Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме:
    Рабочая программа. 5 кл. Русский язык. Для коррекционных школ.

    Лягоскина Нина Петровна

    Рабочая программа. 5 кл. Русский язык. Для коррекционных школ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    AУМК: Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский,

    М.: Издательство «Просвещение», 2005.

    Русский язык.: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

    М.:Просвещение, 2013.

    Учитель: Лягоскина Н.П.

    Класс: 5

    Количество часов в неделю: 5 часов

    I четверть.                                                                                                                                                        Всего часов: 45

    № ур.

    Тема урока

    Содержание урока

    Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий

    Планируемые результаты

    Контроль

    Домашнее задание

    Дата

     1.

    Язык - важнейшее средство общения

    Язык и общение. Язык  и речь.

    Устная и письменная речь. Основные единицы языка.

    Формирование умений построения и реализация новых знаний, изучение содержания параграфа, составление плана статьи, фронтальная беседа, анализ текста.

    Научиться  на примерах из своей жизни доказывать, что язык – это средство человеческого общения; отличать устное общение от письменного, строить монологическое высказывание, работать с учебником.

    С.5 № 5 (схема)

    С.5 № 6 (разбор пословиц)

    Повторение изученного в начальных классах (23 часа)

     2.

    Части слова. Орфограмма

    Орфограмма: Опознавательные признаки орфограмм. Виды орфограмм. Однокоренные слова, морфемы.

    Комплексное повторение ранее изученных орфограмм,  опознавательные признаки орфограмм, работа с текстом.

    Научиться различать буквенный и звуковой состав слова, выделять на слух звуки и называть их; разбирать слова по составу; выделять морфемы в словах графически;

    Устный опрос

    С.13-14 (правило)

    Слова в тетради – разбор по составу

     3.

    Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова

    Проверяемые и непроверяемые  гласные в корне  слова.

    Ударные и безударные гласные.

    Морфемы.

    Однокоренные слова. Словарные слова.

    Формулируют правила написания ударных и безударных гласных в корне слова, непроверяемых гласных, приводят примеры, самостоятельно выполняют упражнения.

    Научиться определять ударение в слове; выделять корень слова; различать ударные и безударные гласные в корне, использовать различные приемы проверки безударной гласной в корне; находить нужное слово в словаре.

     

    С.16-17 (правило)

    С.16 №30

     4.

    Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова

    Проверяемые и непроверяемые согласные в корне  слова: звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные.

    Морфемы, однокоренные слова.

    Словарные слова.

    Чтение правила в учебнике, анализ полученных сведений, самостоятельная работа, выделение орфограмм.

    Научиться определять сильные и слабые позиции согласных; правила правописания звонких и глухих согласных, непроизносимые согласные в корне слова;  непроверяемые  согласные в корне слова.

    Тестовые задания

    С.18-21 (правило)

    С.19 №42, С.21 №48

     5.

    Правописание букв и, у, а после шипящих

    Гласные звуки, шипящие звуки, правописание букв И, У, А после шипящих.

    Работа с орфограммами, объяснительный диктант, взаимопроверка, чтение правила, самостоятельная работа на оценку.

    Знать  правописание букв и, у, а после шипящих,  правило  выбора  гласной  после шипящих и ц,  слова-исключения.

    Уметь объяснить данную орфограмму, обозначить,  проверять   написанное.

    С.22 (правило)

    С.22 №50

     6.

    Разделительные ъ и ь

    Разделительные ъ и ь. Части слова.

     Проверочная письменная работа, оценивание и работа над ошибками, изучение содержания параграфа учебника, систематизация знаний, проектирование выполнения домашнего задания.

    Владеть навыком написания  разделительных Ъ и Ь, уметь обозначать данную орфограмму графически.

    Уметь объяснять причину количественного несоответствия букв и звуков в словах с Ъ и Ь, определять функцию Ь.

    Письменная проверочная работа

    С.23 (правило)

    С.24 №57

     7.

    Раздельное написание предлогов со словами

    Предлог.

    Отличие предлога от приставки.

    Анализируют и систематизируют материал  из курса начальной школы, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

    Научиться отличать приставки от предлогов, уметь доказывать правильность выбора, применяя способы  проверки.

    С.24 (правило)

    С.25 №№59, 61

     8.

    Самостоятельные части речи

    Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

    Перечисление самостоятельных и служебных  частей речи, лексическое объяснение названий, нахождение в тексте самостоятельных и служебных частей речи.

    Научиться определять  части речи, последовательность распознавания частей речи,  различие частей речи по значению, вопросу и морфологическим признакам.

    Устный опрос

    С.29 №67

     9.

    Наречие (ознакомление)

    Наречие.

    Наблюдают и распознают в тексте наречия, рассказывают о признаках наречия, приводят свои примеры.

    Знать вопросы, на которые  отвечают наречия.

    Уметь находить наречие в тексте, приводить примеры наречий.

    С.30 №69

     10.

    Служебные части речи

    Самостоятельные и служебные части речи.

    Рассказывают и называют части речи, определяют самостоятельные и служебные части речи, находят их в тексте.

    Научиться  различать служебных части речи от самостоятельных, знать их роль в предложении,

    находить служебные части в тексте; приводить свои примеры.

    С.29-30 №68

     11.

    Глагол

    Глагол: признаки глагола. Роль глагола в предложении. Время, лицо, число, род (в прош. времени) глагола.

    Оперируют знаниями о глаголе как части речи из курса начальной школы, читают определение глагола из учебника, сопоставляют и делают выводы, выполняют упражнение, находят глаголы, дают им характеристику.

    Знать признаки глагола как части речи, об изменении глаголов по временам, лицам, числам и родам (в прош. времени).

    Уметь находить глагол в предложении, выделять глагол среди других частей речи; правильно спрягать глаголы.

    С.32 (правило)

    С.33 №75

     12.

     -Тся и -ться в глаголах

    Правописание  -тся и -ться в глаголах

    Формулируют правило написания –тся и –ться в глаголах, применяют в самостоятельной работе, комментируют ответы.

    Научиться с помощью вопроса  отличать неопределённую форму глагола от формы 3-го лица ед. числа.

    С.34 (правило)

    С.35 №79

     13.

    -Тся и -ться в глаголах

    Письменная самостоят. работа

    Работа с карточками

     14.

    Правописание личных окончаний глагола

    Правописание гласных в личных окончаниях глаголов.

    Составляют и осваивают алгоритм определения спряжения и написания личного окончания глагола, применяют алгоритм в самостоятельной работе.

    Научиться определять спряжение глагола, определять орфограмму в окончаниях глаголов, применять алгоритм  определения спряжения и написания личных окончаний.

    С.36 (правило)

    С.36 №83

     15.

    Правописание ь в глаголах 2 лица единственного числа

    Изменение глаголов по временам, лицам и числам. Личные окончания глаголов.

    Фронтальный опрос по теме «Глагол», чтение правила, комментированное  выполнение упражнения.

    Научиться определять глагол по морфологическим признакам, определять его грамматическую форму, применять правило написания Ь знака в форме 2-го лица ед. числа.

    С.33 (правило)

    С.33 №76,

    С.37 №85

     16.

    Раздельное написание не с глаголами

    Глагол. Частица НЕ.

    Читают правило, записывают слова-исключения, применяют правило на практике.

    Уметь применять правило написания НЕ с глаголом,

    запомнить слова-исключения, мотивировать выбор раздельного написания.

    С.37 (правило)

    С.37 №87

     17.

    Имя существительное. Правописание ь на конце существительных после шипящих

    Имя существительное как часть речи. Буква Ь на конце существительных после шипящих. Существительные 3 склонения.

    Лексическая работа, обобщение (Что обозначает имя существительное, каковы его признаки), систематизация знаний, комплексное повторение.

    Научиться определять существительное как части речи по его морфологическим  признакам, определять род, число, роль в предложении,  правило написания ь после шипящих на конце существительных.

    С.38 №90,92 (таблицы учить)

    С.39 (правило)

    С.39 №94

     18.

    Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

    Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных .

    Рассказывают, как определить падеж и склонение существительных, когда пишется Ь на конце существительных.

    Научиться определять склонение и падеж имени существительного, правильно писать падежные окончания имён существительных.

    Письменная проверочная работа

    С.39 №95 (таблицу учить)

    С.40 №97

     19.

    Имя прилагательное. Морфологические признаки

    Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки: род, число, падеж.

    Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных

    Лексическая работа, обобщение знаний о прилагательном из курса начальной школы, признаки прилагательного,  самостоятельная работа, коллективная проверка.

    Научиться задавать вопросы от существительного к прилагательному; изменять прилагательные, согласовывая с существительными; выделять окончания имён прилагательных.

    С.41 №100, 102

     20.

    Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

    Формулируют правило написания падежных окончаний прилагательных, распознают орфограмму в упражнении, оценивают правильность работы.

    .

    Научиться согласовывать имя прилагательное с существительным; писать окончания имён прилагательных, определяя их род, число, падеж.

    Письменная самостоят. работа

    С.41 №101

     21.

    Местоимение 1, 2, 3 лица

    Местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа. Роль местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

    Обобщение знаний о местоимении, работают с текстом, распознают местоимения по его начальной форме.

    Лексическое работа, фронтальный опрос , закрепление знаний, самостоятельная работа.

    Научиться опознавать в тексте личные местоимения; определять их морфологические признаки; правильно изменять личные местоимения; использовать местоимения для связи предложений в тексте.

    Устный опрос

    С.43 (местоимения учить)

    С.43 №110

     22.

    Правописание местоимений с другими частями речи

    Оперируют знаниями, применяют на практике, доказывают правильность ответа, подготовка к контрольному диктанту.

    Научиться опознавать в тексте личные местоимения; правильно изменять их; использовать местоимения для связи предложений в тексте; употреблять их с предлогами в письменной и устной речи.

    С.44 №111

     23.

    Контрольный диктант

    Правописание гласных и согласных в корне, падежных и личных окончаний изученных частей речи.

    Написание диктанта.

    Умение работать с изученными орфограммами; применять полученные знания на практике; исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями.

    Контрольный диктант

     24.

    Анализ диктанта. Работа над ошибками

    Работа над ошибками.

    Работа с карточками

    Синтаксис и пунктуация (39 часов)

     25.

    Словосочетание

    Словосочетание. Отличие словосочетания от слова и предложения. Строение словосочетаний.

    Читают теоретические сведения в учебнике, приводят свои примеры, указывают на разницу слова, словосочетания и предложения.

    Научиться видеть разницу между словом, словосочетанием и предложением; выделять словосочетания в составе предложения; отличать словосочетание от предложения; составлять собственные словосочетания; определять главное и зависимое слово.

    С.50-51 (правило)

    С.52 №123, 125

     26.

    Главная и зависимая части словосочетания

    Определяют главное и зависимое слова, определяют части речи, составляют схемы.

    С.53 №127, 128

     27.

    Разбор словосочетаний

    Порядок разбора словосочетания.

    Читают правило разбора словосочетания, производят разбор слово- сочетаний, самостоятельная работа.

    Научиться выделять словосочетания в составе предложения; разбирать словосочетание, составлять собственные словосочетания.

    Письменная самостоят. работа

    С.52 №126,

    С.55 №132

     28.

    Предложение

    Основные признаки предложения.

    Распознают предложения, работают над интонацией конца предложения, находят и обозначают основы предложений.

    Научиться отличать предложение от словосочетания; определять границы предложений, соблюдать верную интонацию конца предложения; находить и выделять грамматическую основу предложения.

    С.56 (правило)

    С.58 №136

     29.

    Виды предложений по цели высказывания

    Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложения.

    Распознают предложения по цели высказывания, читают, соблюдая интонацию, расставляют знаки препинания.

    Научиться характеризовать предложения по цели высказывания, правильно ставить знаки препинания в конце предложения, интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные предложения; использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации.

    Устный опрос

    С.59 (правило)

    С.61 №141,

    С.62 №146

     30.

    Восклицательные и невосклицательные предложения

    Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные, восклицательные. Восклицательный знак.

    Распознают восклицательные предложения,  учатся эмоционально произносить эти предложения, приводить примеры.

    Уметь характеризовать предложения по эмоциональной окраске; различать предложения по интонации; правильно оформлять в устной и письменной речи восклицательные предложения.

    С.64 (правило)

    С.64 №151

     31.

    Члены предложения.

    Главные, второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения.

    Находят главные члены предложения, второстепенные члены, определяют грамматическую основу.

    Научиться различать главные и второстепенные члены предложения, находить и выделять грамматическую основу предложения.

    Цифровой диктант

    С.65 (правило)

    С.65 №155

     32.

    Подлежащее

    Грамматическая основа предложения. Признаки подлежащего и способы его выражения.

    Лексическая работа, находят в предложении подлежащее, определяют способы выражения.

    Научиться находить подлежащее в предложении, определять способы его выражения.

    С.66 (правило)

    С.66 №157, 158

     33.

    Сказуемое

    Грамматическая основа предложения.

    Признаки сказуемого и способы его выражения.

    Лексическая работа, находят в предложении сказуемое, определяют способы его выражения.

    Научиться находить сказуемое в предложении, определять способ его выражения.

    Устный опрос

    С.68 (правило)

    С.67 №№160, 161,С.68 №165 (устно)

     34.

    Тире между подлежащим и сказуемым

    Постановки тире в простых предложениях между подлежащим и сказуемым.

    Читают правило, выполняют упражнение, комментируют постановку тире между подлежащим и сказуемым.

    Научиться применять правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, владеть терминологией.

    С.69 (правило)

    С.69 №167,

    С.70 №169

     35.

    Закрепление темы "Главные члены предложения"

    Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

    Обобщают полученные знания, выполняют самостоятельную работу, комментируют и оценивают ответы учащихся.

    Научиться применять полученные знания, различать главные и второстепенные члены предложения, разбирать предложения, давать им характеристику.

    Письменная проверочная работа

    С.71 №174(устно)

    Работа с карточками

     36.

    Нераспространенные и распространенные предложения

    Распространенные и нераспространенные предложения.

    Читают новые сведения о предложении, разбирают их, анализируют, характеризуют.

    Научиться характеризовать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов; отличать распространенные предложения от нераспространенных.

    С.70 (правило)

    С.71 №171, 173

     37.

    Второстепенные члены предложения. Дополнение

    Второстепенные члены предложения. Способы выражения и графическое обозначение дополнения.

    Лексическая работа, читают теоретические сведения о дополнении в учебнике, выполняют устно упражнение, затем самостоятельно.

    Научиться находить дополнение по вопросу, отличать дополнение, выраженное существительным в винительном падеже, от подлежащего, обозначать его графически.

    Устный опрос

    С.71-72 (правило)

    С.73 №176

     38.

    Определение

    Второстепенные члены предложения.

    Способы выражения и графическое обозначение определения.

    Лексическая работа, читают теоретические сведения об определении в учебнике, выполняют упражнение, комментируют ответы.

    Научиться находить в предложении определение; определять способы выражения определения; выделять определения графически.

     

    С.75 (правило)

    С.75 №181

     39.

    Определение

    Находят определения, обозначают, применяют в речи.

    Тестовые задания

    С.75 №182

     40.

    Обстоятельство

    Второстепенные члены предложения.

    Способы выражения и графическое обозначение обстоятельства.

    Лексическая работа, читают теоретические сведения об обстоятельстве в учебнике, выполняют упражнение, комментируют ответы.

    Научиться находить в предложении обстоятельство, отличать его от дополнения, выраженного существительным в косвенном падеже, выделять обстоятельства графически.

    С.76 (правило)

    С.76 №184

     41.

    Обстоятельство

    С.77 №187

     42.

    Обобщающий урок по второстепенным членам предложения

    Второстепенные члены предложения. Способы их выражения и графическое обозначение.

    Обобщают полученные знания знаний, рассказывают, распознают, выделяют, дают характеристику.

    Научиться отличать второстепенные члены предложения от главных; различать виды второстепенных членов предложения, обозначать их графически; распространять предложения при помощи второстепенных членов предложения;

    Письменная проверочная работа

    С.78 №191 (устно)

    С.78 №188

     43.

    Повторение и закрепление знаний. Подготовка к контрольному диктанту

    Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

    Пишут словарный диктант, разбирают предложения, дают им характеристику, готовятся к контрольному диктанту.

    Научиться  характеризовать предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить,  различать и обозначать графически главные и второстепенные члены предложения, анализировать допущенные ошибки, выполнять работу над ошибками.

    С.78 №190

     44.

    Контрольный диктант с грамматическим заданием

    Пишут контрольный диктант.

    Контрольный диктант

     45.

    Анализ диктанта. Работа над ошибками

    Выполняют работу над ошибками.


    AУМК: Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский,

    М.: Издательство «Просвещение», 2005.

