Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Зиновьева Тамара Михайловна

Урок русского языка в 5 классе по теме:"Чередование гласной в корнях."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_5_klass.rar167.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 в 5 классе

Учитель : Зиновьева Т. М.

МКОУ СОШ № 16

с. Верхняя Кабанка

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Корень слова.

Цели: 1. Закрепить знания о корне слова; показать способы образования однокоренных слов.

               2. Учить определять лексические значения слов с омонимичными корнями.

               3. Развивать навыки рассуждения, мотивацию к аналитической деятельности.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся выделять корень слова; видеть в корне слова общее лексическое значение однокоренных слов; подбирать однокоренные слова; объяснять языковые явления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.

     Сегодня на минутке чистописания мы напишем заглавную и строчную букву Зз и слова с этой буквой.

Зима, зимний, зимовать.

  1. Актуализация знаний.

  1. Придумайте для своих одноклассников задания с этими словами.

 (определить части речи, назовите звонкие согласные в словах, составьте предложения с этими словами)

  1.  Как вы думаете, чем интересны слова.

 ( В этих словах одинаковый корень зим; выделите его; расставьте ударение, определите какое из этих слов проверочное!)

  1. Как вы думаете, а какая тема нашего урока?

- Что называется корнем слова?

- Как выделить корень в словах?

  1. Работа по теме урока.

Правильно ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о корне слова.

- Определите, какие задачи стоят перед вами при изучении этой темы?

- Как вы думаете, почему корень называют самой главной частью слова?

Докажите на примере слов из упражнения по чистописанию.

- Что обозначает корень в этих словах?

Сделайте вывод, что такое корень слова?

- Проверьте правильность вашего мнения по правилу учебника на стр. 13.

- Могут ли однокоренные слова относиться к разным частям речи?

  1. Первичное закрепление.
  1. Подберите однокоренные слова разных частей речи с корнем:

Iв – сад

IIв – вар.

- Проверка.

Прочитайте слова, назовите корень, определите часть речи.

Докажите, что эти слова однокоренные.

  1. Прочитайте слова на слайде, выделите корень, определите являются ли они однокоренными?

Гора, горевать, горный, горемыка, горе, горнолыжный.

( Во всех словах значения разные)

Это слова с омонимичными корнями.

  1. Работа в парах.

Упр. 393 Выпишите группы однокоренных слов, обозначьте в них корень.

Лыжи, лыжный, лыжник, лыжня.

Вода, безводный, водяной. Водитель, носильщик, носить, перенос, заносить, носик, переносица.

- проверка.

(кто справился с работой быстрее, выполните морфемный разбор слова безводный).

  1. Самостоятельная работа.

Списать с карточки текст.

В скобках написать проверочные слова. Обозначить орфограмму безударные гласные в корне слова.

Прибл..жались (…) сумерки, но мы ещё бр..дили (...) по лесу.

К..залось (…), что л..сные (…) п..ляны (…) нал..вались (…) густой т..мнотой (…).

- Взаимопроверка.

Оцените работу товарища.

  1. Рефлексия.

Выполнить работу (лист)

В каком ряду все слова являются однокоренными?

А) берёза, березняк, берёзовый, берёзка, берёзе, берёзу.

Б) форма, оформлять, формочка, оформленный.

В) плот, плотник, оплот, плотникам.

- проверка.

  1. Инструктаж д/з

§74 правило

Упр. 394. Запишите проверочные слова.

  1. Подведение итогов

Оцените работу ваших одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...