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слов, их роль в речи (точность и выразительность).

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

Прямое и переносное значение слов, их роль в речи (точность и выразительность).

124.

Тропы: сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты в художественном  стиле речи. Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор. Вопросы по лексике и фразеологии в заданиях итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах.

Тропы: сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты.

Работа с толковым словариком, со словарем эпитетов.

125.

Анализ художественного текста «Золотой дождь» (упр. 466).

126.

Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами

127.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Их роль в речи редактирования текстов. Синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Смысловые и стилистические различия синонимов. Лексический разбор слова.

Синонимы, антонимы, омонимы.

Лексический разбор слова.

128.

Подготовка к сочинению по картине А. И. Куинджи «Берёзовая роща»

Работа над текстом В.А. Солоухина «Третья охота» (упр. 478)

Составление плана сочинения.

Сочинение по картине Куинджи «Березовая роща»

129.

Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов. Исконно русские и заимствованные слова и фразеологизмы. Орфоэпические словари. Терминологическая лексика в языке науки. Происхождение и написание слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро-ра, оло-ла, еле-ле).

Исконно русские и заимствованные слова и фразеологизмы.

Работа с орфоэпическими словарями.

130.

Виды орфограмм-гласных букв. Написание букв ы-и после ц.

Графическое комментирование орфограмм.

131.

Общеупотребительная лексика. Лексика ограниченного употребления. Диалектизмы и профессионализмы. Жаргонизмы.

Диалектизмы и профессионализмы. Жаргонизмы.

Лексический разбор слова.

Орфографический минимум.

132. РР.

Лексика ограниченного употребления. Закрепление. Сочинение-миниатюра по картине И. С. Остроухова «Сиверко»

Подбор лексических средств (работа со словариком эпитетов).

Составление плана.

Сочинение-миниатюра.

133.

Устаревшие слова. Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи. Неологизмы. Разговорные книжные, нейтральные слова в разных стилях речи.

Устаревшие слова и неологизмы.

Работа с толковым словарем.

134-135. РР.

Устаревшие слова. Закрепление. Подготовка к сочинению-миниатюре по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». (упр.504)

Чтение и смысловой и орфографический анализ текста упр.504.

Сочинение-миниатюра.

136.

Фразеология как раздел лингвистики.

Орфографический минимум.

137.

Повторение и обобщение по разделу «Лексикология и фразеология».

Самостоятельная работа.

138.

Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология»

Контрольная работа

Морфология. Виды заданий ЕГЭ.

139.

Морфология как раздел лингвистики. Самостоятельные и служебные части речи. Принципы классификации частей речи. Слово как часть речи. Лексическое и грамматическое значения слов. Типичные суффиксы и окончания разных частей речи.

Самостоятельные и служебные части речи.

Морфологический разбор частей речи.

140.

План морфологического разбора самостоятельных частей речи.

Морфологический разбор частей речи.

141.

Имя существительное как часть речи. Общее значение  и употребление в речи. Словообразование имен существительных.

Словообразование имен существительных.

142.

Словообразование. Правописание суффиксов –чик-, -щик-.

Графическое комментирование орфограммы.

143.

Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-).

Графическое комментирование орфограммы.

144.

Морфологические признаки имени существительного.Постоянные морфологические признаки имён существительных. Собственные и нарицательные имена существительные.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Морфологический разбор имен существительных.

145.

Собственные и нарицательные имена существительные. Закрепление.

Морфологический разбор имен существительных.

146.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Их грамматические различия. Морфологический и морфемный разбор существительных.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Морфологический и морфемный разбор существительных.

Орфографический минимум.

147.

Род имён существительных. Существительного общего рода.

Род имен существительных.

Сжатое изложение.

148.

Склонение имён существительных. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные.

Склонение. Разносклоняемые, несклоняемые существительные.

149-150. РР.

Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Сочинение.

151.

Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Правописание не с существительными.

Графическое комментирование орфограмм.

152.

Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Закрепление.

Графическое комментирование орфограмм.

153.

Непостоянные морфологические признаки имён существительных. Существительные несклоняемые. Существительные, не имеющие формы единственного или множественного числа.