    Русский язык.: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

    М.:Просвещение, 2013.

    Учитель: Лягоскина Н.П.

    Класс: 5

    Количество часов в неделю: 5 часов

    II четверть.                                                                                                                                                        Всего часов: 35

    № ур.

    Тема урока

    Содержание урока

    Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий

    Планируемые результаты

    Контроль

    Домашнее задание

    Дата

    Синтаксис и пунктуация (39 часов)

     1.

    Предложения с однородными членами.

    Опознавательные признаки однородных членов предложения.

    Интонация перечисления при чтении предложений с однородными членами.

    Находят  и распознают  в предложениях слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения.

    Научиться находить однородные члены в предложении; соблюдать интонацию перечисления однородных  членов; ставить знаки препинания, обосновывать постановку знаков препинания.

    С. 79 (правило)

    С.81 № 194

     2.

    Знаки препинания в предложении с однородными членами.

    Знаки препинания при однородных членах.

    Знак препинания (двоеточие) после обобщающего слова в предложении с однородными членами.

    Формулировать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах. Распознавать в предложении обобщающие слова, оперировать полученными знаниями.

    Уметь находить в предложениях с однородными членами обобщающие слова, ставить после них двоеточие, определять вид члена предложения.

    Устный опрос

    С. 81 (правило)

    С.82 № 197

     4.

    Обобщающие слова при однородных членах предложения.

    Обобщающие слова перед однородными членами предложения.

    Сравнивать предложения с однородными членами с предложениями с обобщающими словами при однородных членах, обобщают, делают выводы.

    Научиться опознавать предложения, осложненные однородными членами; находить обобщающие слова перед однородными членами предложения; расставлять знаки препинания в предложении с обобщающим словом, самостоятельно подбирать примеры.

    Письменная проверочная работа

    С. 83 (правило)

    С.84 № 202

     5.

    Предложения с обращениями.

    Обращение.

    Звательная интонация при чтении предложений с обращениями.

    Находят обращения в предложении, читают их, используя звательную интонацию.

    Научиться находить обращения в тексте; различать обращение и подлежащее; составлять предложения с обращениями, соблюдать звательную интонацию при чтении предложений с обращениями; расставлять знаки препинания в предложении с обращением.

    С. 85 (правило)

    С.86 № 206, 207

     6.

    Знаки препинания при обращении.

    Отличие обращения от подлежащего. Постановка знаков препинания при обращении.

    Формулируют правило постановки знаков препинания при обращении, составляют предложения с обращением.

    Научиться находить обращение в тексте, отличать его от подлежащего, применять пунктуационные правила.

    Письменная проверочная работа

    С. 86 (правило)

    С.87 № 208,

    С. 87 № 210 (устно)

     7.

    Синтаксический разбор простого предложения.

    Порядок устного и письменного синтаксического разбора простого предложения.

    Усваивают порядок синтаксического разбора простого предложения, самостоятельно производят разбор простого предложения.

    Научиться выполнять синтаксический разбор простого предложения устно и письменно; составлять простые предложения по заданной схеме.

    С. 89 (читать)

    С.90 № 217

     8.

    Самостоятельная работа по теме: Синтаксический разбор простого предложения.

    Письменная самостоятельн. работа

    С. 90, 91 (читать)

    С.91 № 220

     9.

    Сложное предложение.

    Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

    Знаки препинания между частями сложного предложения.

    Распознают среди предложений сложные, обосновывают выбор.

    Научиться отличать простые и сложные предложения в тексте; выделять в них грамматические основы; составлять и читать схемы простых и сложных предложений, составлять предложения.

    С. 92 (правило)

    С.93 № 222,

    С.94 № 224

     10.

    Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но.

    Определяют на слух простые и сложные предложения, обосновывают свой ответ.

    Тестовые задания

    С.94 № 225

     11.

    Запятая между частями сложного предложения перед союзами что, когда, если, чтобы, который, потому что.

    Находят в предложениях союзы, выделяют их, выделяют основы предложений, расставляют знаки препинания.

    С.94 № 226

     12.

    Синтаксический разбор сложного предложения.

    Порядок устного и письменного синтаксического разбора сложного предложения.

    Схемы простых и сложных предложений.

    Определяют в предложении кол - во грамматических основ, производят синтаксический разбор предложений, составляют схемы, сопоставляют с простым предложением..

    Научиться выполнять синтаксический разбор сложного предложения; составлять схемы сложных предложений, давать им характеристику.

    С. 96 (читать)

    С.97 № 232

     13.

    Подготовка к контрольному диктанту.

    Главные и второстепенные члены предложения.

    Знаки препинания в простых осложненных и сложных предложениях.

    Порядок письменного синтаксического разбора простого и сложного предложения.

    Обобщают знания о простых и сложных предложениях, производят их разбор, анализируют, характеризуют

    Научиться применять полученные знания на практике; исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями.

    С. 95 № 228 (устно)

    С.95 № 229

     14.

    Контрольный диктант с грамматическим заданием.

    Написание контрольного  диктанта.

    Контрольный диктант

     15.

    Анализ диктанта.

    Работа над ошибками.

    Выполняют работу над ошибками, повторяют правила, приводят свои примеры.

    С. 94 № 227

    С.96 № 231 (устно)

     16.

    Прямая речь.

    Прямая речь, слова автора.

    Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

    Схемы предложений с прямой речью.

    Распознают и находят в предложении слова автора и прямую речь.

    Овладеть приёмами расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью,

    находить предложения с прямой речью в тексте; различать прямую речь и слова автора; составлять  схемы; расставлять знаки препинания при прямой речи.

    С. 98 (правило)

    С.98 № 237

     17.

    Знаки препинания при прямой речи.

    Наблюдают за правилом постановки знаков препинания при прямой речи, конструируют предложения с прямой речью.

    Письменная самостоят. работа

    С. 99 (правило)

    С.101 № 241

     18.

    Диалог. Тире в начале реплик диалога.

    Диалог. Реплика. Знаки препинания при диалоге. Различение предложений с прямой речью и реплик диалога.

    Анализируют оформление на письме диалога и прямой речи, находят различие, составляют самостоятельно диалог.

    Научиться находить разницу между диалогом и репликой; расставлять знаки препинания при диалоге.

    Составлять диалоги на заданную тему, выразительно читать их, различать предложения с прямой речью и диалог.

    С. 103 (правило)

    С.104 № 247

     19.

    Проверочная работа по темам "Диалог", "Прямая речь".

    Прямая речь, слова автора. Обращение. Знаки препинания в предложениях с прямой речью и при обращении.

    Пишут проверочную работу, используя полученные знания.

    Использовать полученные знания и умения; проводить анализ предложений с прямой речью и обращениями.

    Письменная проверочная работа

    С. 100 № 239
    С. 105 № 249

    Фонетика. Графика. Орфография (16 часов)

     20.

    Фонетика как раздел науки о языке.

    Гласные звуки.

    Фонетика. Фонетическая транскрипция.

    Различение звука и буквы,

    гласных и согласных звуков.

    Гласные звуки и способы их образования.

    Определяют звуки речи, объясняют отличие букв и звуков, способы их образования.

    Различать буквы и звуки, гласные и согласные звуки.

    Выделять звуки речи и характеризовать их; использовать элементы транскрипции.

    С. 108-109 (правило)

    С.109 № 258

     21.

    Ударение в слове.

    Ударные и безударные гласные.

    Гласные звуки и способы их образования. Фонетическая характеристика гласных звуков: ударные и безударные гласные звуки.

    Распознают ударные и безударные гласные, подбирают проверочные слова.

    Научиться различать сильные и слабые позиции гласных для выбора орфограммы, обосновывать выбор, ставить ударение в словах.

    С. 112 (читать)

    С.113 № 270

     22.

    Согласные звуки. Словарный диктант.

    Согласные звуки. Шипящие согласные. Обозначение согласных звуков знаками транскрипции.

    Характеризуют согласные звуки, обозначают их знаками транскрипции.

    Научиться различать звуки и буквы, характеризовать согласные звуки; использовать элементы транскрипции для обозначения согласного звука.

    Словарный диктант

    С. 110-111 (правило)

    С. 111 № 264 (устно)

     23.

    Твёрдые и мягкие согласные.

    Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласного в транскрипции.

    Группируют согласные звуки по твёрдости-мягкости, обозначают их при фонетическом разборе.

    Научиться различать твёрдые и мягкие согласные; определять характеристику согласных звуков; производить транскрипцию слов с мягкими и твёрдыми звуками.

