Курс дополнительные занятия по русскому языку по подготовке к ЕГЭ
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Фатейчев Сергей Николаевич

Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам приходится сталкиваться с проблемой подготовки у Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku_dlya_10_dlya_raboty.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 68

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от  «30» августа 2013 года

Председатель педсовета

_________ С.Н.Фатейчев

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

II вида

по       курсу дополнительные занятия по русскому языку по  подготовке к ЕГЭ

Ступень обучения (класс) основное общее 10-11  классы

Количество часов: всего 204  часа; в неделю 3 часа Уровень базовый

Учитель Фатейчев Сергей Николаевич

 Программа разработана на основе методической литературы

Пояснительная записка

Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам приходится сталкиваться с проблемой подготовки у Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.

Место курса в образовательном процессе.

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом могут дополнительные занятия по русскому языку по подготовке к ЕГЭ.

Данный курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.

Курс рассчитан на учащихся  10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. 

Так как в старших классах общеобразовательного и профильного (не гуманитарного) уровней на изучение русского языка отводится соответственно 2 часа; то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным.

Поэтому дополнительные занятия, на мой взгляд, являются необходимым для успешной сдачи экзамена.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Курс рассчитан на два  учебных года по 3 часа в неделю внеурочных занятий. Общий объем – 102 часа в 10 и 11 классах.

Цели и задачи изучения курса.

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачами курса являются:

  1. Помочь выпускникам преодолеть  психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
  2. Познакомить выпускников с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
  3. Научить выпускников правильному оформлению бланка  регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
  4. Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
  5. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
  6. Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
  7. Углубленное изучение отдельных тем курса.

Основные компоненты содержания курса.

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.

Повторение проводится по основным разделам русского языка:

  • лексика;
  • фонетика;
  • морфемика и словообразование;
  • орфография и морфология;
  • синтаксис;
  • пунктуация;
  • языковые нормы.

А также выпускники оттачивают свои умение анализировать текст и  умение создавать текст  в жанре рецензии или эссе.

Методы и формы обучения.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

  • Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).
  • Продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Рассказ учителя. 
  • Беседа. 
  • Работа со словарями.
  • Анализ таблицы.
  • Интерактивные технологии

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.

Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Результаты изучения курса.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

В результате изучения курса выпускники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.

Формы контроля достижений учащихся.

Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится тестовая работа (работы сдаются на проверку).  В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Все задания  проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика  заводится диагностическая карта, в которой отражается маршрут продвижения выпускника к его конечной цели: овладение необходимыми практическими навыками для выполнения КИМов.

Критерий оценки.

Работа учащихся оценивается следующим образом:

  • зачет
  • незачет.

Итоговая оценка складывается из всех текущих. Например,

Лист контроля

Название темы

Кол-во заданий

Макс. балл

Набран. баллы

Оценка

Фонетика

20

20

15

Зачет

Словообразование

20

20

16

Зачет

Итоговая тестовая работа

30-11-21

30-11-21

24-6-12

Зачет

Итог

 

 

 

ЗАЧЕТ

Содержание учебного материала 10 класса

п/п

Разделы тем

Количество часов

I

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ

4

II

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

5

III

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

10

IV

ОРФОГРАФИЯ

15

V

МОРФОЛОГИЯ

36

VI

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

32

ИТОГО

102

Содержание учебного материала 11 класса

п/п

Разделы тем

Количество часов

I

РЕЧЕВЕДЕНИЕ

13

II

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

62

III

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ

27

ИТОГО

102

Дополнительные  занятия по русскому языку по  подготовке к ЕГЭ 10 класс

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ (3+1 ч.)

Гласные и согласные звуки. Ударение. Порядок фонетического разбора. Произношение некоторых грамматических форм. Орфоэпический разбор слова. Типы заданий ЕГЭ.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (4+1 ч.)

Лексическое значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический разбор слова. Типы заданий ЕГЭ. Типы лексических ошибок

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (9+1 ч)

Состав слова. Морфемный разбор слова. Правописание приставок . Приставки на з. Приставки пре- и при-. Гласные ы – и после приставок. Морфологический способ словообразования. Неморфологические способы словообразования. Правописание сложных слов. Соединительные гласные о и е.  Сложные слова без соединительных гласных. Числительное пол- в составе сложных слов. Правописание сложных существительных.  Типы заданий ЕГЭ.

ОРФОГРАФИЯ (14+1 ч.)

