Работа с детьми-инофонами
статья по русскому языку по теме

Дерендяева Ирина Николаевна

                 В последнее время одной из   актуальнейших проблем является проблема преподавания в классах с полиэтническим составом. У детей из таких классов трудности могут возникнуть в любой момент. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

                 В последнее время одной из   актуальнейших проблем является проблема преподавания в классах с полиэтническим составом. У детей из таких классов трудности могут возникнуть в любой момент. Особенно большие трудности испытывает учитель при работе с детьми- инофонами: они плохо читают или не читают вообще, у них бедный словарь, они не воспринимают переносное значение слов, не могут своими словами пересказать текст (информацию из учебника). Однако минимум содержания по русскому языку ими должен быть усвоен в полной мере для дальнейшего успешного обучения. Поэтому очень важно соблюдать принцип преемственности при переходе из начальной школы в среднюю.

                   В начальной школе обучение детей – инофонов русскому языку начинается с формирования их лексического словаря. При организации работы над новыми словами учителю необходимо стремиться к тому, чтобы ученики усвоили как можно больше словосочетаний с изучаемыми словами и научились их использовать в различных речевых ситуациях. Поэтому сочетание словарной работы с работой над словосочетанием и предложением – необходимое звено в обучении русскому языку детей, для которых русский язык – неродной язык.

                    Помимо толкования значения отдельных слов могут быть использованы и такие способы обучения:

показ предмета, действия или признака, называемого словом;

предъявление соответствующей иллюстрации;

перевод слова на родной язык;

морфемный или словообразовательный анализ слова;

обращение к этимологии слова;

подбор синонимов и (или) антонимов;

элементарное определение понятия на родном или русском языках.

                   Объяснение значения слова -- это лишь малый этап в процессе обогащения словаря учеников. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нужна долгая, кропотливая работа. Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому, каждое слово необходимо провести через сознание школьника несколько раз, включая его в разные контексты и использованы  различные приемы (чтение слова орфоэпически и орфографически, поиск слова и его толкования в словаре, запись слова, составление словосочетаний и предложений, выбор слова из ряда других, предъявленных звучащими, др.).

                   Приведем примеры заданий, направленных на формирование умения употреблять в речи многозначные слова, антонимы и синонимы.

  1. Какое из данных слов «летят», « плывут» можно вставить в оба предложения?

По небу… облака. Корабли… к берегу.

  1. Запиши предложения, заменяя слово «идёт» близкими по смыслу.

Автобус идёт в парк. По дороге идёт мальчик. На улице идёт дождь.

3. Найди в словаре толкование слова «розетка». Придумай такие предложения, чтобы это слово употреблялось в разных значениях.

                   Кроме того можно использовать следующие упражнения:

словообразовательные упражнения (найдите корень и подберите однокоренные слова, образуйте от данных существительных прилагательные/от данных глаголов существительные по образцу, продолжите словообразовательный ряд прилагательных/глаголов с данной приставкой/суффиксом);

упражнение на составление тематических групп (выпишите из текста названия растений/профессий, характеристики предмета; выпишите в словарик названия деревьев, предметов одежды и т.п.);

упражнения на включение данного слова в словосочетание (подберите к данному существительному прилагательное, к данному прилагательному существительное, подберите к данному глаголу существительное по образцу: читать — что? —… встретиться — с кем? — …рисовать — чем? — …);

упражнения на введение данных слов в контекст (опишите картинку, используя данные слова, расскажите о своей семье, используя данные слова, составьте предложение с данным словом).

                    При обучении лексике желательно включать в урок занимательные игры, они оживляют урок, делают его более интересным и разнообразным. Учебная задача, поставленная перед учащимися  в игровой форме, становится для них более понятной, а словесный материал легче и быстрее запоминается. Закрепление старых и приобретение новых речевых навыков и умений в игровой форме также происходит  более активно. В процессе игры дети усваивают  новую лексику, тренируются  в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений. Игры допустимы и в среднем звене, особенно в 5-6 классах.

                В работе по обучению детей – инофонов русскому языку нужно чаще использовать коллективную форму работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке. Они помогли создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи.

            Работа в парах  позволяет исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи.  

             При обучении русскому языку как неродному активно используются правила-инструкции, разъясняющие закономерности русского языка и помогающие формировать языковую компетенцию школьников.

О людях и животных мы спрашиваем «кто»? О вещах мы спрашиваем «что»?

О мальчике, мужчине говорим «он», а о девочке, женщине — «она».

По-русски говорят:  мальчик пришеЛ, но — девочка пришЛА; мальчик большОЙ, сильнЫЙ, но — девочка большАЯ, красивАЯ, добрАЯ.

Запомните. Девочка говорит: «Я радА», мальчик говорит: «Я раД»; девочка говорит: «Я самА», мальчик говорит: «Я саМ».

                  Все ошибки в употреблении видовременных форм глагола связаны с отсутствием категории рода в родных языках обучаемых.

