Уроки в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Эдлеева Роза Мутаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Алцынхутинская средняя общеобразовательная школа»

Кетченеровский район, Республика Калмыкия

Урок-игра по теме «Морфемика»

5класс

Эдлеева Р.М.

учитель русского языка

и литературы

п. Алцынхута 2012г

Урок – игра по теме «Морфемика»

Цели:  

Общеобразовательные: повторить пройденное по разделу; обобщение навыков обоснованно выделять морфемы, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова.

Развивающие : помочь учащимся осознать взаимосвязь морфемики и орфографии, развивать творческие способности учащихся, умение аналитически думать, рассуждать, делать выводы.

Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, формировать чувство ответственности и коллективизма.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор

Наглядность: презентация Microsoft PowerPoint Урок-игра по теме «Морфемика».

I Оргмомент.

II Слово учителя: Сегодняшний урок мы посвятим морфемам.

  1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий части слова?
  2. Прочитайте веселые стихи (Демонстрация слайда)

Как-то много лет назад        

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –
Вот из
сада

Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

  1. Объясните орфограммы.
  2. Найдите и запишите однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.

III «Соберите слова из морфем».  (Демонстрация слайда)
На доске морфемы: рас-, -сказ-,  -чик     ;       лет-, -е-, -ть ;

матрос-, -ск-, -ий      ;    улыб-, -а-, -ешь-, -ся  ;

о-, -добр-, -и-, -тель-, -н-, -о. Из них собрать 5слов и разобрать по составу (объяснить орфограммы).

IV Разминка «Перед телевизором» (устно).

Задание. Отложите ручки, тетрадки в сторону. Представьте себе, что вы сидите перед телевизором, расслабтесь, откинтесь на спинку стула. Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что вам надо сделать, и громко произнесите это слово. Итак, в-(включить), пере-(переключить), вы-(выключить). Правильно. А теперь еще одно упражнение. Телевизор плохо показывает, поэтому мы будем переставлять комнатную антенну. Куда? Как? (влево, вправо, спереди, сзади). Запишите эти слова и сделайте морфемный анализ. Что в них необычного?

  1. словарные слова
  2. наречие
  3. не имеют окончаний.

Вывод: Что такое приставка?

V «Кроссворд» (правописание приставок на –з/-с) Демонстрация слайда.

  1. Кощей …
  2. Отсутствие сна
  3. Отсутствие страха
  4. Суп с солеными огурцами
  5. Бунт
  6. Отсутствие силы
  7. Восход солнца
  8. Небольшое повествование

Вывод: правописание приставок на –з/-с.

VI «Лес корней».  Демонстрация слайда.

Перед вами «лес корней» - как вы думаете – это все однокоренные слова? Сгруппируйте их.

Купить, купаться, выкупаюсь, скупка, покупка, купание, купля, купальник.

Проверка: демонстрация слайда.

Вывод: Что такое корень? Чем отличаются однокоренные слова от форм слова? Упр. 450

VII Слово учителя

1) Мы продолжаем наше путешествие. На встречу нам идет Красная шапочка, а в руке у нее корзинка. Надо помочь Красной шапочке разобрать слова в 2 корзинки: в одну – где  -ок- входит в состав корня, в другую – где -ок- суффикс. 

Совок, лесок, чулок, клубок, носок, сынок, коробок, колобок, дружок, песок, снежок.

2) «Биржа труда» Менеджер (англ. – управлять) – специалист в области управления.

Слово учителя Во время путешествия нам встретилось слово «менеджер». Возможно, кто-то из вас знает значение слова менеджер. Откройте словарики и запишите это слово.

Представьте себе, что вы менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых профессий, в которых был бы суффикс –чик или –щик.

3) «Третий лишний». Демонстрация слайда.

Какое слово лишнее в каждой группе? Объясните графически.

  1. льдинка

     бусинка

    пылинка

2)  горошинка

виноградинка

    снежинка

Вывод: Что такое суффикс?

VIII Об окончании

Путешествуя по сказочной стране, мы встретили окончание. (Демонстрация слайда)

«Продавец билетов». Вы продаете билеты на самолет, в этом самолете имеют право лететь только слова с нулевым окончанием. Подчеркните ваших «пассажиров».

Кино, хурул, дом, торт, свеж, кофе, такси, мест, зазеленел, ткач, вверх, хорошо, эскимо, пальто, крыш, хаки, край, дочь.

Вывод: Что такое окончание?

IX Слово учителя

Сегодня мы с вами совершили путешествие в сказочную страну русского языка. Мы говорим «До свидания» Фее Морфемике и ее подданным приставкам, суффиксам, корням, окончаниям. Впереди нас ждут не менее интересные и веселые приключения, но мы, конечно, еще не раз встретимся с этими морфемами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-игра "Обобщение и повторение изученного по теме "Лексика"" Подготовила учитель русского языка и литературы Эдлеева Р.М.

Слайд 2

В чистом поле теремок , теремок. Он не низок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Слайд 3

Возят почту корабли, Самолеты, поезда, Мчат во все концы земли: В степи, в горы, в города. Почту в дальние районы Доставляют почтальоны.

Слайд 4

Корреспонденция Бандероль

Слайд 6

смелый

Слайд 7

Отредактируйте текст, используя синонимы. «После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать.»

Слайд 9

« Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми...»

Слайд 10

Мы слова из русской речи, из родного языка. Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, ты до смысла доберись. Наподобие начинки смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

Слайд 11

Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной березе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. Полз состав. Он устал- От гудка до хвоста. Полз состав, полз, и стал, И уснул у моста.

Слайд 12

омонимы антонимы синонимы многозначные Лексикология


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...