урок русского языка в 7 классе по теме "Деепричастие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Прокопьева Елена Николаевна

Урок в 7 классе Тип урока -Закрепление полученных знаний при изучении темы "Деепричастие".Задания направлены на отработку умений видеть данную часть речи,ставить знаки препинания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie.rar431.22 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

ЦЕЛИ:

       образовательные:                          

                                                                       формировать умение находить деепричастие в тексте, вычленять деепричастный оборот,уметь расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастием и деепричастным оборотом, различать причастие и деепричастные обороты;

            воспитательные:                                воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя;

           

            развивающие:                                    работа по развитию речи: умение преобразовывать предложения, составлять текст, используя деепричастия и деепричастные обороты; работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

ПЛАН УРОКА:

1.Организационный момент. Создание мотивации.

   2.Актуализация имеющихся знаний, умений, навыков с самопроверкой домашнего

           задания.Тест.

3. Выдвижение учебной проблемы (цель урока, постановка учебных задач).

4. Актуализация изученного:

  а) преобразование простых предложений в предложения с деепричастным оборотом;

  б) разграничение предложений с причастным и деепричастным оборотом.

5. Проблемное задание.

6. Творческая работа.

   7. Подведение итогов урока.  Рефлексия.

8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

1. Слово учителя:

  Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед

  вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, черная. Посмотрите на

  них внимательно и выберите ту из них, которая соответствует вашему эмоциональному

  настроению именно сейчас. Спасибо!

 Кто на доску не глядит,

Кто на лавочке сидит.

       Ваня спит. Илья болтает,

    А Максим ногой качает.

       Нет, не дам я вам скучать!

А вы любите играть?

                                                            Улыбается Роман,

Вот летит воздушный шар.

   

                                                     « Только он не полетит,»-

                                                        Наша Катя говорит.

                                                        – Отчего и почему?

                                                         – Тяжело лететь ему!

    – Да, действительно, наш воздушный шар « Деепричастие» что-то тяжеловат, а лететь

       ему далеко.

2.Актуализация опорных знаний.

    Ребята, нужно избавиться от балласта. (На шаре мешочки с вопросами.   Объясните

    слово балласт.( Работа со словарём Ожегова).

                     Вопросы, которые прикреплены к шарику.

   – Назовите грамматическое значение деепричастия.

 – Назовите морфологические признаки деепричастия.

 – Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?

 – Как образуются деепричастия совершенного вида?

 – Как образуются деепричастия несовершенного вида?

 – Какой смысловой отрезок называется деепричастным оборотом?

 – Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом и одиночным

    деепричастием.

   А теперь,  когда теоретические вопросы еще раз были повторены, выполните тест.

       -самопроверка                                      

без ошибок - 5;

1 – ошибка - 4;

2 – ошибки - 3.

  3.   Введение в тему урока:

        На прошлом уроке мы познакомились с обособлением одиночных деепричастий  и                            

        деепричастных оборотов на письме. Может больше не будем про это говорить?  Или

        что-то мы не сделали, в чем-то не потренировались?

  – Сформулируйте тему урока.

  – Цели урока,

  – Предложите варианты задания, формы работы.

        Молодцы! Итак, цели перед нами поставлены, формы работы указаны. Вперед!!!

  4.  Актуализация изученного:

      а)  замена глаголов деепричастиями - индивидуально;

      б) остальные преобразовывают простые неосложненные предложения  в предложения

           с   деепричастным оборотом;

       в)  различение причастных и деепричастных оборотов.

                                      Работа  в парах - индивидуально.

  5.  Постановка проблемы:

    а)  Читать лежа вредно.

    б)  Перевозчик греб стоя.

    в) Лежа на горячем песке мы слушали шум прибоя.

    г)  Мы работали спустя рукава.

Учитель:

–  Я считаю, что здесь надо поставить запятые.  А вы? Кто со мной согласен?

    Кто поспорит?

–  Почему?

–  А предложения с фразеологизмами?

          (фразеологизмы связаны с деепричастием по происхождению,   фразеологические

            обороты, в которые входят слова, сохранившие  форму деепричастий,  запятыми

            не выделяются).

 –  Дайте толкование фразеологических оборотов.

  6.   Творческая работа - видеосюжет.

       Он (Достоевский), по-видимому, остался доволен моим очерком, ему не понравилось

        только одно выражение...

        У меня было написано так: « Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна

        бросает  пятак, который падает к ногам шарманщика». « Не то, не то, -  раздраженно

        заговорил вдруг Достоевский,- совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал

        к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...»

        Замечание это - помню его очень хорошо - было для меня целым откровением. Да,

        действительно,   звеня и подпрыгивая выходит гораздо живописнее,  дорисовывает

        движение... Этих двух слов было  для меня довольно,  чтобы понять разницу между

        сухим выражением и живым  художественно- литературным приемом.

                                                                                  Д.В Григорович.

    Задача:  Просмотрев сюжет,  составьте  текст

                  « И это все о нас...», используя  одиночные деепричастия, деепричастные

                     обороты (3-5 предложений),  т.е дорисуйте действие, придав тексту особую

                     выразительность.

                     -  Заслушиваем работы.

  7.  Подведение итогов урока.

      Рефлексия.  

 Я отправляю в путь талисман успешности. У кого он в руках, тот говорит  плюсах и минусах своей работы на уроке, самого урока.

  - Выставление оценок;

  8.  Домашнее задание дифференцированное

 1. Отредактировать тексты,  графически обозначить д.о., о.д.  Выставить свою

      работу   на конкурс-оценка «5».

  2. Составить словарь терминов по теме « Деепричастие» для устного

      высказывания   на лингвистическую тему-оценка «4».

   3. Упражнение 293-оценка «3».

 

  Слово учителя:       

   Сегодня вы показали хорошие знания по теме, умение работать  самостоятельно, дружно,   умение оценить свои знания и знания других. Молодцы!  Спасибо за урок!

 

 

Тест        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...