Детское творчество и проектирование
статья по русскому языку (8 класс) по теме

Передериева Галина Анатольевна

Внеклассная работа методом "Творческий проект"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskoe_tvorchestvo_i_proektirovanie.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

                                   ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПРОЕКТИРОВАНИЕ

                                                                 Передериева Г. А.

                                                         МБОУ Щедровская ООШ

                                                                    Аннотация

   Проектный метод--- это одна из личностно-ориентированных технологий. В процессе работы дети учатся сопоставлять данные разных литературных источников, на основе которых даётся собственная трактовка поставленной проблемы.

Основная идея опыта.

Все дети по  природе обладают творческим началом, поэтому не нужно измерять одарённость, а создавать творческую образовательную среду для раскрытия природных способностей каждого ребёнка.

Главная задача.

Определить и использовать при организации образовательного процесса методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей; способствовать проявлению и самореализации увлечений .

Деятельность обучающихся.

Создание творческой работы открывает перед каждым школьником возможность проявить свои способности. При создании творческих работ учащиеся вовлекаются в коллективную деятельность. Однако, создание проекта личностно-ориентировано. Это позволяет получать собственный опыт и удовлетворение от своего труда.

В качестве стимулов используется самооценка, самоконтроль, самовоспитание.

Формы работы:

- заочные путешествия; беседы; диспуты.

Вывод.

Внимание к внутреннему миру и уникальным возможностям каждого отдельного обучающегося способствует становлению его как личности, способной к самореализации

Ключевые слова: одаренность, проектирование, метод проекта, творческая работа

         Как  научить ребенка написанию сочинения? Как формировать творческую личность? Эти вопросы я поставила перед собой.

          В нашей школе на протяжении трёх лет мною ведётся работа в  историко-литературном кружке «Связь  времён» для учащихся 5-9 классов. В его работе поднимаются вопросы о культурном наследии  нашей страны. Ребята вместе со мной посещают музеи, дворцы города Санкт-Петербурга, его пригородов: Павловска, Пушкина, Петергофа, Великого Новгорода, Таганрога, Ростова-на-Дону. Ежегодно посещаем станицу Вёшенскую - родину М.А.Шолохова. Создали творческий отчёт по шолоховским местам «Интересная экскурсия». На занятиях кружка учащиеся проводят целенаправленную исследовательскую работу .

             Кружок «Родное слово» не менее значим и актуален. Широкие возможности для активизации творческого процесса даёт написание творческих работ: создание  сказок, рассказов, повестей. «Жизнь и приключение лесных друзей» написала Довгопол Алина; отзывы о произведениях русских и зарубежных писателей Передериев Владислав; рассказы о домашних животных, их приключениях пишут Шестухина Настя, Фидарова Элла. Творческая группа подготовила приключенческую повесть «Невероятные приключения школьников на необитаемом острове».

   Проектный метод--- это одна из личностно-ориентированных технологий. В процессе работы дети учатся сопоставлять данные разных литературных источников, на основе которых даётся собственная трактовка поставленной проблемы.

Чтобы привлечь учащихся к активному участию в проекте, использовала метод командно-групповой и самостоятельной работы. При проектировании темы: «Жизнь и творчество М.А.Шолохова» была сформирована группа, выбран руководитель и эксперт проекта. В группах распределились обязанности. Был намечен рабочий план, в который включались конкретные действия по достижению задуманных результатов. Запланированная работа заметно влияла на повышение познавательной активности детей. Мы каждый год весной выезжаем  «в гости» к Шолохову, посещаем музеи станицы Вёшенской , где всё говорит о писателе. Самое яркое воспоминание жителей—это катание и детей, и взрослых на легковой машине. Ни в чём не отказывал станичникам. Они шли к нему и в радости, и в горести. А земляки ценили и уважали его. Жил писатель скромно, очень любил рыбалку. Двери его дома были всегда открыты для всех.

Цель кружка «Родное слово» в 5-9классах-  это не только создание творческих работ, но и обобщение и закрепление полученных знаний. по трудным случаям орфографии на основе совершенствования правописной грамотности и расширении знаний учащихся о функционировании слов с трудным написанием речи.

Большим событием в жизни учеников бывает неделя русского языка и литературы в школе. Это традиционное ежегодное мероприятие. Проведению предшествует большая и серьёзная работа. Составляется план недели. Ребята готовят стенгазеты. В течение недели проводится много мероприятий: викторины, КВНы, брейн-ринги, конкурсы чтецов, поэтические вечера и др.

