Правописание корней с чередованием гласных 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Мусагалиева Гульмира Ермуратовна

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных" . Это урок обобщения и систематизации изученного по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_6_klass.docx41.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Аттестуемый педагог Мусагалиева  Гульмира  Ермуратовна

Предмет русский язык

Класс 6

Тема урока         Правописание корней с чередованием гласных

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учётом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)

№ п/п

Этапы работы

Содержание этапа (заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

- постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

- описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учётом реальных особенностей класса, с которым работает педагог).

Цели урока. Предполагаемые результаты

        Учащиеся должны:

  1. Знать  корни с чередованием гласных, условия выбора а– о, е - и  в известных корнях с чередующимися гласными.
  2. Уметь находить орфограммы с чередованием гласных в корнях слов, объяснять их правописание, приводить примеры с изученными орфограммами.
  3. Классифицировать корни с чередующимися гласными; отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Организационный момент. Актуализация знаний учащихся

Цели:

- для учителя: вызвать интерес к изучаемой теме, провести актуализацию знаний по теме, мотивировать учащихся для формулирования темы урока и целей своей деятельности; создать условия для успешного повторения изученного материала, положительного эмоционального настроя учащихся на работу;

- для учащихся: формулировать цель, строить продуктивное речевое взаимодействие, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, осмысливать цель чтения.

Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, проблемно-поисковый.

Приёмы:беседа, сравнение.

Слайд 1.

Дата.

Классная работа.

(Оставляем место для записи темы урока)

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. У нас сегодня с вами, как вы видите, не совсем обычный урок. Давайте определим свое настроение, настрой на работу. (Отличное, хорошее, не совсем готовы). А теперь улыбнёмся друг другу и приступим к уроку. Надеюсь, что мы сегодня на уроке хорошо поработаем. Но сначала  запишите в тетрадях дату.

Слайд 3. Лингвистическая игра «Третий лишний»

  1. Огорчение, гора, загорать
  2. Блестеть, сверкать, сиять
  3. Коса, коснуться, косарь

Слайд 4. (Ответ: загорать, блестеть, коснуться)

-Что объединяет эти слова? (Орфограмма – гласная в корнях с чередованием)

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

(«Гласные в корнях с чередованием» или «Чередующиеся гласные в корнях слов». Дети сами формулируют тему урока.)

-  Запишите тему урока в тетради. Слайд 5.

- Изучали ли  мы эту орфограмму раньше? (Изучали в 5 классе и на предыдущих уроках.)

- Что осталось вам непонятным?

- Давайте подумаем, что мы будем делать сегодня на уроке, какие цели мы должны поставить на этом уроке? (Учащиеся пытаются самостоятельно поставить цели на сегодняшний урок: будем повторять корни с чередующимися гласными, объяснять их правописание, группировать их в зависимости от условия выбора написания гласной.)

2.

3.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

- определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;

-описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

-описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

- определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удаётся достичь поставленных целей;

- описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог;

- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

- описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

- постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

- описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, в котором работает педагог;

- описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.

Подготовка к обобщению понятий, правил

Цели:

- для учителя: выявить пробелы в знаниях учащихся по данной теме, корректировать неверные утверждения.

- для учащихся: знать условия выбора орфограммы в корнях с чередующимися гласными; уметь объяснять их правописание; подбирать примеры с изученными чередующимися гласными а – о, е – и в корнях слов, уметь перерабатывать и структурировать материал, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, осуществлять самоконтроль.

Методы: практический.

Приёмы: выполнение упражнения, работа с таблицей, эвристическая беседа, работа по карточкам.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы оценивания: похвала

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса: обращение к ученикам по имени, поощрение в ребёнке независимости и уверенности в себе при ответе, словесное одобрение.

- Ребята, мы с вами изучили много корней с чередующимися гласными в корнях слов. С каким чередованием гласных мы познакомились на предыдущих уроках?

- Корней с чередованием гласных так много, что можно легко запутаться при их правописании. Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы мы быстро и безошибочно писали слова с этой орфограммой, не путали их? (Заучить, сгруппировать.)

- Как мы их будем группировать?  (Правописание корней с чередующимися гласными а - о, е - и  зависит от ударения, от суффикса а, от последующей согласной и от значения.)

- Значит, на сколько групп можно разделить корни с чередованием гласных а – о, е – и? (На четыре группы.)

- Сейчас мы с вами заполним таблицу с чередующимися гласными в корне  слова, примеры вы приводите из домашней работы, объясняете их правописание. Приведите примеры слов с чередованием, которое зависит от ударения, затем от суффикса а, от согласной, от значения слова. (Домашнее задание – упр. 146, индивидуальные задания: 1ученик подбирает слова с чередующимися гласными а – о в корнях клан – клон, твар – твор, зар – зор, 2 ученик работает с корнями скак – скоч, плав -плов.)

