Интегрированный урок русского языка в 10 классе
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Культурный опыт общения посредством дружеского письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_rus.yaz_.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока русского языка в 10 классе
«Я к вам пишу…»
Эпистолярный стиль в русской литературе и в повседневной жизни
Цель урока: создать условия для присвоения учащимися культурного опыта общения посредством дружеского письма.
Задачи:
- Обучение написанию сочинений в эпистолярном стиле.
- Знакомство учащихся с научными основами эпистолярного стиля.
- Работа с литературными письмами и анализ письма как формы художественного произведения.
- Отработка основных умений по созданию отдельных элементов дружеского письма.
I. Слово учителя
Всем нам приходилось получать письма. Мы знаем, что письма бывают разные: личные, деловые. В последнее время письма могут отправляться по электронной почте.
Письмо – это послание, адресованное кому-то. В латинском языке «послание» – эпистола, в русском – письмо. Попробуйте дать толкование слов «письмо», «послание».
Дома вы выясняли значение термина «эпистолярный жанр». К какому результату вы пришли?
Беседа
- Что такое письмо?
- Кому адресуются письма?
- Зачем пишут письма? (Информативная, контактоустанавливающая функции письма.)
- Как пишут письма?
- Что такое «эпистола»?
Сообщение В энциклопедии «Русский язык» мы можем узнать об эпистолярном стиле.
Эпистолярный стиль развился из бытовой переписки. Древнейшие образцы русского эпистолярного стиля – берестяные грамоты, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (XVI в.). Составлялись особые руководства для писания писем – «письмовники», содержащие образцы переписки как личного, так и делового характера. Старейший печатный русский письмовник – «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708). В XIX в. также выходили руководства для писания писем, например, такие наставления содержит «Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной» (1881).
В эпистолярном стиле выделяются письма, с одной стороны, как особый жанр публицистической и художественной прозы («Письма из Франции» Д.И. Фонвизина, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Письма к другу» Ф.Н. Глинки, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского) и, с другой стороны, как средство делового, профессионального и личностного, дружеского общения. Издается переписка известных людей, ставшая фактом литературы и получившая резонанс в различных сферах духовной жизни (письма А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др.). В первом случае в письмах преобладает образность, художественность изложения, во втором – разговорность стиля, эмоциональность или официальность.
К особому типу относится официальная переписка, содержащая определенные каноны, черты официально-делового стиля, набор клише.
Частные письма несут всевозможную информацию: содержат размышления, наблюдения, исповедь, выражают эмоции, чувства, дают бытовые и автобиографические сведения. В письмах проявляется непосредственность мироощущения. Письма позволяют шаг за шагом пройти с автором жизненный путь, воссоздают черты характера, широкий круг интересов, его личные отношения к событиям. Они отражают изменения в судьбе, во взглядах, душевной настроенности автора. В письме пишущая личность выдвигается на первый план.
Эпистолярный стиль отличается точным обозначением адресата и адресанта, отражает сложное тонкое переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи. Для эпистолярного стиля характерны как непринужденная, так и официальная форма обращения. Используются этикетные формулы, клише, вопросительные и восклицательные предложения. В эпистолярном стиле проявляются авторское «я», многообразие и единство авторского образа, диалогизация речи.
Словарь литературоведческих терминов дает определение «эпистолярный жанр».
Эпистолярный жанр – один из лирических жанров, стихотворение в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной и др., например, «Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкина, «Письмо матери» С. Есенина.
Беседа Зачем в произведениях русских классиков используется эпистолярный жанр?
Какие писатели обращались к жанру письма? В каких произведениях?
Работа с текстом – «Письмо Обломова»
Какую функцию выполняет письмо Обломова?
Составьте план письма Ильи Ильича.
II. Домашнее задание.
На уроке мы обратились к образцам писем в русской классической литературе. Вы тоже станете авторами сочинения в эпистолярном стиле. Воспользуйтесь некоторыми советами. Не стоит вести переписку от имени литературных героев, так как это затрудняет истолкование текста. Переписка двух друзей позволит раскрыть различные мнения о произведении.
Правила и приемы написания писем
а) адресация:
- ровесник;
- знающий текст произведения.
Задание: подберите обращения.
б) стиль и тон изложения (литературный язык, непринужденность).
в) композиция:
- контактоустанавливающая часть;
- проблемно-информативная;
- оценочная.
Задания:
- придумайте первую фразу письма;
- какой фразой вы могли бы завершить письмо другу?
III. Слово учителя
Всем нам приходилось или придется писать письма. И еще не известно, что важнее для человека: испытать радость от полученного письма, от общения с другом, близким человеком или доставить радость другому. Дома вы напишете сочинение в форме письма. Пусть это будет только тренировкой, но я все равно буду рад получить ваши сочинения-письма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русский язык + английский язык в 6 классе по теме "Числительное"
Интегрированный урок русский язык + английский язык в 6 классе по теме "Числительное". Числительные в русских и английских пословицах....
Интегрированный урок (русский язык, английский язык) по теме: «Роль причастий в русской и английской речи»
Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (автор-составитель С.И. Львова, В.В. Львов М., Мнемозина, 2010) и английскому языку для учащихся 6 класса. Урок имеет цель...
Интегрированный урок ( русский язык – английский язык) 4 класс. Тема: Глагол.
данный урок был проведён в 4 классе с целью сопоставления изменения глагола в английском и русском языках. Цели:1. Воспитывать уважение и интерес к русскому языку и языкам...
Интегрированный урок (русский язык+английский язык) "Слово - носитель и хранитель духовной культуры народа" (7 класс)
План-конспект интегрированного урока (русский язык, английский язык) развития речи по воспитанию гражданской идентичности обучающихся...
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Интегрированный урок русского языка и английского языка 6 класс.
Информационная карта урока№ Описание Тип урокаУрок применения знаний и умений Класс6б ТемаНеопределенные местоимения Образовательная программа, автор Определение ме...