Мною за последние три года были проведены во время недели русского языка и литературы такие мероприятия:

– литературно-музыкальная композиция «Школа, ты навеки с нами»;

– игра по русскому языку «Счастливый случай»

– мини-спектакль «Суд над Чичиковым» по произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души»

– Презентация кружков «Связь времён», «Родное слово», где были зачитаны творческие работы кружковцев

Проведение недели также способствует мотивации к изучению русского языка и литературы.

Большое внимание уделяю детям с повышенной мотивацией к обучению.

Основная идея опыта.

Все дети по  природе обладают творческим началом, поэтому не нужно измерять одарённость, а создавать творческую образовательную среду для раскрытия природных способностей каждого ребёнка.

Главная задача.

Определить и использовать при организации образовательного процесса методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей; способствовать проявлению и самореализации увлечений .

Деятельность обучающихся.

Создание творческой работы открывает перед каждым школьником возможность проявить свои способности. При создании творческих работ учащиеся вовлекаются в коллективную деятельность. Однако, создание проекта личностно-ориентировано. Это позволяет получать собственный опыт и удовлетворение от своего труда.

В качестве стимулов используется самооценка, самоконтроль, самовоспитание.

Формы работы:

- заочные путешествия; беседы; диспуты.

Вывод.

Внимание к внутреннему миру и уникальным возможностям каждого отдельного обучающегося способствует становлению его как личности, способной к самореализации

Внеклассная работа, проводимая мною, предусматривает развитие речевой, языковой, социокультурной компетенций на более высоком уровне, который выходит за рамки учебного процесса. Обучение одарённых детей проходит на основе индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса. Задания по комплексному анализу текста для одарённых детей направлены на углубление знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. Знания и умения, полученные на занятиях, пригодились учащимся не только на уроках, но и во время подготовки к научно-практическим конференциям, олимпиадам.

Дети создавали повести, рассказы на свободные темы; сказки «Жизнь и приключения лесных друзей», автор Довгопол Алина,2-ое место. Вот одна из сказок.

                                       «Как друзья к зиме готовились»

С деревьев и кустарников осыпались листья, небо заволокло тучами, моросил дождь. Приближалась зима. Еж Митрофан собирал яблоки и грибы. Лиса Глаша и волк Кузя проветривали свои норы, меняли подстилку. Медвежонок Мишутка нашел себе теплую и уютную берлогу под раскидистой липой. Начали пролетать первые снежинки. Глаша, Кузя и Степашка попрощались с ежом и медвежонком. Мишутке и Митрофану предстояла долгая спячка до весны. Лесные друзья с нетерпением будут ждать новой встречи друг с другом.

      Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. Необходимо применять методы, развивающие мышление, которые побуждают к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.

Формы работы на данном этапе, (5-9классы).

1.        Групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачёты, проектные задания и т.д.

2.        Заочные путешествия.

3.        Беседы.

4.        Диспуты

Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости  и  способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом- игра.

Данная программа реализуется непосредственно на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе по этим предметам. Обучающиеся работают с текстом, занимаются его комплексным анализом, создают творческие работы: мини-сочинения на свободные темы  и заданные по предмету. Это позволяет увидеть, чем живет, о чём мечтает, что думает каждый ребёнок как личность. Ребята сами перед собой ставят вопросы и находят ответы. Так изо дня в день формируется личность ребёнка-созидателя, труженика, а не пассивного потребителя.

         Эта Программа работы с одаренными детьми позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку. Она  способствует восприятию языка как системы, обеспечивает развитие речевой, языковой, социокультурной компетенций на более высоком уровне, который выходит за рамки учебного процесса.  

          Обучение детей проходит на основе индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса. Тексты, разбираемые на занятиях и дома, позволяют вести разговор о стилистических особенностях простого предложения, а также указывать стиль писателя. Используются тексты как русских классиков, так и донских поэтов и писателей: М.А.Шолохова, В.Закруткина, Стихи нашего земляка А.Назаренко. Эта работа направлена на расширение кругозора учащихся. Объектом исследования становится русский язык не как абстрактная система, а как живое творческое явление. Плодотворность  состоит в том, что полученные данные позволяют правильно организовывать работу по развитию речи, воспитывать  учеников чуткими к красоте и выразительности русского языка. Результат обученности показал, что у учащихся повысился познавательный интерес к изучению предмета.

     Использование проектного метода является одним из ведущих в моей работе. У меня есть опыт разнообразной проектной деятельности. Апробированы следующие виды проектов: монопредметный – проект в рамках одного предмета, вполне укладывающийся в классно-урочную систему; межпредметный – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам.