(Учитель выводит сначала «полуслепую» таблицу, затем после ответов учащихся в графах появляется перечень корней с чередующимися гласными и слова – исключения. Дети не перечерчивают таблицу в тетрадь.)

Слайды 6, 7.

Чередование о – а, е – и зависит от

ударения

суффикса а

последующего согласного

значения

гор - гар

бер - бир

раст – ращ - рос

Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

мак - мок

клон – клан

дер - дир

равн–ровн

Искл: равнина

твор – твар

Искл. - утварь

мер - мир

скак - скоч

Искл.: скачок, скачу

пер - пир

зор - зар

Искл.: зоревать, зорянка

тер - тир

блест - блист

жег - жиг

стел - стил

чет - чит

лаг - лож

кос - кас

Плав – плов – плыв: во всех словах пишется корень – плав -.Искл.: пловец, пловчиха, плывун

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

- постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальныхособенностей

учащихся, с которыми работает педагог;

- описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

- описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.

Цели:

- для учителя: проверить умение учащихся находить орфограммы с чередованием гласных в корнях слов, объяснять их правописание, приводить примеры с изученными орфограммами, классифицировать корни с чередующимися гласными; отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

- для учащихся: уметь применять свои знания на практике, точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уметь перерабатывать, систематизировать информацию.

Методы: практический, проблемно-поисковый

Приёмы: работа на компьютере, выразительное чтение, творческое списывание, объяснительный диктант, выборочно-распределительное письмо, работа с текстом, проверочная работа.

Формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная работа, коллективная, работа в парах.

Формы оценивания: самооценка.

 - А теперь, ребята, перейдём от теории к практике.

- Прочитайте предложение на слайде. Что это такое? (Пословицы.)

- Что вы знаете о пословицах?

- Попробуйте объяснить их смысл, вставьте пропущенные чередующиеся гласные в корнях слов и объясните их правописание. В случае правильного ответа буква перемещается на место пропуска, появляется правильное обозначение орфограммы.

(Коллективная устная работа. Дети отвечают по желанию.)

Работа на компьютере. Слайды 8 – 14.

  1. За всё б..рётся, да не всё удаётся.
  2. Добрые ум..рают, да дела их остаются.
  3. Р..сточком с мышь, а храбрый малыш.
  4. Вёдрами разольёшь, так каплями не соб..рёшь.
  5. Как пост..лешь, так и выспишься.
  6. Дитятко что тесто: как замесил, так и выр..сло.

Творческое списывание. Слайд 15.

- Замените глаголы в скобках синонимами, обозначьте орфограмму.

- Какими синонимами мы будем заменять?

-Какую орфограмму мы сегодня повторяем? (Чередующиеся гласные в корне.)

-Следовательно, синонимы должны быть с этой орфограммой.

Ребята (устроились) на отдых у реки. Быстро (появились) на берегу палатки. Заря (угасала).

Один за другим (вспыхивали) костры. Девочки вскипятили чай, а мальчики (протоптали) тропинку

к ручью.

(Коллективная работа. Ответы – расположились, выросли, догорала, разгорались или разжигались, проложили.)

Самостоятельная работа с текстом.

- Ребята, что вы видите на слайде? Просмотрите. (Текст.)

- Что такое текст? Любое ли сочетание предложений можно назвать текстом?

- Предложите работу с этим текстом. (Назвать тему, основную мысль, озаглавить.)

- Выразительное чтение текста вслух. Определение темы текста, основной мысли. Заглавие – У озера. Отдых на озере и др.

- Что ещё можно сделать  с этим текстом? (Выписать слова с чередующимися гласными, разделить их по группам в зависимости от условия выбора гласной.)

- Только ли чередующиеся гласные вызывают у нас сомнения. Какие есть ещё орфограммы гласные?

 ( Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.)

- Сколько колонок у нас получится? (Три)

- Как вы назовёте первую колонку? (Проверяемые гласные.)

- Вторую? (Непроверяемые гласные.)

- Третью? (Чередующиеся гласные.)

- Что вы будете делать? (Выписывать слова с пропущенными буквами и распределять их по колонкам.)

(Работа в парах. Проверка - по 1 ученику называют записанные слова. Другие дополняют.)

- А теперь проверьте себя, может быть вы что-то не выписали.)

Слайд 16.

Текст. (Текст на слайде и распечатан по одному на парту.)

Мы предпол..гали выехать рано, но зад..ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, зар..сшего к..мышом. Заг..релые р..бята плавали на пл..ту. Солнце п..кло так, что к песку нельзя было прик..снуться. В лучах солнца озеро св..ркало, как зеркало.

Догорала вечерняя з..рька, когда мы в..рнулись домой.

Ключ. Слайд 17.

