Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку по теме

Павлухина Ольга Викторовна

Конспект урока русского языка на тему "Разделительные Ь и Ъ знаки". УМК  "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_na_temu.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка на тему:

«Написание разделительных Ь и Ъ знаков»

Технологии: здоровьесберегающая, проблемное обучение, ИКТ, сотрудничества, игровая.

Цель: научить детей правильно писать слова с разделительными Ь и Ъ знаками,  обобщить и закрепить знания о написании разделительных Ь и Ъ знаков.

Задачи:

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные результаты

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные:

искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Коммуникативные : осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. Уметь работать в группах.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, система тестирования качества знаний обучающихся, тест, карточки, загадки.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

У нас необычный сегодня урок:

Выяснить надо, кто в классе знаток.

  1. Минутка чистописания с актуализацией знаний.

На доске буквосочетания. Это значит сейчас …

 

Минутка чистописания.

 

тья    нье      льё    вьи      пью

бъя    дъе     съё                съю

 

Прочитайте глазами эти буквосочетания.

- Что объединяет слоги 1-ой строчки?

 

Во всех слогах разделительный ь.

 

Что объединяет слоги 2-ой строчки?

 

 Во всех слогах разделительный   ъ.

Почему во 2-ой строчке один слог отсутствует?

 

ъ не пишется перед гласной   и.

Оба знака хороши,

достойны оба чести,

 когда стоят они всегда,

 всегда на нужном месте.

  1. Словарная работа

Отгадайте загадки, запишите отгадки,  поставив их в нужную форму.

И зелен, и густ,  на грядке вырос куст. 
Покопай немножко: под кустом ... 
Ответ (картошка)

Научное название данного вида растения - картофель

Новый дом несу в руке, 
Дверцы дома - на замке. 
Тут жильцы бумажные, 
Все ужасно важные.
Ответ (Портфель, книги, тетради)

Произнесите слово портфель

Образуйте от слова тетради форму единственного числа - тетрадь

Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! 
Клюй, не робей! Кто это?
Ответ (Воробей)

Образуйте форму множественного числа- воробьи

Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? 
(Большая Медведица)

От слова медведица  образуй слово мужского рода – медведь

Очень яркая девица
Летом прячется в темнице.
Любят зайчики и детки
В свежем виде и в котлетках.
Эта рыжая плутовка
Называется...

Ответ (Морковка)

Подбери родственное слово, от которого образовалось слово морковка  - морковь

 Что  объединяет эти слова? Написание Ь знака.

Какое слово лишнее, обоснуйте?  Воробьи – разделительный Ь знак. А какой ещё знак может быть разделительным? Ъ

  1. Работа по теме

Работа в группах

Каждой паре даётся по  4 вопроса.

-Какие знаки мы называем разделительными?  (Ь и Ъ)

- Какие буквы разделяют Ь и Ъ разделительные знаки?  (согласные и гласные)

-Где пишут разделительный  Ь  в словах? (В  корне слова или после корня)

-После какой части слова пишут разделительный Ъ знак? (сразу после приставок)

-После каких приставок пишут разделительный Ъ знак?  ( После приставок, которые оканчиваются на согласную букву)

-Перед какой частью слова пишут разделительный Ъ знак?  (Перед корнем)

-Перед какими буквами пишут разделительный Ь знак? (е, ё, ю, я, и)

- Перед какими буквами пишут разделительный Ъ знак? (е, ё, ю, я)

-Сколько звуков обозначают буквы е, ё, ю, я, которые идут за разделительными Ь и Ъ знаками? ( 2 звука, один из которых j)

-В чём сходство написания разделительных знаков? (Их пишут перед буквами е, ё, ю, я, которые обозначают 2 звука)

--В чём различие написания разделительных знаков? (Их пишут в разных частях слова: Ь – в корне или после корня, Ъ – после приставок, перед корнем. Разделительный Ь пишут перед  И, а Ъ знак перед И не пишут)

- Почему, чтобы не ошибиться в написании этих знаков, нужно хорошо знать состав слова? (Потому что знаки пишутся в корне или после приставки)

  1. Физкультминутка для глаз.

Задание 1 ( на карточках)

Помоги Мише встывить нужные буквы:

1 команде: счаст…е, с…езд, от…езд, пере…ехал, обез…яна, л…ётся.

               2 команде: в…ехал, сем…я, в…юн, по…ёжился, сер…ги, под…езд.

               3 команде: на…ехал, руч…и,  вьюга, под…ехал, руж…ё, с…едобен.

Задание 2 (самостоятельно) Помоги Маше образовать новые слова.
Образуй от данных слов однокоренные слова, заменив в них приставки указанными в скобках. 
Поехал (под-), заявил (об-), соединил (раз-), приехал (от-), выяснил (об-)

Самопроверка

Задание 3 (по группам) от Анишит Йокоповны

Прочитайте.

Лисник илья подехал клесу. Грочи вьют гнёзда надиревях. под елъю ожывают мурави.

Исправьте ошибки.

1 команде: фонетический разбор слова «Илья».

2 команде: выделить основу второго предложения. Выписать словосочетания.

3 команде: разобрать слова по составу лесник, муравьи, грачи.

  1. Физкультминутка
  2.  Закрепление. Тест «Разделительные знаки»
  1. Где пишут разделительный  Ь?

А) сразу после приставки,

Б) в корне и после корня.

              2. Где пишут разделительный Ъ?

                     А) сразу после приставки,

                     Б) в корне и после корня.

              3. С каких букв должен начинаться корень после разделительного Ъ?

                    А) на согласную,

                    Б) на гласную.

              4. На какую букву должен оканчиваться приставка перед разделительным Ъ?

                    А) на согласную,

                    Б) на гласную.

              5. Перед какими гласными пишут разделительный Ь?

                   А) е, ё, ю, я, и

                    Б) э, о, у, а, ы

              6. Перед какими гласными пишут разделительный Ъ?

                    А) е, ё, ю, я, и

                    Б) э, о, у, а, ы

             7. В каких словах пропущен разделительный Ь?

                   А) жизн…, пис…мо,

                   Б) счаст…е, б…ёт

             8. В каких словах пропущен  разделительный Ъ?

                   А)  у…ехал, в…ёт,

                   Б) пред…явить, об…яснить.

  1. Подведение итогов. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке. Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...