Урок с использованием технологии деятельностного подхода в обучении русскому языку по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Долгих Наталья Александровна

Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению  по тексту Е. Лайковой» проводится в рамках систематической работы по развитию устной и письменной речи учащихся.  Его тип, структура, методы и приемы подчинены организации развития познавательной активности, повышению мотивации к обучению. Предлагаемый мною урок – один из вариантов подготовки к части С ГИА, имеющий выход в практику творческой деятельности ученика: собственного осмысления авторской позиции и выражения своей точки зрения в сочинении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок с использованием технологии деятельностного подхода в обучении русскому языку по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению».

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.

Однако жестокого сколько  вокруг!

Мы часто твердим, что собака – друг человека.

Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?

                                                             Эдуард Асадов

Этап I Погружение в проблему. 3 мин

Звенит колокольчик.

Добрый день, ребята. Сейчас прозвенел звонок. Звонок для ваших сердец.

Чтение стихотворения – 1 мин.

Вы смотрели бездомной собаке в глаза?

 Вы когда- нибудь видели столько печали?

 Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.

 Сколько боли, несчастья у ней за плечами.

 Разве Вас не учили:"Мы в ответе за тех..."

 Или может Вы просто про это забыли ,

 Когда Вам надоело и после утех.

 Вы за ней двери дома закрыли?

 А она до сих пор верит людям и ждет,

 Хоть сомненья давно её гложут,

 Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ!

 И на голову руку положит...

Сегодня на уроке нам предстоит подготовиться к сочинению-рассуждению, связанному с анализом текста.В качестве исходного текста я выбрала текст Елены Геннадьевны Лайковой, учителя одной из московских школ. Сейчас я прочитала вам стихотворение моей ученицы. Теперь посмотрим видеосюжет, и мне хотелось бы услышать ваши предположения, о чём пойдёт речь в этом тексте.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

Итак ваши предположения?

Давайте ознакомимся с текстом Лайковой. Чтение текста вслух – 2 мин.

Прочитаем задание С2. ГИА.   Сочинение-рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ. В течение урока попытаемся ответить на вопрос: ПОЧЕМУ «человек не может состояться без доброго отношения к мЕньшим своим братьям».(написано за закрытой доской)

Давайте вспомним, какова структура сочинения-рассуждения. Слайд 2 Также эту схему вы можете увидеть на своих рабочих листах.

Этап II  Работа над вступлением

 Теперь наша задача поработать над вступлением, в котором  мы должны сформулировать тему текста,основную проблематику, авторскую позицию.Для этого необходимо ответить на ряд вопросов. Слайд 3

  • О чем размышляет писательница? Какова тема текста (жестокое  отношении человека к собакам)
  • Актуальна ли данная тема. Обратимся к фотографиям, сделанных на улицах нашего города.
  • Какую ведущую проблему вы можете выделить в этом тексте?Какие вопросы ставит автор? (11-13) (проблему дефицита милосердия)

Задание1

Найдите ключевые  слова, связанные с данной проблемой, подчеркните их в исходном тексте.

Действительно, вот такие могут быть ключевые слова.Слайд4

Задание 2

А теперь, ребята, мне хотелось бы  узнать, как вы понимаете значение слова «милосердие». Вы знаете, что объяснить лексическое значение слова можно, подобрав к нему синонимы. Я вас попрошу  на этих листочках написать синоним к слову «милосердие». Но прежде я хочу вам рассказать следующую историю. Некоторые из синонимов вы услышите из неё.

Рассказ притчи о мальчике и щенке.

  •  Запишите синоним.   Покажите мне ваши листочки. (слова, которые не повторяются, прикрепляются  магнитом к доске)(Моё слово – сопереживание)

Задание 3

Теперь  прочитаем  в своих рабочих листах определение слова из словаря Ожегова.

МИЛОСЕ́РДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

Запишем синонимический ряд. У нас получились такие слова.(сострадание, сопереживание, сердобольность, доброта, жалость) Слайд №

  • Обратимся вновь к исходному тексту. Какие примеры жестокого отношения к животнымавтор  приводит? (6-7)
  • Ребята, как вы думаете, есть взаимосвязь между отношением к животным и отношением к людям? А как об этом говорит Лайкова? Зачитаем. (15-17)

Задание 4

Давайте прочитаем следующее  стихотворение Лобовой,  доказывающее эту взаимосвязь. Чтение  стихотворения

Жила-поживала когда-то большая семья.

Настала пора переезда в иные края.

Когда же мешки с барахлом выносили во двор,

У взрослых с детьми разгорелся нешуточный спор.

И "против" и "за" разделились у них голоса -

Везти или нет им с собою дворового пса.

А тот, чьих зубов опасался полуночный вор,

Лежал и внимательно слушал людской разговор.

"Я стал им не нужен... Зачем притворяться живым?"

И больше не поднял с натруженных лап головы.

Спустя поколение снова настал переезд

На поиски более щедрых и солнечных мест.

И бывшие дети решали над грудой мешков -

Везти или нет им с собою своих стариков.