    Устный опрос

    С. 114 (правило)

    С. 114 № 271, 273 (устно), № 274

     24.

    Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.

    Парные и непарные согласные по твердости-мягкости. Орфоэпические нормы.

    Учатся различать слабые и сильные позиции у гласных и согласных звуков,

    Тестовые задания

    С. 114 (правило)

    С. 125 № 299

     25.

    Звонкие и глухие согласные.

    Глухие, звонкие, сонорные согласные звуки. Звуки, непарные по звонкости-глухости.

    Определяют звонкие и глухие согласные, применяют правила написания парных согласных в слове.

    Научиться различать звонкие и глухие согласные; согласные звуки речи, их сочетания в слове; определять характеристики согласных.

    С. 116 (правило)

    С. 116-117 № 276, 277 (устно),

    С. 117 № 279

     26.

    Правописание парной согласной в корне  слова.

    Парные и непарные по глухости-звонкости согласные. Написание слов с позиционным чередованием звонких и глухих согласных.

    Распознают чередующиеся согласные, определяют слабые и сильные позиции.

    Научиться различать звонкие и глухие согласные, применять правила написания парных согласных в слове.

    Письменная проверочная работа

    С. 118 (правило)

    С. 126 № 302

    С. 117 № 280 (устно)

     27.

    Графика как раздел науки о языке. Алфавит.

     Графика, орфография. Алфавит, названия букв, алфавитный порядок слов при работе со справочной литературой.

     Читают в учебнике определение графики, знакомятся с лексическим значением слова «графика», «алфавит», учатся составлять различные списки в алфавитном порядке, правильно произносить буквы и звуки.

    Научиться различать звук и букву; правильно произносить буквы алфавита; располагать слова в алфавитном порядке; пользоваться алфавитом в практической деятельности (при работе со справочной литературой).

    Буквенный диктант

    С. 118 (правило)

    С. 119 № 284 (уч.)

    С. 119 (читать)

    С. 120-121 № 289, 291

     28.

    Звуковое значение букв е, ё, ю, я.

    Соотношение буквы и звука. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

    Учатся определять звуковой состав слова, определять двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я.

    Научиться определять позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 или 2 звука; фонетический разбор слова; назначение ь и ъ.

    Проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова; объяснять выбор написания ь и ъ знаков.

    С. 126-127 (правило)

    С.127 № 308

     29.

    Обозначение мягкости согласных с помощью букв е, ё, ю, я, и.

    Позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость предыдущего согласного.

    Характеризуют звуковой состав слова, производят фонетический разбор, обозначают их знаками транскрипции.

    Научиться использовать  буквы Е, Ё, Ю, Я, И для обозначения мягкости предыдущего согласного; выполнять фонетический разбор слов с буквами Е, Ё, Ю, Я, И, обозначающими мягкость предыдущего согласного; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

    Словарный диктант

    С. 127 № 305 (устно), №306

     30.

    Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

    Твердые и мягкие согласные. Ь как средство обозначения мягкости согласных. Написание сочетаний букв ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ.

    Формулируют правила обозначения мягкости согласного с помощью Ь знака, учатся владеть терминологией.

    Знать способы обозначения мягкости согласного; использование Ь как средства обозначения мягкости согласных; написание буквосочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ.

    С. 123-125 (правило) № 297, 298

    С. 124-125

     31.

    Признаки орфограмм.

    Подготовка к контрольному диктанту.

    Звуки речи, их классификация. Изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне  слова.

    Обобщают знания о звуках речи, определяют орфограммы с гласными и согласными в корне слова.

    Научиться рассматривать слово с точки зрения звучания (фонетический анализ),правильного произношения ударения и написания.

    С. 131 (контр. вопросы)

    С. 125 № 300

     32.

    Фонематический разбор слов.

    Звуки и буквы. Порядок выполнения фонетического разбора. Фонетическая транскрипция.

    Учатся производить фонетический разбор слова.

    Различать звуки и буквы; уметь производить фонетический разбор слова; запись звукового состава слова.

    С. 130 (читать)

    С. 130 № 313

     33.

    Контрольный диктант.

    Звуки речи, их классификация. Порядок выполнения фонетического разбора. Правописание гласных и согласных в корне  слова.

    Написание контрольного диктанта.

    Научиться применять правила написания гласных и согласных в разных морфемах, правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении, различать звуковой состав слова.

    Контрольный диктант

    Работа с карточками

     34.

    Анализ диктанта.

    Работа над ошибками.

    Производят работу над ошибками, повторяют правила, приводят свои примеры.

     35.

    Обобщение и систематизация изученного в разделе "Фонетика. Графика. Орфография".

    Гласные и согласные звуки и способы их образования. Звуковой состав слова. Изменение звуков в речевом потоке. Алфавит.

    Обобщают полученные знания, применяют на практике, выполняют самостоятельную работу.

    Использовать  теоретический материал по разделу "Фонетика. Графика. Орфография".

    Уметь производить сравнительный звукобуквенный анализ слов, пользоваться алфавитом, пользоваться разными видами словарей.

    Тест


    УМК: Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский,

    М.: Издательство «Просвещение», 2005.

    Русский язык.: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

    М.:Просвещение, 2013.

    Учитель: Лягоскина Н.П.

    Класс: 5

    Количество часов в неделю: 5 часов

    III четверть.                                                                                                                                                        Всего часов: 52

    № ур.

    Тема урока

    Содержание урока

    Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий

    Планируемые результаты

    Контроль

    Домашнее задание

    Дата

    Лексика (15 часов)

     1.

    Слово и его лексическое значение

    Слово как значимая языковая единица. Лексическое и грамматическое значение слова. Работа с толковым словарём.

    Самостоятельно знакомятся с определением понятия «лексика», работают с толковыми словарями.

    Усвоить понятие «лексика», «лексикон», «словарный запас», научиться работать с разными видами словарей, различать лексическое и грамматическое значение слов; пользоваться толковым словарем; объяснять лексическое значения слов.

    С.133-135 (правило)

    С.135 №325

     2.

    Однозначные и многозначные слова

    Однозначные и многозначные слова. Лексическое значение многозначных слов. Толковый словарь.

    Сравнивают однозначные и многозначные слова, находят разницу, работают с толковыми словами.

    Научиться распознавать однозначные и многозначные слова, находить в словарях многозначные слова, усваивать порядок оформления их в словарях, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

     

    С.137 (правило)

    С.137-138 №331

     3.

    Употребление многозначных слов в текстах

    Выбор лексического значения многозначного слова, соответствующее речевой ситуации.

     Работают  с текстами, нахождение многозначных слов, правильное их толкование.

    Использовать в речи однозначные и многозначные слова, объяснять их значение. Объяснять правильность употребления слова в соответствии с его лексическим значением.

    Устный опрос

    С.138 №№333, 334

     

     4.

    Прямое и переносное значение слов

    Прямое и переносное значение слов. Основания для переноса значения: сходство, смежность объектов или признаков.

    Читают сведения из учебника о словах с прямым и переносным значением, работают с упражнениями из учебника.

    Усвоить понятия «прямое и переносное значение слова», применять в своих примерах, объяснить причину переноса значения: сходство, смежность объектов или признаков.

    С.140 (правило)

    С.140 №338

     5.

    Употребление слов в переносном значении

    Использование переносных значений слов в художественных текстах.

    Письменная проверочная работа

    С.141 №342

     6.

    Омонимы

    Омонимы.

    Различение омонимов и многозначных слов в речи.

     Сравнивают омонимы и многозначные слова, находят и распознают  их в толковых словарях.

    Знать определение «омонимы», их отличие от многозначных слов.

    Уметь находить омонимы в толковом словаре; анализировать значение, строение, написание различных видов омонимов, правильно употреблять их в речи.

    С.142 (правило)

    С.142 №345

     7.

    Омонимы. Работа со словарями

    Омонимы в толковом словаре. Словарь омонимов.

    Находят в словарях омонимы, обобщают полученные знания, используют в речи.

    Уметь отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре; работать со словарём омонимов; анализировать значение, строение, написание различных видов омонимов.

    Письменная самостоятельн. работа

    С.142 №343

    С.143 №347

     8.

    Синонимы

    Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов.

    Формулируют определение «синонимы», находят их текстах, объясняют различие.

    Давать определение синонимам, осознавать их роль в речи; Уметь подбирать синонимы к данному слову и составлять синонимические ряды; правильно употреблять синонимы в речи.

