урок-деловая игра в 5 классе по теме "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок в форме деловой игры поможет учащимся более эффективно повторить и закрепить изученное по теме "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe._delovaya_igra.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  «В редакции газеты «…»(Систематизация и обобщение материала по теме «Имя существительное»)

Цель: обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Имя существительное»

Задачи:

формировать практические умения и навыки учащихся по осознанному применению полученных знаний;

 знакомить учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты;

развивать память, внимание, быстроту реакции, культуру речи;

 формировать чувство ответственности за результаты своего труда;

воспитывать коммуникативную культуру учащихся, положительное отношение к знаниям.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: деловая игра (ролевая игра)

Нестандартная форма урока выбрана с целью повышения мотивации учебной деятельности за счет применения элементов здоровьесберегающих технологий, пропаганды здорового образа жизни и спорта.

Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас необычный урок! Цель урока – повторить  все, что мы знаем об имени существительном, чтобы диктант написать отлично! Но повторять изученное мы будем необычно…

- Представьте, что мы оказались в редакции газеты. Здесь собрались журналисты, корректоры, редакторы, секретари-машинистки. Роли работников редакции будете выполнять вы.  

-Итак, отправляемся в редакцию газеты, но сначала надо придумать название газеты, правда есть одно условие - название должно быть именем существительным.

В тетради запишите число, тему урока.

2. Словарно – орфографическая работа.

К сегодняшнему уроку я просила вас поработать с толковым словарём, найти и записать в словарики значение слов: корректор, редактор, журналист, репортаж, корреспондент, интервью.

Журналист - литературный работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в журналах и газетах.

Репортаж - сообщение о событиях, информация в печати, по телевизору.

Корректор – работник издательства, занимающийся  чтением текста, правкой.

Интервью – предназначенная для печати или передачи по радио, телевидению беседа с каким- нибудь лицом.

Типография – предприятие, где производится набор и печатание изданий.

Редактор – лицо, которое редактирует (проверяет, исправляет что- нибудь).

Корреспондент – автор корреспонденций в газете, журнале.

 3.Редакторский отдел.

- Мы заглядываем в редакторский отдел. Редакторы – самые главные и ответственные люди в редакции. И сейчас мы узнаем, какой теме будет посвящен свежий номер нашей газеты!

В типографии невнимательно набрали материалы. Когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что в статье некоторые слова написаны неверно, ошибки они обнаружили, а вот написать правильно не успели. Давайте постараемся сделать это мы!

- Прочтем текст и определим, какой теме он посвящен.

Путь Олимпийского огня

В Греци__, в Олимпи__, от солнечного луча зажигают факел. Гречанка в белых одеждах передает его спор__мену,  и факел пускается в путь. Он пут__шествует на самолёт__, пароход__, на автомобил__, на поезд__. Последний этап длинной дорог__ факел всегда совершает в руках б__гуна.

 - Какие орфограммы мы вспомнили, чтобы написать этот текст правильно?

(Падежные окончания имен существительных, безударная гласная в корне, соединительная гласная в сложном слове, правописание согласных)

- Молодцы! Грамотные у меня сотрудники!

4. Отдел художников-оформителей и фотографов

- Отредактированную нами статью надо бы оформить! Освоим и эту работу. Перед вами наброски спортсмены-олимпийцы. Представьте на них морфологические «портреты» существительных из данного текста:

- Проверим, насколько удачны ваши работы

(В) Греции

1. (В чём?) сущ., обозначает предмет.

2. Н.ф. – Греция; собств., неодуш., ж.р., особ.скл.на –ия, ед.ч.; в П.п.

3. (Где?) в Греции

Спортсмену

1. (Кому?) – сущ., обозначает предмет.

2. Н.ф. –спортсмен; нариц., одуш., м.р., 2 скл.; в Д.п., ед.ч.

3. (Кому?) спортсмену

Этап

1. (Что?) – сущ., обозначает предмет.

2. Н.ф. – этап; нариц., неодуш., 2 скл., м.р.; в В.п., ед.ч.

3. (Что?) этап

(От) луча

1. (От чего?) – сущ., обозначает предмет.

2. Н.ф. – луч; нариц. ,неодуш., 2 скл., м.р.; в ед.ч., Р.п.

3. (Как?) от луча

Дороги

1. (Чего?) – сущ., обозначает предмет.

2. Н.ф. – дорога; нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.; в Р.п., ед.ч.

3. (Чего?) дороги.