Существительные несклоняемые. Существительные, не имеющие формы единственного или множественного числа.

Морфологический разбор.

154.

Безударные окончания –е и –и в именах существительных

155.

Синтаксическая роль имён существительных.

Имя существительное как член предложения.

156.

Имя существительное как член предложения. Разновидности второстепенных членов предложения (понятие о несогласованном определении, прямом и косвенном дополнении, о видах обстоятельств). Тире между подлежащим и сказуемым. Закрепление.

Понятие о несогласованном определении, прямом и косвенном дополнении, о видах обстоятельств

Синтаксический разбор.

157. РР.

Сочинение-миниатюра  «Цветы последние милей роскошных первенцев полей» (по картине М. Вишняк «Букет Сентября» (упр. 583)

Сочинение

158. н-р.к.

Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Правильное произношение имен существительных.

Правильное употребление имен существительных. Правильное произношение имен существительных.

Орфографический минимум.

159. н-р.к.

Грамматические и лексические нормы употребления имён существительных.

Грамматические и лексические нормы употребления имён существительных.

160.

Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».

161.

Контрольная работа по теме «Имя существительное» (диктант)

Диктант.

162.

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

Имя прилагательное

163.

Имя прилагательное как часть речи. Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи.

164.

Роль имён прилагательных в речи. Эпитеты в художественном тексте. Подбор прилагательных синонимов. Правописание окончаний.

Эпитеты в художественном тексте.

Работа над правописанием окончаний. Подбор прилагательных синонимов.

165-166. РР.

Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» (упр.608).Написание сочинения.

Работа над речевым оформлением сочинения.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка».

167.

Морфологические признаки имени прилагательного. Разряды прилагательных (качественные, относительные и притяжательные ), их смысловые и грамматические отличия.

Качественные. Относительные, притяжательные прилагательные.

168.

Притяжательные имена прилагательные. Употребление относительных и притяжательных прилагательных в значении качественных

169.

Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов. Словообразование прилагательных. Морфологический и морфемный разбор прилагательных разных разрядов.

Словообразование прилагательных. Морфологический и морфемный разбор прилагательных разных разрядов.

170.

Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имен прилагательных, их образование.

Степени сравнения имен прилагательных.

171.

Полные и краткие имена прилагательные. Мягкий знак и его отсутствие после шипящих в разных частях речи. Понятие об именном сказуемом. Полный синтаксический разбор прилагательных.

Понятие об именном сказуемом.

Полный синтаксический разбор прилагательных.

172.

Полные и краткие имена прилагательные. Закрепление.

Полный синтаксический разбор прилагательных.

173.

Склонение имён прилагательных

Орфографический минимум.

174.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Графическое комментирование окончаний.

175.

Синтаксическая роль имени прилагательного. Имя прилагательное как член предложения. Имя прилагательное в словосочетании.

176. н-р.к.

Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных в речи. Правильное произношение имён прилагательных. Орфоэпические и грамматические нормы.

Орфоэпические и грамматические нормы.

Правильное употребление имен прилагательных. Правильное произношение имен прилагательных. Грамматические нормы.

Речевые и грамматические ошибки. Обучение редактированию.

Орфографический минимум.

177. н-р.к.

Культура речи.

Правильное произношение имён прилагательных. Лексические нормы.

Лексические нормы.

Лексические нормы употребления имён прилагательных.

Речевые и грамматические ошибки. Обучение редактированию.

178.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» (Зачет)

Контрольная работа.

Глагол как часть речи

179. н-р.к.

Глагол как часть речи. Общее значение глаголов и их употребление в речи. Глагол в словосочетании (понятие об управлении и примыкании). Словообразование глаголов.

Роль глагола в речи.

Глагол как часть речи.

Формирование представления о стилистических функциях глагола – роли слов этой части речи в создании повествования и описания действий

180.

Инфинитив, его грамматические особенность .  –ТСЯ, – ТЬСЯ в глаголах. Понятие о составном глагольном сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым, если они выражены глаголом в инфинитиве и существительном в им.п.

Инфинитив.

Понятие о составном глагольном сказуемом.

181.

Инфинитив. Закрепление.

Орфографический минимум.

182.