    С.144-145 (правило)

    С.145 №№351, 352

     9.

    Работа со словарём синонимов

    Словари синонимов русского языка и их использование.

     Исследуют словари, находят синонимы, делают обобщение.

    Научиться  пользоваться словарем синонимов; выбирать из синонимического ряда в словаре синонимов наиболее точное и уместное в данной речевой ситуации слово.

    Тестовые задания

    С.145 №349(уст.)

    С.146 №353

     

     10.

    Употребление синонимов в текстах

    Использование синонимов в художественных текстах как средства связи предложений и как средства устранения неоправданных повторов.

    Работают с текстами, находят синонимы, устраняют неоправданное повторение слов.

    Научиться выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное в данной речевой ситуации слово; употреблять синонимы в речи; использовать  синонимы как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданных повторов слов.

    С.147 №356

     11.

    Антонимы

    Антонимы. Использование антонимов в пословицах.

    Знакомятся с определением «антонимы», работают с текстами.

    Знать определение антонимов, их роли в речи; о лексических особенностях антонимов.

    Уметь подбирать антонимы и употреблять их в речи; находить антонимы в тексте; наблюдать за использованием антонимов в художественных текстах.

    С.148 (правило)

    С.149 №360

     12.

    Работа со словарём антонимов

    Словари антонимов русского языка.

    Работают со словарём антонимов, составляют предложения с антонимами.

    Знать определение «антонимы», использовать их в речи. Уметь пользоваться словарем антонимов; выбирать из синонимического ряда антонимов в словаре наиболее точное и уместное в данной речевой ситуации слово.

    Словарный диктант

    С.149 №№361, 362

     13.

    Контрольная работа по теме «Лексика»

    Лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, омонимы, антонимы.

    Работа с разными видами словарей.

    Уметь распознавать синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, давать лексическое толкование слов; употреблять их в устной и письменной речи; пользоваться толковым словарём, словарями синонимов, антонимов и омонимов; употреблять слова в речи в соответствии с их лексическим значением.

    Контрольная работа

     14.

    Анализ контрольной работы

    Работа над ошибками

    С.150 №363

     15.

    Закрепление темы "Лексика"

    С.149 (вопросы)

    С.150 №364

    № ур.

    Тема урока

    Содержание урока

    Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий

    Планируемые результаты

    Контроль

    Домашнее задание

    Дата

    Морфемика. Орфография (37 часов)

     16.

    Морфемика как раздел науки о языке

    Морфема (понятие о морфеме), изменение о образование слов.

    Коллективная работа по учебнику, самостоятельная работа с текстами.

    Научиться рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава, различать форму слова от однокоренных слов.

     

     С.152 (правило)

    С.152 №368

     

     17.

    Однокоренные слова и формы одного и того же слова

    Изменение и образование слов. Отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова.

    Коллективная работа по учебнику, самостоятельная работа с текстами.

    Знать отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова; об изменении и образовании слов.

    Уметь отличать родственные слова от форм данного слова; подбирать однокоренные слова с учетом лексического значения слова.

    С.153 (правило)

    С.153-154 №370

     18.

    Окончание

    Окончание как значимая часть слова.

    Фронтальная устная  работа по учебнику, структурирование и систематизация знаний.

    Научиться выделять окончания и основу слова, рассматривать слова с точки зрения его морфемного состава.

    Устный опрос

    С.154 (правило)

    С.154-155 №371

     

     19.

    Нулевое окончание

    Нулевое окончание. Типы окончаний.

    Наблюдают и распознают типы окончаний, учатся правильно распознавать окончания, находить нулевое.

    Уметь выделять нулевое окончание посредством изменения форм слова; определять грамматическое значение нулевых окончаний в различных формах глагола, существительного, краткого прилагательного.

     С.155 (правило)

    С.156 №№373, 374

     20.

    Основа слова

    Основа слова, окончание различных частей речи.

    Находят в словах основу слова, выделяют её, формулируют правило нахождения основы слова.

    Уметь выделять основу различных частей речи, определять лексическое и грамматическое значение слова.

     

    С.156 (правило)

    С.156-157 №375

     

     21.

    Основа неизменяемых слов

    Неизменяемость наречия и служебных частей речи. Основа слова, окончание различных частей речи.

    Находят в словах основу слова, выделяют её, формулируют правило нахождения основы слова.

    Уметь выделять основу неизменяемых слов; отличать неизменяемые слова от слов с нулевым окончанием.

    Письменная проверочная работа

    С.156 (правило)

    С.157 №377

     22.

    Корень слова

    Корень как значимая часть слова, образование одноко-ренных слов. Способы проверки слов с орфограммами в корне.

    Фронтальная устная работа по учебнику, выделение корня в словах, проектирование выполнения домашнего задания.

    Научиться находить, подбирать, образовывать однокоренные слова и выделять в них корень, подбирая родственные слова.

    С.158 (правило)

    С.158 №№380, 381

     23.

    Однокоренные слова и слова, корни которых совпадают по звучанию

    Однокоренные слова и слова с корнями-омонимами, общность в лексическом значении однокоренных слов.

    Нахождение однокоренных слов и слов с корнями-омонимами, общность в лексическом значении однокоренных слов.

    Знать общность лексического значения однокоренных слов.

    Уметь находить, подбирать, образовывать однокоренные слова; различать однокоренные слова и слова с корнями-омонимами.

    Тестовые задания

    С.158 №382

    С.159 №383

     24.

    Суффикс

    Суффикс как значимая часть слова.

    Роль суффиксов в образовании новых слов.

    Читают определение «суффикса», находят и выделяют в словах суффиксы, подбирают слова с таким же суффиксом.

    Научиться давать точное определение суффикса как значимой части слова; его роли в образовании новых слов; использовать суффиксы в соответствии с их значением.

    Уметь выделять суффиксы в словах путем словообразовательного анализа; образовывать новые слова, использовать суффикс в соответствии с его значением.

    Устный опрос

    С.162 (правило)

    С.164 №397

     25.

    Значения суффиксов

    Значение суффиксов имен существительных, словообразовательный анализ существительных.

    Фронтальная устная работа по учебнику, работа со словами, составление суффиксальных рядов, выделение суффиксов.

    Научиться выделять суффикс в слове путем словообразовательного анализа; определять значение суффикса в именах существительных и прилагательных; образовывать новые слова путем прибавления суффиксов к корню слова; учитывать различия в значениях однокоренных слов, вносимые суффиксами.

    С.162 №390

    С.163 №№391, 392

     26.

    Значения суффиксов

    Значение суффиксов имен прилагательных. Использование суффиксов в соответствии с их значением.

    Распознавание суффиксов имён прилагательных, использование их в соответствии со значением.

    Письменная проверочная работа

    С.163 №395(уст.)

    С.164 №№396, 399

     27.

    Приставка

    Приставка как значимая часть слова. Роль приставки в образовании слов.

    Читают определение (по учебнику ) приставки, оперируют знаниями, полученными в начальной школе о приставке, выполняют письменно упражнения в учебнике, выделяя приставки.

    Научиться использовать приставку как значимую часть слова; осознавать её роль в словообразовании;

    Уметь выделять приставки в словах путем словообразовательного анализа; определять их значение; образовывать слова с различными приставками; отличать приставку от предлога.

    С.165 (правило)

    С.166-167 №405

     28.

    Значения приставок

    Значение приставок. Ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом.

    С.166 №№401, 402

     29.

    Чередование гласных и согласных звуков

    Чередование гласных и согласных при образовании форм слов и новых слов.

    Наблюдают над чередованием гласных и согласных звуков, обобщают наблюдения, делают выводы, конспектируют материалы учебника.

    Научиться находить чередование гласных и согласных звуков в корнях слов; выделять корни с чередующимися звуками, определять чередующиеся звуки в морфемах; разбирать по составу слова с чередующимися звуками; правильно писать слова с чередованием звуков.

    Буквенный диктант

    С 167 (правило)

    С.168 №409

     30.

    Беглые гласные

    Беглые гласные как варианты чередования. Морфемы, в которых есть беглые гласные.

    Читают сведения (в учебнике) о беглых гласных, распознают беглые гласные, делают выводы.

    Научиться выделять морфемы, в которых есть беглые гласные; находить беглые гласные в морфемах; разбирать по составу слова с беглыми гласными.

    С.169 (правило)

    С.169 №№410, 411

     31.

    Варианты морфем

    Варианты морфем. Изменения в звуковом составе слова в результате чередования гласных и согласных.

