урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

урок русского языка по теме "Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка118.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – средняя общеобразовательная школа с.Садовка Балтайского района Саратовской области

КОНСПЕКТ

 урока русского языка в 6 классе

по теме «Фразеологизмы»

с использованием компьютерных технологий

                                                        

                                                                        Мамкеева Э.Ф.

                                                        учитель русского языка и литературы


Тема урока: Фразеологизмы (6 класс).

Форма урока: Путешествие в страну Фразеологизмов

Цель: научить узнавать в речи  фразеологизмы, умело их использовать;

Задачи:

обучающие: выяснить, какую роль играют фразеологизмы  в нашей речи,

развивающие: развивать умение пользоваться фразеологизмами в собственной речи,

воспитывающие:  прививать любовь к русскому языку.

Оборудование:  мультимедийная аппаратура, иллюстрации, карточки для индивидуальной работы, словари.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая

п/№

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Предполагаемые ответы учащихся

1

Организацион-ный

Сообщение темы и цели урока

Музыка

Сегодня у нас необычный урок, урок-приключение, полное опасностей и неожиданностей, урок-путешествие в страну Фразеологизмов. На доске сказочная карта страны Фразеологизмов (Слайд №2)

Путешествовать мы будем и на фрегате, и на самолете, на поезде, пешком, пока не доберемся к берегам загадочной и прекрасной Фразеологии, населенной фразеологизмами.  

Цель нашего путешествия: научиться узнавать в речи  фразеологизмы, понять,  какую роль играют фразеологизмы  в нашей речи, умело их использовать, в очередной раз восхититься чудесными возможностями русского языка.

- Давай поднимем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Еще немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

- Дорог в морях немало -

Смелее у штурвала!

Познакомимся с маршрутом нашего путешествия (Слайд № 3)

2

Словарная работа

Слайд №4

(В)перёд!  (На) таком к…рабле, да и (с) таким эк…пажем, можно плыть даже (к) самому г…ризонту.  

Задание 1 группе:

 Запишите словарные слова и поработайте с ними (ударения, безударные гласные, предлоги и окончания). Определите падежи.

Задание 2 группе:

Дайте с помощью словаря объяснение словам: Бриз Боцман Капитан Лоцман Фрегат Штурман. Но вы сами должны выбрать словарь, в котором можно найти толкование этих слов.  Какой это словарь?

Работа по группам

1 группа

Вперёд!  На таком корабле, да и с таким экипажем, можно плыть даже к самому горизонту.

Вперед – наречие,

На, с, к – предлоги

Корабле, экипажем, горизонту – слов.слова

На корабле (П.п.), с экипажем (Т.п.), к горизонту (Д.п.)

2 группа:

Фразеологический словарь

Бриз – легкий  ветерок, дует днем с моря, а ночью с суши.

Боцман – лицо младшего командного состава, в обязанности которого входит содержание корабля в порядке, руководство общекорабельными работами, обучение команды морскому

Капитан – лицо, управляющее судном.

Лоцман – специалист по проводке судов в пределах определённого участка, где требуются особо точные знания местных условий плавания.

Фрегат – трёхмачтовое парусное военное судно (18-19 в.), обладавшее большой скоростью хода.

Штурман – специалист по вождению кораблей.

3

4

5.

6

7

8

Сравнение свободных и устойчивых словосочетаний

Физминутка

Происхождение

Фразеологизмов

Получение новых знаний

Подведение итогов

Закрепление знаний

Мы приближаемся к острову Повторения. Вдали виден мыс Ошибок. Задание называется «Когда мы так говорим» (Слайд №5) Если команда успешно справится с заданием,  то удачно обогнёт мыс Ошибок и благополучно продолжит путешествие. Кто самый смелый?

Раз ты такой смелый – будешь капитаном, и поможешь своей команде благополучно обогнуть мыс Ошибок

(Слайд №5)Когда мы так говорим?

  1. Вымыть руки.  
  2. Держать себя в руках.
  3. Взять голыми руками.

