Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Муртазина Лилия Ильфатовна

Урок русского языка в 5 классе с применением сингапурских структур обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе с применением сингапурской методики

Тема: Суффикс

Цели: Показать роль суффикса как средства образования новых слов, многообразие суффиксов в русском языке; научить выделять их в слове, определять значение; развивать умение разбирать слово по составу; воспитывать интерес к  изучению морфемного состава слова, в том числе, применяя сингапурские структуры.

Ход урока

  1. Орг. момент

-Здравствуйте!  Сегодня мы должны будем с вами хорошо поработать и  много узнать.

      2.   Актуализация

          - Есть ли у вас вопросы  ко мне по домаш. упр. 393? Проверим устное задание –упр. 395.

Структура  ТАЙМД-РАУНД-РОБИН

-Обсудите, пожалуйста, в группе, почему  корень- это главная значимая морфема в слове. Начинает участник  №1. Каждому отводится 20 секунд.

Обсуждение.

Запишем в тетрадях дату, классная работа.

Работа с предложением  (запис.  под   диктовку,1 ученик у доски):

Вечером снег покрыл дорожки в саду, и теперь он скрипит под ногами.

Структура ТАЙМД-ПЭА-ШЭА

-Участники №2 и 4, объясните, пожалуйста, своему партнеру по плечу, почему в этом предложении нужна запятая перед союзом.

Обсуждение.

Разберем по составу глагол «скрипит»

-Подберите к нему однокоренные слова со значением предмета, лица или признака.

Подбираются слова скрип, скрипка, скрипач, скрипучий, скрипачка, скрипочка

-Как вы думаете, о какой морфеме мы будем сегодня говорить? (о суффиксе)

-Как вы догадались? (дети говорят, что данные слова образованы при помощи суффиксов, выделяем эти суффиксы, называем их значения)

Записываем тему  и формулируем цели урока.

 

 3.Изучение нового

-Что мы уже знаем об этой морфеме? ( что она служит для образования новых слов)

Прочитаем определение суффикса в учебнике

-О чем мы еще не сказали?

Итак, главная функция суффикса- словообразовательная.  Давайте поиграем в игру «Образуй новое слово». Участвовать будут все. Будьте внимательны!

Встают участники №1, и каждый отвечает на вопрос, который задает учитель:

-В Казани живет казанец, а в Рязани?  В Москве? В Сибири? В России? В Англии?

Встают участники №2, и каждый отвечает на вопрос, который задает учитель:

-Детей учит учитель, а дома строит …?  Наблюдает? Преподает? Играет в шахматы?

Играет в волейбол? Играет на гитаре?

Встают участники №3, и каждый отвечает на вопрос, который задает учитель:

- Как называется маленькая книга? Маленькая ваза? Маленькая кисть? Маленький стол? Маленький стул?

Встают участники №4, и каждый отвечает на вопрос, который задает учитель:

-Если чай не очень сладкий, мы говорим «сладковатый», образуйте по аналогии от прил-х  белый -…, синий-…, кислый-…, сырой-…, грубый-…

(Занимает немного времени, детям очень нравится, каждый ребенок поучаствовал)

Запишем понравившиеся 4 слова, образованные при помощи суффиксов, разберем их по составу самостоятельно, проверим, поменявшись тетрадями с партнером по лицу.

Все использованные  в игре суффиксы записаны на доске. Разберем устно их значения.

4.Закрепление

Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД

-А теперь сами при помощи этих  суффиксов образуйте 2 слова и запишите  на листочке. Перемешавшись под музыку, найдите пару себе, опросите, проверьте и, если надо, научите друг друга. Не забудьте обменяться  листочками и поблагодарить своего партнера!(задание партнеру-выделить устно суффикс в слове)

Обсуждение

-Кто ни разу не ошибся в определении суффикса?

-Кто встретил слова, в которых были ошибки?

-Какие слова показались интересными?

-Понравилось вам так работать?

Морфемный диктант (написать только суффикс, при помощи которого  образованы слова)

-доброта, красота, высота, теснота

-котище, ручище, домище, силища

-гусиный, утиный, лебединый, тигриный

-бодрость, верность, вольность, ясность

-моряк, бедняк, добряк, скорняк

Самопроверка диктанта

5.Рефлексия

Продолжите фразу « Мне сегодня на уроке понравилось…» и «Я сегодня на уроке удивился…»

(многие удивились многообразию суффиксов в русском языке)

-Что мы можем сказать о языке, в котором так много разных суффиксов?

6. Объяснение домашнего задания и оценки за урок

Пар.76, упр. 410 или небольшое рассуждение на тему «Что было бы, если бы не было суффиксов?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...