    Распознают варианты морфем, рассматривают слово с точки зрения его морфемного состава.

    Знать об изменениях звукового состава морфем в результате чередования гласных и согласных звуков, о различиях вариантов морфем и одинаково звучащих морфем.

    Уметь определять морфемы с чередованием; разбирать по составу слова с чередующимися звуками.

    С.171 (читать)

    С.170 №413

     32.

    Морфемный разбор слов

    Порядок устного и письменного морфемного разбора слова. Морфемы, характерные для различных частей речи.

    Повторяют  правило морфемного разбора , производят морфемный разбор слов.

    Знать порядок устного и письменного морфемного разбора слова;

     соблюдать порядок морфемного разбора слов, относящихся к различным частям речи.

    Письменная самостоят. работа

    С.172 (читать)

    С.173 №416(уст.)

    С.166 №404

     33.

    Контрольный диктант с грамматическим заданием

    Морфемный состав слова. Выделение морфем в словах различных частей речи. Образование однокоренных слов. Орфографически грамотное письмо с опорой на морфемный состав слов.

     Обобщают полученные знания, применяют их на практике.

    Уметь применять правила написания гласных и согласных в приставках и корнях, применять орфографические правила написания гласных и согласных в корне, правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении.

    Контрольный диктант

     

     

     34.

    Анализ диктанта.

    Работа над ошибками

    Работа с карточками

     35.

    Систематизация знаний по теме «Состав слова»

     

    С.173 №417

     36.

    Правописание гласных и согласных в приставках

    Правописание гласных и согласных в неизменяемых приставках. Обозначение приставок в словах. Слова с беглыми гласными в приставках.

    Фронтальная работа по учебнику, практическая работа (конструирование слов приставочным способом по алгоритму).

    Уметь применять правило правописания гласных и согласных в неизменяемых приставках; в приставках с беглыми гласными.

     Выделять приставки; находить орфограмму в неизменяемых приставках; подбирать слова с беглыми гласными в приставках.

    Письменная работа.

    С.173 (правило)

    С.174 №419

     37.

    Буквы з и с на конце приставок

    Условие выбора буквы в приставках на З-С. Звонкие и глухие согласные.

    Читают правило написания букв З и С на конце приставок, конспектируют, соотносят со звонкими и глухими согласными.

    Уметь соотносить написание букв З и С на конце приставок в соответствии с согласными (звонкими-глухими), правильно выбирать букву на конце приставок.

    С.174 (правило)

    С.175 №423(уст.)

    С.175 №426

     38.

    Буквы з и с на конце приставок

    Тестовые задания

    С.176 №428, 429

     

     39.

    Закрепление правописания гласных и согласных в приставках

    Правописание гласных и согласных в приставках. Выделение приставок в словах.

    Обобщают, формулируют правила правописания приставок, выделяют их.

    Знать правила правописания гласных и согласных в приставках; способ действия при выборе З-С на конце приставок.

    Уметь выделять приставки, в том числе приставки с беглыми гласными; находить орфограмму в приставках, правильно писать гласные и согласные в приставках.

    Письменная проверочная работа

    С.176 №430

     40.

    Правописание чередующихся гласных о и а в корнях- лаг – лож-

    Правило выбора гласных А-О в корнях с чередованием -лаг- лож-.

    Однокоренные слова.

    Коллективная работа с орфограммами по алгоритму, запись в тетради для правил, самостоятельная работа.

    Научиться применять правило написания букв А- О в корнях с чередованием- лаг- - - лож-.

    Уметь выделять корни с чередующимися звуками; находить орфограмму в морфеме; устно объяснять выбор написания.

    С.177 (правило)

    С.177 №433

     41.

    Правописание чередующихся гласных о и а в корнях- лаг – лож-

    Письменная самостоят. работа

    С.178 №435

     42.

    Правописание чередующихся гласных о и а в корнях– раст,- ращ,---рос-.

    Правило выбора  гласных А- О в корнях с чередованием- раст,- ращ,-,-рос-.

    Слова-исключения.

    Исследуют правило написания букв О-А в корнях с чередованием –--РАСТ-,-РАЩ-, -РОС-, запоминают слова-исключения, составляют с ними словосочетания.

    Научиться применять правило написания букв А- О в корнях с чередованием- раст,-ращ,-рос-; слова-исключения.

    находить орфограмму в морфеме; выбирать буквы А- О в корнях с чередованием, применять правило в письменной речи; учитывать слова-исключения

    С.178 (правило)

    С.179 №437

     43.

    Правописание чередующихся гласных о и а в корнях – раст-, ращ,- рос-.

    Письменная провероч. работа

    С.180 №441

     44.

    Буквы о - ё после шипящих в корне

    Правило выбора О - Ё в корнях слов после шипящих.

    Анализируют правило написания букв Е – Ё после шипящих, конспектируют, применяют на практике.

    Научиться применять правило написания букв О - Ё в корнях слов после шипящих,

    находить орфограмму в морфеме; устно обосновывать выбор написания.

    С.180 (правило)

    С.180 №442

     45.

    Непроверяемая буква о  после шипящих в корне слова

    Правописание букв  О - Ё в корнях после шипящих под ударением в словах иноязычного происхождения.

    Находят орфограмму в корне слова, знакомятся со словами иноязычного происхождения, составляют с ними словосочетания и предложения.

    Уметь находить орфограмму в морфеме; орфографически правильно писать буквы О - Ё после шипящих в корне слова, в том числе в словах иноязычного происхождения; устно обосновывать выбор написания.

    Словарный диктант

    С.181 (правило)

    С.181 №444

    46.

    Буквы ы-и после ц

    Условия выбора ы - и после ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов.

    Чтение по учебнику правила, запись в тетрадях, самостоятельная работа, проверка и оценка самостоятельной работы.

    Научиться применять правило написания И-Ы после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях, графически обозначать орфограммы, находить орфограммы в морфемах; орфографически правильно выбирать буквы И-Ы после ц в разных морфемах; обосновывать  выбор;

    С.182 (правило)

    С.182 №446

    С.182-183 №448

     47.

    Буквы ы-и после ц

    Тестовые задания

    С.182 №447

     

     48.

    Правописание гласных в корнях слов. Повторение изученного

    Правописание гласных букв в корнях с чередованием. Однокоренные слова. Варианты морфем.

    Обобщают, распознают орфограммы в корнях с чередованием, оценивают знания друг друга.

    Овладеть приёмами выделения орфограммы, находить орфограмму в морфемах; применять изученное правило, запомнить слова-исключения.

    Устный опрос

    С.184 №450

     49.

    Подготовка к контрольному диктанту

    Морфемный состав слова. Выделение морфем в словах различных частей речи.

    Образование однокоренных слов. Правописание гласных и согласных в одинаково звучащих морфемах и в их вариантах.

    Распознают орфограммы, выделяют их, самостоятельно оценивают свои знания.

    Знать морфемный состав слова; находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила о правописании гласных и согласных в одинаково звучащих морфемах и в морфемах с чередованием звуков на практике; правильно расставлять знаки препинания, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями.

    С.183 (вопросы)

    С.184 №452

     50.

    Контрольный диктант с грамматическим заданием

    Контрольный диктант

     

     

     51.

    Анализ диктанта.

    Работа над ошибками

    С.185 №455

     52.

    Обобщение и систематизация изученного в разделе "Морфемика. Орфография."

    Морфемный состав слова. Выделение морфем в словах различных частей речи. Образование однокоренных слов. Орфографически грамотное письмо с опорой на морфемный состав слов.

    Обобщают изученный материал, систематизируют, применяют в самостоятельной работе.

    Научиться применять правила написания гласных и согласных в приставках и корнях, владеть терминологией, методами проверки, рассматривать слово с точки зрения  его морфемного состава.

     


    УМК: Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский,

    М.: Издательство «Просвещение», 2005.

    Русский язык.: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учрждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

    М.:Просвещение, 2013.

    Учитель: Лягоскина Н.П.

    Класс: 5б

    Количество часов в неделю: 5 часов

    IV четверть.                                                                                                                                                        Всего часов: 41

    № ур.

    Тема урока

    Содержание урока

    Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий

    Планируемые результаты

    Контроль

    Домашнее задание

    Дата

    Морфология. Орфография (37 часов)

     1.

    Самостоятельные и служебные части речи

    Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

    Грамматические признаки, синтаксическая роль самостоятельных частей речи.

    Формирование у уч-ся деятельностных способностей и систематизации знаний о самостоятельных и служебных частях речи.

    Научиться различать самостоятельные и служебные части речи  по их грамматическим признакам; определять синтаксическую роль самостоятельных частей речи.

    С. 186 (устно)

    С.188 № 462 (учить)

    С. 188 № 463

    Имя существительное (24 часа)

     2.

    Имя существительное как часть речи

    Имя существительное как часть речи.

    Морфологические признаки (грамматические категории) существительного.

    Формирование у уч-ся деятельностных способностей и систематизации знаний о существительном.

    Знать определение имени существительном как самостоятельной части речи; морфологические признаки, отличие имени существительного от других частей речи.

    Узнавать существительные среди других частей речи по его грамматическим признакам.

    С. 191 (правило)

    С.191-192

    № 470, 471

     3.

    Синтаксическая роль имени существительного в предложении

    Роль существительных в предложении.

    Подлежащее, дополнение, обстоятельство, сказуемое.

    Употребление существительных в речи.

    Систематизации знаний о существительном, обобщение, сравнение.

    Осознавать роль существительного в предложении.

    Умение находить имена существительные в предложении; определять его синтаксическую роль в предложении.

    Письменная провероч. работа.

    С.190 № 466 (устно),

    № 468

     4.

    Имена существительные одушевленные и неодушевленные

    Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных.

    Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний, понятий.

    Научиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, уметь сравнивать и доказывать.

    С. 195 (правило)

    С.195 № 479

    С. 196 № 482 (уст.)

     5.

    Имена существительные собственные и нарицательные

    Собственные и нарицательные имена существительные. Большая буква в названиях исторических событий, в названиях улиц и площадей, в географических названиях.

    Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний, понятий.

    Научиться различать имена существительные собственные и нарицательные; усвоить правило употребления большой буквы в именах собственных.

    Умение находить имена существительные собственные в тексте; различать имена существительные собственные и нарицательные, правильно употреблять большую букву в именах существительных собственных.

    С. 197 № 483

    С. 198-199 № 491

     6.

    Имена существительные собственные и нарицательные

    Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых понятий, использование их на практике.

     7.

    Правописание собственных имён существительных

    Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений. Выделение этих названий кавычками.

    Находят в текстах и выделяют имена собственные, объясняют их написание.

    Овладение приёмами деления существительных на собственные и нарицательные; знание правила употребления большой буквы в именах собственных, правило написания имён собственных названий в кавычках.

    Умение находить имена существительные собственные в тексте, отличать их от нарицательных, писать имена собственные названия в кавычках.

    Письменная провероч. работа.

    С. 199 (правило)

    С.200 № 494, 495

     8.

    Морфологический разбор имен существительных

    Морфологические признаки имени существительного.

    Порядок морфологического разбора имён существительных.

    Обобщают полученные знания о существительном как самостоятельной части речи, анализируют, делают выводы.

    Овладеть приёмами разбора имени существительного как части речи; усвоить порядок устного и письменного морфологического разбора имени существительного.

    С. 201 (читать)

    С.202 № 498

     9.

    Проверочная работа по теме: "Морфологический разбор имён существительных"

    Обобщают полученные знания о существительном как самостоятельной части речи, анализируют, делают выводы.

    Проверочная работа.

    С.202 № 499

     

     10.

    Род имён существительных

    Грамматическая категория рода имён существительных. Согласование существительных с прилагательными и глаголами прошедшего времени.

    Оперируют знаниями, полученными в начальной школе о роде имён существительных, анализируют, сравнивают, делают вывод.

    Понимать категории рода имен существительных; принадлежность слова к одному из трех родов.

    Уметь определять родовую принадлежность имен существительных; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными.

    С.202 № 500 (уст.), № 501

    С. 203 № 502

     11.

    Существительные, имеющие форму только множественного числа

    Число имён существительных. Лексические группы существительных, имеющих форму только множественного числа.

    Сравнивают и соотносят полученные знания, применяют на практике.

    Научиться определять существительные, имеющие форму только множественного числа, употреблять их в речи.

    С. 204 (правило)

    С. 204 № 507 (уст.)

    С. 205 № 510

     12.

    Существительные, имеющие форму только единственного числа

    Число имён существительных. Лексические группы существительных, имеющих форму только единственного числа.

    Сравнивают и соотносят полученные знания, применяют на практике.

    Научиться определять существительные, имеющие форму только единственного числа, употреблять их в речи.

    С.206 (правило)

    С. 206 № 512 (уст.)

    С. 207 № 514

     13.

    Число имён существительных. Повторение изученного

    Существительные, имеющие оба числа, и существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

    Систематизация знаний, наблюдение, применение на практике.

    Полное владение полученными знаниями, умение применять их на практике, аргументировать ответ, соблюдать нормы литературного языка.

    Письменная самостоятел. работа.

    С. 207 № 515, № 516 (уст.)

     14.

    Три склонения имён существительных

    Три склонения имён существительных.

    Способ определения склонения имен существительных.

    Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний.

    Научиться определять склонения имён существительных; Знать способы определения склонения имён существительных.

    С.207 (правило)

    С. 208

    № 518(уст.),

    № 517

     15.

    Изменение существительных по падежам

    Падеж имен существительных, падежные вопросы.

    Падежные окончания.

    Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний.

    Знать падежи имен существительных; уметь задавать падежные вопросы; определять падеж имен существительных, выделять падежные окончания и относящиеся к существительным предлоги.

    С. 208 (правило)

    С. 209 № 521 (уст.), № 524, С.210 № 525

     16.

    Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе

    Правило выбора И-Е в безударных падежных окончаниях имён существительных в единственном числе.

    Анализ таблицы, формулирование правила, применение на практике.

    Умение находить орфограмму в окончаниях имён существительных; ставить падежные вопросы; определять склонение, падежи имен существительных; применять правило выбора И - Е в окончаниях имён существительных в единственном числе.

    С. 212 (правило)

    С. 212  № 531

    С. 213 № 532

     17.

    Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе

    Распознают орфограмму, аргументируют выбор, применяют на практике.

    Тест.

    С 213 № 533, 534

     18.

    Склонение существительных на  -ия, -ий, -ие

    Особенности склонения имен существительных, оканчивающихся на –ия,   -ий, -ие.

    Анализируют, сравнивают, формулируют правило написание сущ-ых, оканчивающихся на –ИЯ, - ИЙ, -ИЕ.

    Владеть приёмами определения существительных на -ия, -ие, -ий  как особой группы.

    Научиться применять правило написания гласных в окончаниях существительных на –ия, - ие,- ий в ед. числе, применять способы самопроверки, владеть терминологией.

    С. 214 (правило)

    С.214  № 536

    С. 214-215 № 537

     19.

    Склонение существительных на  -ия, -ий, -ие

    Окончания существительных на -ия,   -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах

    Распознают изученную орфограмму, аргументируют выбор, применяют на прктике.

    Тестовые задания.

    С. 215 № 540

    С.216 № 541 (уст.)

     20.

    Множественное число имён существительных

    Особенности образования и употребления имён существительных во множественном числе.

    Склонение имён существительных во множественном числе

    Читают и рассказывают об особенностях сущ -ых множественного числа, делают вывод.

    Знать особенности образования и употребления форм именительного и родительного падежа множественного имен существительных.

    Уметь правильно склонять существительные во мн. числе; употреблять в речи и правильно писать имена существительные мн. числа в И. и Р. падежах.

    С. 218 № 549 (уст.)

    С. 219 № 551 (уст.)

    С. 219-220

    № 552

     21.

    Правописание имён существительных множественного числа с шипящим на конце

    Буква Ь на конце существительных после шипящих.

    Три склонения имён существительных.

    Читают и рассказывают об особенностях сущ -ых множественного числа с основой на шипящую, делают вывод, применяют на практике.

    Знать склонение имён существительных; правила написания ь после шипящих на конце существительных;

    применять правило написания ь на конце существительных после шипящих на практике.

    Словарный диктант.

    С. 39 (правило)

    С. 220 № 554

     22.

    Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных

    Правописание гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.

    Выбор написания О-Е-Ё после шипящих в корнях и окончаниях существительных.

    Исследуют, наблюдают, делают вывод, читают, применяют правило на практике.

    Овладеть приёмами при выборе написания гласных О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных, применять правило правописания гласных О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных в зависимости от морфемы (корень, окончание).

    С. 221 (правило)

    С.221-222    № 557

    С. 222 № 560 (уст.)

