программа работы с детьми-инофонами
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Виктория Александровна Томилова

Учебная программа для 5-7 классов по работе с детьми-инофонами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_inofony_mou_sosh_2_strezhevoy.docx126.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Программа разработана для детей-мигрантов  8-12 лет, обучающихся в российской школе. Для этой категории учащихся русский язык не является родным языком, поэтому уровень владения устной и письменной русской речью детей мигрантов не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку. Кроме этого, дети, плохо владеющие русским языком, испытывают очень серьёзные затруднения при обучении в школе и при общении со сверстниками и педагогами. Таким ученикам необходима помощь в овладении русской речью.

Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать ребенка-мигранта к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.

Рабочая программа составлена на основе УМК О.В. Синевой издательства «Этносфера», с использованием учебников И.А. Осиповой и Л.Л. Вохминой «Русский язык. Начальный уровень» издательства Русский класс. Курсы., город: М.,  УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.

Программа курса «Правильно пишем и говорим по-русски» составлена в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Указ Президента РФ от 19.12.2012г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
  • Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016–2020 годы (постановление Правительства от 20.05.2015 г. N 481)
  • Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года"  от 8 ноября 2018 г.  
  • Комплекс мер по реализации Стратегии формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015-2020 годы.
  • Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ спецкурсов МОУ «СОШ №2 г.о. Стрежевой»

        Общая характеристика учебного предмета        

В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей международных мигрантов средствами образования. Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ведущих способов интеграции в новый социум, способствует преодолению и предотвращению этнических конфликтов и закладывает основы для движения к обществу «гармонии разнообразия» различных культур.  В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.  Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российским образовательным программам и учебникам, представляет огромную трудность. Как правило, такие дети не только слабо владеют русским языком, но и плохо понимают или почти не понимают речь учителя. К сожалению, проблема плохого знания русского языка не единственная. Не менее сложно протекает социальная и психологическая адаптация обучающихся к новой культуре, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.

Как организовать учебный процесс? Как помочь этим детям быстрее пройти этапы адаптации и интеграции? Мы считаем, что целесообразно, решать данную проблему через занятия во внеурочной деятельности.

При проведении занятий непременно должны соблюдаться следующие методические требования:

  • создание условий обучения, способствующих формированию внутренней и    внешней активности обучаемых (положительный микроклимат, индивидуальный подход к детям с учётом их психических особенностей и т.д.);
  • поэтапное предъявление учебного материала (сначала задания на аудирование, затем репродуктивные упражнения);
  • многократное повторение учебного материала с опорой на наглядность;
  • комплексное предъявление материала представляющего различные аспекты языка в речевых образцах;
  • обеспечение положительной мотивации (интерес к происходящему на занятии, значимость учебного содержания, его актуальность для обучаемых);
  • выделение учителем для каждого урока речевой учебной задачи и определение системы упражнений, позволяющих успешно её решить;
  • формирование общеучебных умений и навыков, с помощью которых осуществляется последующая учебная деятельность.

С учетом  специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения

Цель: коррекция отставания в речевом развитии  и достижение максимальной адаптации в новой культурно-языковой среде детей, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, не владеющих или слабо владеющих русским языком. Формирование коммуникативной компетенции (способности общаться на русском языке в стандартных речевых ситуациях).

Основные задачи:

- создать условия для снятия межъязыкового барьера и установления доброжелательных отношений в социуме;

-развивать у ребенка-мигранта навыки правильного произношения, общения на русском языке в бытовой и учебной сферах, русской устной (понимание и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи, обогащение лексического запаса;

-оказать содействие в социализации ребенка-мигранта, а также принятия им норм существования в российском обществе и системы ценностей Российской Федерации.

Главные принципы, лежащие в основе занятий по данному курсу:

1. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.

2. Принцип оптимистического подхода (создание ситуации успеха).

3. Принцип поэтапного формирования умственных действий.

4. Принцип практической направленности изучаемого материала.

5. Принцип связи обучения с жизнью (опора на жизненный опыт ребёнка).

Формы работы учащихся на занятиях:

• коллективные;

• групповые;

• индивидуальные.