Основы русской орфографии. Правописание гласных. Проверяемые безударные гласные в корне. Непроверяемые безударные гласные. Чередование гласных в корне. Гласные о – е (ё) после шипящих согласных. Гласные о – е после шипящих в корне слова. Гласные о – е после шипящих в окончаниях и суффиксах. Гласные после буквы ц.  Буква э. Буквы й – и. Правописание согласных. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Буква щ и сочетания согласных шч, жч, сч, стч, зч, здч. Двойные согласные в иноязычных словах. Удвоение согласных в русских словах. Буквы ь и ъ. Разделительные ь и ъ.  Употребление ь при обозначении на письме мягкости согласных.  Употребление ь для обозначения грамматических форм. Употребление большой и малой букв. Написание не со словами разных частей речи. Слитное, дефисное и раздельное написание. Типы заданий ЕГЭ.

МОРФОЛОГИЯ (35+1 ч.)

Классификация частей речи. Имя существительное. Разбор  имен существительных. Значение, разряды и категории имен существительных. Окончания имен существительных. Суффиксы имен существительных. Имя прилагательное. Разбор  имен прилагательных. Значение, разряды и категории имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Окончание имен прилагательных. Правописание кратких прилагательных. Суффиксы имен прилагательных –н- и –нн- в суффиксах прилагательных. Разбор  имен числительных. Значение и разряды имен числительных. Числительные количественные, порядковые, дробные. Разбор  местоимений. Значение и разряды местоимений. Правописание отрицательных и неопределенных местоимений. Разбор  глагола. Значение глагола, морфологические признаки и синтаксическая роль Виды глаголов Переходные и непереходные глаголы. Наклонения глагола. Формы лица, рода. Категория времени. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний. Употребление буквы ь в глагольных формах. Суффиксы глаголов. Разбор  причастий. Значение и формы причастий. Образование причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных. Разбор  деепричастий.  Образование деепричастий. Разбор  наречий. Значение и разряды наречий. Грамматические признаки наречия. Синтаксическая роль наречий в предложении. Правописание наречий. Разбор  союзов. Значение и виды союзов. Разбор  предлогов. Значение образование предлогов. Правописание предлогов и союзов. Разбор  частиц.  Значение и разряды частиц. Правописание частиц. Трудовые случаи написания частиц не и ни. Значение, разряды и правописание междометий. Звукоподражательные слова. Типы заданий ЕГЭ.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (27+5 ч)

Вводное занятие. Требования к части 3 (блоку С).  Что такое текст?  Связь предложений в тексте. Составление текста. Задания из части. Стили текста: публицистический стиль.  Стили текста: художественный стиль. Функционально - смысловые типы текста. Тема и основная мысль текста. Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы). Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст? «Расшифровка» информации текста. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Роль заключения в сочинении-рассуждении. Формулировка основной проблемы исходного текста. Комментируем основную проблему текста. Типичные ошибки, допускаемые при комментировании основной проблемы текста. Позиция автора и способы ее выражения. Типичные ошибки, допускаемые при комментировании позиции автора. Общие средства выразительности. Специальные средства выразительности. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. Композиция сочинения – рассуждения. (логические приемы мышления). Типы аргументации в изложении собственной позиции. Типичные ошибки допускаемые при изложении собственной позиции. Смысловая целостность, речевая связность, последовательность изложения. Соблюдение фактологической точности фоновом материале. Экспертная оценка сочинения. Написание рецензии.

Дополнительные  занятия по русскому языку по  подготовке к ЕГЭ 11 класс

РЕЧЕВЕДЕНИЕ (11+2 ч.)

Вводное занятие. (Что такое КИМы, ЕГЭ. Требования к их выполнению). Речь. Последовательность расположения предложений в тексте. (Задания при микротексте). Языковые нормы. (Орфоэпические нормы Морфологические нормы). Языковые нормы. (Синтаксические нормы Лексические нормы). Языковой анализ текста. (Задания В1-В8). Анализ изобразительно-выразительных средств.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (53+9 ч.)