     23.

    Обобщение и систематизация изученного в разделе "Имя существительное"

    Морфологические признаки существительного. Правописание имён существительных. Употребление существительных в речи.

    Обобщают, систематизируют, применяют полученные знания на практике.

    Использовать полученные знания об имени существительном на практике.

    Письменная самостоят. работа.

    С. 223 (вопросы)

    С.223 № 561

     24.

    Контрольный диктант с грамматическим заданием

    Морфологические признаки существительного. Правописание имён существительных. Порядок морфологического разбора имён существительных.

    Обобщают, систематизируют, применяют полученные знания на практике.

    Знать морфологические признаки имени существительного; особенности образования и употребления форм имён существительных; правописание имён существительных.

    Умение определять морфологические признаки имени существительного; образовывать различные формы имени существительного с соблюдением грамматических норм; применять изученные правила правописания имён существительных на практике; соблюдать орфографические и пунктуационные нормы; исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями.

    Контрольный диктант.

     25.

    Анализ диктанта.

    Работа над ошибками

    Работа над ошибками, повторение правил, работа с карточками.

    С. 222 № 558

    Имя прилагательное (12 часов)

     26.

    Имя прилагательное как часть речи

    Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки прилагательных. Правильное употребление имен прилагательных в речи.

    Обобщение и систематизация знаний о прилагательном за курс начальной школы. Чтение статьи учебника, соотнесение с ранее полученными знаниями.

    Уметь давать определение имени прилагательному; знать морфологические признаки имени прилагательного, отличать имена прилагательные от других частей речи;

     употреблять имена прилагательные в речи.

    С. 228 (правило)

    С. 228 № 576 (уст.)

    С. 228-229   № 577

     27.

    Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении

    Синтаксическая роль полных прилагательных.

    Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний.

    Умение находить имена прилагательные в предложении; определять синтаксическую роль прилагательных в предложении; употреблять имена прилагательные в речи.

    С. 226 № 571

     28.

    Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных

    Падежные окончания прилагательных, выбор гласных в падежных окончаниях прилагательных по вопросу от главного слова. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

    Фронтальная устная работа по учебнику, коллективное проектирование выполнение задания.

    Умение согласовывать прилагательные с существительными, склонять имена прилагательные вместе с существительными; определять падежное окончание прилагательного по вопросу от главного слова; различать существительные на -ий, -ия, -ие и прилагательные в тексте, правильно выделять морфемы.

    Тестовые задания.

    С 229-230 (правило)

    С. 231 № 581

     29.

    Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных с основой на шипящую

    Падежные окончания прилагательных. Условия выбора букв   О-Е в окончаниях имён прилагательных после шипящих и Ц.

    Согласование прилагательных с существительными.

    Наблюдают, сопоставляют с именами существительными, читают правило, делают вывод, применяют в практической работе.

    Научиться сравнивать, делать выводы, применять правило,

    склонять имена прилагательные вместе с существительными; определять падежное окончание прилагательного по вопросу от главного слова; выбирать гласные О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён прилагательных.

    Словарный диктант.

    С. 232 (правило)

    С. 232 № 584

    С. 230 № 579

     30.

    Полные и краткие прилагательные

    Нормы образования кратких прилагательных от полных. Грамматические особенности кратких и полных прилагательных. Особенности произношения краткой формы прилагательных. Синтаксическая роль полных и кратких прилагательных в предложениях.

    Читают и рассказывают друг другу, применяют на практике, проверяют друг друга, оценивают.

    Знать грамматические особенности кратких и полных прилагательных; отличать полные прилагательные от кратких; определять их роль в предложении.

     Уметь образовывать краткие прилагательные от полных; находить краткие прилагательные в тексте.

    С. 234 (правило)

    С.  234-235  № 588, 590

     31.

    Полные и краткие прилагательные

    Находят в тексте имена прилагатильные. Распознают их, дают характеристику.

     32.

    Образование краткой формы прилагательных

    Находят в тексте имена прилагатильные. Распознают их, дают характеристику.

    Самостоятель-ная работа.

    С.235 № 589, 593

     33.

    Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую

    Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

    Читают и рассказывают друг другу, применяют на практике, проверяют друг друга, оценивают.

    Знать правило правописания кратких имен прилагательных с основой на шипящую.

    Уметь объяснять

    отсутствие  ь после шипящих на конце кратких прилагательных.

    С. 235 (правило)

    С. 235 № 591

    С. 236 № 592

     34.

    Морфологический разбор имён прилагательных

    Морфологические признаки имени прилагательного. Порядок морфологического разбора полных и кратких имён прилагательных.

    Обобщают, систематизируют, применяют полученные знания на практике.

    Знанть морфологических признаков имени прилагательного; порядок устного и письменного морфологического разбора имени прилагательного.

    Уметь правильно определять морфологические признаки имени прилагательного; соблюдать порядок устного и письменного разбора полных и кратких прилагательных.

    Письменная самостоятельн. работа.

    С. 237-238 (читать)

    С. 238 № 600

     35.

    Обобщение и систематизация изученного в разделе "Имя прилагательное"

    Морфологические признаки.

    Правописание полных и кратких прилагательных. Орфографические, лексические, грамматические нормы при употреблении прилагательных. Порядок морфологического разбора имён прилагательных.

    Обобщают, систематизируют, применяют полученные знания на практике.

    Знать морфологические признаки имени прилагательного; порядок устного и письменного морфологического разбор.

    Уметь правильно определять морфологические признаки имени прилагательного; соблюдать порядок устного и письменного разбора полных и кратких прилагательных.

    С. 239 (вопросы)

    С. 239-240 № 604

     36.

    Контрольный диктант с грамматическим заданием

    Написание контрольного диктанта.

    Контрольный диктант.

     37.

    Анализ диктанта.

    Работа над ошибками

    Работа над ошибками, повторение правил, работа с карточками.

    Доделать работу.


    Повторение и систематизация изученного в V классе (4 часа)

     38.

    Повторяем орфографию и пунктуацию

    Выбор гласных и согласных в приставках, корнях, окончаниях различных частей речи. Знаки препинания в простых осложненных и сложных предложениях. Знаки препинания в предложениях с прямой речью и при обращении.

    Повторение, обобщение, выводы, применение на практике.

    Знать изученный теоретический материал: орфограммы в приставках, корнях, окончаниях слов различных частей речи; правила расстановки знаков препинания в простом и сложном предложениях;

     составлять схемы простых и сложных предложений, предложений с прямой речью; применять изученный теоретический материал.

    Упр.729.

     39.

    Подготовка к годовой контрольной работе

    Выбор гласных и согласных в приставках, корнях, окончаниях различных частей речи. Знаки препинания в простых осложненных и сложных предложениях. Знаки препинания в предложениях с прямой речью и при обращении.

    Повторение, обобщение, выводы, применение на практике.

    Знать условия выбора гласных и согласных в приставках, корнях, окончаниях различных частей речи; графическое обозначение орфограмм; о знаках препинания в осложнённых простых и сложных предложениях, в предложениях с прямой речью.

    Уметь применять и закреплять изученные орфографические  и пунктуационные правила на синтаксической основе; исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями.

    С. 288 № 731

    С. 286 № 725

     40.

    Годовая контрольная работа

    Написание годового контрольного диктанта.

    Повторение, обобщение, выводы, применение на практике.

    Контрольный диктант.

     41.

    Анализ годовой контрольной работы. Работа над ошибками

    Анализ контрольного диктанта.

    Работа над ошибками, подведение итогов, вывод.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу русского языка для 5 - 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале....

    Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы 7 вида. 4 класс.

    Программа предназначена для 4 класса, школы 7 вида....

    Рабочая программа. 5 кл. Развитие речи. Для коррекционных школ

    Рабочая программа. 5 кл. Развитие речи. Для коррекционных школ....

    Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы V вида, 5 класс.

    Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы  V вида, 5 класс.Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований ф...

    Рабочая программа. 6 кл. Русский язык и развитие речи. Для коррекционных школ.

    Рабочая программа. 6 кл. Русский язык и развитие речи. Для коррекционных школ....

    Рабочая программа. 6 кл. Русский язык и развитие речи. Для коррекционных школ. Надомное обучение.

    Рабочая программа. 6 кл. Русский язык и развитие речи. Для коррекционных школ. Надомное обучение....

    Рабочая программа. 7 кл. Русский язык. Для коррекционных школ.

    Рабочая программа. 7 кл. Русский язык. Для коррекционных школ....