Методом учебного проекта на моих уроках  были изучены, например, следующие темы: «Суд над Чичиковым» по произведению Н.В.Гоголя «Мёртвые души»; « Конфликт Чацкого» по произведению А.С.Грибоедова «Горе от ума»; создание «Жалобной книги» на современную тематику. Образец---рассказ «Жалобная книга» А.П.Чехова; « Русская народная песня».8класс.

  Чтобы привлечь учащихся к активному участию в проекте, использовала метод самостоятельной работы. Большой интерес вызвало у учащихся предложение самим проектировать и управлять темой. Они решили провести викторину, конкурсы, инсценировать отрывки из произведения, подготовить сообщения, выпустить стенгазету.  Учащиеся использовали для работы литературоведческие, энциклопедические словари, составляли цитатный план, проводили сравнительную характеристику, готовили сообщения на заданную тему. Проводились индивидуальные консультации. На заключительном занятии учащиеся защищали свои проекты. Почти все  ученики были высоко оценены по итогам проектной деятельности. Кроме того, уроки литературы послужили средством приобщения детей к одной из актуальных тем сегодняшнего времени – человек и общество, его роль в современном мире, вскрыли пороки общества 19 века, сопоставили с современностью. И пришли к выводу, что конфликт всегда был, есть и будет. Иначе общество не сможет совершенствоваться.

Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование коммуникативной технологии.

  В 9 классе был проведён урок «Кто он- герой нашего времени?» по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» на основе коммуникативной технологии в свете личностно-ориентированного обучения. Использован метод проблемной дискуссии. На предыдущем уроке учащимся были предложены задания, список литературы, которой они могли бы воспользоваться. Учащиеся познакомились с правилами ведения дискуссии: выданы памятки в отпечатанном виде. Самостоятельно дети выбрали те понятия, которые на уроке оказались в поле внимания. Идёт целенаправленное обогащение лексики учащихся. Это способствует формированию ценностных ориентаций учащихся.

Развивать коммуникативные способности был призван также урок по теме «Односоставные предложения» в 8 классе. Обучаемые учились составлять текст на заданную тему с использованием односоставных предложений. Была использована игровая технология, в основу которой легла такая интересная форма работы, как ролевая игра, призванная стимулировать познавательную активность и творческое мышление учащихся. Для ролевой игры «Мы в музее» были использованы предметы, на которых экскурсовод акцентировал внимание ребят. Ученики «побывали в лавке Чеховых». Они познакомились с товарами, представленными там, увидели большие головы сахара, конторку, настольные и напольные весы. Узнали, что на втором этаже жила семья Чеховых. А Антоша-гимназист после уроков работал в лавке. У детей не было свободного времени. Когда лавка не работала, то вся семья пела в церковном хоре. Чехов-старший был очень набожным человеком. Учащиеся составляли текст, используя виды односоставных предложений. На дом было дано задание  подготовить текст – «Есть ли  у меня свободное время? Как я его провожу».

           Ролевая игра представляет широкие возможности для активизации учебного процесса, создаёт условия реального общения. При этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен. Ученики знакомятся с лексикой, речевыми клише, рекомендуемыми к употреблению в игре. Обогащается словарный запас детей. Ученикам нравятся такие уроки.

Чтобы на уроках творческая, познавательная активность была на высоком уровне, чтобы дети не боялись получить плохую отметку, чтобы не находились в состоянии страха, считаю необходимым настраивать мотивационный, деятельностный, диагностический контакт, проводить осмысление работы и её результатов, то есть реализовывать положение гуманно-личностного образовательного процесса. Ученик должен быть уверен, что педагог – друг, единомышленник и помощник в учёбе. Обязательно поддерживаю учащихся словами похвалы, подбадривания: «Ты такой молодец!», «Умница!», «Работать с тобой просто радость!», «Я не сомневаюсь, что…». В тетрадях моих учеников всегда содержится много слов одобрения и поддержки, настраивающих на поиск ошибок и новых решений, описываются критерии оценки. Формула «успех порождает успех» отражает главное условие положительной динамики в учебной деятельности школьника, а предпосылкой этого условия является психологическая комфортность среды. Лишь тогда можно говорить и о сохранении здоровья, и о положительном эмоциональном фоне, и о формировании адекватного поведении, и о переживании ребёнком удовольствия от пребывания в школе. В целом же гуманно-личностный

подход – это фактор не только успешного обучения, но и личностного развития учащихся.