Слайд №6

  • Какие словосочетания созданы на основе переносного значения слов?  
  • Когда слово употребляется в переносном значении?

  • В чем секрет удивительной образности и выразительности русского языка? (

  • Какие значения имеет слово «держать»? О каком явлении русского языка это говорит?
  • Какие средства художественной изобразительности создаются благодаря переносу значения слова?

А сейчас я выберу лоцмана . Кто справится с заданием?

Слайд № 7

Сейчас проведем лингвистический эксперимент.

Слайд № 8 Замените в данных словосочетаниях подчеркнутое слово синонимом: куда глаза смотрят  или куда глаза глядят?

Каков результат эксперимента? Слайд №9

Можно ли «обновить» устаревшее слово «зеница» в данных фразах: беречь как зрачок глаза на как зеницу ока?

Можно ли заменить даже грамматическое число компонентов данных словосочетаний: сбиться с ног  на сбиться с ноги   ?

Вывод 1. Слайд № 10

Кроме свободных словосочетаний в русском языке существуют  несвободные, устойчивые, или фразеологизмы (фразеологические обороты).

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое  в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии.

Действительно, данные словосочетания  нельзя «сконструировать» из отдельных слов (как это происходит со свободными словосочетаниями), они воспроизводятся в памяти в том виде, в каком они всегда употребляются.

От штурмана в не меньшей степени зависит успех нашего предприятия. Сейчас задание для всей команды. Но кому отвечать – решает штурман

Разминка для команды. Посмотрим, насколько богата ваша речь и выразительна. Знаете ли вы эти фразеологизмы? Отгадайте фразеологические загадки. Наберите как можно больше флажков за правильные ответы.

Слайд № 11, 13, 15, 17

  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

  • Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у вечных путаников.

  • Ее толкут или  носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими.
  • Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

Вывод 2. Слайд № 19В отличие от свободного словосочетания у фразеологического оборота лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм в целом.  В предложении фразеологизмы   выступают как неделимое словосочетание.

Свистать всех наверх!

В путешествие пойдём.

В страну чудес мы попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Дружно, громко отвечай.

По морю сначала плыли

И на острове мы были

Все задания решили

Ничего мы не забыли!

А теперь электровоз

Нас на станцию повез

Садимся на поезд и мчимся до остановки Фразеологический Словарь

Займите места в своих купе. Состав  приближается к остановке Фразеологического Словаря. Здесь нас ждет встреча с великими мудрецами, которые нам расскажут о том, как возникли фразеологизмы. Приготовились внимательно слушать, иначе Великий Словарь не раскроет  нам свои тайны.

Выходят 2 ученика: Великий Словарь и  принцесса Фразеология

Посмотрим, какие истории о себе нам расскажут исконно русские фразеологизмы

Презентация фразеологизмов:

Слайды № 22-34

 Дым коромыслом – Шум, гам, суматоха.

Тертый калач – Очень опытный человек, которого трудно обмануть.

Реветь белугой Громко кричать или плакать.

Слайд №35Вывод 3. Источники  возникновения  новых фразеологизмов огромны. Они могут появиться в любой момент. Крестьянский быт, наблюдения над животными, народные обычаи, профессиональная среда, исторические события – все это может дать жизнь фразеологизмам. Кроме того, литературные произведения, фольклор (сказки, пословицы и поговорки) пополняют фразеологическую копилку русского языка.

  • Какие привычные формулы сказок стали фразеологизмами?  

Появляясь в языке, они находят  похожих на них друзей. К ним мы сейчас и отправимся на самолете. Остановимся на вершине Синонимов и Антонимов.

Синонимы и Антонимы  день и ночь трудятся вместе с Фразеологизмами, делая речь богаче, ярче и выразительнее. Часто Фразеологизмы в тексте становятся на место синонимов, что позволяет более точно выразить мысль. А некоторые Фразеологизмы являются антонимами.