Методы и технологии:

-методы самообразовательной и поисковой деятельности;

-диалоговые;

-игровые;

- проектная деятельность.

Особое внимание уделяется совершенствованию имеющегося словарного запаса и умению пользоваться вновь усвоенными словами в речевой практике. На каждом занятии должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; формирование навыков связной устной речи: возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно.

        Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные,  композиционные (анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает детям возможность понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их умственного и речевого развития.

        Особую значимость приобретает направленность программы на развитие личности младшего школьника, его мировоззрения, творческих способностей, умение слушать и контролировать свою и чужую речь, а также формирование в процессе обучения доброго, уважительного отношения к человеку, организацию активной речевой деятельности учащихся. Разработанная программа создает основу для развития речи школьников.

Содержание контроля.

В конце дается тестовая работа для оценки уровня усвоения материала.

Для определения уровня знаний по данному курсу, используются индивидуальная и фронтальная устные проверки.

Основные формы проведения занятий

Основной формой организации работы в рамках данной программы является занятие, на котором предполагается использование игровых методик, групповых форм работы, взаимообучение. Для формирования навыков письменной речи наряду с объяснительными диктантами запланировано проведение различных видов работ: орфографических минуток, словарных, зрительных и предупредительных диктантов, письмо по памяти. Программой предусмотрены и виды работ по развитию связной речи и навыков говорения. Разнообразие видов работ способствует мотивации к обучению, предотвращает утомление, способствует развитию орфографической зоркости.

Коллективная форма работы.

Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на занятиях: хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учащимися. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке. Они помогают создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи. 

Работа в парах.

         Помогает исправлять речевые ошибки учащихся путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи. Выработка фонематического слуха достигается и за счёт индивидуальной работы с учащимися.

Дидактические игры.

         С помощью наглядных игр, привлекая игрушки, предметы, различный печатный наглядный материал. Словесные игры зачастую строятся без опоры на предметную наглядность. Их цель — закрепление уже известной лексики и развитие умственной деятельности, формирование навыков говорения в соответствии с поставленной перед обучающимися игровой задачей.

Словесные игры, являются одним из эффективных средств контроля за процессом формирования устной русской речи обучающих.  Припоминание и воспроизведение слов в словесных дидактических играх осуществляются наряду с решением других мыслительных задач: заменой одного слова синонимичным ему, названием предмета или действующего.

Обучение в группах по изучению русского языка как неродного - безотметочное. По итогам полугодий проводятся проверочные работы с целью определения уровня владения  письменной речью. При оценке уровня выполнения этих работ используется  шкала: не владеет, слабо владеет, плохо владеет. В журнал учитель  вносит записи «усвоил», «не усвоил».

        Занятие по изучению русского языка как иностранного имеет свою специфику: в отличие от других предметов его основная цель связана с формированием коммуникативной компетенции учащихся. В связи с этим можно выделить следующие ключевые черты:

- речевая направленность, т.е. обучение в условиях, адекватных условиям будущей коммуникативной деятельности;

- функциональность;

- ситуативность;

- индивидуализация процесса обучения;

- мотивированность, использование тем, важных для учащихся.

           Общая характеристика курса

Материал программы рассчитан на освоение его в течение 32 учебных часов. Каждое занятие строится на коммуникативной основе. Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.

На каждом занятии должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; формирование навыков связной устной речи: возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно.

Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные,  композиционные (анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает детям возможность понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их умственного и речевого развития.

Особую значимость приобретает направленность программы на развитие личности  школьника, его мировоззрения, творческих способностей, умение слушать и контролировать свою и чужую речь, а также формирование в процессе обучения доброго, уважительного отношения к человеку, организацию активной речевой деятельности учащихся. Разработанная программа создает основу для развития речи школьников. Принцип построения данной  программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам.

                                   Содержание контроля

В конце каждого  дается тестовая работа для оценки уровня усвоения материала.

Для определения уровня знаний по данному курсу, используются индивидуальная и фронтальная устные проверки.

Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся всей группы.  Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

  Описание места курса в учебном плане

Программа курса «Правильно пишем и говорим по-русски» предназначена  для детей-мигрантов  младшего школьного возраста и рассчитана на 32 часа  обучения в течении 11 дней (включая субботу).