Понятие о предложении. Знаки препинания в конце предложения. Типы заданий ЕГЭ. Разбор  простого предложения. Типы предложений. Главные члены двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Типы заданий ЕГЭ. Знаки препинания при однородных членах предложения. Однородные и однородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Типы заданий ЕГЭ. Обособление определений. Пунктуация при  приложении. Обособление обстоятельств и дополнений. Типы заданий ЕГЭ. Вводные слова и предложения. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Отличия вводных слов от членов предложения. Знаки препинания при вводных и вставных предложениях. Обращение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Типы заданий ЕГЭ. Разбор  сложноподчиненного предложения. Части сложноподчиненного предложения. Союзы и союзные слова. Типы придаточных частей. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными частями. Запятая на стыке союзов в сложноподчиненном предложении. Запятая перед союзом как. Типы заданий ЕГЭ. Разновидности бессоюзные предложений. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Типы заданий ЕГЭ. Способы их образования. Типы заданий ЕГЭ. Понятие о прямой и косвенной речи. Знаки препинания при прямой речи и при диалоги. Знаки препинания при цитатах, заимствованных в выражениях и словах, употребляемых в ироническом значении. Типы заданий ЕГЭ.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ (15+12 ч.)

Комплексный анализ художественного текста. Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов. Оценочные слова и речевые клише. Написание рецензии.(Часть С).  Типичные ошибки при написании рецензии. Оформление бланков ЕГЭ. Тестовая работа. Типичные ошибки при выполнении тестовой работы

Требования к уровню подготовки учащихся в 10-11  классе

Выпускники должны осуществлять:

а) Различные виды анализа:

- Проводить различные виды анализа языковых единиц,  языковых явлений и фактов - Осуществлять речевой самоконтроль;  оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,  эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

- Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.

- Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов.

- Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.

б) Чтение:

- Использовать основные виды чтения (ознакомительно - изучающее, ознакомительно-реферативное и др.)  в зависимости от коммуникативной задачи.

- Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.

- Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста.

в) Письмо:

- Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально -культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст.

- Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.

- Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

- Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Литература и средства обучения:

Дополнительный обучающий материал.

В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:

1. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко, 2002

2. Учебники русского языка 10-11 класс Власенков А. И Рыбченкова Л. М

3. Русский язык и культура речи, Голуб И.Б., 2010

4. Демоверсия ФИПИ русский язык ЕГЭ

Учебное пособие для учащихся.

1. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014. И.А. Сенина.

2. Цыбулько, Гостева, Васильевых: ЕГЭ-2014. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов

3. ЕГЭ-2014. Русский язык. Сборник заданий (ФИПИ)

Для учителя:

  1. Д.Э.Розенталь  «.Лексика и стилистика.» «Орфография и морфология». «Синтаксис и пунктуация». «Оникс»2010г.
  2. А.Ю.Купалова. «Изучение синтаксиса и пунктуации в школе». «Дрофа»2007 г.
  3. С.И.Райский. «Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях».
  4. О.В.Григоренко. «Нормы русского литературного языка». Воронеж 2008 г.

Оборудование и приборы

ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентации.

Дидактический материал.

Тексты контрольных и самостоятельных работ, тесты.

Раздаточный материал (карточки)

Рабочая тетрадь для учащихся.

На дополнительных занятиях по русскому языку по подготовке к ЕГЭ  учащиеся используют две тетради:

  1. Обычная тетрадь по русскому языку, в которой ребята работают на занятиях (там записываются необходимые сведения по разделам русского языка, процедуре проведения экзамена, записывают ответы на разбираемые в классе тесты и т.д.).
  2. Тетрадь ЕГЭ. Тренировочные тесты по русскому языку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное занятие по русскому языку в 8 классе

В данной разработке идет повторение по основным темам, можно использовать, как подготовку к ЕГЭ....

Развитие коммуникативных навыков на дополнительных занятиях по русскому языку

     Развитие коммуникативных навыков я осуществляю на элективных              курсах «Деловые бумаги, деловое об...

Программа дополнительных занятий по русскому языку в 7 классе «Занимательная грамматика»

Программадополнительных занятий по русскому языку в 7 классе«Занимательная грамматика»...

Задания для дополнительных занятий по русскому языку в 6 классе

Предлагаю материал, который основан на текстах Е.Пермяка, М.Зощенко, В.Осеевой и др. Задания к текстам подобраны, исходя из уровня подготовленности учащихся и поставленных учителем целей....

Задания для дополнительных занятий по русскому языку в 6 классе

Предлагаю материал, который основан на текстах Е.Пермяка, М.Зощенко, В.Осеевой и др. Задания к текстам подобраны, исходя из уровня подготовленности учащихся и поставленных учителем целей....

Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 6 класс

Рабочая программа  дополнительных  занятий «Знатоки русского языка» 6 класс...

Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс

Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс...