Выразительные средства языка.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Мисикова Инна Геннадьевна

Материал включает в себя понятия и проимеры выразительных средств языка. Данная таблица  поможет одиннадцатиклассникам успешно выполнить задание В8.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnye_sredstva_yazyka.11klassdocx.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Выразительные средства языка. Подготовка к ЕГЭ.

Учитель русского языка и литературы

                                                                                                                       МБОУ Фёдоровская СОШ

                                                                                                                            Мисикова Инна Геннадьевна

Лексические явления для аргументации

Лексические явления

Роль (функции) в речи

Примеры

Антонимы

  • средство создания контраста, резкого противопоставления; создавая контраст, ярче подчёркивают мысль, позволяют обратить внимание на самое главное, способствуют краткости и выразительности высказывания;
  • создают стилистическую фигуру антитезу, которая позволяет добиться афористической точности в выражении мысли; лежит в основе многих пословиц, поговорок, образных выражений, крылатых фраз
  • Дома новы, а предрассудки стары (Грибоедов);
  • Мне грустно потому, что весело тебе (Лермонтов);  Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (Есенин);
  • То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Некрасов);
  • Старый друг лучше новых двух; Маленькое дело лучше большого безделья; Ученье – свет, а неученье – тьма;
  • Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь (Грибоедов).

Диалектизмы

  • помогают передать местный колорит;
  • средство речевой характеристики героя
  • Встречавшиеся казаки кланялись, с базов и из куреней из-под ладоней глядели бабы (Шолохов).

Жаргонизмы

  • средство речевой характеристики героя;
  • придают речи  особую экспрессивность
  • «Хреново ты с мамашей говоришь», – сказал Мишка своему другу;
  • – Чего ты лыбишься? Ты не смейся, я верняк говорю (Каледин).

Книжная лексика

  • придаёт  речи возвышенную окраску, экспрессивность, патетику;
  • средство речевой характеристики героя;
  • средство выражения авторской оценки
  • Эта встреча с великим Львом Николаевичем незабвенна, это лучшая минута моей жизни (Гиляровский);
  • – Прочти сей манускрипт, – посоветовал мне Гошка.

Лексические повторы

  • помогают выделить в тексте важное понятие, глубже вникнуть в содержание высказывания;
  • однокоренные слова  часто противопоставляются в контексте и усиливают последующую градацию, придавая тексту особую значимость, афористичность
  • придают речи эмоционально-экспрессивную окраску, усиливают выразительность речи
  •  Герой – защитник, герой – победитель, герой – носитель всех высоких качеств, в которые его одевает народное воображение (А.Толстой);
  • Невечный для времён, я вечен для себя (Баратынский); Служить бы рад –  прислуживаться тошно (Грибоедов);
  • Она была прелестна в своём простом чёрном платье, прелестны были её полные руки с браслетами, прелестна твёрдая шея с ниткой жемчуга… (Л. Толстой)

Метафоры 

  • основываясь на ярких ассоциациях, создают ёмкий образ;
  • наглядно и образно описывают предметы и действия, представляют мысль;
  • являются ярким средством речевой выразительности, придают речи эмоциональный характер
  • Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму (Паустовский);
  • Хмель запеленал избушку так, что напоминала она косматую одноглазую голову (Астафьев);
  • Зелёные бороды мха липнут к одежде (Песков). 
  • Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С. Есенин.). 

Метонимия

  • сопоставление не сходных (как в метафоре), а реально связанных явлений;
  • метонимия может быть языковой и поэтической
  • Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (И. Крылов.)
  • Хотя мы знаем, что Евгений издавна чтенье разлюбил, однако ж несколько творений он из опалы исключил; Певца Гяура и Жуана, [Байрона] да с ним еще два-три романа (А. Пушкин.)

Синекдоха

  • разновидность метонимии;
  • основана на переносе значения с одного явления на другое по признаку количественного соотношения между ними
  • Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек (В. Лебедев-Кумач.)

Разговорная и просторечная лексика

  • средство речевой характеристики героя;
  • средство выражения авторской оценки;
  • придаёт речи эмоциональную и экспрессивную  окраску
  • В отделение, родимый, мы завсегда с тобой успеем (Паустовский);
  • Колька впервые тогда шкваркнул жену по загривку. Она, ни слова не говоря, умотала к своим (Шукшин);
  • – А моя дурёха-то никак замуж не выйдет.

Синонимы

  • позволяют обратить внимание на ту или иную деталь, выразить определённое отношение к названному предмету или явлению, дать его оценку;
  • усиливают выразительность речи (особенно при нанизывании синонимов);
  • служат для сопоставления и даже противопоставления обозначаемых ими понятий
  • Кудрин засмеялся. Всё происшедшее показалось ему диким бредом, нелепостью, сумбурной чепухой, … которая рассыплется, развеется, как мираж(Лавренёв);
  • Она была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел (Бондарев);
  • Никитину хотелось... не просто думать, а размышлять (Бондарев).

Сравнения

  • позволяют наглядно объяснить какое-либо явление;
  • являются средством речевой экспрессии
  • Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Лермонтов);
  • Багряное солнце, пронизав листву сада, светило в окна снопами острых красных лучей (Горький).

Устаревшие слова

  • воссоздают колорит эпохи;
  • придают речи оттенок торжественности, патетической взволнованности;
  • создают комический эффект, выражают иронию
  • Скачут офицеры в железных латах, коротких епанчах (А.Толстой);
  • У жены твоей – очи, и не губы – уста (Казакова);
  • Попытки превратить своё чадо в «чудо» катастрофически часто заканчиваются неудачей.

Фразеологизмы

  • афористично, кратко и ёмко выражают мысль;
  • выражают авторскую оценку изображаемого
  • Никто ничего не промолвил, точно все в рот воды набрали (Тургенев);
  • Это был карьерист не до мозга костей, а глубже, до последней капли крови, и притом карьерист мелкий, неуверенный в себе (Чехов).

Эпитеты

  • характеризуя предметы и образно описывая действия, придают речи красочность и выразительность
  • Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она (Пушкин). 
  • В ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня (М. Лермонтов.)

Синтаксические  явления для аргументации

Грамматические явления

Роль (функции) в речи

Примеры

Вводные слова и словосочетания

  • в зависимости от значения могут указывать на последовательность изложения мыслей, выражать степень достоверности изображаемого, отношение автора к изображаемому и проч.;
  • выражают оценочные значения
  • Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша (Л. Толстой);
  • Он, стало быть, бережёт себя;
  • Вдруг, к моему изумлению, из ящика донёсся слабый писк;
  • А ты, кроме шуток, хорош был!;
  • Не правда ль, он хорош?

Вопросно-ответная форма изложения

  • диалогизирует речь, делает адресата собеседником говорящего, активирует его внимание;
  • оживляет повествование, придаёт ему динамику и выразительность;
  • позволяют автору привлечь читателя                            к совместному  размышлению
  • «Но что я такое сделал? – спрашивал он себя с тоской. – Продал старую, совершенно ненужную мне черепаху». – «Да, она тебе не нужна, – прозвучал ответ, –  но ты ей нужен. Всё, что есть хорошего на свете, было для тебя, а ты для кого был?» – «Я кормлю птиц и рыб, я меняю им воду». – «Да, пока тебе с ними весело, а не будет весело, ты сделаешь с ними то же, что и с Машкой». – «А почему же нельзя так делать?» (Нагибин)

Восклицательные предложения

  • дают эмоциональную оценку сообщения;
  • выражают эмоциональное состояние героя
  • Каким прекрасным мог быть мир, земля, со всей её природой, если бы человек лелеял её! (Гранин);
  • Вечер такой славный! (Чехов);
  • И каких только не бывает чудес на свете!

Градация

  • создаёт нарастание эмоциональной напряжённости речи
  • Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный,  самобытный, ни с чем не сходный вид(Аксаков).

Инверсия

  • способствует выражению мысли, акцентируя внимание на важных, с точки зрения говорящего, словах фразы;
  •  усиливает действенность речи;
  • усиливает экспрессивность речи
  • Улица пустая вообще производит ужасное впечатление (Булгаков);
  • Скука меня томила страшная (Тургенев);
  • Ранний перепадал снежок (Шолохов);
  • Невидимый звенел жаворонок (Нагибин).

Обращения

  • называя того, к кому обращаются с речью, выполняют информативную роль (являются средством речевого этикета);
  • организуют текст;
  • выражают характер общения (официальный, доверительный, дружеский, грубый и пр.);
  • выражают отношение говорящего к собеседнику;
  • являются средством речевой характеристики говорящего;
  • риторические обращения усиливают выразительность текста
  • Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (Лермонтов);
  • Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин);
  • Соседка, перестань срамиться (Крылов);
  • Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов);
  • Что же ты, рыжая бестия, наделала?;
  • Приятель дорогой, здорово! (Крылов);
  • Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ… (Лермонтов);
  • ОВолга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? (Некрасов)

Однородные члены

  • важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов;
  • конкретизируют изображаемое;
  • придают динамику и экспрессивность сообщаемому;
  • лежат в основе такого средства изобразительности, как градация
  • За всё я отвечаю в этом мире – за вздохи, слёзы, горе и потери (Мартынов);
  • Есть периоды в судьбе страны, когда возникает потребность сверять свою личную жизнь, свою работу, своё творчество с тем временем, в котором живёшь (Михалков);
  • Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю (Паустовский);
  • Не дай остыть душе поэта, ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть (Пушкин).

Парцелляция

  • повышает коммуникативную значимость отделённой части высказывания;
  • создаёт экспрессивность текста
  • Этот человек снискал себе всеобщее уважение не только умением побеждать. Благородством. Скромностью. Своей удивительной волей.

Риторические вопросы

  • способствуют привлечению внимания адресата и усилению воздействия речи на его чувства;
  • усиливают выразительность речи
  • Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! ( Тютчев);
  • Разве нет у нас творчества, бьющего через край? Разве у нас нет умного, богатого, гибкого, роскошного языка, более богатого и гибкого, чем какой-либо из европейских языков?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе "Работа над выразительными средствами языка при подготовке к ГИА"

Данный урок был подготовлен и проведен для учителей Тайшетского района. Актуальность темы очевидна: ограниченное количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка и литературы. Задание п...

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...