  • Какие слова называются синонимами? антонимами?

Потренируемся. Слайд № 36, 37

Мы летим с вами высоко над землей, выше облаков. В каждом из облаков синонимы или антонимы для фразеологизмов, записанных на карточках.  Игра в лото. Разделимся на 3 группы. Передавая друг другу эстафету, группы должны как можно быстрее накрыть карточку с фразеологизмами облаком с синонимами к этим фразеологизмам для одной группы, антонимами - для другой.

Теперь нам надо преодолеть поэтический перевал. Идем пешком

Слайды № 38,39

Найдите в тексте фразеологизмы:

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

  • Вы узнали эти  строки? Объясните значение фразеологизмов.
  • О каких событиях идёт речь в этой строфе баллады М.Ю.Лермонтова?
  • Кто рассказчик?

  • Как вы думаете, для чего автор использует фразеологизмы в этом отрывке?

Вывод 4. Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной

Итак, что мы сегодня узнали о загадочной стране?

Слайд 40. Выводы.

Конечный пункт нашего путешествия – проверка знаний. Кто правильно все решит, тот вернется домой.

Тест

Слайды № 41-44

Ключ к тесту Слайд № 45

№ задания

№ вопроса

1

2

3

4

I.

d

c

b

a

II.

b

c

d

a

III.

b

c

c

b

Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву ждет вас впереди.

По океану книг, через океан языкознания и многие другие моря вы обязательно придете к Земле Знаний. Спасибо всем!

Выходит 1 учащийся

Работает команда

Выходит 1 учащийся

Работает команда

Работает команда

Ребята выполняют упражнения

Великий Словарь.

Нашим островом правит принцесса Фразеология, которая просто обожает  фразеологизмы, изучает их и заботится о них.  Большую помощь ей оказывают ученые-мудрецы.

Среди них  русский лингвист Виктор Владимирович Виноградов.

Он был одним из составителей первого научного Толкового словаря русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, одним из редакторов 4-томного и 17-томного академических словарей русского языка, руководил работой по составлению словаря языка А.С. Пушкина.

Принцесса Фразеология. По своему происхождению фразеологизмы делятся на  исконно русские и заимствованные из славянских и неславянских языков. Фразеологизмами русский язык пополнился, благодаря заимствованиям из старославянского языка и таких неславянских языков, как древнегреческий, латинский, французский, немецкий и английский язык.

2 учащихся у доски

Работа по группам

Индивидуальная работа на бланках

Вымыть руки.  (Когда хотим помыть руки)

Держать себя в руках. (О выдержанном человеке)

Взять голыми руками. (Легко одолеть)

2 и 3

Когда происходит перенос прямого значения слова на другой предмет или явление.

В нем очень много слов, которые употребляются не только в прямом, но и  в переносном значении.

О многозначности

Метафора,олицетворе-

ние, эпитет

Вымыть руки – здесь нет переносного значения

Идти

направление взгляда

Изменился смысл высказывания

Нельзя

Сильно устать от беготни, хлопот, начать идти не в ногу со всеми в строю

нельзя

Нос,

каша,

вода,

Язык

Жить-поживать, за тридевять земель, в некотором царстве, в некотором государстве, по щучьему велению, сказка про белого бычка

Сино́нимы— слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

Анто́нимы— это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения

ушки на макушке

тут как тут

Быть начеку, осторожными;

Быстро появиться

В этой строфе баллады речь идёт о начале Бородинского сражения

Рассказчик – участник событий Отечественной войны 1812 года

Используя эти устойчивые сочетания, он подчёркивает готовность русских солдат к бою, их бдительность и   неожиданность появления вражеской армии.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое  в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии.

У  фразеологического оборота лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.  В предложении фразеологизмы   выступают как неделимое словосочетание.

Источники  возникновения  новых фразеологизмов огромны. Они могут появиться в любой момент.

Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной, экспрессивной.

                     

Бланк для ответа

№ задания

№ вопроса

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...