 

5. Отдел журналистов

- Знаете ли вы, что журналист, берущий интервью, должен с полуслова понимать своего собеседника. Вот мы пока потренируемся, сможете ли вы угадать слова? Запишите слова в 2 группы (какие – это вы определите, как только отгадаете первое слово!) Не забудьте при записи слов в тетрадь объяснить орфограммы

- бьют его рукой и палкой, никому его не жалко (мяч)

- середина ночи, когда спортсмены уже спят  (полночь)

- доктор (врач)

- футбольное соревнование (матч)

- тихая безветренная погода, в ней особо нуждаются лыжники (тишь)

- реакция человека на сильные переживания, бывает и радостным для победителей (плач)

- частое судорожное сокращение мышц (от холода, болезненного или нервного состояния и т.д.) (дрожь)

- место возле водоёма, где можно поиграть в волейбол (пляж)

- а в завершении Олимпиады говорят: «До новых…» (встреч)

-Проверим, как вы оформили записи.

6.Немного разомнёмся – мы в отделе почты.

- Для разминки вспомним, знаете ли вы хорошо правила написания падежных  окончаний имен существительных. Если пишем букву Е, то встаем, если букву И – тянемся сидя к потолку руками.

от дорожкИ

к дорожкЕ

о выносливостИ

о хоккеистЕ

нет поддержкИ

на стадионЕ

по линиИ

на матчЕ

о счетЕ

от радостИ

-  Разберём телеграммы с адресами и адресатами в 2 группы: с буквой И в окончании и с буквой  Е (работа в группах)

Кому:  Марь__ Алексеевне, Натали__ Валерьевне, Софи__ Игоревне, Наталь__ Петровне, Таиси__ Васильевне, Клавди__ Анатольевне, Вероник__ Степановне

Куда: на каток в Казан__, на каток в Санкт-Петербург__, на каток в Ярославл__, на стадион в Египт__, на стадион в Япони__, на стадион в Канад__; на трамплин в Греци__, на трамплин в Новгород__, на трамплин в Бразили__

И:

Наталии, Софии, Таисии, Клавдии, Казани, Японии, Греции, Бразилии

Е:

Марье, Наталье, Веронике, Санкт-Петербурге, Ярославле, Египте, Канаде, Новгроде

7. Отдел корректоров

- Мы в отделе, где работают корректоры. Будем исправлять ошибки! Справитесь? Думаю, да, ведь мы уже знакомы с орфоэпическими и грамматическими нормами в употреблении имен существительных.

оплатить за проезд  

оплатить проезд

уплатить за проезд

заплатить за проезд

"Оплата_ - от _оплатить_, _уплата_ - от _уплатить_. Это неравнозначные глаголы. _Оплатить_ = заплатить за что-либо: _оплатить проезд, обучение, услугу_ (т. к. можно сказать _заплатить за проезд, за обучение, за услугу_). _Уплатить_ -внести какую-либо сумму, например: _ уплатить_ (не оплатить!) _штраф, взнос, пени._ Соответственно: _оплата проезда_, но: _уплата штрафа_".

лекарство для кашля

лекарство от кашля

пара сапогов

пара сапог

пара носков

пара носок

гимн болгаров

гимн болгар

группа тренерОв

группа трЕнеров

8. Работа с текстом

Мы будем с удовольствием наблюдать за эстафетой наших лыжниц!

Эстафетой называют соревнование команд в беге, в плавании, в ходьбе на лыжах, когда на определенном участке дистанции один участник соревнования сменяет другого и передает ему палочку или дотрагивается до него рукой. Эстафетой называется и палочка, которую передают друг другу спортсмены. Оба эти значения слова «эстафета» являются сравнительно новыми.

А знаете ли вы, что раньше эстафетой называли срочную почту, которая доставлялась посыльными? Они сменяли друг друга в пути на определённых пунктах и использовали каждый раз новых почтовых лошадей.

Когда в спорт ввели новый вид соревнований со сменой участников команды, то использовали слово «эстафета». Так оно получило новую жизнь в спортивном мире.

Сегодня в эстафете бегут Юлия Иванова, Ольга Кузюкова, Наталья Жукова и Юлия Чекалёва. Болеем за наших!

- Какова тема этого текста? О чем он? (об эстафете)

- Автору удалось заинтересовать нас? Как? (использовал местоимение «мы», обратился к читателям «А знаете ли вы?», сообщил важную информацию о том, кто выступает за нашу страну в соревновании, призыв «Болеем за наших!»).

- Таким образом, автор воздействует на нас, читателей, обращая внимание на тему, которая волнует многих в данный момент, использует призыв. Кроме того, жанр этого текста – статья. Значит, перед нами текст публицистического стиля! В чем отличие его от художественного? (жанр и наличие призыва)

- По данным статистов, в этом тексте  48 существительных; 77 слов других частей речи, 24 из которых служебные части речи, значит, 53 слова других самостоятельных частей речи. Какую роль выполняют существительные в этом тексте? (Без сущ-х, которые называют все предметы окружающей нас действительности, невозможно создать понятный текст.)