                   Важна также индивидуальная работа с ребенком, его родителями. Приходится объяснять, что часто иноэтничные семьи вынуждены уезжать в чужую страну, потому что в своей нет работы и жилья. Мы стараемся представить себя в их ситуации. Это помогает. Детям нужно учиться контактировать. Если мы будем относиться друг к другу с пренебрежением, то жить в многонациональном мире нам будет трудно. Кстати сказать, к старшим классам отношение меняется. Здесь все начинает зависеть от личностных особенностей.

                   Если родители детей-мигрантов заинтересованы в том, чтобы ребенок учился успешно, они демонстрируют учителю свою готовность сотрудничать. Когда учителя это видят, они начинают по-другому относиться к таким детям. Помогает учителям и наличие в школе программы развития толерантности.

                     Работа с детьми- инофонами трудная, ежедневная, зачастую монотонная, но она приносит радость и удовлетворение, когда приносит результат.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе

Учитель ГБОУ школа №57 Фёдорова Ирина Юрьевна
(при участии учителя ГБОУ школа №57 Дерендяевой Ирины Николаевны)

Тема урока: «Состав слова. Приставка – значимая часть слова»

Цели урока: 1. Обучающая: получить углубленные знания о приставке как значимой части слова;

развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок.

2. Развивающая: развивать память, умение выделять главное, проводить анализ, делать

выводы, способствовать развитию речи учащихся.

3. Воспитательная: воспитывать умение совместной деятельности при работе в парах.

I. Организационный момент.

II. На доске:                            Лето собирает, а зима проедает.

Зимой едят то, что припасают летом.

-Прочитайте пословицы друг другу. Объясните товарищу, как вы понимаете их смысл?

- Найдите орфограммы, объясните их написание.

- Найдите в пословицах родственные слова.

-Что общего у этих слов?

- Как по-другому еще можно назвать эти слова?

- Выделите и назовите приставку в этих словах.

- Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

- Что вы уже знаете о приставках?

Служит для образования новых слов. Стоит перед корнем.

- Что бы вы хотели узнать?

III. Работа в группах.

- Каждая группа получит задание. Задание читаете, выполняете, анализируете, делаете вывод.

1 ГРУППА С помощью приставок  в-, вы-, и слов  «полз», «нес», «лез» образовать новые слова.

Вполз – выполз

Внес – вынес

Влез – вылез

- Что произошло со словами?

- Что сделало их антонимами?

2 ГРУППА С помощью приставки в- и слов «тереть», «копать», «крутить» образовать новые слова.

Вкрутить

Втереть

Вкопать

- Можно ли назвать эти слова однокоренными?

- Что у них общего?

- Какое значение слову придает эта приставка?

3 ГРУППА С помощью приставок по-, при- и слов «бегу», «лечу», «плыву» образовать новые слова.

Поплыву – приплыву

Побегу – прибегу

Полечу – прилечу

- Что изменилось?

- Какое значение придает приставка слову?

4 ГРУППА С помощью приставок от-, под- и слов «бегу», «лечу», «плыву» образовать новые слова.

Отбегу – подбегу

Отлечу – подлечу

Отплыву – подплыву

- Какое значение придает приставка слову?

Подведем итоги. Какую роль играют приставки?

IV. Работа в парах.

На доске записаны слова:

засмеялся

закон

заморский

замок

запах

зайчонок

запрятал

забава

зарево

заработок

- На какие 2 группы можно разделить эти слова?

- Почему вы их так разделили?

1​ Отделяем за-, получается…

2​ Оставшаяся часть слова имеет смысл, 2. Оставшаяся часть слова не имеет

может быть употреблена с другой приставкой, с другой приставкой употребляться

приставкой. не может.

3​ За- является приставкой.  За- является частью корня.

V. ​  Индивидуальная работа. Вставьте подходящие по смыслу приставки.

…ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края.

VI. ​ Рефлексия. Что узнали сегодня на уроке? Что хотели бы еще узнать?

VII. ​ Домашнее задание на усмотрение учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми инофонами на уроках информатики

Уровень языковой компетенции, развитость речемыслительной деятельности человека напрямую зависит от сформированности его когнитивных структур (механизмов, стратегий). Стимулирование когнитивных процес...

Работа с детьми-инофонами

Индивидуальная образовательная траектория для детей-инофонов(методические приемы и техники работы с лексикой)...

из опыта работы: " Проблемы преподавания русского языка в работе с детьми – инофонами"

С проблемой языковой адаптации учащихся-инофонов российская система образования столкнулась еще 10 лет назад. Дети мигрантов поступают в национальную российскую школу независимо от наличия гражданства...

Рабочая программа «Индивидуально-подгрупповая и подгрупповая логопедическая работа для обучающихся с детьми-инофонами ТНР» 1-4 классы на 2020-2021г

Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых ...

«Использование мультфильмов на уроках русского языка при работе с детьми-инофонами»

Данная разработка может быть полезна слушателям курсов повышения квалификации, студентам педагогических вузов. В разработке содержатся  практические рекомендации  использования методов и при...

Из опыта работы с детьми-инофонами

В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей-инофонов становится все более важной и значимой.В нашей школе обучаются дети из Узбекистана, Таджикистан...

программа работы с детьми-инофонами

Учебная программа для 5-7 классов по работе с детьми-инофонами...