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Ведущее место занимает работа по формированию и развитию умений и навыков общения. Развитие устной речи  в центре внимания учащихся при обучении, как чтению, так и письму, при сообщении сведений по грамматике, при выполнении упражнений на построение связных текстов.

На каждом уроке дети учатся говорить: задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о себе, разговаривать друг с другом, с учителем , пересказывать содержание прочитанного. Большое внимание уделяется  работе над  словом, его значением, произношением и правописанием. Много внимания уделяется работе над предложениями, дети учатся строить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения, составлять тексты, диалоги по заданному образцу и самостоятельно на предложенную тему, по картине,  на основе наблюдения или по кадрам фильма.

Мы опираемся на сохраняющийся в этом возрасте интерес к игре (у большинства учащихся начальной и средней школы игра продолжает оставаться одной из ведущих видов деятельности), а также – к сказке. Данные методы составляют основу программы, организуя процесс познания ребенком реального мира, отношений между людьми, человеком и природой.

Планируемые результаты освоения курса

Ученик научится:

  • адекватно использовать  коммуникативные, прежде всего речевые средства, для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • задавать вопросы

Ученик получит возможность научиться:

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  •  осуществлять перенос на русский язык накопленный  опыт использования родного языка в коммуникативной деятельности;
  •  расширять словарный запас.

  Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса

Личностные результаты

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, потребность в чтении;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление простейших моделей);
  • осуществлять анализ и синтез;
  • развитие дикции, устранение дефектов речи (работа со звуковыми моделями);
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание программы

 1-2 класс

1. Я живу в России – 8 ч

Знать и называть: страну (Россия), столицу России (город Москва), область (Томская область), город (Стрежевой). Употреблять в речи слова и словосочетания по данной теме, понимать лексическое значение слов: столица, родина.

Взаимодействие с семьями мигрантов: круглый стол «Почему мы говорим на разных языках», « Традиции разных народов» презентации, подвижные игры.

Пополняем словарный запас: страна, Россия, русский язык, столица, Москва, область, Томск, Стрежевой. Сибирь, жители, народ, женщина, мужчина, ребёнок, дети, север, город, томичи, достопримечательности, памятник.

2. Школа – 5 ч

Формировать представление о школе, учебных кабинетах, библиотеке, столовой, спортивном зале, бассейне и о составе класса. Учить правилам поведения в школе (классе) и на школьной территории (во дворе, спортивной площадке), на уроке и на перемене.

Пополняем словарный запас: школа, класс, столовая, туалет, коридор, лестница, дверь, окно, стена, пол, стул, стол, парта, доска, мел, учитель, ученик, ученица, первоклассник, портфель, ручка, карандаш, фломастер, линейка, ластик, книга, учебник, тетрадь, мальчик, девочка, перемена, книги, газета, журнал, библиотека, библиотекарь, бассейн, посуда (вилка, ложка, тарелка, кружка, кастрюля, сковорода), режим дня, распорядок дня, утренняя зарядка.

3. Дом, семья, друзья – 6 ч

Формировать представление о доме, квартире, семье. Знать названия комнат в квартире, состав семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры). Называть своих близких родственников. Уметь называть и классифицировать по группам игрушки, одежду, обувь, продукты, овощи, фрукты и ягоды. Учить детей общаться, делать добрые дела, оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Отличать хорошие поступки от плохих.  Вечерние посиделки родителей и детей на тему «Семейные истории»

Пополняем словарный запас: дом, квартира, кухня, зал, детская комната, ванная комната, семья, большая, маленькая, мама (мать), папа (отец), родители, дети, сын, дочь, брат, сестра, младший, старший, бабушка, дедушка, внук, внучка, старый, молодой, работать, (не) работает, учиться, учится, игрушки (кукла, машинка, самолёт, заяц, медведь, лиса), одежда (шапка, рубашка, брюки, кофта, носки, платье, юбка, пальто, куртка), обувь (туфли, сапоги, ботинки, валенки, тапочки), продукты (молоко, хлеб, масло, макароны, колбаса, рыба, сыр), овощи (капуста, картофель, морковь, лук, помидор, огурец, свекла), фрукты (банан, апельсин, вишня, слива, яблоко, груша, киви) и ягоды (брусника, черника, малина, клубника).

