Этапы работы по подготовке к сдаче ЕГЭ.
статья по русскому языку (11 класс) по теме

Насыбуллина Гульназ Вагисовна

Тесты  - один из самых удобных видов работы на уроке. Но такая работа, несмотря на кажущуюся простоту, вызывает затруднения и у учащихся, и у учителя (при организации работы). В данной статье рассматриваются проблемы, с которыми учитель сталкивается на уроках при работе с тестовыми заданиями, и пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_raboty_po_podgotovke_k_sdache_ege.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы  по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Подготовка к сдаче ЕГЭ сегодня - неотъемлемая часть школьного обучения. Уже несколько лет подряд я работаю в выпускных классах и  могу сказать о том, что у меня есть своя система работы  подготовки  учащихся к сдаче экзамена.  Система работает, если есть способные дети. Сразу отмечу, что моё понятие "способный" отличается от формулировки в толковом словаре .  К способным  отношу всех учеников, которые хотят и могут учиться.

Основная работа  по подготовке к сдаче ЕГЭ начинается в 10-м классе. Конечно, данная работа ведётся намного раньше. Но после окончания 9-ого класса многие ребята уходят из школы, формируется новый класс, в котором собираются ученики с разными способностями. Не секрет, что в 10-й класс приходят и ученики, которые  с трудом завершили 9-й. Поэтому на первом же занятии объявляю, что подготовку к экзаменам  начинаем с нуля. ( Кстати, сильные ученики всегда могут выступить в качестве помощников преподавателя на разных этапах подготовки к экзаменам).

 Работа проходит в следующей последовательности:

 1-й шаг: знакомство с типовыми заданиями ЕГЭ по определённому разделу программы.   На этом  этапе ребята узнают, что задания можно объединить в разделы. Например, задания А13 - А19 проверяют знания по орфографии, задания А20- А26 - по пунктуации и т.д. Работу начинаем с блока заданий по орфографии.
2-й шаг: повторение и разбор необходимого теоретического материала.  Хочу отметить, что никаких новых тем по  орфографии и пунктуации в 10-11-х классах нет, весь материал изучен ещё в среднем звене.  Несмотря на это, мы повторяем материал с самого начала.  Это моё основное правило.

Например, первое задание по орфографии- А13. Открываем тренировочный тест и читаем формулировку задания. Даём название :"Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи"(перед  этим ребята получают предварительное домашнее задание : повторить данную тему).После этого начинается подробнейшее повторение теории по данной теме. В наш век современных технологий хочу выступить в защиту бумажных носителей информации: тетради и учебника. Важно, чтобы ученик разбирался в своих конспектах и умел работать с ними и с учебником. Это серьёзная часть работы: ученики  записывают все правила (обязательно с примерами),исключения из правил, алгоритмы выполнения заданий. В течение двух лет ребята будут постоянно обращаться к своим записям, таким образом запоминается теоретический материал. В дальнейшем, во время выполнения  тестовых заданий , когда ученики начинают задавать вопросы по теории, я всегда заставляю находить ответ  либо в тетради, либо в учебнике самостоятельно. Не секрет, что у многих развита именно зрительная память. С течением времени ученики сами начинают обращаться к своим записям, это входит в привычку.

После такого повторения теории ребята получают домашнее задание: выучить теорию. Конечно, кто-то сделает это сразу, а с кем-то придётся работать очень долго.

3-й шаг: навыки применения  теории на практике. Эта работа начинается после повторения и разбора теории по конкретному заданию (например, по теме "Правописание -н- и -нн- в разных частях речи"). Ученики выполняют упражнения из учебников, пишут словарные диктанты, находят слова с данной орфограммой в тексте, разбирают типичные ошибки и выявляют их причины. Только после такого подробного повторения теории и выполнения практических упражнений мы приступаем к работе с тестами. Здесь очень важно, чтобы ученики полностью проговаривали все правила, поэтому требую полных ответов.

4-й шаг:  решение типовых тестовых заданий.  В начале этого этапа мы работаем коллективно. Первое задание вслух"прорешивает" учитель: правильное прочтение задания, выделение ключевых слов в нём, только затем обращение к тестовому примеру. На этом этапе работы важно  неоднократно  проговаривать теорию, алгоритм решения. Поэтому после учителя комментированную работу начинают сильные ученики.

 На занятиях мы пользуемся сборниками типовых экзаменационных вариантов из серии "ЕГЭ-2013. ФИПИ -школе". На каждой парте лежит сборник, что позволяет ученику и  видеть  задание, и следить за решением. Стараюсь, чтобы на уроке каждый ученик "прорешал" вслух хоть одно задание. В это время сильные ученики могут работать самостоятельно, а могут помогать более слабым товарищам.

Таким образом разбираются все задания по орфографии.

5-шаг: работа с тренировочными тестами. Она начинается, когда многие задания уже разобраны. На этом этапе возможны разные виды работы, у каждого учителя они свои. Я отмечу следующие виды:

-выполнение контрольных тестирований (аналог вариантов ЕГЭ по русскому языку) для выяснения уровня подготовки учащихся;

-практическая работа с тестами. Это может быть коллективное, индивидуальное, парное выполнение варианта. Особенно эффективной считаю работу в паре: сильный и слабый ученик. Сильный ученик проговаривает всю теорию, т.к. объясняет более слабому, задаёт ему наводящие вопросы и т.д.

- прохождение тестирования в режиме онлайн;

-работа с мини-тестами по разделам языка, с тестами-тренажёрами;

Основная моя задача на этом этапе состоит в том, чтобы ученики работали и думали самостоятельно. В течение этих двух лет я заставляю ребят пользоваться всем теоретическим материалом:"Не знаешь, не помнишь - открой учебник или тетрадь и повтори!" И так всё время.

Работа учителя -это очень кропотливый, каждодневный труд. Труд ради учеников: все мы живём их успехами, достижениями и неудачами тоже. Поэтому большая наша радость в том, если ученик понимает, что учитель старается ради него, а сам ученик - всё делает ради себя. Только работа в союзе (учитель - ученик) позволит добиться хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по подготовке к сдаче экзамена по химии в форме ЕГЭ

Из опыта работы по подготовке к сдаче экзамена по химии в форме ЕГЭ...

Дистанционный курс для подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку "Обзор трудностей и типичных ошибок при сдаче ЕГЭ"

Дистанционный курс английского языка для школьников 11 классов Обзор трудностей и типичных ошибок при сдаче ЕГЭ Цель курса: помощь в подготовке к сдаче ЕГЭ Содержание курса: 1. Подготовка к сдаче ЕГЭ ...

Доклад "Из опыта работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по физике"

ЕГЭ по физике  - серьезное испытание, требующее большого напряжения сил и серьезной подготовки. Это, прежде всего, многоплановая, кропотливая работа учителя в течение длительного времени; ученику...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с применением информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) при подготовке к сдаче единого государственного экзамена

Здесь описаны методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с применением информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) при подготовке к сдаче единого государственного э...

Из опыта работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по математике

В статье описан личный опыт подготовки к сдаче ЕГЭ учащихся в течение13 лет....

Система работы по подготовке обучающихся 10-11-х классов к сдаче ЕГЭ по истории

В статье представлен опыт учителя по подготовке к экзамену...

Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных организациях города Муравленко при подготовке к сдаче норм ГТО

Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использоват...