Урок русского языка 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Тема "Однородные члены предложения". Урок содержит кронштадтский компонент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Асанова Ирина Николаевна, заместитель директора ГБОУ СОШ № 422, учитель русского языка.

Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: «Понятие об однородных членах предложения» (2 урок)

Цель: Закрепить понятие об однородных членах предложения.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически прокомментируйте.

Сентябрь. В…скресенье. Пр..красное осе (нн) (н)ее утро. Уже взошло солнце и всем кроншта…ам открылась нежная кр…сота пр…роды. Люди смотрели на море небо и золотую парчу осе (нн) (н)его н…ряда парков. Они дышали морским бодрящ…м воздухом.

- Проверим (текст со вставленными буквами и знаками, а также комментарием – на слайде). Прочитайте.

- Какие орфографические ошибки допущены?

- Объясним постановку знаков препинания в 4 предложении.

- Докажите, что «море», «небо» и «парча» однородные члены.

- Объясните, почему в предложении 4 перед «и» есть запятая, а в данном нет.

- Почему между определениями «морской, бодрящий» можно поставить запятую?

- Назовите известные вам средства выразительности.

- Как вы думаете, однородные члены могут быть средствами выразительности речи?

- Какую функцию в тексте могут выполнять однородные члены? (точнее описать явление, образ, представить в деталях, более масштабно, иногда придают динамику, чаще глаголы)

-Какое настроение создается автором этого текста у читателя?

- Ребята, у этого текста есть продолжение,  в котором уже нет таких светлых, радостных тонов. Послушайте.

  1. В восемь часов утра (У) послышались гудки (Б)и разрывы снарядов.
  2. Черные тучи самолетов(Е) надвигались на город.
  3. Бомбы(Ж) летели на головы людей(Г)дома(О) парки (Р) школы (О)больницы и детские сады.
  4. Город окутался(И) и дымом (Д)и пламенем (С)и гарью.
  5. Это была грозная(Л)страшная феерия.
  6. Кронштадтцы боролись с огнем (А)разбирали завалы(В)оказывали помощь пострадавшим.
  7. Взрослые(Р) и дети были на своих местах (Ы)и каждый выполнял свой долг.
  8. Две недели продолжался поединок защитников Кронштадта (Т) с воздушными силами армии «Север».
  9. И победа осталась за кронштадтцами.

- Это отрывок из статьи в газете «Кронштадтский вестник», автором которой является Лидия Ивановна Токарева, экскурсовод, краевед, внешний корреспондент газеты. И писала она о сентябрьских боях 1941 года в Кронштадте.

-С каким событием оно связано? (65 лет Победе)

- Внимание, задание.

В этой части текста пропущены знаки препинания. Выпишите в строчку только те буквы, на месте которых должны стоять запятые. Помните, что союз «и» соединяет не только одн. чл., но и части сложного предложения.

(Выполнение задания около 4 минут)

- - Проверим, какое словосочетание получилось?

 ГОРОД СЛАВЫ

-Как думаете, с каким событием можно связать это словосочетание? (27 апреля 2009 года  присвоено городу почетное звание «Город воинской славы за мужество, стойкость, героизм»)

- Самостоятельно проверьте выполненное задание (на доске - графический комментарий)

6. –Сегодня мы говорим о том, что однородные члены предложения связывают сочинительные  союзы, самый распространенный «И». Но этот союз выполняет и другую функцию – связывает части сложного предложения.

- Сделайте в тетради два столбика: ССП и простое с однородными членами. На карточках – 5 предложений. Прочитайте их. Выпишите номера в соответветствующие столбики

Карточка с предложениями

  1. Автор киносценария «Мы из Кронштадта» и спектакля «Раскинулось море широко».
  2. Он вел общественно-политическую и литературную работу.
  3. Он и выступал перед бойцами, и писал листовки.
  4. Корреспондент газеты «Правда», он поддерживал боевой дух солдат, и воевать им было легче.
  5. С первых дней войны он находился на передовых рубежах: в Кронштадте и Ленинграде.

-Итак, назовите № предложений – ССП?

Все остальные – простые с однородными  членами.

Речь в этих предложениях идет об одном человеке, именем которого названа улица в нашем городе. Кто это?

(Всеволод Вишневский)

 Кто из вас живет на улице имени писателя ,драматурга Вс. Вишневского?

Запишите предложения в тетрадь в соответствующий столбик, заменяя местоимение ОН именем собственным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...