4. Времена года – 4 ч

Знать и называть времена года, признаки изменений погоды осенью, зимой, весной и летом. Рассказывать о праздниках, которые отмечают в России в разные времена года (новый год, День защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта).

Пополняем словарный запас: времена года, погода, лето (летом): тепло, жарко, небо голубое, клумбы с цветами, речка, луг; осень (осенью): часто идёт дождь, на небе тучи, на улице лужи, дует холодный ветер, листья деревьев жёлтые и красные; зима (зимой): небо серое, холодно, мороз, идёт снег; весна (весною): на небе облака, на крыше сосульки, дует тёплый ветер, светит солнце, международный, защитник.

5. Животный мир – 4 ч

Дать понятие животные (звери, птицы, рыбы, насекомые). Учить классифицировать животных по группам: звери, птицы, рыбы и насекомые. Дать информацию о животных России, Сибири, Томской области.

Пополняем словарный запас: животные: звери, птицы, рыбы, насекомые; звери: волк, лиса, медведь, заяц, лось, белка; птицы: дятел, сова, ворона, воробей, голубь; насекомые: жук, бабочка, стрекоза, кузнечик, гусеница, муравей, пчела, комар; рыбы: щука, язь, карась, налим.

6. Сказки разных народов – 5 ч

Что такое сказка? Знакомство с жанром сказки, ее структурой (зачин, концовка), Русская народная сказка «Репка». Украинская народная сказка «Колосок». Ценность хлеба, долгий путь от зёрнышка до каравая. Разговор о людях, выращивающих хлеб. Чеченская сказка «Хвост». Участие в диалоге по обсуждению прослушанного (прочитанного) произведения. Армянская сказка «Как произошли медведи». Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Ответы на вопросы учителя. Таджикская сказка «Благодарный медведь». Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Взаимоотношения медведя и других животных в сказках. Узбекская сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей». Чтение вслух и обсуждение сказок. Образ павлина и воробья в народных сказках. Казахская сказка «Разудалый петушок». Сказки, объединённые главным героем – петушком. Черты характера петушка: доброта, трудолюбие, справедливость. Откуда у петушка красивый наряд. Викторина «Угадай-ка сказку». Игра «Узнай героя и сказку». Работа с семьями: как отмечают Навруз, Ураза-Байрам, Пасху- презентации, рисунки, рассказы, сценки.

Пополняем словарный запас: сказка, колосок, репка, благородный, сказочный герой, петух, павлин, гребешок, перо, берлога, жили-были, жить-поживать, горе, радость.

6 класс

1. Морфология – 10 ч

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

2. Фонетика и графика – 6 ч

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

3. Орфография – 10 ч

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове.

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением. Сочетания чк-чн. Перенос слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Непроизносимые согласные. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов).

4. Речь. Синтаксис – 6 ч

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Тематическое планирование для младшей школы 1-2 класс

Тема

Дата

Я живу в России

1-2

Я живу и учусь в России (Томская область, город Стрежевой). Сибирский край. Знакомство с учебниками. Столица, лексическое понятие.  Какой город является столицей России? Речь устная и письменная.

09.11-2ч

3

Город Стрежевой. Автобусная или виртуальная экскурсия по городу. Транспорт.

10.11

4

Родина, лексическое понятие. С чего начинается Родина? Слово, предложение, текст.

10.11

5-6

Почему мы разговариваем на разных языках. Разнообразие праздников.

10.11-

11.11

7-8

Праздничные традиции разных народов. Подвижные игры

11.11-2ч

Школа

9

Школа. Класс. Учебные вещи. Знакомство с классом, предметами.

12.11

10

Я в школе. Правила поведения в школе. Я на уроке. Правила поведения на уроке.

12.11

11

В библиотеке. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения

в библиотеке. Зачем я хожу в школьную библиотеку? Главная мысль текста.

12.11

12

В столовой. Посуда. Электроприборы. Экскурсия в школьную столовую. Правила поведения в столовой.