опыта»(2006г.) ,где представлена тема моего опыта «Текст как основа создания развивающей среды на уроках русского языка».

 Рост мотивации к учению по данным опросов учащихся.

       Проводимая мной урочная и внеурочная деятельность способствует повышению мотивации в изучении русского языка и литературы, об этом свидетельствуют результаты регулярного анкетирования учащихся  заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Так, изучение мотивации учения и эмоционального отношения к учению в 9 классе показало, что из 13 обучаемых у 7 выявлен высокий уровень познавательной активности, продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению. У 6 других учащихся средний уровень мотивации учения.

Изучение отношения учащихся 7,8,9 классов  к учению, предметной направленности их познавательных интересов показало, что из 27 обучаемых более половины отдаёт предпочтение русскому языку и литературе, считает себя более осведомлённой в гуманитарных предметах.

Многие обучаемые 7,8,9 классов отмечают, что знают русский язык и литературу. Любят ими заниматься, с удовольствием идут на урок, не пропускают урок без уважительной причины, довольны отношением учителя к ним, всегда понимают объяснение нового материала, домашнее задание выполняют всегда сами, много читают по предмету.

В этих классах наблюдается повышение учебной мотивации, непосредственного интереса к учению, открытия для себя личностного смысла в учении. Ценность школьных знаний включена в их представления о взрослости. Существенное значение в развитии мотивации учения имеет общение с учителем как человеком, заинтересованным в предмете и лично в школьнике.

  Письменные работы обучающихся «Природа моего края, села» получили высокую оценку на  федеральном уровне. Дипломами III степени награждены Донченко Полина, Исаева Юлия, Матвеенко Дмитрий, Скоробогатов Анатолий, ученики 8 класса за участие во всероссийском открытом конкурсе  «Первые шаги» - 2010 год. Клуб  учителей «Доживем до понедельника», г. Москва.

     Хочу привести отрывки  творческих работ моих учеников

       Ученица 8 класса, Донченко Полина Владимировна

                                           Природа моего села

         Природа моего села летом особенно красива! Рано утром на траве переливается в лучах солнца роса, воздух чистый благодаря нашим деревьям. Деревья в селе очень красивые, могучие. Некоторым более ста лет. В моей  Щедровке растут огромные тополя с мощными стволами. Несколько лет назад тополя росли около дома, но во время урагана они упали. Осталось два тополя,  мимо них было страшно ходить, и их срубили. Очень красивые берёзки у меня под окном…

     Мои ученики участвуют в реализации социально значимых проектах, которые способствуют формированию гражданского самосознания, патриотизма, толерантности, социокультурной компетенции, высокой нравственности. Самыми значимыми являются следующие проекты:

  Я творческий учитель, всегда готова к профессиональному росту. На своих уроках реализую личностно-деятельностный подход, потому что современный учитель и учитель будущего - это учитель- исследователь, учитель – консультант, учитель- воспитатель, творческая личность. Учитель, видящий и понимающий жизненные интересы своих учеников, проявляющий уважение к ним, к их суждениям, – учитель с большой буквы. На уроках связываю изучаемый материал с повседневной жизнью. Закрепляю знания и умения в учебной и внеурочной работе. Провожу учебные занятия с использованием многообразных форм и методов, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно – исследовательских методов.  Я ставлю цели и оцениваю степень их достижения совместно с учащимися, в совершенстве владею методом создания «ситуации успеха». Главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя.

                                Литература

(1)Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // "Директор школы", -1995.-№6.

(2)Петряков П.А. Метод проектов в преподавании образовательной области "Технология". - Вел. Новгород, 2000.

(3)Творческие работы обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества

Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...

Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества

Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

1.1. Аттестация воспитанни­ков детских  объединений  МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой  рас­сматривается педагогическим кол­лективом как неотъемлемая часть об­разовательн...

Проект воспитательной системы детско-юношеского движения «Ребячья республика» Дома детского творчества п.г.т. Уренгой

 Проект воспитательной системы детского объединения в условиях учреждения дополнительного образования детей, на примере детско-юношеского движения «Ребячья республика» п. Уренгой....

Знакомство с личностью писателя как непременный элемент развития интереса к его творчеству и побудительная причина реализации детского творчества

Коллеги! В этом материале вы найдёте разработку урока по поэзии Лермонтова в 7 классе, некоторые моменты внеклассных мероприятий, посвящённых юбилеям поэтов, писателей. Ещё я познакомлю Вас с такой не...

Опыт социального проектирования для воспитанников Дома детского творчества "Олимп"

Развитие социальной компетентности через организацию социальных практик...