Морфологические признаки глагола. Постоянные морфологические признаки глагола. Вид глагола. Видовая пара.

Совершенный и несовершенный вид глагола.

Видовые пары.

Формирование представления о видовых парах и овладение способами их образования

Самостоятельная работа.

183.

Правописание глаголов с суффиксами –ОВА(ЕВА), – ЫВА(ИВА). Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний, «Ь» в глаголах 2-го лица

Спряжение глаголов.

184.

Переходные и непереходные глаголы

Формирование умения различать переходные и непереходные глаголы

Самостоятельная работа.

185.

Возвратные и невозвратные глаголы

Формирование представления о структурных особенностях возвратных глаголов

186.

Правописание корней с чередующимися гласными е-и.

Тренировка в умении различать орфограммы «Гласная в корне с чередованием е-и» и «Безударная гласная в корне слова»

Проверочная работа

187. РР.

Н-р.к.

Непостоянные морфологические признаки глагола. Изменение глаголов по наклонениям.

Образованиеформы наклонений глаголов и использование этих форм в собственной речи

Формирование представления о различиях в значении глаголов трёх наклонений и выработка умения образовывать формы наклонений глаголов и использовать эти формы в собственной речи

Самостоятельная работа.

188. РР.

Н-р.к.

Условное наклонение (значение, образование, изменение)

Условное наклонение.

Совершенствование умения использовать глаголы в форме условного наклонения в собственной речи

Формирование умения опознавать и правильно определять границы форм условного наклонения глаголов

189. РР.

Повелительное наклонение. Значение, образование, изменение форм повелительного наклонения глагола.

Повелительное наклонение.

Совершенствование умения использовать глаголы в повелительном наклонении в собственной речи

190.

Орфограммы в формах повелительного наклонения глагола

Графическое обозначение орфограмм

191.

Морфологический разбор глаголов в повелительном наклонении. Обращения в побудительных предложениях. Синтаксический разбор предложений. Закрепление.

Самостоятельная работа.

192.

Изъявительное наклонение. Изменение глаголов в изъявительном наклонении по временам.

Изъявительное наклонение.

Формирование представления о связи категорий вида и времени глагола.

193.

Изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам.

Формирование умения образовывать формы прошедшего времени глаголов.

194.

Изменение глаголов настоящего и будущего времени  по лицам и числам.

Совершенствование умения определять значения лица и числа по личным окончаниям глаголов

195. РР.

Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Закрепление.

Формирование представления о разноспрягаемых глаголах. Тренировка в умении употреблять разноспрягаемые глаголы в собственной речи.

196.

Повторение и обобщение по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола».

Орфографический минимум.

197.

Контрольная работа по теме «Постоянные и непостоянные морфологические признаки  глагола»

Контрольная работа

198. РР

Безличные глаголы. Безличные предложения.  Безличные предложения в составе сложных предложений.

Безличные глаголы.  Безличные предложения.

Формирование умения использовать безличные глаголы в собственной речи

199. РР

Изложение текста-повествования  (по упр.744).

Изложение

200.

Синтаксическая роль глагола. Глагол как член предложения

Совершенствование умения определять синтаксическую роль инфинитива и умения конструировать предложения с составным глагольным сказуемым ,со сказуемым, выраженным формой повелительного наклонения глагола

201. н-р.к.

Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи. 

Правильное употребление глаголов в речи (орфоэпические, грамматические, лексические нормы, речевые и грамматические ошибки).

Нахождение и устранение недочётов в употреблении глагола.

Отработка умения правильно произносить глаголы с орфоэпическими трудностями.

202. н-р.к.

Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи.

Правильное употребление глаголов в речи (орфоэпические, грамматические, лексические нормы, речевые и грамматические ошибки).

Самостоятельная работа.

203.

Повторение по теме «Глагол».

Самостоятельная работа.

204.

Контрольная работа (Диктант с языковым анализом текста)

Диктант

205.

Закрепление и обобщение изученного в 5 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238  часов....

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 кл. ( к УМК под ред. С.И.Львовой)

На страничке размещена "Рабочая программа по русскому языку 5-9 кл." ( к УМК под ред. С.И.Львовой)...

5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...