13.11

13

Мой распорядок дня.  Зачем и почему соблюдаем режим дня?

13.11

Дом. Семья. Друзья

14

Моя семья. Состав семьи.

13.11

15

Человек. Части тела человека.  

14.11

16

Одежда. Обувь.

14.11

17

Дом. В каком доме я живу?

14.11

18

Квартира. В кухне. Продукты. Овощи.  Фрукты. Ягоды. Квартира. В зале.

 В детской комнате. В спальне. В ванной комнате.

16.11

19

Друзья. Как проводить время с друзьями? Дружба. Ребята, давайте жить дружно! Добро и зло.

16.11

Времена года

20

Год, времена года. Погода осенью. Почему осенью скучно и грустно? Стихи

об осени.

16.11

21

Погода зимой. Новогодние празднования. Погода зимой. Стихи о зиме.

17.11

22

Погода весной. Капель, проталина. Погода весной. Стихи о весне.

17.11

23

Погода летом. Как я проведу лето?

17.11

Животный мир

24

Животные России и Сибири. Звери. Почему медведь спит зимой?

18.11

25

Птицы. Какие птицы не улетают на юг? Насекомые.

18.11

26

Домашние животные. Домашние питомцы. Как ухаживать за домашними

животными?

18.11

27

Дикие животные. Охрана диких животных.

19.11

В гостях у сказки

28

Читаем русские народные сказки.

19.11

29

Чеченская народная сказка. Таджикская народная сказка. Армянская народная

 сказка

19.11

30

Узбекская народная сказка. Азербайджанская народная сказка.

20.11

31

Викторина «Угадай-ка сказку». Игра «Узнай героя и сказку».

20.11

32

Народные праздники. Масленица. Навруз. Сабантуй. Пасха и Ураза – Байрам

20.11

Тематическое планирование для 5-7 класса

Тема

Дата

Морфология

1

Бытовой этикет в России. Слова, называющие предметы

 (имена существительные), признаки предметов (имена прилагательные),

действия и состояния предметов (глаголы).

04.10

2

Имена собственные. Заглавная буква. Правила этикета с учетом

национальных традиций и особенностей. Национальная специфика

русской лексики

04.10

3-4

Имя существительное. Род имен существительных.

04.10

05.10

5

Местоимение.

05.10

6-7

Имя прилагательное.

05.10

11.10

8-9

Глагол

11.10

10

Практикум по определению частей речи

18.10

Фонетика и графика

11

Звуки и буквы. Буквы е, ё, ю, я

18.10

12

Слово и слог

18.10

13

Мягкий знак – показатель мягкости согласных

19.10

14

Звонкие и глухие согласные звуки, обозначение их буквами

19.10

15-16

Ударные и безударные гласные звуки, обозначения их буквами

19.10

15.11

Орфография

17

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

15.11

18

Сочетания чк-чн

16.11

19

Разделительный мягкий знак

16.11

20

Однокоренные слова

16.11

21-23

Безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые

17.11(2ч)

18.11

24-26

Правописание парных и непроизносимых согласных

18.11

19.11(2ч)

Речь. Синтаксис

27

Устная и письменная речь. Монолог о себе

20.11

28

Слово. Предложение. Текст

20.11

29-30

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении

22.11

31

Распознавание слов по вопросам. Точное употребление слов в предложении. Импровизация и некоторые языковые особенности устной речи

23.11

32

Правила построения письменного текста

23.11

Описание учебно-методического и технического обеспечения

1. «Литературное чтение», 1 класс. Учебник для детей мигрантов и переселенцев. Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Москва «Просвещение», 2014 год

2. «Литературное чтение», 2 класс. Учебник для детей мигрантов и переселенцев. Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Москва «Просвещение», 2014 год

3. «Литературное чтение», 3 класс. Учебник для детей мигрантов и переселенцев. Сахиповой, З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Москва «Просвещение», 2014 год

4. «Литературное чтение», 4 класс. Учебник для детей мигрантов и переселенцев. Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Москва «Просвещение», 2014 год

5. «Русский язык», 2 класс. Учебник для детей мигрантов и переселенцев. Азнабаевой Ф.Ф., Турова Г.А., Артеменко О.И./Под редакцией Г.Н. Никольской. Москва «Просвещение», 2014 год