Какую мысль автора подтверждает это стихотворение?

  • Как считает автор текста, без чего не может состояться человек? (19 предложение)

Задание 5

Ребята, подведём итог всему вышесказанному,  поработаем самостоятельно. Обратимся к вашим рабочим листам, заполним таблицу. У вас 3 мин.

Тема текста

Автор (ФИО) …    размышляет в данном тексте о …

Проблематика

Основная проблема этого текста – проблема …

Авторская позиция

Е. Лайковасчитает, что человек не может состояться ….

Исследуя проблему милосердия, автор с болью вопрошает: «

Чтение таблицы.

Вывод.  Мы с вами выполнили первую задачу - написали вступление к нашему сочинению. Перейдем к аргументации.

Этап III Аргументация позиции

Слайд Нам необходимо найти два аргумента, доказывающих авторскую позицию.

Задание 6

Давайте вновь обратимся к исходному тексту. Найдём первый аргумент, доказывающий, почему мы должны заботиться о собаках.

  1. Собака – верный друг.Запишем в рабочих листах. ( предложение № 8-10)

А вы согласны  с авторской позицией?А у кого из вас есть такой верный друг? Какие вы знаете примеры собачьей преданности?

У меня есть для вас видеосюжет о собачьей преданности.

После просмотра видеосюжета. Я уверена, на вас произвели впечатление примеры собачьей преданности. О наиболее понравившемся случае вы можете написать в выводе.

Задание 7

Теперь найдём второй  аргумент. Запишем.

  1. Собаки совершают подвиг во имя человека.

( предложение № 20)

А вы можете привести мне примеры подвигов собак?

Задание 8

На листах с раздаточным материалом у вас имеется текст Игнатова «Подвиги собак». Дома вы ознакомитесь с ним и затем сможете воспользоваться этими материалами в своём сочинении. А сейчас мы обратимся к отрывку из данного текста. Расставим знаки препинания, вставим пропущенные буквы. У вас 3 мин.

Проверка.

Вывод. Итак, мы закончили работу над основной частью вашего сочинения.Переходим к выводу.Но сначала немного отдохнём, настроимся на творческую работу, посмотрим следующий видеосюжет.

Этап IV Работа над выводом

Задание 10

Сейчас вам предстоит самостоятельно написать вывод к вашему сочинению,выразив собственную позицию по данной проблеме.Для этого поработаем в парах. Я попрошу вас  написатьвывод вот на таких цветных листах. Вы можете его начать с фразы, написанной на слайде. Слайд 9

Затем приведите свои доказательства. Воспользуйтесь материалами, с которыми мы работали на уроке. Закончить свое сочинение вы можете ярким афоризмом, цитатой, лозунгом – призывом. У вас 6 мин.

Чтение 1 работы.

У известного публициста Даниила Алекс. Гранина есть слова: «Я уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в  колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь»

Давайте и мы внесём свой вклад и оформим стенд в вашей школе на данную тематику. Я уверена, что читая ваши  творческие работы, все задумаются над этой проблемой.

Ученики прикрепляют работы к магнитной доске.

Этап VРефлексия. 2 мин.

Для вас колокольчик уже прозвенел.  Пусть он всегда звенит в вашей душе, когда вы видите бездомных животных.  Наш урок подходит к концу. Дома я попрошу обобщить всё сказанное на уроке  и написать сочинение-рассуждение по тексту Лайковой. Я буду рада прочесть их и отредактировать, если вы мне их отправите на мой электронный адрес. Теперь я  попрошу вас записать свои выводы о сегодняшнем занятии, оценить свою работу, настроение, впечатление об уроке. Прочитав ваши ответы, я смогу понять, насколько интересным и полезным было для вас это занятие.

Перед вами лежат сердца.  Выберите  сердце  того цвета, который соответствует вашему настроению во время урока: красное  – тревожное, зелёное  – позитивное, синее – нейтральное. Затем допишите ответы на вопросы:

Своей работой на уроке я….

Урок для меня показался….

Сегодня на уроке я понял, как…

Ребята, теперь я хочу всех вас поблагодарить за сегодняшний урок. Мне было приятно работать с такими творческими учениками. И хочу вам пожелать удачной сдачи экзаменов.На память о нашем уроке я для вас приготовила календарики с домашними любимцами. (Ученики уходят с урока под песню «Ласковей собаки»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

использование системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку

Использование системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку...

Использование системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку

Автор данной статьи  рассматривает системно-деятельностный подход  при обучении иностранным языкам, приводит конкретные примеры  деятельности учителей методического объединения....

Проектная технология на уроке как способ организации деятельностного подхода в изучении русского языка и литературы

Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности обучающихся. Поэтому в настоящее время актуальным является использование в обучении проектного метод...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....

Методический семинар Тема: «Системно- деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе» (Из опыта работы)

Системно-деятельностный подход позволяет учителю организовать образовательный процесс, ориентированный на развитие личности, мотивированной к самообразованию...