Проверяемые безударные гласные

Непроверяемые безударные гласные

Чередующиеся безударные гласные

задержались

камышом

предполагали

у озера

ребята

растительности

на плоту

сверкало

расположились

пекло

вернулись

заросшего

загорелые

прикоснуться

зорька

Тест.

Чередующиеся гласные в корнях слов

1 вариант

1. В каком ряду все слова имеют  чередующуюся  гласную в корне слова?

1) сохранился, задрожал  

2) залив, заметка

3) движение, обращение

4) запереть, озарение

2. Найдите лишнее слово.

1) окрасить

2) отрастить

3) замереть

4) собирать

3. Найдите слово с чередующейся  гласной в корне. 

1) вспомнить

2) касание

3) броситься

4) откликнуться

4. Найдите слово с чередующейся  гласной в корне. 

1) расспрашивать

2) затосковать

3) прикоснуться

4) погостить

5. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

1) к..сить

2) к..стный

3) прик..сновение

4) к..силк

6. В каком слове пишется буква А?

1) отр..сль

2) подр..сли

3) к..снуться

4) разг..реться

7. В каком слове пишется буква И?

1) расст..лить

2) зат..реть

3) отп..реть

4) разб..рать

8. В каком слове пишется буква О?

1) з..рница

2) г..рящий

3) прик..саться

4) оз..рение

9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся  гласной в корне. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. (В.Г.Короленко.) 

10. В слове ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит

1) от суффикса, стоящего после корня;

2) от ударения;

3) от согласной, на которую оканчивается корень;

4) от проверочного слова

2 вариант

1. В каком ряду все слова имеют  чередующуюся  гласную в корне слова?

1) загораживать, носились

2) выращивать, собирать

3) перемигивались, испекутся

4) пробивался, удивиться

2. Найдите лишнее слово.

1) зарастать

2) приложение

3) постелить

4) умножение

3. Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 

1) тянулись

2) остановиться

3) затирать

4) прибрежные

4. Найдите слово с чередующейся  гласной в корне. 

1) расспрашивать

2) затосковать

3) прикоснуться

4) погостить

5. Найдите слово с чередующейся  гласной в корне.

1) к..смический

2) к..солапый

3) прик..снуться

4) к..стрище

6. В каком слове пишется буква А?

1) г..рение

2) р..сток

3) пор..сль

4) к..сание

7. В каком слове пишется буква И?

1) раст..рание

2) ст..литься

3) зам..реть

4) отт..реть

8. В каком слове пишется буква О?

1) к..сательная

2) оз..рять

3) перег..реть

4) соприк..саться

9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался. (В.П.Астафьев.) 

10. В слове ПРИКОСНОВЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит

1) от суффикса, стоящего после корня;

2) от ударения;

3) от согласной, на которую оканчивается корень;

4) от проверочного слова

Ответы:

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

12

Вариант

I

4

1

2

3

3

1

4

2

зарастали

2

II

2

4

3

3

3

4

1

3

вытирать

1

Рефлексия. Слайд 18.

Цели:

- для учителя: мотивировать учащихся к дальнейшему самосовершенствованию;

для учащихся: оценивать достигнутые результаты, делать выводы, адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Методы: словесный.

Приёмы: беседа

- Что мы делали сегодня на уроке? (Мы обобщали и систематизировали материал по теме «Правописание корней с чередованием гласных о – а, е-и»).

- Как мы это делали? ( Мы находили орфограмму, опознавали его в тексте, классифицировали , применяли изученную орфограмму.)

- Зачем мы это делали? Пригодится ли вам это в жизни? Можно ли было бы обойтись без изучения этой орфограммы в школе?

5.

Задание на дом, включающее:

- постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

- определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

- определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цели:

- для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения закрепить у учащихся умение находить орфограммы с чередованием гласных в корнях слов, применять свои знания на практике;

- для учащихся: подбирать примеры с изученными орфограммами, работать с текстом, извлекать информацию, составлять собственный текст на заданную тему, используя изученные орфограммы.

Домашнее задание. Слайд 2.

По выбору:

  1. Упр. 148.
  2. Найти и записать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с чередующимися гласными в корне.
  3. Написать небольшое сочинение на тему «Золотая осень», используя слова с чередованием       гласных о - а, е - и в корне (7-8 предложений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».

Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Урок русского языка в 5 классе"Правописание корней с чередованием гласных е-и"

Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография),  тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о;  приобрести зн...

Презентация у уроку по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и"

Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография),  тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о;  приобрести зн...

Урок по русскому языку на тему: « Правописание корней с чередованием гласных И-Е» в 5 классе.

Это первый урок при изучении темы " Правописание корней с чередованием гласных Е-И ".  Для  повышения интереса к русскому языку, лучшего запоминания нового  использую игровой момент....

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...