6. «Русский язык», 3 класс. Учебник для детей мигрантов и переселенцев. Азнабаевой Ф.Ф., Артеменко О.И./Под редакцией Р.Г. Давлетбаевой. Москва «Просвещение», 2014 год

7. «Русский язык», 4 класс. Учебник для детей мигрантов и переселенцев. Азнабаевой Ф.Ф., Артеменко О.И./Под редакцией Р.Г. Давлетбаевой. Москва «Просвещение», 2014 год

8. Е. В. Какорина, Л. В. Костылёва, Т. В. Савченко, О. В. Синёва, Т. А. Шорина Русский язык: от ступени к ступени

9. Е. А. Хамраева, Э. И. Иванова. Давайте познакомимся. М.: Дрофа, 2009 г.

10. Т. М. Балыхина Линия учебно-методических комплексов "Русский язык как иностранный" для 5-11 классов. Изд-во "Дрофа".

Материально-техническое обеспечение:

8. Техника копировальная и множительная, компьютеры и мультимедийные проекторы, документ-камера, фотоаппарат.

9. Мебель (парты, стулья, шкафы)

10. Наборы игрушек (куклы, мячи, транспорт: машинки, самолёты, корабли; животные: птицы, звери, рыбы, насекомые: посуда, мебель).

Список рекомендованной литературы

Для педагога

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2010г.  
  2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство «АРГО», 2009г.
  3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва «АСТ», 2012г.  
  4. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва «Просвещение», 2011г.  
  5. Чернышов С., Чернышова А. Поехали! 1+2. ... Интенсивный учебник для начинающих. Златоуст. СПб. 2015.
  6. Антонова В.Е., Нахабина М.М., Сафронова М.В., Толстых А.А. Дорога в Россию. Учебник русского языка (элементарный уровень) Златоуст, ЦМО МГУ.2014.
  7. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва «Просвещение», 2010г.  
  8. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО «Самовар», 2010г.  
  9. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО «Самовар», 2010г.  
  10. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО «Самовар», 2010г.
  11. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. «АРД ЛТД», 2010г.

Для учащихся

1. Л. Л. Вохмина, И. А. Осипова. Русский класс. М.: Русский язык. Курсы, 2015 г.

2. Т. М. Балыхина, С. И. Ельникова. Продолжаем знакомство. Русский язык как иностранный. Уроки дружбы. М.: Дрофа, 2011 г.

3. Е. Корчагина Приглашение в Россию. М.: Русский язык. Курсы, 2008 г.

4. Синёва О. В., Шорина Т. А. Человек, его характер, мир: изучаем играя. М.: Русский язык. Курсы, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми-инофонами

               В последнее время одной из   актуальнейших проблем является проблема преподавания в классах с полиэтническим составом. У детей и...

Особенности работы с детьми инофонами на уроках информатики

Уровень языковой компетенции, развитость речемыслительной деятельности человека напрямую зависит от сформированности его когнитивных структур (механизмов, стратегий). Стимулирование когнитивных процес...

Работа с детьми-инофонами

Индивидуальная образовательная траектория для детей-инофонов(методические приемы и техники работы с лексикой)...

из опыта работы: " Проблемы преподавания русского языка в работе с детьми – инофонами"

С проблемой языковой адаптации учащихся-инофонов российская система образования столкнулась еще 10 лет назад. Дети мигрантов поступают в национальную российскую школу независимо от наличия гражданства...

«Использование мультфильмов на уроках русского языка при работе с детьми-инофонами»

Данная разработка может быть полезна слушателям курсов повышения квалификации, студентам педагогических вузов. В разработке содержатся  практические рекомендации  использования методов и при...

Из опыта работы с детьми-инофонами

В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей-инофонов становится все более важной и значимой.В нашей школе обучаются дети из Узбекистана, Таджикистан...

Приёмы работы с детьми-инофонами

Обучение детей-инофонов — это процесс, который требует терпения, внимания и творческого подхода. О создании комфортной атмосферы и разнообразных методах работы с ними посвящёна данная статья....