9. Подведение итогов и оценок.

- Ребята, мы хорошо поработали сегодня, повторили тему «Имя существительное». Понравилось ли вам в редакции нашей газеты?

10. Комментирование домашнего задания.

Д/з: выписать слова с пропущенными буквами, объясняя графически орфограммы; выполнить разборы (под цифрами)

Лист оценок:

Дата:

Состав группы №….

Редакторский отдел (количество ответов)

Отдел художников- оформителей

Отдел журналистов (количество ответов)

Отдел почты

Отдел корректоров

(количество ответов)

Статья (количество ответов)

Домашнее задание

1.

2.

3.

4.

5.

        

Мы будем с удовольствием наблюдать за эстафетой наших лыжниц!

Эстафетой называют соревнование команд в бег__, в плавани__3, в ходьбе на лыжах, когда на определенном участк__ дистанци__ один участник соревнования сменяет другого и передает ему палоч(?)ку или дотрагивается до него рукой. Эстафетой называется и палоч(?)ка2, которую передают друг другу спор__мены. Оба эти значения слова «эстафета» являются сравнительно новыми.

Раньше эстафетой называли срочную поч(?)ту, которая дост__влялась посыльными. Они сменяли друг друга в пути на определённых пунктах и использовали каждый раз новых почтовых лошадей.4

Когда в спорт ввели новый вид соревнований со сменой учас(?)ников2 команды, то использовали слово «эстафета». Так оно получило новую жизнь в спортивном мир__.

Сегодня в эстафет__ б__гут Юлия Иванова, Ольга Кузюкова, Наталья Жукова и Юлия Чекалёва. Болеем за наших!

Д/з: выписать слова с пропущенными буквами, объясняя графически орфограммы; выполнить разборы (под цифрами)

Будьте внимательны: вы готовитесь к контрольному диктанту по теме «Имя существительное». Удачи!

Мы будем с удовольствием наблюдать за эстафетой наших лыжниц!

Эстафетой называют соревнование команд в бег__, в плавани__3, в ходьбе на лыжах, когда на определенном участк__ дистанци__ один участник соревнования сменяет другого и передает ему палоч(?)ку или дотрагивается до него рукой. Эстафетой называется и палоч(?)ка2, которую передают друг другу спор__мены. Оба эти значения слова «эстафета» являются сравнительно новыми.

Раньше эстафетой называли срочную поч(?)ту, которая дост__влялась посыльными. Они сменяли друг друга в пути на определённых пунктах и использовали каждый раз новых почтовых лошадей.4

Когда в спорт ввели новый вид соревнований со сменой учас(?)ников2 команды, то использовали слово «эстафета». Так оно получило новую жизнь в спортивном мир__.

Сегодня в эстафет__ б__гут Юлия Иванова, Ольга Кузюкова, Наталья Жукова и Юлия Чекалёва. Болеем за наших!

Д/з: выписать слова с пропущенными буквами, объясняя графически орфограммы; выполнить разборы (под цифрами)

Будьте внимательны: вы готовитесь к контрольному диктанту по теме «Имя существительное». Удачи!

Кому:  Марь__ Алексеевне,

Кому:  Натали__ Валерьевне,

Кому:  Софи__ Игоревне,

Кому:  Наталь__ Петровне,

Кому:  Таиси__ Васильевне,

Кому:  Клавди__ Анатольевне,

Кому:  Вероник__ Степановне

Куда: на каток в Казан__,

Куда:  на каток в Санкт-Петербург__,

Куда: на каток в Ярославл__,

Куда: на стадион в Египт__,

Куда: на стадион в Япони__,

Куда: на стадион в Канад__;

Куда: на трамплин в Греци__,

Куда: на трамплин в Новгород__,

Куда:  на трамплин в Бразили__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-деловой игры по теме "Четырехугольники". 8 класс

Существует различные пути формирования учебно- познавательной компетенции, одним из которых являются нестандартные уроки. Приведем пример деловой игры.На таких уроках моделируется реальная ситуа...

Урок – деловая игра «Технология проектирования». 6 класс

Раздел ПРОЕКТИРОВАНИЕ.   10 часов.  Проектирование «запускается» после изучения раздела КУЛИНАРИЯ или после изучения определенной темы (как в данном случая, после изучения темы «Крупы, ...

Урок-деловая игра по математике для 11 класса "ЖИЛЬЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ" в рамках подготовки к ЕГЭ

Цели урока:   1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ  развитию умений применять     математические знания,закрепление знаний, умений и навыков при решении...

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...